Анализ социально – психологических методов управления в организации (на примере ООО «Златоустовский теплотрест»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов социально – психологических методов управления. Объектом исследования является деятельность предприятия ООО «Златоустовский теплотрест», а предметом исследования являются социально – психологические методы управления.
Для достижения поставленной цели курсовой работы, необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы понятия и сущности методов управления;
....
- разобрать способы повышения эффективности использования социально – психологических методов.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы методов управления 5
Сущность и назначение методов управления в организации 5
Понятие и содержание социально – психологического метода 12
Глава 2. Роль социально – психологического метода управления в практике формирования и достижения важнейших целей развития предприятия ООО «Златоустовский теплотрест» 23
2.1 Характеристика предприятия ООО «Златоустовский теплотрест» 23
2.2 Анализ социально – психологических методов управления и эффективность их использования 27
2.3 Необходимость выбора социально – психологического метода для развития предприятия 33
Заключение 36
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Теория организации Социально - психологические методы управления и способы повышения эффективности их использования в организации - пере

— 258.00 Кб (Скачать)


Федеральное агентство  по образованию

ФГБОУ «Магнитогорский государственный университет»

Факультет экономики  и управления

Кафедра менеджмента 

 

 

 

 

Курсовая работа по теории организации на тему:

 

«Анализ социально – психологических методов управления в организации

(на примере ООО «Златоустовский теплотрест»)»

 

 

 

                                                              Выполнил: студент 1 курса группы 3л-11

                                                      Факультета экономики управления

                                                                                           Воронина О.Н.

                                                  Проверил: ст.преподаватель каф.

                                         менеджмента и маркетинга

                                                                                          Трунова Н.В.

 

 

Дата сдачи: ___________

Дата защиты: _________

Оценка: ______________

 

Магнитогорск, 2012 год 
ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение                                                                                                                       3

Глава 1. Теоретические основы методов управления                                              5

    1. Сущность и назначение методов управления в организации            5
    2. Понятие и содержание социально – психологического метода       12

Глава 2. Роль социально – психологического метода управления в практике                                                       формирования и достижения важнейших целей развития                                    11

предприятия ООО «Златоустовский теплотрест»                                                 23

2.1 Характеристика предприятия ООО «Златоустовский теплотрест»       23

2.2 Анализ социально – психологических методов управления и         1эффективность их использования                                                                         27

2.3 Необходимость выбора социально – психологического метода             11

для развития предприятия                                                                                 33

Заключение                                                                                                                 36

Список используемой литературы                                                                           38

 

 

Введение

 

В условиях конкурентной борьбы между предприятиями за лидерство  на рынке, все большее число этих предприятий понимают важность грамотного управления фирмой, персоналом, что  непосредственно сказывается на экономическом показателе работы фирмы.

Любое предприятие, основанное на труде большого числа  людей, нуждается в совершенствовании  системы управления персоналом. С  каждым годом появляется много различных  технологий управления человеческими  ресурсами, но неизменным остается тот  факт, что каждый работник - это, прежде всего человек со своими личными социальными, психологическими и физиологическими особенностями.

Именно эти  индивидуальные особенности человека, а точнее грамотный подход к управлению ими показывают, как влияют социально-психологические методы управления на эффективность работы всех подразделений предприятия.

В системе управления персоналом существуют различные методы управления такие, как административные, экономические, социально-психологические, которые тесно переплетаются между собой и направлены на достижение целей организации. На предприятии, дешевле будет грамотно организовать работу сотрудников с учетом всех социальных, психологических и физиологических особенностей, чем потом устранять последствия этой работы.

Процесс управления в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнять успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации. Управление - это синтез средств и способов подготовки управленческих решений и организация их исполнения.

Выбранная тема курсовой работы "Анализ социально – психологических методов управления в организации " довольно актуальна. Менеджмент как взаимозависимая система управления направлена на достижение всей совокупности целей и задач, стоящих перед организацией. У руководителей каждого уровня управления в пределах его компетенции должны быть сформулированы конкретные цели. В области инноваций акцент делается на завоевание передовых позиций по производству новых видов продукции. В области маркетинга - выбор новой товарной ниши, создание определенного имиджа у товара. Производственные цели направлены на повышение производительности труда и эффективности. В финансовой сфере - сохранение и поддержание на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов, их рациональное использование. В управление персоналом - обеспечение высокой мотивации персонала, формирование условий, необходимых для развития творческого потенциала работников. От того насколько правильно и четко сформулированы цели и задачи зависит успех компании в целом.

Целью курсовой работы является изучение теоретических  и практических аспектов социально – психологических методов управления. Объектом исследования является деятельность предприятия  ООО «Златоустовский теплотрест», а предметом исследования являются социально – психологические методы управления.

Для достижения поставленной цели курсовой работы, необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретические основы понятия и сущности методов управления;

- изучить социально-психологические методы управления;

- проанализировать социально-психологические методы управления  на предприятии ООО «Златоустовский теплотрест»;

- разобрать способы повышения эффективности использования социально – психологических методов.

 

Глава 1. Теоретические  основы методов управления                                                                                                              

1.1.Сущность и назначение методов управления в организации      

                                 

Сущность  и содержание процесса управления проявляется  в его функциях. Управление - это  интегрированный процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей организации. В широком понимании в специальной управленческой литературе даются различные толкования менеджмента.

Понимание менеджмента  как искусства управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на которые воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Поэтому управление является и наукой, и искусством, которому можно научиться опытным путем и которым овладевают только люди, имеющие к этому талант. Менеджеры должны учиться на опыте и, соответственно модифицировать последующую практику с учетом выводов теории. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способностей применять знания в практической работе. Отсюда возникает необходимость более детального рассмотрения содержания работы менеджера как субъекта процесса управления. Казанцев А.К, Подлесных В.И, Серова Я.С Практический менеджмент: В деловых играх, ситуациях , задачах и тестах: учебное пособие.-М.:ИНФРА-М,2000.- С.20.

Решая ту или  иную задачу менеджмента, методы служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и достижения целей. Рассматриваемые ниже методы менеджмента применяются по отношению к трудовым коллективам в целом и отдельным работникам в частности. Поэтому их следует интерпретировать как способы управленческого воздействия на трудовые коллективы и человека. Такой подход связан с общей концепцией менеджмента как целенаправленного воздействия на управляемые объекты, в качестве которых выступают предприятия, объединения и коллективы трудящихся. Зельдович Б.З Менеджмент в полиграфии: Учеб. пособие / Моск. гос. ун-т печати.-М.:МГУП,2004.-С.237.

Принципы  управления производством претворяются в жизнь с помощью определенных методов и организационных средств, воздействующих на отдельных работников и производственные коллективы в целом, обеспечивающих координацию деятельности в процессе достижения поставленных целей.

Тот или иной метод управления в организации будет достаточно эффективен и позволит достичь целей управления только при условии его соответствия объективным законам, присущим способу производства. Для достижения цели недостаточно того, чтобы метод просто соответствовал требованиям объективных экономических законов. Он должен реализовать эти требования в виде способа воздействия на трудовые коллективы и отдельных работников производства, поскольку экономические процессы не существуют вне деятельности участников процесса производства.

Управление  производством предусматривает  решение большого числа взаимосвязанных задач, начиная от планирования развития производства на перспективу и заканчивая диспетчерским регулированием отдельных рабочих процессов в ходе реализации сменных заданий. Решение этих задач порождает большое разнообразие методов управления.

По типу управляемой  системы методы управления в организации можно разделить на две группы:

1. методы управления  техническими системами;

2. методы управления  социально-экономическими системами.

Методы управления техническими системами строятся на базе естественных наук и могут реализоваться в виде автоматических систем.

В социально-экономических  системах кроме чисто технических  проблем возникают задачи формирования отношений управления и для их решения требуется привлекать знания ряда общественных наук. По преобладающему характеру формируемых отношений эта группа методов, в свою очередь, может быть разделена на следующие методы:

1. экономические;

2. организационно-распорядительные (административные)

3.социально-психологические. Масаев Ю.А. Управление шахтостроительным производством: Учебное пособие / Масаев Ю.А., Першин В.В., Масаев В.Ю.; ГУ КузГТУ.-Кемерово , 2005.С.8-10.

Экономические методы управления - это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена).

В качестве основных методов управления здесь выступает  система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.

Важнейшими  достоинствами этих методов являются их гибкость и воздействие на людей  через их непосредственные интересы. Экономические методы управления представляют собой разновидность воздействия на ход производства, конкретные формы которого преломляются через широкое развитие товарно-денежных отношений и действие экономических рычагов управления. К таким рычагам относятся производственные задания, лимиты использования ресурсов и хозрасчетные нормативы.

Система экономических  рычагов на различных уровнях  управления используется по-разному. Она  конкретизируется и видоизменяется в зависимости от содержания задач  управления. На общегосударственном  уровне управление экономической системой осуществляется на базе разработанных показателей межотраслевого баланса. В этом случае рычаги экономического управления определяются на основании укрупненных показателей. На уровне объединения предприятий характер действия рычагов управления экономической системой осуществляется через производственные ресурсы и результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия. К производственным ресурсам относится управление использованием трудовых, энергетических, природных и денежных ресурсов, средств и предметов труда.

Управление  использованием трудовых ресурсов осуществляется путем регулирования размера  фонда заработной платы с учетом выполнения показателей по объему производства и мер по материальному стимулированию повышения норм выработки. Масаев Ю.А. Управление шахтостроительным производством: Учебное пособие / Масаев Ю.А., Першин В.В., Масаев В.Ю. ; ГУ КузГТУ.-Кемерово, 2005.С. 11-12.

Информация о работе Анализ социально – психологических методов управления в организации (на примере ООО «Златоустовский теплотрест»)