Анализ товарных запасов на примере торгового предприятия ООО "Рада"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 16:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ товарных запасов на примере торгового предприятия ООО "Рада".
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть понятие и экономическую сущность товарных запасов;
рассмотреть организационно - экономическую характеристику ООО "Рада";
провести анализ товарных запасов ООО "Рада";
провести планирование деятельности ООО "Рада" по двум новым направлениям на 2011 год.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

      Резервные, или "буферные", товарно-материальные запасы служат своего рода "аварийным" источником снабжения в тех случаях, когда спрос на данный товар превышает  ожидания. На практике спрос на товары удается точно спрогнозировать чрезвычайно редко. Это же относится и к точности предсказания сроков реализации заказов. Отсюда и необходимость в создании резервных товарно-материальных запасов [7, с.165].

      В определенной степени услуги, предлагаемые той или иной компанией, представляют собой функцию ее резервных запасов, и наоборот: резервные запасы компании являются функцией ее услуг. Ясно, что компания будет пытаться минимизировать уровень своих резервных запасов и соответствии с декларированной ею стратегией обслуживания заказчиков. И здесь опять возникает необходимость компромисса - на этот раз между издержками хранения резервных запасов, предназначенных для приспособления к неожиданным колебаниям спроса, и выгодами, получаемыми компанией при поддержании такого уровня обслуживания своих клиентов.

      Следовательно, определение точного уровня необходимых  резервных запасов зависит от трех факторов, а именно [3, с.219]:

1) возможного  колебания сроков восстановления  уровня запасов;

2) колебания  спроса на соответствующие товары на протяжении срока реализации заказа;

3) осуществляемой  данной компанией стратегии обслуживания  заказчиков.

      Определение точного уровня резервных запасов, необходимых в условиях нестабильности сроков реализации заказов и изменчивого спроса на товары и материалы, - дело нелегкое. Вероятностная природа вышеуказанных колебаний и нестабильности означает, что для нахождения удовлетворительных решении проблем, связанных с резервными товарно-материальными запасами, обычно необходимо соответствующее моделирование или имитация. 
 
 
 
 

1.3. Классификация  товарно-материальных запасов 

      В статистике торговли товарные запасы классифицируются по различным признакам: по месту нахождения, назначению и  товарному составу.

      По  месту нахождения выделяются следующие группы товарных запасов: товарные запасы у производителей, на складах оптовых торговых баз, на складах заготовительных организаций, в розничной торговле, в пути.

В зависимости  от назначения товарные запасы подразделяются на текущие, сезонного хранения, досрочного завоза.

      Товарные  запасы текущего хранения - это товары на предприятиях оптовой и розничной торговли, обеспечивающие повседневные нужды торговли. Их величина определяется объемом реализации и частотой завоза.

Для обеспечения  торговли в тех случаях, когда поступление товаров в силу условий производства или изменения спроса на отдельные виды товаров в разные периоды года носит сезонный характер, создаются запасы сезонного хранения. Без сезонных запасов невозможно обеспечить бесперебойное снабжение населения в течение года, например, сахаром, картофелем, овощами. Производство их имеет ярко выраженный сезонный характер, а потребление в течение года изменяется незначительно. Другой пример: производство большинства непродовольственных товаров осуществляется равномерно в течение всего года, спрос же на них порой подвержен сезонным колебаниям (спортивный инвентарь, одежда и обувь для определенных сезонов года и др.). Товарные запасы сезонного хранения концентрируются в основном на складах оптовых или заготовительных организаций и предприятий. Отсутствие или неправильное формирование товарных запасов сезонного хранения влечет за собой перебои в товароснабжении.

      Товарные  запасы досрочного завоза образуются у организаций, торгующих в районах, куда доставка товаров возможна не во всякое время года. Предназначены товары для расходования в будущие периоды. Так, в горные и таежные районы, а также в районы Крайнего Севера и со слабым развитием сети дорог вся масса товаров, необходимая для обеспечения товарооборота, завозится в период возможной доставки. Товарные запасы досрочного завоза концентрируются в основном на складах розничных торговых организаций [16, с.147].

 

2. Организационно-экономическая  характеристика предприятия

2.1 Характеристика компании  ООО "Рада"

 

      Основным  видом деятельности ООО "Рада" является торговля безалкогольными  напитками, продовольственными продуктами.

Согласно  Уставу предприятия, целью деятельности ООО "Рада" является осуществление  коммерческой, посреднической, закупочной деятельности, торговли товарами народного потребления, в том числе лицензионными, создания сети магазинов оптовой, розничной и прочей торговли этими товарами.

      Торговая  фирма ООО "Рада" является обществом  с ограниченной ответственностью (ООО).

      В ООО "Рада" создан уставный фонд. Имущество общества с ограниченной ответственностью формируется за счет вкладов участников, полученных доходов и других законных источников, и принадлежит его участникам на праве долевой собственности.

      В процессе своей деятельности организация руководствуется законодательными актами различных государственных уровней, а также собственными учредительными документами и Уставом, а также приказом "Об учетной политике на соответствующий финансовый год".

      Организационная структура предприятия представлена на рис.2.1 [Приложение 1].

      В компетенцию генерального директора  входят все вопросы, связанные с  решением проблем и текущей деятельности предприятия и обоснованием его  перспектив.

      В компетенцию бухгалтерии входят вопросы расчета себестоимости, калькуляции, а также учетных процессов на предприятии.

Коммерческий  отдел занимается вопросами работы с поставщиками и клиентами.

      Заведующий  складом несет ответственность  за погрузо-разгрузочные мероприятия, а также за хранение продукции.

      Высшим  органом управления ООО "Рада" является собрание участников. В его компетенции находятся вопросы определения главных направлений предпринимательской деятельности, рассмотрение и утверждение смет, отчетов и балансов, избрание и отзыв исполнительного органа и ревизионной комиссии, определение условий оплаты труда должностных лиц, распределения прибыли и определение порядка покрытия убытков и др.

      Исполнительным  органом ООО "Рада" является директор. В его компетенции находятся  вопросы разработки и реализации целей, политики и стратегии их достижения, а также организация и руководство текущей деятельностью фирмы, распоряжение имуществом, найм и увольнение персонала.

      В организации отмечается рост показателей  отражающих эффективность использования  торгового потенциала.

      На  рассматриваемом предприятии регулярно проводится внутренний анализ финансово-хозяйственной деятельности, однако как результаты, так и некоторые исходные данные этого анализа не разглашаются, так как руководство ООО "Рада" относит эту информацию к коммерческий тайне.

      Рассмотрим  анализ материально - технической базы предприятия ООО "Рада".

  Изначально анализируются состав и динамика основных средств с последующими выводами [Приложение 2]:

  • на конец года стоимость зданий уменьшилась на 4466 руб. или на 7%, а доля в структуре уменьшилась на 3%;
  • на конец года стоимость сооружений уменьшилась на 2864 руб. или на 17%, а доля в структуре уменьшилась на 2%;
  • на конец года стоимость машин уменьшилась на 4242 руб. или на 30%, а доля в структуре - на 3%;
  • на конец года стоимость транспортных средств увеличилась на 6801 руб. или на 21%, а доля в структуре - выросла на 5%;
  • на конец года стоимость инвентаря выросла на 5498 руб. или на 39%, а доля в структуре выросла на 4%;
  • на конец года стоимость прочих основных средств уменьшилась на 1405 руб. или на 50%, а доля в структуре - на 1%.
 

      Оценив эффективности использования основных фондов ООО "Рада" [Приложение 3], можно сделать вывод, что фондоемкость практически не изменилась, а фондоотдача на конец года выросла на 0,72 или на 2%, что является положительным моментом деятельности организации.

      В процессе своей деятельности ООО "Рада" использует склад. Склад № 1 предназначен для хранения продукции, предназначенной  для отпуска покупателям и  заказчикам. Склад в ООО "Рада" - это здание, предназначенное для приемки, размещения и хранения поступающих товаров, подготовке их к продаже и отпуску покупателям или в продажу. В складах организации всегда поддерживается определенная температура, влажность и условия, отвечающие требованиям хранения конкретных товаров. Внутри склад организации отделан специальным материалом, предназначенным для поддержания необходимой температуры и влажности внутри склада.

 

2.2 Анализ  экономического потенциала

 

      Основной  целью оценки эффективности деятельности торгового предприятия является разработка заключения о жизнеспособности предприятия и возможности его дальнейшего развития на основе всестороннего анализа, который необходимо проводить при помощи системы показателей, отображающих состояние и развитие субъекта оценки [8, с.144].

      Основные  экономические показатели торгово-хозяйственной  деятельности ООО "Рада" приведены  в бухгалтерской отчетной форме  №1 и № 2 "Отчет о прибылях и  убытках" за 2010 год. Анализ проводится по данным этой отчетной формы [Приложение 4].

      Анализируя  полученные результаты в 2010 году по отношению  к 2009 году, можно сделать следующие выводы:

      Товарооборот  увеличился на 82769 руб., его темп роста  составил 102,35%. Валовой доход увеличился на 78085 руб., темп роста составил 113,57%. Таким образом, темп роста валового дохода превышает темп роста товарооборота на 11,22% (113,57-102,35), что является положительным результатом.

      Уровень валового дохода составил в 2009 году 16,34%, в 2010 году 18,13%. Это означает, что в 2009 году на каждые 100 рублей товарооборота 16 рублей 34 копейки, а в 2010 году - 18 рублей 13 копеек. Уровень валового дохода в товарообороте увеличился на 1,79%. Это означает, что в 2010 году с каждых 100 рублей товарооборота организация получила валового дохода на 1 рубль 79 копейки больше, чем в 2009 году, что характеризуется положительно.

      Уровень валового дохода в 2010 году вырос на 1,79%, уровень издержек обращения  в 2010 году упал на 0,19%. Уровень рентабельности вырос на 1,98%. Уровень прибыли  до налогообложения вырос на 6,8% Уровень чистой прибыли вырос на 4,7%. Можно сделать вывод, что предприятие работает эффективно.

      Состав  доходов от прочих видов деятельности представлен в таблице 2.5 [Приложение 5].

      Как видно из таблицы 2.5, наибольшую долю в структуре прочих доходов занимают поступления, связанные с предоставлением за плату активов организации.

      Издержки  обращения в торговле характеризуют  величину потребленных ресурсов в процессе осуществления финансово-хозяйственной  деятельности. Их анализ необходим  главным образом для выявления резервов сокращения расходов [11, с.134].

      Издержки  обращения имеют отрицательную  динамику, в 2010 году они уменьшились  на 1339 тысяч рублей, темп роста составил 99,42%. Таким образом, при росте  товарооборота имеется динамика снижения издержек обращения, что является очень хорошим показателем. Уровень издержек, соответственно, также имеет отрицательную динамику. Если в 2009 году на каждые 100 рублей товарооборота приходилось 6,51 рублей текущих расходов, то в 2010 году расходы снизились на 19 копеек и составили на каждые 100 рублей товарооборота 6,32 рублей, что свидетельствует об экономном расходовании ресурсов.

      Прибыль от реализации товаров увеличилась  на 79424 тысяч рублей, ее темп роста  составил 122,94%. Таким образом, темп роста  прибыли опережает темп роста товарооборота на 20,59% (122,94-102,35). Такое положение можно назвать положительным, но следует принять во внимание следующие обстоятельства: темп роста товарооборота составил 102,35%, темп роста валового дохода 113,57%, темп роста издержек обращения 99,43%. То есть, снижение издержек составило всего 0,58% (99,42-100) и оно не могло оказать такого большого влияния на рост прибыли от продаж. Поэтому можно предположить, что ООО "Рада" существенно увеличило стоимость своих товаров, что может негативно отразиться на клиентах и привести к их оттоку, т.к. в условиях рынка можно приобрести аналогичный товар по более низкой стоимости.

Информация о работе Анализ товарных запасов на примере торгового предприятия ООО "Рада"