Банкротство

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования: С момента вступления России в рыночные отношения, открытия отечественного рынка для товаров зарубежных предприятий большинство российских предприятий оказалось в сложном финансовом и экономическом положении. И в первую очередь это проявилось в росте их неплатежеспособности и последующем банкротстве. В мировой же практике с момента капитализации общества в той или иной мере кризисные явления и угрозу банкротства испытало большинство производственно-хозяйственных субъектов в разные периоды истории в ее переходные моменты.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ БАНКРОТСТВА: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ВИДЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ 5
1.1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ КРИЗИСОВ 5
1.2 СУЩНОСТЬ БАНКРОТСТВА 6
1.3 КРИЗИС ОРГАНИЗАЦИИ: ЕГО ВИДЫ, ФАЗЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ 8
1.4 СТАДИИ БАНКРОТСТВА ОРГАНИЗАЦИИ 13
1.5 СТАДИИ БАНКРОТСТВА ОРГАНИЗАЦИИ 17
2. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОРЯДКА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА ОРГАНИЗАЦИИ 20
2.1 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ БАНКРОТСТВА 20
2.2 АРБИТРАЖНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ 21
2.3 НАБЛЮДЕНИЕ 22
2.4 ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ 25
2.5 ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ 26
2.6 КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО 31
2.7 МИРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ 34
3. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА О БАНКРОТСТВЕ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 44

Работа содержит 1 файл

Оксанат.doc

— 496.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  темы исследования: С момента вступления России в рыночные отношения, открытия отечественного рынка для товаров зарубежных предприятий большинство российских предприятий оказалось в сложном финансовом и экономическом положении. И в первую очередь это проявилось в росте их неплатежеспособности и последующем банкротстве. В мировой же практике с момента капитализации общества в той или иной мере кризисные явления и угрозу банкротства испытало большинство производственно-хозяйственных субъектов в разные периоды истории в ее переходные моменты. Не смогла и не сможет и избежать ее и наша страна, вошедшая в единое экономическое поле современной цивилизации.

Банкротство (от итальянского banko - скамья, банк и rotto - сломанный) - это  несостоятельность, признанная судом  или объявленная самим должником, неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Ситуация несостоятельности напрямую связана с реальной производственно-хозяйственной деятельностью самого предприятия, отрасли, региона, страны и т.д. Во многом она является и следствием финансово-экономических, производственных, технологических, маркетинговых, юридических упущений в работе предприятия. Процедура возбуждения дела о банкротстве - сугубо юридический акт, который основывается на трех законах о несостоятельности (банкротстве), принятых в 1992, 1998, 2002 г.г. – зачастую единственно возможное и логичное экономическое и юридическое решение проблемы несостоятельности, если оно не было преднамеренным и фиктивным. 

В нормально функционирующей рыночной экономике банкротство - это метод устранения из рыночной ниши неэффективно работающих организаций. Оно выполняет в целом позитивную роль, однако в нашей стране в период становления рыночных условий хозяйствования оно несет на себе ряд дополнительных и не всегда законных черт. Это и переделы собственности, и криминальная составляющая, и монополизация рынков отдельных товаров и услуг. В силу перечисленных факторов получить объективную картину финансово-экономического состояния предприятия, степени его устойчивости становится особенно важно для самого предприятия, для отрасли, для экономики в целом. Но в России велико число случаев преднамеренного банкротства. Однако дела о преднамеренном банкротстве расследуются крайне сложно и практика рассмотрения таких дел в судах еще до конца не отработана.

Цели и задачи работы: Целью данной работы является рассмотрение процесса и механизма банкротства предприятий в России, анализ положения несостоятельных предприятий в современных условиях. В соответствии с поставленной целью в ходе исследования предполагается рассмотреть следующие основные задачи:

- раскрыть понятие несостоятельности (банкротства), основные факторы возникновения банкротства предприятий, а также его виды, цели и последствия.

- изучить основы правового регулирования порядка предупреждения и проведения процедур банкротства организации.

- рассмотреть некоторые арбитражные процедуры, связанные с банкротством.

- определить конечную  цель явления банкротства.

 

 

 

1. Сущность банкротства: причины возникновения, виды и последствия

 

1.1 Возникновение кризисов

 

Банкротство - это сложный и последовательный процесс, включающий в себя:

- рассмотрение и анализ ситуации, в которой некоторое физическое лицо или предприятие объявляется несостоятельным;

- юридические процедуры, с помощью которых можно временно приостановить деятельность физического лица или предприятия в случае банкротства, используя законодательные или практические шаги;

- определение ответственности для осуществления (или неосуществления) необходимых шагов в экономическом, финансовом, юридическом плане.

Сами же этапы возникновения  кризиса можно представить следующей  цепочкой: причины - симптомы - факторы.

Причина кризиса - события  или явления, вследствие которых  появляются симптомы и далее факторы кризиса.

Симптом кризиса - это  только внешнее проявление начала "болезни" организации, но к самой "болезни" – кризису - приводят причины его  возникновения.

Фактор кризиса - событие  или зафиксированное состояние  объекта, или установленная тенденция, свидетельствующая о наступлении кризиса1.

Например, в организации  причинами могут быть финансово-экономические  просчеты, общее положение экономики, низкая квалификация персонала, недостатки системы мотивирования. Симптомы кризиса - появление первых признаков отрицательных тенденций, устойчивость этих тенденций, деловые конфликты, нарастание финансовых проблем и другие. Тогда факторами кризиса будут снижение качества продукции, нарушение технологической дисциплины, рост и большая задолженность по кредитам и т.п.

С точки зрения воздействия  на организацию причины возникновения  кризиса можно классифицировать на внешние и внутренние. Внешние  определяют воздействие среды, в  которой существует предприятие, а  возникновение внутренних причин зависит  от ситуации на нем самом. Внешние причины определяются состоянием экономики, деятельностью государства, состоянием отрасли, к которой относится рассматриваемая организация или предприятие. Внутренними причинами возникновения кризиса могут быть возникшие диспропорции и нарушения равновесия между объемом производства и объемом реализованной продукции, доходами и объемами краткосрочных займов, качеством продукции и ее ценой на рынке, ценой продукции и затратами на ее производство и т.д.

 

1.2 Сущность банкротства

 

Весь процесс превращения нормально функционирующего предприятия в несостоятельного должника можно представить в виде трех этапов:

Первый этап «Начало кризиса предприятия».


Он характеризуется  невыполнением или частичным  выполнением текущих задач, развитием  конфликта между стратегическими целями и выбранным направлением реализации стратегии.

Этот этап наиболее сложно распознать, так как трудно определить количественные показатели, точно определяющие развитие кризиса на предприятии. Предприятие  перестает получать экономическую прибыль, хотя отчет о прибылях еще показывает желаемую величину.

На этом этапе вовремя  выявленный кризис сложившейся ситуации позволяет определить негативные изменения в деятельности предприятия. Как следствие возникает необходимость корректировки стратегии предприятия и постановка новых задач. При помощи незначительных изменений, скорректированная стратегия позволяет оптимизировать потребление факторов производства, снизить издержки, сохранить конкурентоспособность предприятия.

Второй этап «Развитие кризиса предприятия».

Начало второго этапа  характеризуется резким колебанием показателей рентабельности предприятия, ухудшением его положения на рынке  ценных бумаг.

При начале кризиса предприятия ухудшается большинство показателей финансово-экономической деятельности. Предприятие перестает получать желаемую прибыль. И это обстоятельство явно свидетельствует о нарастании процесса несостоятельности.

Привлечение кредитных  ресурсов становится затруднительным, так как уровень доходности инвестиций на этом этапе ниже доходности альтернативных вариантов использования средств. Фактически это означает, что вкладывать деньги в данное предприятие становится не выгодно, ведь у кредиторов (инвесторов) всегда находится альтернативный, более выгодный вариант вложения денег и предприятие оказывается на «голодном пайке». Но на этом этапе еще возможно избежать банкротства. Для этого требуется проведение оперативного реструктурирования предприятия для обеспечения его выживания на короткий срок. Реструктуризация должна включать минимум два направления: повышение эффективности результатов деятельности (увеличение оборота, снижение материальных затрат и, особенно, постоянных издержек) и такие действия, как продажа излишнего имущества, или сдача его в аренду. В то же время должен быть оперативно разработан бизнес-план развития предприятия на перспективу с учетом текущего момента и анализа рынка.

Третий этап «Кризис  предприятия».

Он характеризуется неспособностью предприятия отвечать по своим обязательствам перед государством, кредиторами (инвесторами). После тщательного и комплексного анализа деятельности и состояния предприятия, выбираются реорганизационные или ликвидационные процедуры.

На этом этапе очень  важно своевременно вскрыть симптомы кризисного развития предприятия, чтобы было возможно «по горячим следам» запустить в действие программы антикризисного управления. Именно на этом этапе предприятие подвергается процедуре банкротства2.

 

1.3 Кризис организации: его виды, фазы и последствия

 

Кризис - это крайнее  обострение внутрипроизводственных и социально-экономических отношений, а также отношений организации с внешнеэкономической средой.

Кризисные ситуации могут  возникать на любой стадии деятельности организации как в период становления  и развития, так и в период стабилизации и расширения производства и, наконец, при начале спада.

Применительно к предприятию, юридическому лицу кризисы можно классифицировать следующим образом:

 Технологический (производственный) - при возникновении которого  устаревшее оборудование и технологии не позволяют выпускать качественную, конкурентоспособную продукцию, что приводит организацию к финансовым потерям;

Социальный (социально-управленческий) - возникает в результате появления  между работниками или их группами конфликтов, в том числе между работниками и администрацией, а также в результате управленческих конфликтов в аппарате управления и т.п. Указанные конфликты ведут к принятию неэффективных решений и к потерям времени на самом производстве;

Финансовый - возникает  в результате нерационального использования собственного капитала3 и заемных средств, неэффективного использования полученной прибыли, что влечет за собой опять же финансовые проблемы организации.

Организационный - возникает  в результате несовершенства производственной структуры управления и структуры аппарата управления в организации, неэффективного распределения обязанностей, прав, полномочий и ответственности между уровнями управления, подразделениями аппарата и внутри между исполнителями;

Информационный - является следствием ситуации, в которой получаемая информация не отражает изменений, происходящих на рынке, недостаточно достоверно отражает положение дел в самой организации. Все это вызывает возникновение и увеличение различных видов потерь;

Кризис взаимодействия - между собственниками организации или с властью, противоречия в их интересах, что не позволяет проводить эффективную политику и в результате приносит существенные потери организации4.

В конечном итоге эти  кризисы между собой достаточно тесно связаны и, как правило, отражаются на финансах организации.

Рассмотрим фазы возможного развития и преодоления кризисов в организации:

I фаза - спад (снижение  показателей, характеризующих результаты  финансово-хозяйственной деятельности) из-за внешних факторов рынка.

II фаза - дальнейшее ухудшение результатов деятельности под влиянием внутренних причин в организации (без ухудшения внешних условий на рынке).

III фаза - депрессия - приспособление  организации к новым условиям  хозяйствования на более низком  уровне доходов (при условии принятия первоочередных антикризисных мер).

IV фаза - восстановление  финансового равновесия, оживление  производства - восстановление производства  и реализации продукции до  предкризисного уровня.

V фаза - рост производства, ускорение экономического развития организации, увеличение объемов продаж и реализации в краткосрочной перспективе.

VI фаза - поддержание нового  экономического уровня развития  предприятия, его устойчивости  в длительной перспективе, создание  условий для самофинансирования5.

Результаты и последствия наступившего кризиса могут быть различными.

Правильно организованный менеджмент может ослабить влияние  кризиса и добиться восстановления жизнеспособности организации в  целях ее сохранения. Может произойти  обновление организации при сохранении собственников и руководителей или реструктуризация организации (слияние, разделение, присоединение, выделение). При других условиях кризис может привести к полной ликвидации организации или к смене собственника и перестройке процесса функционирования организации.

Однако, следует иметь  ввиду, что кризис не обязан приводить  к негативным последствиям.

Возможные последствия  наступления кризисного состояния  организации отражены в следующей таблице:

 

 

 

Таблица 1.

Позитивные

Негативные

Ослабление кризиса

Усиление кризиса

Финансовое

оздоровление организации

(преодоление кризисного  состояния) 

Переход к новому кризису

Сохранение организации  как

юридического лица

Ликвидация организации

(распродажа имущества  организации) 

Реструктуризация (преобразование)

организации

Смена собственника

Информация о работе Банкротство