Ценообразование на предприятиях питания. Его особенности в рыночных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследовать механизм ценообразования на предприятиях общественного питания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
· дать теоретическое обоснование ценообразования на предприятиях питания, рассмотреть сущность, структуру, функции и значение цены на предприятиях питания;
· проанализировать механизм ценообразования на предприятии питания;
· предложить рекомендации по совершенствованию ценовой политики предприятия.

Содержание

Введение
1 Теория ценообразования на предприятиях питания
1.1 Функции, виды и значение цены на предприятиях общественного питания
1.2 Формирование цен и их структура и состав на предприятиях общественного питания.
2 Механизм ценообразования на предприятии питания на примере ресторана «ГУРМАН»
2.1 Стратегия ценообразования предприятий
2.2 Обоснование и выбор рационального метода ценообразования на предприятии
3 Оценка экономической эффективности ценовой политики и пути ее совершенствования
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

    Заключение

В работе была рассмотрена  ценовая политика одного из лучших ресторанов Москвы - «ГУРМАН». На примере  этого предприятия общественного  питания мы смогли выявить наиболее существенные факторы эффективной политики ценообразования.

Цена - это единственный элемент, обеспечивающий реальный доход  предприятию общественного питания. Цены обеспечивают предприятию запланированную  прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры предприятия.

В условиях рыночной экономики цена является одним из наиболее важных синтетических показателей, существенно влияющих на финансовое положение предприятия. Это объясняется тем, что от уровня цены зависит величина прибыли коммерческой организации, конкурентоспособность предприятия и его продукции. Цена является важнейшим инструментом внутрифирменного планирования и служит ориентиром принятия хозяйственных решений.

С помощью цен  решаются многие задачи, что свидетельствует  о том, что в рыночной экономике  их значение в управлении хозяйством, регулировании производства, механизме  обращения, обмена, распределения, потребления  и накопления постоянно возрастает. Экономическая сущность цены активно проявляется в её специфических функциях, связанных с действием объективных экономических законов.

Цены на продукцию  предприятий общественного питания  определяются спецификой деятельности этих предприятий, которые приготовляют блюда и кулинарные изделия, реализуют их и организуют потребление продукции собственного производства и покупных товаров, а также досуг населения. Поэтому затраты предприятий общественного питания представляют собой сумму издержек производства, обращения и организации потребления и рассчитываются как совокупные издержки.

Один из наиболее значимых аспектов функционирования предприятия  общественного питания в рыночной среде является формирование стратегии  ценообразования. Она представляет собой обоснованный выбор из нескольких возможных вариантов цены (или перечня цен) такого, который способствовал бы наиболее эффективному решению стоящих перед предприятием задач в текущем и долгосрочном периоде.

Ценовая политика заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими, в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи. В зависимости от сферы деятельности, от доли занимаемого рынка предприятие должно выбрать один из следующих методов ценообразования:

- «средние издержки  плюс прибыль»;

- анализ безубыточности  и обеспечение целевой прибыли; 

- установление  цены на основе ощущаемой ценности товара;

- установление  цены на основе уровня текущих  цен.

При расчете  исходной цены предприятием пользуются различные подходы к проблеме ценообразования. Один из таких подходов - установление цены по географическому  принципу, когда ресторан решает, как именно рассчитывать цену для удаленных потребителей, и выбирает либо метод установления цены в месте происхождения товара, либо метод установления единой цены с включенными в нее расходами по доставке, либо метод установления зональных цен, либо метод установления цен применительно к базисному пункту, либо метод установления цен с принятием на себя расходов по доставке. Второй подход - установление цен со скидками и зачетами, когда предприятие предоставляет скидки и производит зачеты. Третий подход - установление дискриминационных цен, когда предприятие назначает разные цены для разных клиентов, для разных мест и разного времени. Четвертый подход - ценообразование в рамках номенклатуры кулинарных блюд, когда предприятие устанавливает ценовые ориентиры для ряда изделий в рамках товарного ассортимента.

Решая вопрос об инициативном изменении цен, предприятие  должно тщательно изучить вероятные  реакции потребителей и конкурентов. Реакция потребителей зависит от того, какой смысл усматривают  они в изменении цен. Реакции конкурентов являются либо следствием четких установок политики реагирования, либо результатом конкретной оценки каждой вновь возникающей ситуации. В случае изменения цен, предпринятого кем-то из конкурентов, предприятие должно попытаться понять его намерения и вероятную длительность действия нововведения. Если предприятие желает быстро реагировать на происходящее, ему следует заранее запланировать свои ответные меры на возможные ценовые маневры конкурентов.

В настоящее  время, в условиях перехода к рыночным отношениям, важно понимать важность работы по выработке правильной ценовой стратегии. Ценообразование должно быть систематическим и стратегическим.

Предприятие общественного  питания, в котором переплетено  множество составляющих, требующих правильной настройки для эффективной работы. Чтобы сделать это, нужны опыт, время и энергия. И проблемы здесь заключаются не во все возрастающей конкуренции на рынке ресторанных услуг, а в правильном создании адекватной ценовой политики и конструировании уникального образа ресторана.

    Список  использованной литературы

1. Яковлев Г.А. Экономика гостиничного хозяйства. - М.: Издательство РДЛ, 2006. - 328 с.

2. Экономика  организации (предприятия): учебник  / под ред. Н.А. Сафронова. - 2-е  изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2006. - 618 с.

3. Ефимова О.П.  Экономика общественного питания. - Минск: Новое знание, 2000. - 304 с.

4. Феоктистова  В. И. Экономика предприятий:  Учеб. пособие - М.: Издательство РГТЭУ, 2004.

5. Кравченко  Л.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятий общественного питания. - Минск: ООО ФУАинформ, 2003. - 288 с.

6. Журнал: «Витрина. Ресторанный бизнес", №1 -2000 г. с. 14.

7. Назаров О.  Цены сам платил не малые… // Ресторанные ведомости. - 2003. - №  60.

8. Попова Л.В.  Применение счета 20 «Основное производство» и счета 44 «Расходы на продажу» на предприятиях общественного питания (столовые, рестораны) // Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании. - 2004. - № 9.

9. Потапова И.И.  Калькуляция и учет в общественном  питании. - М.: Издательский центр «Академия», - 2004. - 160 с.

10. Шестакова  Т.И. Калькуляция и учет в  общественном питании. - Ростов н/Д:  Феникс, 2004. - 384 с.

Приложение 1

Расчет цены реализации блюда "Грибы маринованные". В калькуляционную карточку занесены продукты по покупным ценам

Организация: ООО «ГУРМАН» Наименование блюда: Грибы маринованные

Калькуляционная карточка № 36 от 22.04.2007

Порядковый  номер калькуляции,дата N 1 от "__" ______ г. N 2 от "__" ______ г. N 3 от "__" ______ г. N 4 от "__" ______ г.                      
Номер Продукты  норма, кг цена,

коп.

сумма,

руб.

коп.

нор-

ма,

кг 

цена,

руб.

коп.

сумма,

руб.

коп

норма,

кг 

цена,

руб.

коп.

сумма,

руб.

коп.

норма, кг цена,

руб.

коп.

сумма,

руб.

коп.

   
  наименование  код                          
1 Грибы маринованные   9,88 60-00 592-80                    
2 Лук зеленый    1,25 25-00 31-25                    
3 Масло растительное   1 22-00 22-00                    
              и т.д.                
Стоимость сырьевого набора на 100 блюд Х Х 646-05 Х Х   Х Х   Х Х      
Наценка 50 %, руб. коп. 323-03          
Цена  продажи блюда, руб. коп. 9-69          
Выход одного блюда в готовом виде, грамм  100          
Заведующий  производством  п о д п  и с ь  Иванов А.А.          
Калькуляцию составил   Петров Е.К.          
УТВЕРЖДАЮ

Руководитель организации

  Сидоров М.В.          
   

Приложение 2

Расчет цены реализации блюда "Грибы маринованные. В калькуляционную карточку занесены продукты по продажным ценам 

Организация: ООО «ГУРМАН» Наименование блюда: Грибы маринованные

Калькуляционная карточка № 36 от 22.04.2007

Порядковый  номер калькуляции,дата N 1 от "__" ______ г. N 2 от "__" ______ г. N 3 от "__" ______ г. N 4 от "__" ______ г.                      
Номер Продукты  норма, кг цена,

руб.

коп.

сумма,

руб.

коп.

нор-

ма,

кг 

цена,

руб.

коп.

сумма,

руб.

коп.

норма,

кг 

цена,

руб.

коп.

сумма,

руб.

коп.

норма,

кг 

цена,

руб.

коп.

сумма,

руб.

коп.

   
  наименование  код                          
1 Грибы маринованные   9,88 90-00 889-20                    
2 Лук зеленый    1,25 37-50 46-88                    
3 Масло растительное   1 33-00 33-00                    
Общая стоимость сырьевого набора на 100 б  Х Х 969-08 Х Х   Х Х   Х Х      
Наценка _______%, руб. коп. -          
Цена  продажи блюда, руб. коп. 9-69          
Выход одного блюда в готовом виде, грамм  100          
Заведующий производством п о д п  и с ь  Иванов А.А.          
Калькуляцию составил   Петров Е.К.          
УТВЕРЖДАЮ

Руководитель  организации 

  Сидоров М.В.      

Информация о работе Ценообразование на предприятиях питания. Его особенности в рыночных условиях