Цены и ценообразование на продукцию и услуги

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Вместе с тем, ценовая политика многих фирм, особенно в России, нередко оказывается недостаточно квалифицированной. Наиболее часто встречаются следующие ошибки: ценообразование чрезмерно ориентировано на издержки; цены слабо приспособлены к изменению рыночной ситуации; цена используется без связи с другими элементами маркетинга; цены недостаточно структурируются по различным вариантам товара и сегментам рынка. Данные недостатки вызваны во многом наследием плановой экономики, когда цены определялись директивно или только на основе издержек, недостаточностью знаний российских руководителей в области маркетинга. Поэтому очень важным представляется использование разработанных маркетинговых подходов.

Содержание

Введение ------------------------------------------------------------------------------------ 3
Глава 1. Понятие цены, роль цены в предпринимательской деятельности
1.1 Сущность и функция цены --------------------------------------------------------- 6
1.2 Место и роль цен в управлении предприятием -------------------------------- 8
1.3 Система цен и их дифференциация по основным критериям ------------- 10
1.4 Сущность и значение ценовой политики предприятия --------------------- 15
Глава 2. Технико-экономическая характеристика предприятия, классификация цен на его товары и услуги
2.1 Визитная карточка исследуемого предприятия ------------------------------ 17
2.2 Технико-экономическая характеристика предприятия --------------------- 18
2.3 Классификация цен на продукцию предприятия ---------------------------- 21
Глава 3. Методы расчёта и конкретные расчеты цены на продукцию и услуги предприятия
3.1 Ценовая стратегия предприятия ------------------------------------------------- 23
3.2 Методы ценообразования
3.3 Стратегия ценообразования
3.4 Расчет цены на продукцию предприятия
3.5 Влияние различных факторов на цены продукции предприятия
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экономике предприятия.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

 


Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию  ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Экономика предприятия

на тему: Цены и ценообразование  на продукцию и услуги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение ------------------------------------------------------------------------------------ 3

Глава 1. Понятие цены, роль цены в предпринимательской деятельности

1.1 Сущность и функция  цены --------------------------------------------------------- 6

1.2 Место и роль цен  в управлении предприятием -------------------------------- 8

1.3 Система цен и их  дифференциация по основным критериям ------------- 10

1.4 Сущность и значение  ценовой политики предприятия --------------------- 15

Глава 2. Технико-экономическая  характеристика предприятия, классификация  цен на его товары и услуги

2.1 Визитная карточка  исследуемого предприятия ------------------------------ 17

2.2 Технико-экономическая  характеристика предприятия --------------------- 18

2.3 Классификация цен  на продукцию предприятия ---------------------------- 21

Глава 3. Методы расчёта и  конкретные расчеты цены на продукцию  и услуги предприятия

3.1 Ценовая стратегия предприятия ------------------------------------------------- 23

3.2 Методы ценообразования

3.3 Стратегия ценообразования 

3.4 Расчет цены на продукцию  предприятия

3.5 Влияние различных факторов  на цены продукции предприятия

Выводы и предложения

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важное место среди различных рычагов экономического механизма хозяйственной политики предприятия, принадлежит ценам и ценообразованию, в которых отражаются все стороны его экономической деятельности. Цена оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление.

В условиях рыночных отношений цена выступает как связующее звено  между производителем и потребителем, как механизм обеспечения равновесия между спросом и предложением.

Цена была и остается важнейшим  критерием принятия потребительских решений. Для государств с невысоким уровнем жизни, для бедных слоев населения, а также применительно к товарам массового спроса это характерно. Но за последнее время получили широкое развитие иные, неценовые факторы конкуренции. Тем не менее, цена сохраняет свои позиции как традиционный элемент конкурентной политики, оказывает очень большое влияние на рыночное положение и прибыль предприятия.

Вместе с тем, ценовая политика многих фирм, особенно в России, нередко  оказывается недостаточно квалифицированной. Наиболее часто встречаются следующие ошибки: ценообразование чрезмерно ориентировано на издержки; цены слабо приспособлены к изменению рыночной ситуации; цена используется без связи с другими элементами маркетинга; цены недостаточно структурируются по различным вариантам товара и сегментам рынка. Данные недостатки вызваны во многом наследием плановой экономики, когда цены определялись директивно или только на основе издержек, недостаточностью знаний российских руководителей в области маркетинга. Поэтому очень важным представляется использование разработанных маркетинговых подходов.

Цена в современной экономике - это не только индикатор соотношения  спроса и предложения, на который  должна ориентироваться фирма, но, прежде всего - важнейший элемент маркетинга фирмы. На смену ценовой конкуренции приходит конкуренция качества и дополнительных услуг для потребителя. Стабильность цен и рыночных условий оказывается для фирмы привлекательнее, чем предполагаемые выгоды от изменения цен.

Рыночная экономика основывается на самостоятельных, экономически обособленных товаропроизводителях, а для них цены - решающий фактор результатов производственной и финансовой деятельности. Правильно выбранная ценовая стратегия, грамотная тактика формирования цен, экономически выверенные методы ценообразования составляют основу успешной деятельности любого предприятия, независимо от формы собственности.

Цена и ценообразование для предприятия - второй после товара существенный элемент маркетинговой деятельности. Именно поэтому разработке ценовой стратегии и цен должно уделяться самое пристальное внимание со стороны руководства любого предприятия.

Принятие решения в области  цен сопряжено с необходимостью учитывать многочисленные факторы. Каждый хозяйствующий субъект, вступая  на путь предпринимательства, должен отчетливо представлять, под влиянием каких факторов формируется рыночная цена.

Этим и определяется актуальность выбранной мной темы.

В моей курсовой работе объектом исследования является предприятие ОАО "Кондитерско-макаронная фабрика" г. Калуга.

Предметом исследования является процесс  формирования цены. И также факторы, оказывающие влияние на цены.

В исследуемом мной предприятии  убыточным является производство макарон. Почему так? Неправильная ценовая стратегия? Плохое качество? Это я и попытаюсь выяснить в свой курсовой работе. Именно производству макарон я уделю наибольшее внимание.

Основные задачи данного исследования:

Рассмотреть основные виды цен.

Рассмотреть основные методы ценообразования.

Выявить основные факторы, которые  оказывают непосредственное влияние на ценообразование.

Основная цель исследования - выявить  основные направления по совершенствованию  ценообразования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие цены, роль цены в предпринимательской  деятельности

1.1. Сущность и функция цены

В условиях рыночных отношений резко  возрастает роль цены для любой коммерческой организации. Это обстоятельство обуславливается  многими причинами.

От уровня цены зависят:

величина прибыли коммерческой организации;

конкурентоспособность организации и её продукции;

финансовая устойчивость предприятия.

Выбор правильной ценовой политики является достаточно непростым делом  и требует создания маркетинговых  служб.

Цена как экономическая категория  выполняет ряд важнейших функций.

1) Первичной функцией цены следует считать измерительную. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи.

2) Учетная функция цены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товаров. В конечном счете, цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.

В учетной функции цена служит средством  исчисления всех стоимостных показателей, как количественных - валовой внутренний продукт, национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей, так и качественных - рентабельность, производительность труда, фондоотдача.

Таким образом, цена используется для определения эффективности производства, служит ориентиром для принятия хозяйственных решений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.

3) Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими её секторами, регионами, фондами накопления, социальными группами населения.

Функция реализуется через включение  в себестоимость многих налогов, которые затем являются источником накопления дорожных фондов, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости населения, а также через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов).

4) Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения.

5) Функция цены как средства рационального размещения производства проявляется наиболее полно в условиях рыночной экономике. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли.

6) Стимулирующая функция цены проявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпуска продукции и спроса на неё. Это связано с тем, что цены дифференцированы в зависимости от технического уровня и качества продукции. По этим же причинам цены могут оказывать и дестимулирующее воздействие на производство.

7) Цена выполняет очень важную социальную функцию. С ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень цен и его изменение чувствительна и высока. В бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги люди считают, рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимаются во внимание другие, неценовые факторы, такие, как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления.

В рыночной экономике цены на товар постоянно колеблются. Направления изменения цен для конкретных видов товаров и в конкретные периоды может быть различным. Однако есть и общие тенденции, характерные как для отдельных групп потребительских товаров, так и для всей их номенклатуры в целом.

Таким образом, цены играют исключительно  важную роль в развитии экономики  страны в целом и для каждого  отдельно взятого субъекта хозяйствования. Отсюда вытекает значимость политики в области ценообразования.

 

1.2. Место и роль  цен в управлении предприятием

Решение об установлении цены, принимаемое  на предприятии, - это конкретная (выраженная в денежных единицах) величина, выбранная  из нескольких вариантов в результате процесса ее формирования и применения различных методов ценообразования. Ценовые решения на предприятии рождаются как результат применения на практике основных направлений ценовой политики с привлечением различных методов ценообразования.

Для успешного определения ценовой  политики и принятия отдельных решений  о величине цены необходимы эффективная организация всего этого процесса и распределение ответственности и полномочий между сотрудниками предприятия. Уточнение организационной структуры и границ ответственности важно потому, что недостаточно слаженно работающая оргструктура имеет склонность принимать жесткие рутинные решения, а не решения, быстро реагирующие на изменения реальной обстановки.

Процесс ценообразования должен выявлять те направления деятельности, где  необходимо принимать меры, ту продукцию, на которую следует делать упор, или ту продукцию, которая требует использования большого количества ресурсов и дает наибольшую или надает совсем прибыли.

На крупных предприятиях и на предприятиях, производящих и реализующих  широкую номенклатуру продукции, организация  процесса принятия решений в области ценообразования является очень сложной задачей.

Здесь необходимо решить, кто будет  принимать решения о ценах, и  на каком уровне организационной  структуры они будут приниматься. Ценовую политику нецелесообразно  отдавать на откуп какой-либо отдельной службе или отдельному специалисту, в ее определении должны участвовать представители производственного и проектно-конструкторского отдела, специалисты по учету, финансам, сбыту и информации.

После того, как определена общая  ценовая политика, задача формирования цен на отдельные виды продукции может быть передана на более низкие уровни организационной структуры.

Между представителями различных  служб предприятия по вопросам ценообразования  могут возникнуть расхождения мнений. Так руководитель службы сбыта наверняка захочет установить низкую цену на товар для увеличения объема реализации. Специалисты, отвечающие за финансы, через цены с удовольствием бы быстро покрыли затраты на разработку и маркетинг.

Цена имеет большое значение для содержания рекламы и выбора способа рекламирования. Интерес к величине цены будет проявлять и производственная служба, потому что цена влияет на объем реализации и через это на степень загрузки производственных мощностей.

1.3 Система цен и  их дифференциация по основным  критериям

Система цен характеризует собой  взаимосвязь и взаимоотношение  различных видов цен. Она состоит  из различных элементов, среди которых  можно выделить как отдельные  цены, так и определенные группы.

Взаимосвязь цен обусловлена зависимостью отдельных предприятий, производств и отраслей, единым процессом формирования затрат на производство и другими факторами. Поэтому повышение или понижение одной цены может вызвать изменение в уровне других цен. Особую роль при этом играют такие отрасли, как энергетика, транспорт, связь и др. Повышение цен в этих отраслях приводит к их росту во всех других, поскольку продукция этих отраслей применима повсеместно. В свою очередь, рост цен в остальных отраслях возвращается в форме более дорогого оборудования, транспортных средств и т.д.

Информация о работе Цены и ценообразование на продукцию и услуги