Цены и ценообразование на продукцию и услуги

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Вместе с тем, ценовая политика многих фирм, особенно в России, нередко оказывается недостаточно квалифицированной. Наиболее часто встречаются следующие ошибки: ценообразование чрезмерно ориентировано на издержки; цены слабо приспособлены к изменению рыночной ситуации; цена используется без связи с другими элементами маркетинга; цены недостаточно структурируются по различным вариантам товара и сегментам рынка. Данные недостатки вызваны во многом наследием плановой экономики, когда цены определялись директивно или только на основе издержек, недостаточностью знаний российских руководителей в области маркетинга. Поэтому очень важным представляется использование разработанных маркетинговых подходов.

Содержание

Введение ------------------------------------------------------------------------------------ 3
Глава 1. Понятие цены, роль цены в предпринимательской деятельности
1.1 Сущность и функция цены --------------------------------------------------------- 6
1.2 Место и роль цен в управлении предприятием -------------------------------- 8
1.3 Система цен и их дифференциация по основным критериям ------------- 10
1.4 Сущность и значение ценовой политики предприятия --------------------- 15
Глава 2. Технико-экономическая характеристика предприятия, классификация цен на его товары и услуги
2.1 Визитная карточка исследуемого предприятия ------------------------------ 17
2.2 Технико-экономическая характеристика предприятия --------------------- 18
2.3 Классификация цен на продукцию предприятия ---------------------------- 21
Глава 3. Методы расчёта и конкретные расчеты цены на продукцию и услуги предприятия
3.1 Ценовая стратегия предприятия ------------------------------------------------- 23
3.2 Методы ценообразования
3.3 Стратегия ценообразования
3.4 Расчет цены на продукцию предприятия
3.5 Влияние различных факторов на цены продукции предприятия
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экономике предприятия.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

 

Исходя из данных приведенных в таблице 1, можно сказать, что в 2005 году производство кондитерских изделий снизилось с 4305 тонн до 4228 тонн, или на 77 тонн, или на 1,8%, производство макаронных изделий снизилось с 3988 тонн до 3585, или на 403 тонны, или на 10%. В суммовом выражении объем производства продукции снизился с 148817 тыс. руб. до 137226 тыс. руб. на 11591 тыс. руб.

В целом, в 2005 году, финансовое состояние  предприятия не улучшилось. Реализация продукции в стоимостном выражении  составила 136870 тыс. руб., снизившись к  уровню прошлого года на 10674 тыс. руб.

Себестоимость продукции уменьшилась  с 139224 тыс. руб. до 127209 тыс. руб. или на 12015 тыс. руб., что связано с уменьшением  объемов производства.

Фонд оплаты труда увеличился с 19625 тыс. руб. до 21856 тыс. руб. или на 2231 тыс. руб., что связано с увеличением средней заработной платы по фабрике, которая составила в 2005 году 8794 руб. против 7605 руб.

Не смотря на сокращение объемов  производства и реализации, прибыль  от реализации в 2005 году возросла на 1332 тыс. руб.

Производительность труда уменьшилась на 34 тыс. руб. чел./год, что связано с сокращением численности работников и уменьшению объемов производства.2-3 года назад предприятие ОАО "Кондитерско-макаронная фабрика" находилось среди лидеров по производительности труда в Калужском регионе. Чтобы вернуть эти позиции, ведь без решения этой задачи нельзя увеличить заработную плату работникам, надо внедрять более производительное оборудование.

Увеличилась рентабельность, в 2005 году она составляет 7,6%, вместо 6,0% в 2004 году. Это связано с увеличением прибыли от реализации при уменьшении объема выпуска продукции. В целом вся производимая продукция рентабельна, но наиболее рентабельной продукцией является производство печенья и вафель. Поэтому наиболее предпочтительным является развитие этих направлений.

Списочная численность работников составила в 2005 году 232 человека, вместо 237 в 2004 году.

Вывод: в 2005 году наблюдался спад производства. Но, не смотря на сокращение объемов производства и реализации продукции в 2005 году, ОАО "Кондитерско-макаронная фабрика" остается одним из крупнейших производителей кондитерско-макаронных изделий в Калужской области.

 

Таблица 2

Показатели

2005 год

2006 год

% отклонения

1. Объем реализации

136870 тыс. руб.

123469 тыс. руб.

10,9

2. Объем товарной продукции

137226 тыс. руб.

125269 тыс. руб.

9,5

3. Себестоимость продукции

127209 тыс. руб.

121102 тыс. руб.

5,0

4. Фонд оплаты труда

21856 тыс. руб.

22811 тыс. руб.

4,2

5. Средняя месячная зарплата

8794 тыс. руб.

9244 тыс. руб.

4,9

6. Прибыль от реализации

9661 тыс. руб.

2367 тыс. руб.

308,2

7. Производительность труда

591 тыс. руб. чел./год

545 тыс. руб. чел./год

8,4

8. Рентабельность

7,6%

2,0%

280,0

9. Численность работников

232 чел.

230 чел.

0,9


 

Исходя из данных приведенных в  таблице 1, можно сказать, что производство кондитерских изделий снизилось с 4228 тонн до 3556 тонн, или на 672 тонны, или на 16%, производство макаронных изделий снизилась с 3585 тонн до 3192 тонны, или на 393 тонны. В суммовом выражении объем производства продукции снизился с 137226 тыс. руб. до 125269 тыс. руб. на 11957 тыс. руб.

В целом, в 2006 году, финансовое состояние  предприятия ухудшилось. Реализация продукции в стоимостном выражении  составила 123469 тыс. руб., снизившись к  уровню прошлого года на 13401 тыс. руб.

Себестоимость продукции уменьшилась  с 127209 тыс. руб. до 121102 тыс. руб. или на 6107 тыс. руб., что связано с продолжающимся уменьшением объемов производства.

Фонд оплаты труда увеличился с 21856 тыс. руб. до 22811 тыс. руб. или на 965 тыс. руб., что меньше, чем в 2005 году и связано с увеличением средней заработной платы по фабрике, которая составила в 2006 году 9244 руб. против 8794 руб.

Прибыль от реализации в 2006 году снизилась  с 9661 тыс. руб. до 2367 тыс. руб., или на 7294 тыс. руб.

Производительность труда уменьшилась на 46 тыс. руб. чел./год, что связано с сокращением численности работников и уменьшению объемов производства.

Уменьшилась рентабельность, в 2006 году она составляет 2,0%, вместо 7,6% в 2005 году.

Списочная численность работников составила в 2006 году 230 человека, вместо 232 в 2005 году.

Вывод: изучение показателей работы фабрики в 2006 году показывает убыточность производства макаронных изделий. На это повлияло то, что фабрика не смогла продолжить начатое в 1998 году обновление макаронного цеха из-за ограниченности площади предприятия и территориального расположения в центре города Калуга. Корме того, по отзывам покупателей, продукция ОАО "Кондитерско-макаронная фабрика" не всегда соответствует их требованиям по цвету, развариваемости и т.д. Генеральным директором поставлена задача по тщательному подбору сырья для производства и проведения технологического процесса. В случае если это не удастся осуществить, предприятие будет вынуждено прекратить производство макаронных изделий.

 

2.3. Классификация цен на продукцию предприятия

Ниже представлены цены на макаронные и кондитерские изделия, пользующиеся особым спросом у покупателей  с февраля 2006 года (табл.3).

 

Таблица 3

Наименование продукции

Ед. измерения

Кол-во в упаковке

Основная, руб. (включая НДС)

“Рожки” в/с

0,45 кг

10 шт.

10,50

“Улитки” в/с

0,45 кг

10 шт.

15,50

“Витушки" в/с

0,45 кг

10 шт.

14,50

“Колоски" в/с

0,45 кг

10 шт.

12,50

“Вермишель”

0,45 кг

10 шт.

11,50

Макаронные изделия. Фас./сумка

5 кг

4 шт.

68,30

Макаронные изделия. Фас. п/п пакет

0,9 кг

10 шт.

13,50

Рулет “Загадка” фасованный

0,4 кг

8 шт.

32,30

Вафли “Ореховые”

1 кг

5 кг

50, 20

Вафли “Сладкосливочные”

1 кг

5 кг

46,80

Печенье “Земляничное” в/с

1 кг

6 - 10 кг

32,30

Печенье “Золотая ласточка” в/с  с курагой 

1 кг

6 - 10 кг

40,60

Печенье “Утреннее" с витаминами и железом 

1 кг

6 кг

40,60

Печенье “Вкусные штучки” со сгущенным  молоком

1 кг

4 - 5 кг

53,70

Вафли “Ореховые" глазированные 

1 кг

5 кг

61,50

Пряники “Невские”, (заварные)

1 кг

7 кг

28, 20

Пряники “Шоколадные”, (заварные)

1 кг

7 кг

33,80

Печенье сдобное “Домашнее с  начинкой” (срок годности 70 суток)

0,3 кг

20 шт.

21,00

Печенье сдобное “Лимонный рай" (срок годн.80 сут.)

0,2 кг

20 шт.

14,70

“Вкусные штучки” печенье сахарное “Детская забава” (глаз. дно, срок годн.3 мес.)

0,3 кг

20 шт.

21,00

Печенье слоеное "Дебют" с ароматом ананаса 

0,3 кг

20 шт.

20,00

Печенье "Дебют" с шоколадно-кремовой начинкой

0,3 кг

20 шт.

21,00

Печенье слоеное "Вареная сгущеночка"

0,3 кг

20 шт.

21,00

Печенье сдобное, овсяное “Золотая ласточка” (2 мес.)

0,35 кг

15 шт.

12,90

Вафли "Артековские"

0,2 кг 

30 шт.

12,30

Вафли "Йогуртовая фантазия" (срок годности 6 мес.)

0,2 кг 

30 шт.

12,30

Печенье овсяное “Классик” (срок годн.1 мес.)

0,4 кг

15 шт.

15,90

Печенье “Детская забава” (0,3 кг)

0,4 кг

15 шт.

15,90

Печенье “Знаки зодиака" (0,3 кг)

0,4 кг

15 шт.

15,90

Пряники “Клюковка" (срок годн.50 суток)

0,4 кг

15 шт.

12,60

Печенье "Земляничное"

0,45 кг 

10 шт.

17,90

Печенье "Золотая ласточка"

0,45 кг 

10 шт.

17,90

Печенье "Школьное"

0,45 кг 

10 шт.

17,90

Пряник “Сувенир” (срок годн.50 суток)

0,7 кг

8 шт.

36,40


Глава 3. Методы расчета цены на продукцию предприятия

         

          3.1. Ценовая стратегия предприятия

Ценовая стратегия предприятия  зависит от того, на какой фазе жизненного цикла находиться товар. Цена на фазе внедрения нового товара, как правило, высокая; на фазе роста - несколько ниже; на фазе зрелости и упадка она продолжает снижаться.

Важным для предприятия является учет фактора государственного регулирования цен. Государство посредством активной ценовой политики может сделать прибыльным для производителей бизнес, не являющийся выгодным для чисто рыночного хозяйствования (долгосрочные научно-технические разработки, ВПК, транспорт, связь, городское хозяйство). Это осуществляется как через различные виды договорных цен, так и через государственные заказы и закупки.

Максимальная цена товара определяется спросом, минимальная - издержками производства. Но значительное влияние на цену товара оказывают цены и качество товаров конкурентов. С этой целью могут осуществляться сравнительные покупки, на основе анализа которых делается заключение о качестве и цене продукции конкурентов.

В условиях конкуренции предприниматели  при реализации своей продукции  стремятся найти так называемую оптимальную цену товара. Реальная цена товара определяется на рынке на основе сопоставления спроса и предложения. Важно, чтобы оптимальная цена, рассчитанная предприятием, стремилась к уровню реальной цены.

 

3.1.1.1 Методы  ценообразования

В настоящее время, исходя из отечественного и мирового опыта, представляется возможным  выделить три основных метода (способа) формирования цен:

с ориентацией на издержки;

с ориентацией на спрос;

с ориентацией на конкуренцию.

Способ ориентации на издержки предполагает построение цены по принципу "издержки + прибыль (или + торговая надбавка, наценка)", а также через получение общего объема прибыли и безубыточности. Установление цены по формуле "издержки + прибыль" основано на калькуляции полной себестоимости продукции (единицы) с добавлением прибыли как процента сверх издержек, т.е. по уровню рентабельности данного вида продукции (работ, услуг). Преимущество такого ценообразования заключается в том, что издержки производства сравнительно легко определить, чем спрос, методика их калькулирования достаточно разработана, проста и удобна. К тому же для конкретной отрасли или вида продукции (работ, услуг) цена может быть единой, что снижает ценовую конкуренцию. Однако одним из его недостатков является игнорирование спроса, а поэтому существует вероятность потери потенциальной прибыли.

Ценообразование через общий объем  прибыли включает определение общего объема производства в течение рассматриваемого периода, расчета всей суммы издержек и прибыли на этот объем. Суммируя издержки и прибыль, получают общую сумму дохода, а поделив его на объем производства. - искомую цену.

По этому способу используется оценочная величина объема реализации (продаж), но игнорируется, что цена может быть определяющим фактором (детерминантой) при продаже, поэтому он более применим для рынка с неэластичным спросом. Расчет цены на основе безубыточности (когда нет прибыли, но нет и убытков) основан на предложении, что предприятие может быть безубыточным при достижении реализации определенного объема продукции (работ, услуг) ОП при данной Ц, т.е.

 

Ц∙ОП=И12∙ОП,

 

где И1 и И2 - постоянные и переменные издержки.

Цена, рассчитанная из этого уравнения

 

[Ц=И1/ОП+И2= (И12∙ОП) /ОП],

 

соответствует точке безубыточности, в которой она будет минимальной, а найденный объем производства определяет, при каком уровне использования проектной мощности (или производственной) мощности (лучше в %) доходы от реализации (продаж) равны издержкам производства.

Ценообразование с ориентацией  на спрос усложняется тем, что его (спрос) значительно сложнее определять выразить количественно по сравнению с издержками. В лучшем случае можно иметь общее представление о форме кривой движения спроса, но она подвержена постоянным колебаниям из-за влияния конкуренции, рекламы, появления товаров-субститутов (заменителей), других факторов внешней и внутренней среды. К тому же при оценке спроса на новый товар отсутствуют данные за прошедший период. Приемы оценки спроса - прямые интервью (кто, в каком диапазоне цен готов уплатить за данный товар), эксперимент (цена варьируется в определенных пределах, покупателям, районам и т.п.), статистическая информация (выявление закономерностей между ценой и спросом методом аналогии и др.).

Выделяют два приема определения  цены с учетом спроса:

дискриминация, т.е. установление разных цен на различные рынках или сегментах рынка с тем, чтобы максимизировать доход в зависимости от различия в кривых спроса;

по ассортиментной группе товаров, когда назначение цены с той или иной целью (например, с целью увеличения прибыли, продаж) достигается в рамках всей ассортиментной группы. Существующие между товарами одной ассортиментной группы взаимоотношения и взаимозависимый спрос (спрос на один товар оказывает влияние на спрос другого) могут осуществляться в виде замещения и взаимодополняемости.

Если, например, товар А является субститутом товара Б и воспринимается как более нужный, а разница  в их цене незначительна, то товар  Б будет пользоваться большим  спросом. В случаях, когда товар  А не намного лучше товара Б, а разница в цене существенная - спрос на товар Б будет расти. Западные экономисты (например, А. Хоскинг и др.) это явление называют позитивной перекрестной эластичностью. Могут быть случаи, когда продажа одного товара стимулирует сбыт другого товара, и может оказаться весьма выгодным один из них продавать по низкой (предельной) цене (и даже в убыток для привлечения покупателей), получая прибыль за счет реализации другого товара. Это называется негативной перекрестной эластичностью.

Ценообразование с ориентацией на конкуренцию (закрытые торги) заключается в приглашении поставщиков (производителей, строителей и т.п.) к участию в торгах на поставку определенного вида товара (строительство объекта и т.п.). Их предложения (тендеры) с указанием наименьшей цены представляют заранее в опечатанном конверте, после вскрытия которого принимается предложение с наименьшей ценой как наиболее выгодное для покупателей. В этом случае решение о назначении цены должно основываться не только и не столько на собственных затратах, как на анализе возможных предложений конкурентов. Проблема состоит в том, что торги может выиграть предложение с наиболее низкой ценой, но при этом возникает определенная степень риска потерять потенциальную прибыль, в свою очередь, предложение с высокой ценой может проиграть торги, что приведет к соответствующим потерям, например затрат на разработку изделия, участие в торгах.

3.1.1.2 Стратегии ценообразования

Уровень устанавливаемой предприятием цены на продукцию во многом определяется тем, какие цели ставит предприятие на ближайшее время и перспективу. В условиях рыночной экономики наиболее распространенными являются следующие ценовые стратегии предприятия:

1) Стратегия "снятия сливок" - установление максимально высокой  цены, в расчете на потребителя готового купить этот товар по данной цене. Цель: привлечь покупателя → получение прибыли → снижение цены на товар → покупатели, покупавшие товар по высокой цене разумеется будут покупать его и по более низкой.

2) Стратегия "проникновения" ("внедрения") на рынок.

Установление значительно более  низкой цены, чем цены на аналогичные  товары конкурентов. При эластичном спросе, но могут применять только предприятия-доминанты (имеющие 70% и  более объемы на рынке).

3) Стратегия психологической цены. Основана на особенностях ценовосприятия покупателя, учитывает психологию покупателя и заключается в том, что цена устанавливается ниже круглой суммы (например, 3999,99 руб., 3890 руб.).

Информация о работе Цены и ценообразование на продукцию и услуги