Факторинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение детального анализа такого финансового инструмента, как факторинг. При написании данной работы были использованы сведения методических пособий, периодических изданий, постановлений, указов, а также аналитического материала международных ассоциаций и практического материала коммерческих банков, также изучены теоретические разработки.
В работе поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть предпосылки возникновения факторинга как самостоятельной отрасли финансовых услуг;
определить основные функции факторинга;
провести обзор существующих видов факторинговых операций с точки зрения многообразия форм обслуживания, выработанных мировой практикой для полного удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов;
исследовать функции факторинга и тенденции развития мирового рынка факторинга;
проанализировать применение факторинга в экспортных и импортных операциях;
исследовать преимущества факторинга в сравнении с традиционными средствами международных расчетов;
проанализировать пути совершенствования и перспективы развития рынка факторинговых услуг в России.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность факторинга и этапы его становления
1.1 Предпосылки возникновения и эволюция факторинга
1.2 Основные характеристики факторинга и его правовые основы
1.3 Объекты факторингового обслуживания и субъекты факторинговых операций
Глава 2. Функции и виды факторинга
2.1 Виды факторинговых операций в мировой практике
2.2 Функции факторинга
2.3 Тенденции развития мирового рынка факторинга
Глава 3. Финансовые аспекты факторинга в международной торговле
3.1 Применение факторинга в экспортных и импортных операциях
3.2 Преимущества факторинга в сравнении с традиционными средствами международных расчетов
3.3 Пути совершенствования и перспективы развития факторинга в России
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Факторинг.doc

— 508.00 Кб (Скачать)

     Подобные  ограничения обусловлены тем, что  в указанных случаях факторинговой  компании достаточно трудно оценить  кредитный риск или невыгодно  брать на себя повышенный объем работ, а также дополнительный риск, возникающий при переуступке таких требований, оплата которых может быть не произведена в срок по причине невыполнения поставщиком каких-либо своих договорных обязательств.

     Помимо  этого, поставщик должен производить  товары или оказывать услуги высокого качества, иметь перспективы быстрого расширения производства и увеличения прибыли (только в этом случае предприятию будет выгодно оплачивать достаточно высокую стоимость услуг факторинговой компании) и сугубо временные проблемы нехватки денежных средств из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами, а также недостаточного уровня прибыли, чрезмерных товарных запасов и трудностей, связанных с производственным процессом. Факторинг, в первую очередь, выгоден предприятиям, начавшим производство нового, конкурентоспособного товара и не знакомым с новым для них рынком; осуществляющим экспансию на новые рынки; предприятиям с резкими сезонными колебаниями производства, а также предприятиям, которые имеют возможность получить значительные скидки с цены при условии оплаты своих долгов в короткие сроки.

     Очевидно, что требования факторинговой компании к своему потенциальному клиенту  являются достаточно жесткими. Выбор  клиентов зависит от специализации, а также ряда особенностей ведения  факторингового бизнеса.

     Субъекты факторинговых операций.

     Первые  компании, возникшие в США в  сфере финансового факторинга, развивались  относительно независимо от банков. К  тому же, до 1965 г. связи между факторинговыми компаниями и банками, в соответствии с национальным законодательством, могли быть только косвенными. Однако, уже в период с 1965 г. по 1970 г. факторинговым обслуживанием стали заниматься 12 банков США, а на сегодняшний день компаниями, входящими в банковские холдинги, осуществляется половина всех факторинговых операций в стране. В отличие от американских, западноевропейские факторинговые компании с самого начала развивались в тесной связи с банковским сектором.

     В настоящее время любая факторинговая  компания мира может быть отнесена к одному их трех типов:

  1. компании, принадлежащие банкам или другим учреждениям кредитно- финансовой сферы;
  2. компании, принадлежащие крупным промышленным компаниям и ТНК;
  3. компании смешанного типа.

     Факторинговые компании первого типа составляют большинство  компаний в мире. Они обычно ориентируются на обслуживание рынка той или иной продукции или отрасли и предлагают широкий набор услуг в рамках факторингового обслуживания. Эти компании являются специализированными филиалами или дочерними компаниями банков, входящими, как правило, в состав диверсифицированного банковского холдинга.

     Подобные  компании опираются в своей деятельности на финансовые ресурсы соответствующих  кредитно-финансовых институтов и имеют  возможность осуществлять инвестиции в самые современные технологии и, следовательно, предоставлять услуги более высокого качества при относительно низких издержках. Именно в этой группе западноевропейских компаний идет в настоящее время активный процесс вытеснения с рынка мелких и средних фирм.

     В качестве примеров подобных компаний можно привести специализированные факторинговые отделения крупнейшего коммерческого банка ФРГ "Дойче Банк", американского "Ситикорп", итальянские банковские холдинг-компании "Группа Банка Национале дель Лаворо" (в которую входят "Ифиталия" – компания, занимающая первое место по обороту в стране, "Судфакторинг" и "Агрофакторинг") и "Джемина сервичи финанчиари" (занимающуюся практическими всеми видами финансового обслуживания и имеющую доли в капитале 12 факторинговых компаний страны).

     Факторинговые компании второго типа обслуживают только внутренние операции определенных крупных промышленных компаний, а также их поставщиков. Основной целью при этом выступает не столько предоставление дополнительных кредитных ресурсов, сколько децентрализация административных функций: управления кредитом, оценки платежеспособности, инкассирования дебиторской задолженности, и, тем самым, отказ от содержания соответствующих структур в аппарате промышленной компании. Подобные факторинговые компании имеют минимальный уровень риска по сравнению с другими типами компаний, а развитие их операций ограничивается потребностями материнской корпорации. Примерами компаний подобного типа могут служить дочерняя компания "Савафакторинг" итальянской группы ФИАТ, "Дженерал моторз эксептанс корпорэйшн" американской ТНК "Дженерал Моторз".

     Компании  смешанного типа создаются промышленными  компаниями при участии крупнейших компаний первого типа, используют в своей работе опыт последних  и обслуживают в первую очередь  операции промышленных компаний-учредителей. Вместе с тем, в настоящее время компании смешанного типа стремятся расширять свои связи, совершенствовать организацию факторинга и переходить от предоставления услуг только своим учредителям к обслуживанию внешних клиентов. Пример подобного рода компании – итальянская "Оливетти финфакторинг", 90% капитала которой принадлежит группе "Оливетти", а 10% владеет упомянутая выше факторинговая компания "Ифиталия".

     Объем средств, которыми располагает факторинговая  компания, зависит от размера акционерного капитала и соотношения между заемным и собственным капиталом, устанавливаемого акционерами или центральным банком. Поскольку большинство факторинговых компаний принадлежит банкам или другим финансовым учреждениям (например, страховым компаниям), то им не приходится рассчитывать только на собственную финансовую базу.

     Обычно  максимальным соотношением между заемным  и собственным капиталом для  факторинговых компаний считается 10:1, хотя в случае, если факторинговая  компания находится в прямом владении банка, это соотношение, как показывает практика, может достигать и даже превышать 5:1.

     При выборе факторинговой компании поставщик  производит ее оценку по следующим  критериям:

  • опыт работы компании с предприятиями данной отрасли;
  • возможности факторинговой компании эффективно управлять кредитом;
  • возможности компании по своевременному предоставлению достоверных отчетов о состоянии долговых требований;
  • возможность контроля деятельности факторинговой компании со стороны поставщика;
  • кредитные ресурсы компании и ее возможности перестрахования кредитных рисков.

     Кроме того, поставщик должен быть уверен в том, что факторинговая компания кредитоспособна и может своевременно оплатить переуступленные долговые требования и совершить при необходимости  предварительную оплату.

     Что касается организационной структуры современной факторинговой компании, то здесь в первую очередь следует различать компании, которые работают на рынке самостоятельно, и те, которые функционируют, как непосредственные подразделения банков или страховых компаний. Последние, как правило, имеют более компактную структуру, поскольку некоторые функции они перепоручают материнской структуре. Как правило, это касается юридической и бухгалтерской служб.

     Типичная  организационная структура факторинговой  компании представлена на схеме №1: 

     Схема №1

       

     Вывод: Объектами финансирования специализированных компаний чаще всего являются предприятия  малого и среднего бизнеса. Основная причина привлекательности факторинга - обеспечение с одной стороны  беззалогового финансирования, с  другой стороны компаниям предоставляются дополнительные услуги по управлению дебиторской задолженности. Что касается субъектов факторинговых операций, то они могут быть отнесены к одному из трех типов. 

 

      Глава 2. Виды и функции факторинга 

    2.1 Виды факторинговых операций в мировой практике 

     Факторинг, финансирование под дебиторскую  задолженность и дисконтирование  счетов-фактур – это инструменты  одной сферы. Для непрофессионала  они могут показаться синонимами, однако для специалиста в области  финансирования торговли в них существуют определенные отличия. Более того, факторинговые компании различных стран по-разному понимают составляющие элементы и границы действия каждого термина.

     Рассмотрим  различные формы факторинга, применяемые  в мировой практике, а также  обстоятельства, при которых они наилучшим образом организованы между поставщиком и факторинговой компанией (фактором).

     Итак, в основе факторинга лежит переуступка  неоплаченных долговых требований факторинговой  компании, что является общим элементом  для всех видов факторинга, описанных ниже. Факторинговые операции, используемые в мировой практике, классифицируются следующим образом:

     Внутренний  факторинг.

     В операции внутреннего факторинга обычно участвуют три лица: фактор (банк) – покупатель требования, первоначальный поставщик (кредитор) и покупатель (дебитор), получивший от поставщика товары с отсрочкой платежа. Структура работы внешнего факторинга показана схеме №2.

     Факторинг называется внутренним, если стороны  по договору купли-продажи, а также  факторинговая компания находятся в одной и той же стране.

     Операция  факторинга заключается в том, что  факторинговый отдел банка покупает долговые требования (счета фактуры) поставщика на условиях немедленной  оплаты от 50 до 90% от суммы акцептованного счета-фактуры в день передачи ему документов по совершенной поставке. Процент финансирования зависит от платежной дисциплины дебитора. До 01.01.2007 года оставшиеся 10% перечислялись поставщику после получения платежа от дебитора, за вычетом комиссионного вознаграждения фактора, которое, как правило, состояло из платы за обслуживание и платы за финансирование, если оно предоставлялось. С 01.01.2007 комиссия за факторинговое обслуживание и использование средств взимается следующим образом: по всем оплаченным полностью, либо частично за месяц поставкам выставляется счет, который оплачивается клиентом в течение определенного времени, установленного отдельно для каждого клиента. Данное преобразование вызвано изменением в Налоговом кодексе, для того, чтобы клиент мог учитывать НДС, комиссия клиентом должна быть оплачена. 

     Схема №2

       

     Внешний факторинг

     Факторинг называется внешним (чаще используется название международный), если поставщик и его клиент являются резидентами разных государств. При обслуживании таких поставок в большинстве случаев используется схема косвенного факторинга, при котором происходит распределение обязанностей между двумя факторинговыми компаниями: факторинговая компания в стране продавца берет на себя финансирование экспортера, а факторинговая компания в стране покупателя принимает на себя кредитные риски и берется за инкассацию дебиторской задолженности.

     Использование факторинга в международной торговле может быть очень выгодно в случаях, когда торговля осуществляется между странами с существенными различиями в их экономических и правовых системах. Поскольку факторинговая компания страны импортера обладает более полной информацией о платежеспособности компаний своей страны, это позволяет ей объективно оценивать надежность покупателей. Если импорт-фактор соглашается работать по схеме международного факторинга, то он автоматически принимает на себя риск неплатежеспособности импортера, тем самым гарантирует полную возвратность средств.

     Кроме того, экспортер вынужден подстраховываться  на случай резкого скачка курса валют. Используя факторинг, экспортер  получает значительную часть от стоимости  проданного товара сразу после отгрузки, таким образом, снимая с себя валютный риск.

     Международный факторинг может осуществляться и без посредничества импорт-фактора, в этом случае схема взаимодействия контрагентов аналогична классическому  факторинговому взаимодействию.

     В таблице № 2 Приложения приведены  данные по всем странам мира, осуществляющим сделки факторинга. Таблица построена на основе данных за 2003 год, приведенных на интернет-сайте международной факторинговой ассоциации Factors Chain International. Объем международного факторинга лишь в 9 странах составляет более четверти от общего объема. При этом наблюдается совершенно очевидная прямая зависимость между объемом экспорта товаров и услуг и объемом международного факторинга.

     За 1999-2003 гг. объемы как внутреннего, так  и международного факторинга увеличились, при этом темпы роста международного факторинга были выше внутреннего (см. таблицу № 3 в Приложении).

Информация о работе Факторинг