Факторинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение детального анализа такого финансового инструмента, как факторинг. При написании данной работы были использованы сведения методических пособий, периодических изданий, постановлений, указов, а также аналитического материала международных ассоциаций и практического материала коммерческих банков, также изучены теоретические разработки.
В работе поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть предпосылки возникновения факторинга как самостоятельной отрасли финансовых услуг;
определить основные функции факторинга;
провести обзор существующих видов факторинговых операций с точки зрения многообразия форм обслуживания, выработанных мировой практикой для полного удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов;
исследовать функции факторинга и тенденции развития мирового рынка факторинга;
проанализировать применение факторинга в экспортных и импортных операциях;
исследовать преимущества факторинга в сравнении с традиционными средствами международных расчетов;
проанализировать пути совершенствования и перспективы развития рынка факторинговых услуг в России.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность факторинга и этапы его становления
1.1 Предпосылки возникновения и эволюция факторинга
1.2 Основные характеристики факторинга и его правовые основы
1.3 Объекты факторингового обслуживания и субъекты факторинговых операций
Глава 2. Функции и виды факторинга
2.1 Виды факторинговых операций в мировой практике
2.2 Функции факторинга
2.3 Тенденции развития мирового рынка факторинга
Глава 3. Финансовые аспекты факторинга в международной торговле
3.1 Применение факторинга в экспортных и импортных операциях
3.2 Преимущества факторинга в сравнении с традиционными средствами международных расчетов
3.3 Пути совершенствования и перспективы развития факторинга в России
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Факторинг.doc

— 508.00 Кб (Скачать)

     В доказательство этого утверждения  можно привести данные исследования "Риск крушения бизнеса", посвященного состоянию и динамике платежеспособности предприятий в странах Западной Европы за период 1990-1994 гг., подготовленного немецким страховым концерном Герлинг совместно с французской страховой компанией Намур, которые специализируются на страховании кредитных рисков. В соответствии с ними, первая половина 90-х гг. отметилась массовыми банкротствами, по количеству сопоставимыми с периодом второй мировой войны. Так, в частности, в Германии только в первой половине 1994 г. обанкротилось свыше 9 тысяч компаний, столько же в Великобритании, а во Франции эта цифра составила почти 30 тысяч. Заметим, что количество банкротств в год является весьма устойчивым показателем, который практически никогда не проявляет тенденцию к снижению. Например, во Франции в 1998 году было зарегистрировано 54000 банкротств, что практически соответствует приведенным выше данным по более раннему периоду.

     Следовательно, первостепенной для экспортера становится задача отсеивания потенциально несостоятельных  зарубежных покупателей или работы с ними на более жестких условиях платежа (предварительная оплата или аккредитивная форма расчетов). Но, не обладая достаточным опытом и знаниями особенностей иностранных рынков сбыта, а также не имея возможности содержать аппарат квалифицированных сотрудников, способных оценивать риски по предоставляемым коммерческим кредитам и управлять ими, экспортер оказывается не в состоянии справиться с этой задачей.

     Малые и средние предприятия, в основном, являются "пассивными экспортерами", т. е. экспортируемая продукция составляет небольшую долю от их оборота, а экспортные операции производятся эпизодически, по конкретным заказам из-за рубежа. Опрос 908 мелких фирм Великобритании (с оборотом от 1 млн. до 10 млн. ф. ст.), проведенный английскими исследователями малого предпринимательства Г. Бэнноком и А. Пикоком относительно основных затруднений, с которыми они сталкиваются при осуществлении своей экспортной деятельности, показал следующее(см. таблицу № 4) 

     Таблица №4

В первую очередь трудности вызывает: % от количества  опрошенных, указавших данную причину в качестве основной
Кредитование  и отсрочка платежа 26,2
Оформление  специальных документов на экспорт продукции 14,4
Отсутствие  необходимой информации об иностранных  рынках 14,4
Соответствие  товара требованиям, отличным от внутренних 14,3
Отсутствие  представительства за рубежом 10,1
Повышение издержек и снижение прибыльности 8,3
Иностранный язык 2,9
Прочие 9,4
 

     Итак, при попытке выхода на внешние  рынки малые и средние предприятия  испытывают массу сложностей в первую очередь финансового-расчетного характера, справиться с которыми самостоятельно им не под силу. Наиболее комплексным механизмом, способным оказать эффективную поддержку этим предприятиям и стимулировать их экспортные операции, является, по мнению автора, факторинговое обслуживание экспортных продаж.

     Основным  фактором, повышающим степень конкурентоспособности  продукции, производимой на экспорт, при  использовании факторингового обслуживания поставщика является возможность предложения  максимально выгодных для иностранных покупателей условий расчетов в форме предоставления товарного кредита. Во-первых, такие условия позволяют " попробовать " экспортируемый товар покупателям, ранее его не приобретавшим. Особенно привлекательной такая схема выглядит для торговых агентов, формирующих крупные пакеты заказов от своих клиентов. Во-вторых, уже существующие покупатели смогут, ввиду предоставления товарного кредита, увеличить закупки экспортного товара. По статистическим данным, приведенным в исследовании, подготовленном при участии ведущих европейских специалистов в области управления активами и факторинга, при неизменности факторов конъюнктуры рынка и прочих факторов, переход при регулярных экспортных поставках от продаж на условиях аккредитива к продажам на условиях коммерческого кредита с отсрочкой погашения задолженности по нему до трех месяцев вызывает прирост закупок в среднем на 30 %.

     По  сведениям того же источника, подавляющее  большинство европейских импортеров при закупках товаров в странах  ЕС включают предоставление товаров в кредит одним из основных пунктов в требованиях к размещению заказа у производителя.

     Следующим существенным преимуществом факторингового обслуживания для экспортера является возможность предварительной оплаты факторинговой компанией части  переуступаемых требований к импортеру. Немаловажным является тот факт, что такая предварительная оплата может быть произведена как в валюте экспортного контракта или выставляемого инвойса, так и национальной валюте. Это позволяет не только избежать негативных последствий валютных рисков, особенно при торговле со странами с нестабильными национальными валютами, но и получить дополнительный доход в виде положительной курсовой разницы.

     Естественно, далеко не каждый экспортер способен позволить схемы, которые предусматривают привлечение средств зарубежных факторинговых компаний для финансирования национального экспорта. Впервые данная схема появилась при обслуживании экспортных поставок турецких компаний в страны Западной Европы. Следствием ее внедрения в практику явился значительный рост объемов турецкого экспорта и появление в Турции значительного количества факторинговых компаний. Поразительно, но на сегодняшний день Турция является лидером по количеству национальных факторинговых компаний в Европе: более ста компаний совокупно обслуживают оборот, который превышает аналогичный показатель гораздо более развитых экономик, каковыми являются Австрия, Дания, Норвегия и даже Швейцария.

     Данная  схема получила название "рефинансирование экспортной факторинговой компании". Суть ее заключается в следующем: факторинговая компания в стране импортера осуществляет оплату переуступленной ей дебиторской задолженности досрочно, т. е. до наступления срока погашения задолженности дебитором, установленного контрактом купли-продажи. Фактически, несмотря на предоставление экспортируемого товара в распоряжение покупателя на условиях отсрочки платежа с целью увеличения объемов заказов, экспортер получает средства практически сразу же после отправки товара. 

     Схема №4

       

     
  1. Переуступка прав требования
  2. Переуступка прав требования
  3. Установление закупочного лимита
  4. Поставка товара на условиях коммерческого кредита
  5. Платеж
  6. Предварительная оплата инвойса
  7. Перевод остатка, за вычетом аванса, процентов по нему и факторинговой комиссии
  8. Погашение задолженности

     Проблема  высоких процентных ставок за использование кредитных ресурсов на российском финансовом рынке существенно затрудняет возможности производителей пополнять свой оборотный капитал и реализовывать программы обновления и замены устаревших производственных мощностей. Еще более проблематичной выглядит перспектива привлечения иностранного капитала, особенно в секторы экономики, производящие готовую продукцию и не дающие эффекта краткосрочной окупаемости.

     Экспортер, поступивший на факторинговое обслуживание в кредитно-финансовый институт, предлагающий такие услуги, может извлечь для себя уникальные выгоды, которые решают проблему привлечения иностранного капитала как средства постоянного и относительно недорогого финансирования оборотных активов. Так одна из крупнейших английских факторинговых компаний Гриффин Факторз, принадлежащая Мидлэнд Банку, осуществляет предварительную оплату переуступаемой задолженности английских импортеров на следующих условиях: из перечисляемой суммы удерживается дисконт из расчета усредненной ставки межбанковского кредитования на Лондонском финансовом рынке (LIBOR) плюс два пункта (т. е. приблизительно 8% годовых). Немецкие факторинговые компании кредитуют факторинговые компании в стране экспортера под ставку FIBOR плюс три пункта (около 7%). Принимая во внимание текущие ставки, предлагаемые коммерческими банками на российском рынке кредитных ресурсов, настоящая схема предоставляет российским экспортерам уникальные возможности по расширению поставок за рубеж.

     Помимо  этого, факторинговая компания в стране импортера не просто берет на себя кредитный риск по поставкам, но и выступает своего рода агентом на рынке данной страны. Стандартный перечень услуг, которые по желанию экспортера могут быть предоставлены ему факторинговой компанией в стране импортера включает в себя следующие:

  • маркетинговые исследования конъюнктуры национального рынка экспортируемого товара;
  • проверка платежеспособности любого покупателя из этой страны;
  • адреса фирм из числа состоящих на факторинговом обслуживании в данной факторинговой компании, потенциально заинтересованных в закупках продукции экспортера;
  • рекомендации в выборе фирм, способных осуществлять качественное послепродажное обслуживание экспортируемой продукции;
  • консультации по документальному оформлению внешнеторговых контрактов, товарных и прочих документов при сделках покупателями из данной страны;
  • содействие в юридической защите интересов экспортера в случае предъявления претензий или возбуждения арбитражных разбирательств со стороны импортера.

     Кроме того, с макроэкономической точки зрения, факторинговое обслуживание экспорта может положительно влиять на его структуру. Дело в том, что факторинговое обслуживание не подходит для абсолютно всех отраслей экономики. К традиционно "нефакторинговым" товарам относится продукция, производимая предприятиями добывающего сектора экономики - нефтяной, газовой и прочими сырьевыми отраслями. Эта специфическая черта факторинга объясняется тем, что однородные товары, к которым относится, в частности, нефть и нефтепродукты, обычно реализуются на условиях, отличных от предоставления их в кредит. Практика, сложившаяся в мировой торговле лесом и пиломатериалами, предусматривает, например, что расчеты между продавцами и покупателями осуществляются на условиях выставления аккредитива. Несмотря на сложившиеся таким образом обычаи, российские экспортеры нередко вынужденно идут на нетрадиционные уступки покупателям и чаще всего эти уступки связаны с условиями оплаты. В этом случае факторинговое авансирование приобретает неоспоримую привлекательность для поставщика. В качестве примера можно привести деятельность международного отдела Управления факторинга АБ"ИБГ НИКойл", который обслуживает на данный момент несколько компаний экспортирующих лесоматериалы.

     Тем не менее, к отраслям, традиционно  использующим факторинговое обслуживание, относятся прежде всего обрабатывающие. Подавляющее большинство товаров, продающихся на условиях коммерческого кредита, являются либо готовой продукцией, либо полуфабрикатами.

     Применение  факторинга в импортных операциях

     В мировой практике факторинговые  компании концентрируют свою деятельность на обслуживании поставщиков. Покупатели клиента, состоящего на факторинговом  обслуживании задействуются в косвенном  порядке. Их задолженность может  переуступаться даже без извещения о такой уступке (при конфиденциальном факторинге). Для того, чтобы войти в непосредственный контакт с должником, факторинговая компания должна в обязательном порядке получить разрешение поставщика на такой контакт.

     Однако, принимая во внимание тот факт, что  рынок факторинговых услуг в  России находится пока в начальной  стадии развития, российские коммерческие банки, до финансового кризиса 1998 года, стали осуществлять нетрадиционный для международного факторинга вид  операций - когда инициатива переуступки прав требования исходит от российских импортеров.

     Основным  фактором, способным привести к росту  импортных закупок российских предприятий, по мнению большинства их руководителей, является предоставление товаров, закупаемых за рубежом, в кредит. Увеличение оборота по импорту при переходе от условий предварительной оплаты на коммерческий кредит с отсрочкой платежа в 3 месяца по предварительным расчетам может составить от 50 до 100 %. Переход на именно такие условия торговли может обеспечить факторинговое обслуживание импортных поставок в Россию.

     Универсальность этого обслуживания достигается  прежде всего тем, что при его  реализации все стороны, участвующие  в операции извлекают для себя существенные преимущества: экспортер  устанавливает определенную степень контроля за рынком сбыта данного товара, импортеры увеличивают объем реализации товаров на внутреннем рынке, факторинговая компания в стране экспортера приобретает нового клиента и получает дополнительные доходы за счет кредитования экспортера, а финансовый агент в России - доход, удерживаемый в качестве комиссии из средств, перечисляемых импортером в погашение задолженности по коммерческому кредиту.

     В таком случае, импортные поставки обслуживаются по схеме приведенной  ниже. Данная схема освещает начальный этап исполнения операции и обслуживание первой поставки. Как только на импортера выделен закупочный лимит, механизм может работать в "револьверном" режиме, т. е. при постоянных поставках. При осуществлении второй поставки схема начинается уже с шага 7 и повторяется до 11. Дополнительные расходы, которые возникают у зарубежного экспортера при использовании вышеизложенной операции, обычно рассчитываются заранее и включаются в цену экспортируемого товара. 

Информация о работе Факторинг