Факторинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение детального анализа такого финансового инструмента, как факторинг. При написании данной работы были использованы сведения методических пособий, периодических изданий, постановлений, указов, а также аналитического материала международных ассоциаций и практического материала коммерческих банков, также изучены теоретические разработки.
В работе поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть предпосылки возникновения факторинга как самостоятельной отрасли финансовых услуг;
определить основные функции факторинга;
провести обзор существующих видов факторинговых операций с точки зрения многообразия форм обслуживания, выработанных мировой практикой для полного удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов;
исследовать функции факторинга и тенденции развития мирового рынка факторинга;
проанализировать применение факторинга в экспортных и импортных операциях;
исследовать преимущества факторинга в сравнении с традиционными средствами международных расчетов;
проанализировать пути совершенствования и перспективы развития рынка факторинговых услуг в России.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность факторинга и этапы его становления
1.1 Предпосылки возникновения и эволюция факторинга
1.2 Основные характеристики факторинга и его правовые основы
1.3 Объекты факторингового обслуживания и субъекты факторинговых операций
Глава 2. Функции и виды факторинга
2.1 Виды факторинговых операций в мировой практике
2.2 Функции факторинга
2.3 Тенденции развития мирового рынка факторинга
Глава 3. Финансовые аспекты факторинга в международной торговле
3.1 Применение факторинга в экспортных и импортных операциях
3.2 Преимущества факторинга в сравнении с традиционными средствами международных расчетов
3.3 Пути совершенствования и перспективы развития факторинга в России
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Факторинг.doc

— 508.00 Кб (Скачать)
 

     Факторинг, являясь, по сути, своей финансовой услугой, не может рассматриваться  как альтернативный инструмент международных  расчетов, то есть факторинговое авансирование  в экспортно-импортных операциях следует рассматривать как удобную схему расчета, которая компенсирует продавцу потери, связанные с отказом от аккредитива в пользу инкассо. Учитывая тот факт, что в современной экономике все больше и больше рынков приобретают ярко выраженный характер "рынков покупателя", предложение наиболее выгодной для покупателя формы расчета, несомненно сыграет роль мощного конкурентного преимущества.

     Вывод: Факторинг дает предприятию много  других преимуществ. Он может выступать  как средство защиты от потерь, связанных с "плохими" долгами, не допуская рост таких долгов выше допустимого уровня. Он может явиться средством обеспечения учета продаж и административного управления дебиторской задолженности, а также источником финансирования для растущего бизнеса.

     Другие  преимущества экспортного факторинга также следуют из его процедуры: иностранные долги становятся внутренними долгами, разрешаются значительные проблемы и риски, связанные с ведением международного бизнеса, такие как риск неплатежа, незнакомый иностранный язык, неизвестное законодательство, незнакомая процедура взимания дебиторской задолженности и обычаи торговой практики. Таким образом, факторинг является комплексным обслуживанием дебиторской задолженности поставщика. 

     3.3 Пути совершенствования и перспективы развития факторинга в России 

     Развитие  в Российской Федерации рыночных отношений предполагает самостоятельность  и независимость товаропроизводителей при многообразии форм собственности. Оно означает также конкуренцию  субъектов хозяйствования, формирование цен на основе механизма спроса и предложения и использование налоговых, денежно-кредитных и других экономических инструментов регулирования. В этих условиях, естественно, прямое банковское кредитование не может быть единственной формой кредитно-финансового обслуживания хозяйственных единиц. Одной из большого числа новых перспективных форм подобного обслуживания является факторинг. Однако, важнейшая предпосылка его эффективного осуществления в том виде, в котором он практикуется во всем мире, – распространение коммерческого кредитования.

     В СССР коммерческий кредит широко практиковался  в 20-е гг., в период наивысшего развития рыночных отношений. При этом его  использование, с одной стороны, явилось естественным результатом  товарно-денежных отношений, перехода государственных предприятий на хозяйственный расчет и расширения частной инициативы, а с другой – необходимой предпосылкой и одним из условий успешного проведения денежной реформы 1922-24 гг., стабилизации курса рубля и создания устойчивой советской валюты (червонца).

     Однако, в результате реформы кредитной  системы 1930-32 гг., явившейся отражением происшедшей централизации и  административной монополизации всех сфер хозяйственной жизни, коммерческий кредит был лишен права на существование  и заменен прямым банковским кредитованием. В экономической теории и практике возобладало мнение, что коммерческий кредит не соответствует достигнутому уровню социалистических производственных отношений, плановому руководству народным хозяйством и является тормозом на пути развития экономики. Естественно, при переходе экономики страны на рыночные отношения идеологические догмы не могут остановить процессов, порождаемых реальными потребностями хозяйствующих субъектов.

     Роль  коммерческого кредита в рыночной экономике трудно переоценить. Коммерческое кредитование приводит к уменьшению объема прямого банковского кредитования, и, следовательно, массы денег в обращении; улучшает и децентрализует механизм мобилизации денежных ресурсов, повышает маневренность предприятий по использованию финансовых ресурсов. Отношения между предприятием-кредитором и предприятием-должником по коммерческому кредиту носят равноправный, взаимовыгодный характер, предполагают обоюдный контроль и ответственность и, в конечном итоге, укрепляют их экономическую самостоятельность. Важным моментом представляется и то, что при реализации товара на условиях коммерческого кредита происходит хотя и предварительное, но реальное признание общественной полезности товара, что способствует повышению степени товарной обеспеченности денежной массы.

     В России факторинг был внедрен  в 1988 г. в качестве эксперимента Промстройбанком  и Жилсоцбанком СССР. Из-за полного  отсутствия на тот момент какой-либо методической литературы и невозможности  получить доступ к мировому опыту, сущность этой услуги была несколько извращена. Факторинговым отделам переуступалась только просроченная дебиторская задолженность, соглашение заключалось как с поставщиком, так и с покупателем, причем поставщику гарантировались платежи путем кредитования покупателя. Факторинговое обслуживание носило характер разовых сделок без обеспечения комплекса страховых, информационных, учетных и консалтинговых услуг, подразумеваемых факторингом.

     Позднее факторинговые операции начали осуществлять и коммерческие банки. Следует отметить, что поначалу они столкнулись с полным отсутствием цивилизованных факторинговых технологий и отвратительной платежной дисциплиной дебиторов, что приводило к немалым потерям.

     На  протяжении ряда лет факторингом  в России пробовали заниматься и  АКБ "Менатеп", и "Тверьуниверсалбанк", и "Мост-банк", и многие другие. В силу ряда объективных и субъективных причин ни одна из этих попыток не закончилась успехом.

     Однако  уже сегодня факторинговый бизнес в России представлен несколькими  крупными операторами факторинговых услуг, о которых было сказано выше.

     Как показывает мировая практика, факторинговые  отделы банков по окончании этапа  своего становления выделяются в  отдельные от банков-учредителей, формально  независимые структуры: специализированные филиалы или дочерние компании. Таким образом, можно предположить, что эффективно работающие факторинговые отделы российских коммерческих банков будут развиваться по аналогичной схеме. Регулирование со стороны банка в этом случае будет осуществляться путем установления для факторинговой компании ряда контрольных показателей: соотношения собственных и заемных средств, норматива отчисления в резерв на покрытие рисков, лимита кредитования одного поставщика (в том числе в разбивке по должникам данного поставщика) в зависимости от размера собственных средств компании и т. д.

     Внедрение факторинга (как операции, предполагающей риск) невозможно без разработки действенной  методики анализа финансовой деятельности предприятия, кредитоспособности его  должников, а также самого поставщика, основанной на данных бухгалтерских отчетов и балансов и рассчитываемых по ним показателям. Для получения соответствующей информации факторинговая компания может заключать соглашения с отделениями банков, обслуживающих поставщика, аудиторскими и консультационными компаниями.

     По  мере накопления практического опыта  проведения факторинговых операций, факторинговый отдел банка или  специализированная факторинговая  компания смогут предоставлять поставщикам  более широкий набор услуг, в  том числе полное бухгалтерское обслуживание (с регулярным осуществлением по поручению поставщика анализа его хозяйственной деятельности, ревизий, аналитических отчетов и рекомендаций по финансовому планированию), а не только ведение учета отгруженных товаров и дебиторской задолженности.

     Данные  подобного учета могут использоваться как для составления предприятием бухгалтерских отчетов, так и  для оценки платежных взаимоотношений  со своими контрагентами, выяснения  причин неоплаты счетов и целей статистического  учета. Помимо этого, факторинговый отдел (компания) может предложить юридическое обслуживание, услуги по страхованию, информационному обеспечению, разработке стратегии сбыта, транспортному и рекламному обслуживанию, а также консультированию по различным финансовым вопросам.

     За факторингом будущее российской экономики. Множество промышленных предприятий, малый и средний бизнес испытывают острый недостаток оборотных средств. Факторинг же способен сделать многое в устранении взаимных неплатежей и ускорении платежнопроизводственного цикла. Массовому внедрению факторинга мешают нередко сомнения, что факторинговый кредит не возвратят, ибо изобретены сотни способов надувательств заемщиков. Но в то же время многие банки, имеющие резервные активы, ищут возможностей их вложения.

     Еще раз важно отметить, достоинство факторинга по сравнению с обычным кредитованием бизнеса определяется тем, что участники сделки экономят время, а это материализуется в денежный эквивалент. Отечественные производители ведут жесткую конкуренцию с импортными товарами. Малый и средний бизнес, функционирующий практически без государственной поддержки, должен опираться на собственные возможности. И для него факторинг может служить допингом развития.

     Целесообразно выявить основные направления потенциального развития факторинговых операций на российском рынке.

     Это, прежде всего, многоплановое развитие внутреннего факторинга посредством  внедрения различных вариантов  факторингового обслуживания. Далее, перестройка, диверсификация, реинжиниринг деятельности организаций, обеспечивающих факторинг. Наряду с применением долговых требований такого рода фирмы призваны оказывать и консультационные услуги. В этой связи резко возрастает роль внедрения в практику фактор-фирмами нового, более совершенного программного обеспечения в целях повышения качества анализа и оптимизации издержек, роста качества обслуживания поставщиков и улучшения контроля за использованием предоставленных кредитов.

     Особое  место занимает расширение набора услуг  в сфере международного факторинга. Выход на международный рынок новых российских предприятий-экспортеров усилит конкуренцию, особенно неценовую, приведет к повышению удельного веса экспорта на условиях открытого счета и отсюда к расширению потребности в его факторинговом обслуживании.

     По  оценке специалистов внедрение факторинга в механизм регулирования экспорта в России позволит не только увеличить его объемы за счет привлечения дополнительного количества экспортных компаний, но и повысить валютную и экономическую эффективность экспорта порядка на 7%–9% за счет ускорения оборачиваемости финансовых средств. В свою очередь повысятся отчисления в доходную часть государственного бюджета, что позитивно отразится на экономическом положении Российской Федерации в целом.

     При этом изучение и использование мирового опыта в сфере факторинга позволит улучшить состояние расчетов в отечественной экономике, поскольку факторинг выступает как эффективная система обслуживания и в международной, и во внутренней деятельности поставщика.

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что использование факторингового обслуживания является одной из наиболее перспективных мер, способных помочь российским производителям освоить внутренние и зарубежные рынки сбыта их продукции, а импортерам существенно увеличить объемы закупок товаров у иностранных производителей. Несомненно, что, при условии дальнейшей стабилизации российской экономики, все большее количество зарубежных компаний будут переходить к более доверительным формам торговли с российскими партнерами, в частности, к коммерческому кредитованию.

 

      Заключение

 

     Сейчас  в экономике России становится все  более широкая переориентация поставщиков  с посреднических компаний на конечного  потребителя, как во внутренней, так  и во внешней торговле. Такой подход означает для поставщиков снижение кредитного риска и большую торговую маржу, что важно при сокращении нормы прибыли на фоне снижения инфляции. Так как конечные потребители готовы к массовым закупкам товаров только на условиях отсрочки платежа, подобный подход существенно увеличивает объем дебиторской задолженности крупных поставщиков.

     Большинство отечественных предприятий "страдает" из-за постоянного дефицита оборотных  средств, дороговизны и труднодоступности  банковского кредита, отсутствия альтернативных источников финансирования поставщика, например, с помощью факторинговых и учетно-дисконтных операций. Однако, поставщик реально может избавиться от дебиторской задолженности с помощью ее продажи или передав в залог.

     Факторинг, который можно обозначить как  финансовое и организационное обслуживание регулярного товарного кредитования поставщиком постоянных покупателей, все более широко помогает решать эту проблему. Совершенствование финансов предприятий, улучшение состояния денежных расчетов эффективно осуществляется с помощью факторингового обслуживания поставщика.

     Изучение  и использование мирового опыта  в сфере факторинга позволит улучшить состояние расчетов в отечественной  экономике, поскольку факторинг  выступает как эффективная система  обслуживания как международной, так  и внутренней деятельности поставщика.

Информация о работе Факторинг