Фиаско рынка и необходимость микроэкономического регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 00:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть необходимость микроэкономического регулирования экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…..….….4
1 Фиаско рынка…………………………………………………………..…….6
1.1. Сущность Фиаско рынка. ………………………….……….………..…..6
1.2 Факторы возникновения фиаско рынка…………………………….……8
2 Микроэкономическое регулирование. ………………………………...…..12
2.1. Сущность микроэкономического регулирования. ……………….……12
2.2. Государственное микроэкономическое регулирование…………….…14
3 Микроэкономическое регулирование в экономике
Республики Беларусь. ………………….……………………………….…….20
Заключение. ………………….…………………………………………..……26
Список литературы.………………….…….…………………….……………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ 
 

Курсовая  работа: 20 с., 4 рис., 15 источников. 
 

     Объект  исследования – регулирование экономических процессов государством Предмет исследования – способы государственного регулирования экономики на микроуровне.

     Цель  работы: рассмотреть необходимость микроэкономического регулирования экономики.

     Методы  исследования: сравнительного анализа, группировок, экспертных оценок, экономико-математические.

     Исследования  и разработки: изучены сущность фиаско рынка и микроэкономическое регулирование, проанализированы способы микроэкономического регулирования.         Изучена  сущность микроэкономического регулирования в Республике Беларусь.

     Область возможного практического  применения:

     Технико-экономическая, социальная и (или) экологическая  значимость:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     _______________________

                       (подпись  студента)

СОДЕРЖАНИЕ

     
        Введение…………………………………………………………….…..….….4

    1 Фиаско рынка…………………………………………………………..…….6

    1.1. Сущность Фиаско рынка. ………………………….……….………..…..6

         1.2 Факторы возникновения фиаско  рынка…………………………….……8

    2 Микроэкономическое регулирование. ………………………………...…..12

    2.1. Сущность микроэкономического регулирования. ……………….……12

    2.2. Государственное микроэкономическое регулирование…………….…14

    3 Микроэкономическое регулирование в экономике

    Республики  Беларусь. ………………….……………………………….…….20

    Заключение. ………………….…………………………………………..……26

    Список  литературы.………………….…….…………………….……………27

ВВЕДЕНИЕ

          В данной работе будет рассмотрен такой важный вопрос в национальной экономической политике, как регулирование экономики государством на микроуровне.

    В работе будут рассмотрены важность государственного регулирования экономики  на современном этапе развития; будет дано определение сущности государственного регулирования экономики и форм, которые оно принимает на микроуровне. Особое внимание  будет уделено механизмам,  с помощью которых государство может регулировать экономические процессы.

    Государственное регулирование экономики - форма  управления экономикой, представляющая собой влияние, воздействие государственных органов на экономические процессы. Оно применяется в условиях, когда объект управления непосредственно не подчинен субъекту управления, т.е. какому-то государственному органу.

      Экономическая реальность такова, что государство  выступает активным участником рыночных отношений. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено брать на себя содержание больших экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и т.д. В условиях монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоваться большой сложностью, капитало- и энергоемкостью, сами монополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в постоянной поддержке с его стороны на внутреннем и внешнем рынках. Сегодняшнее усилие межгосударственной интеграции ведет к тому, что общие экономические процессы перешагивают национальные границы, формируют новые социально-экономические задачи, связанные с обороной, наукой, экологией, воспроизводством рабочей силы. Рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста, особенно проблемы связанные с воспроизводством всех ресурсов. Наряду с двигательными силами в нем заложены и элементы, сдерживающие экономическое развитие. Это свидетельствует о необходимости государственного регулирования экономики.

      Государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом.  Государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.

      Объектом  исследования в данной работе выступает  регулирование экономических процессов государством. Предметом данной работы являются способы государственного регулирования экономики на микроуровне.

    Целью данной работы является рассмотрение необходимость микроэкономического регулирования экономики. Для выполнения данной цели  в работе будут поставлены следующие задачи:

    - рассмотреть понятие «фиаско рынка»;

    - рассмотреть сущность и значение  микроэкономического регулирования рыночной экономики;

    - описать методы государственного  регулирования рыночной   экономики; - изучить инструменты воздействия государства на экономику;  

    - проанализировать проблемы микроэкономического регулирования в экономике Республики Беларусь.

    В данной работе использовались работы следующих авторов: В.Д. Базылев,

В.Д. Камаев, М.Г. Муталимов, И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, Е.Ф. Борисов, С. Н. Ивашовский, И.М Лемешевский, А.В. Смирнова, Н. Б. Антонова, А.О. Тихонов, Т.А.Фролова. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.1  Фиаско рынка

     Рынок – это любое взаимодействие, в которое люди вступают для торговли с друг другом, это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции. Рыночный механизм представляет собой процесс распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и его структуры. Наиболее значимым его преимуществом является то, что он с высокой степенью эффективности решает вопрос производства необходимых обществу благ и услуг. Приспособление объема и структуры производства к соответствующим потребностям людей, распределение ресурсов производства непосредственно между различными отраслями происходит путем формирования спроса. В рыночной экономике нет таких явлений, как дефицит, очереди, карточная система. Если потребителям необходим конкретный товар, они формируют на него спрос, производители ответят на этот запрос путем выпуска этого блага в необходимом количестве и самого высокого качества. [1,c.378]

     Рыночный  механизм нельзя рассматривать как  идеальную модель, которая полностью лишена определенных недостатков противоречий. Именно последние и являются конкретными стимулами и движущими моментами развития. Рассмотрим недостатки рыночной экономики.

     Во-первых, рыночная экономика, несмотря на весь ее динамизм, не совсем стабильная система. Это проявляется в циклическом характере развития, неустойчивых темпах экономического роста, неполной занятости, недоиспользовании ресурсов производства, инфляции. Эти негативные тенденции в экономике устраняются путем включения механизмов саморегулирования, однако дисбалансы системы не могут быть полностью устранены.[1, c.348]

     Во-вторых, развитие рынка с течением времени приводит к ослаблению движущей силы развития — конкуренции. Это обусловлено целым множеством причин. Прежде всего с позиции предпринимателя выгоднее избавиться от конкуренции, поскольку она накладывает на него определенную совокупность ограничений. Проще договориться с равными об установлении цен, закреплении рынков сбыта или ограничении конкуренции иными путями. Другой момент заключается в том, что внедрение достижений научно-технической революции во многих отраслях требует крупного производства, которое в рамках рыночных структур заключается в формировании олигополии и монополий.

     В-третьих, сама логика развития конкуренции ведет  к тому, что в ходе развертывания борьбы между производителями за наиболее выгодные условия производства и реализации одни субъекты хозяйствования укрепляют свои позиции, а другие разоряются, более сильные подчиняют и поглощают более слабых. Соперничество производителей неминуемо приводит к образованию монополий. Таким образом, в статичной экономике, где эффект; масштабов производства доступен как конкурентным фирмам, так и монополистам, чистая конкуренция будет лучше монополии тем, что заставляет использовать наилучшую из известных технологий и распределять ресурсы в соответствии с потребностями  общества. [1,c 349 ]

     Указанные недостатки свойственны любой модификации  рыночной экономики. Однако каждое государство по-своему стремится справиться с существующими трудностями и найти определенный выход. Учет существующих моделей рыночной экономики позволит охарактеризовать определенную специфику отрицательных моментов развития рынка.

     Успехи, достигнутые за счет государственного регулирования, достижение по данным актуальным вопросам социальной жизни заметного политического согласия, а также доминирующие тенденции, которые обозначились в развитии фундаментальной экономической теории, более не позволяют ставить под сомнение возможность и необходимость государственного вмешательства в экономические процессы. .[2,c.490]

      Рассмотрим  еще одну причину, по которой рынок не может обойтись без вмешательства государства. Управляющей системой рыночного механизма является свободная конкуренция. Но в некоторых случаях сил одной конкуренции недостаточно для синхронизации всех рыночных процессов. Возникающий дисбаланс расшатывает саморегулирующий механизм (примером может служить “Великая депрессия” 30-х годов), и если не устранены причины сбоя, рынок терпит крах, или, выражаясь экономическими терминами, фиаско.

      Чтобы рассмотреть термин «фиаско рынка» введем понятие эффективности по Парето. Это понятие характеризует системы распределения благ и ресурсов в обществе, и система распределения называется эффективной по Парето, если она позволяет экономической системе достичь оптимального по Парето состояния, т.е. состояния, в котором каждый участник этой системы достигает такого состояния, что увеличить его целевую функцию можно лишь за счет уменьшения целевых функций других его участников.

         Так вот, идеальный совершенный рынок некоторого блага, находясь в состоянии равновесия, обязательно обеспечивает оптимальное по Парето распределение этого блага между потребителями и распределение прибыли между производителями.

         Нужно понимать, что оптимальное по Парето состояние рынка (или экономики в целом) не является обязательно самым лучшим состоянием экономической системы. Ведь оптимальным по Парето может быть любое равновесное состояние рынка, а таких состояний множество, и рынок перемещается из одного равновесного состояния в другое под воздействием различных факторов.

         Мы уже сказали, что идеальный рынок будет Парето-эффективным, но возникает вопрос, будет ли эффективными реальные рынки и реальная рыночная экономика.

         Когда говорят о неэффективности рынка, употребляют термин фиаско рынка. Понятие фиаско рынка допускает несколько трактовок, одни из которых более широкие, другие – более узкие. В частности о фиаско рынка можно говорить в следующих ситуациях :

  • Отсутствие спроса или предложения.
  • Рыночные механизмы не могут привести рынок в равновесие.
  • Достигнутое рыночное равновесие не является устойчивым.
  • Достигнутое рыночное равновесие не является эффективным по Парето.
  • Рыночное равновесия не является эффективным в каком-либо ином смысле
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Факторы возникновения фиаско рынка.

  Существует  несколько факторов возникновения  фиаско рынка: 

      1) Внешние эффекты. Система цен действует эффективно потому, что рыночные цены несут информацию как производителям, так и потребителям. Однако иногда рыночные цены не отражают действий производителей либо потребителей. Внешний эффект заключается в неспособности рынка обеспечить передачу информации о редкости в форме цен. Для того, чтобы рынки успешно функционировали, цены должны отражать альтернативную стоимость производства тех или иных товаров или услуг. Обыкновенно цены отражают хотя бы примерную величину альтернативной стоимости. Производители товара или услуги в нормальной ситуации должны получить цену, по крайней мере равную альтернативной стоимости. В противном случае они просто не захотят осуществлять предложение этого товара на рынке. Однако возникают ситуации, когда действия производителей (или потребителей) оказывают воздействие на третьих лиц, то есть на людей, не являющихся в этой сделке ни продавцами, ни покупателями. Эти эффекты, направленные на третьих лиц, и никак не отражаемые в ценах, известны под названием внешних эффектов. Классическим примером внешних эффектов является загрязнение окружающей среды. Допустим, что сталелитейный завод делает выброс в реку, приводящий к тому, что место отдыха вниз по течению становится непригодным для купания и рыболовства. Но поскольку вряд ли есть какой-либо рынок, на котором руководство завода, с одной стороны, и купальщики с рыболовами – с другой, могли бы покупать и продавать права на загрязнение, то существует внешний эффект. Он преуменьшает издержки водопотребления сталелитейным заводом и стимулирует к слишком интенсивным затратам воды на предприятии для производства стали. Это приводит к неэффективности вложений. Если подобный внешний эффект присутствует во всей отрасли, то цена стали (равная предельным издержкам производства) будет ниже, чем в условиях учета в производственных затратах издержек загрязнения. В результате будет выпущено слишком много стали и производство окажется неэффективным. [3,с. 243]

Информация о работе Фиаско рынка и необходимость микроэкономического регулирования