Фиаско рынка и необходимость микроэкономического регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 00:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть необходимость микроэкономического регулирования экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…..….….4
1 Фиаско рынка…………………………………………………………..…….6
1.1. Сущность Фиаско рынка. ………………………….……….………..…..6
1.2 Факторы возникновения фиаско рынка…………………………….……8
2 Микроэкономическое регулирование. ………………………………...…..12
2.1. Сущность микроэкономического регулирования. ……………….……12
2.2. Государственное микроэкономическое регулирование…………….…14
3 Микроэкономическое регулирование в экономике
Республики Беларусь. ………………….……………………………….…….20
Заключение. ………………….…………………………………………..……26
Список литературы.………………….…….…………………….……………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

Рис. 2.2. Регулирование цены государством 

     Для урегулирования проблемы непропорционального распределения ресурсов в результате наличия отрицательного внешнего эффекта государство может использовать два типа мер: во-первых, это принятие законов, запрещающих или ограничивающих загрязнение; во-вторых, 
введение особых налогов. Рассмотрим проблему устранения внешнего эффекта при помощи графического анализа.

     Пусть рыночные затраты на производство характеризуются 
кривыми предложения и спроса: S и D. Данное производство загрязняет окружающую среду и качество жизни может снизиться так, как будто бы люди лишились части заработной платы или столкнулись с резким повышением цен на товары. Для компенсации внешних эффектов государство проводит ряд мероприятий в результате социальные затраты на производство товара X превышают частные на определенную величину, что выражает прямая социальных затрат S1. На рынке устанавливается псевдорыночное равновесие, обусловленное вмешательством государства в 
рыночный механизм. Переход к цене Р1 означает снижение объема продаж до Q1, при этом валовая выручка составит P1Q1. Для ликвидации экономического ущерба от внешнего эффекта государство должно изъять через специальный налог разность валовых выручек (РoОo — Р1Q1); в мировой практике эти действия получили название налога Пигу (рис. 2.3).
 

 

Рис. 2.3. Рыночное равновесие при введении специального налога 

     Что касается такой причины фиаско рынка, как положительные внешние эффекты (строительство и функционирование государственных школ, больниц, научных  учреждений и т.п.), общественные выгоды от их производства оказываются выше, чем выгоды, определяемые рыночным спросом на данные товары.   С учетом этого соотношения кривая рыночного спроса сдвинется вправо, в сторону роста. В результате уровень производства окажется более высоким, чем при рыночном равновесии. Рассмотрим 
эту ситуацию на примере влияния военного производства на индивидуальное благосостояние потребителей. Пусть потребитель, уплачивая налог, покупает общественный товар — национальную оборону — и удовлетворяет потребность в безопасности. Для компенсации этого положительного внешнего эффекта государство может оказать субсидии военным предприятиям, увеличить цену на их продукцию, повысить подоходные налоги. В результате положительных выгод кривая спроса сместится вправо от Do к D1, и эффективный объем производства будет более высоким, чем при рыночном равновесии, что и вынудит государство поощрять его 
рост (рис. 2.4).

Рис. 2.4. Рыночное равновесие при положительном внешнем эффекте 

     Проведенный анализ позволяет сделать вывод  о том, что процесс вмешательства государства в ценообразование может привести к положительным или отрицательным последствиям. Однако следует помнить, что вне зависимости от результата такого рода вмешательство должно быть строго обосновано и направлено на дополнение рынка, а не его замену. [7,с.279] 

     3 МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    Рыночный  механизм представляет собой процесс  формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и его структуры. В современной рыночной экономике действие указанных компонентов дополняется сознательным регулированием, субъектами которого могут быть как фирмы, так и государство.

    Экономическая политика государства будет содержать  в себе следующие составные компоненты: государственные финансовые “инъекции” хозяйствующим субъектам и государственные изъятия финансовых средств предприятия; регулирование монопольной деятельности; регулирование цен; регулирование последствий внешних эффектов.

      Приведем  несколько примеров государственного микрорегулирования экономики в Республике Беларусь. 

      Ценообразование.

      Свободное ценообразование является непременным  условием функционирования рыночного механизма.

      Ценообразование выступает эпицентром при обнаружении 
экономических интересов хозяйствующих субъектов. От задаваемых через цены пропорций обмена зависят условия реализации продукции, формирование денежных доходов предприятий и домашних хозяйств. Это объясняет, почему современное государство проводит активную ценовую политику.

      В первую очередь государство устанавливает единый порядок формирования издержек производства, которые лежат в основе цены предложения.

      В условиях Беларуси система ценообразования  включает 
три базовых уровня:

а)  жесткое  ценообразование, когда уровень  цены на продукцию фиксируется государством (энергоносители, транспортные услуги, нефтепродукты из белорусской нефти, социально значимые товары и т. п.);

б)  лимитируемые цены, когда для изменения цены требуется представить подробное обоснование и получить соответствующее разрешение (предприятия-монополисты, экспортные цены);

в)  свободное  ценообразование, когда цены формируются  исключительно под прямым воздействием спроса и предложения.

      При административном регулировании цен  доводятся до предприятий 
предельные уровни рентабельности, коэффициенты изменения цен (тарифов), предельные уровни торговых и оптовых надбавок. Осуществляется декларирование цен предприятиями-монополистами.

      В ценовой политике белорусские предприятия  подразделяются на три 
категории. Первая — предприятия, относящиеся к естественной монополии, 
на продукцию которых цены устанавливаются государственными органами. 
Вторая — предприятия, за деятельностью которых ведется наблюдение со стороны государственных антимонопольных органов. Третья — предприятия, в отношении которых применяется ценовое регулирование.

      Напомним, что активное вмешательство государства  в процессы ценообразования имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Это подтверждает и практика Беларуси. Установление государством (1996-1999 гг.) заниженных фиксированных цен (сахар, отдельные виды продовольствия) неоднократно приводило к возникновению дефицита 
и «черного рынка». Для стабилизации внутреннего потребительского рынка приходилось доводить производителям  задания (квоты) по поставке товаров на внутренний рынок.

      Следует отметить, что, несмотря на предпринимаемые  жесткие меры 
административного характера, Беларусь тем не менее на протяжении последних 10 лет является лидером среди стран СНГ по уровню инфляции.

      В национальной системе цен сложились  существенные структурные дисбалансы. Так, высокий диспаритет цен имеет место между промышленностью и сельским хозяйством, между ценами в Беларуси и России. Если учесть, что заниженные цены в Беларуси складываются под воздействием бюджетных льгот и преференций, то это означает, что через экспорт национальная экономика Беларуси субсидирует потребителей соседних стран. [9,с.151]

      В настоящее время в Беларуси правительством совместно с Национальным банком разработан совместный план действий по достижению прогнозных параметров социально-экономического развития и основных направлений денежно-кредитной политики. Предусмотрены как первоочередные, так и дополнительные меры, направленные на достижение конкретных показателей прогноза в 2010 году.

         Министерство экономики в первой части плана определило первоочередные меры, которые должны быть реализованы до февраля 2010 года. Прежде всего речь идет о мерах по либерализации ценообразования, формированию затрат и себестоимости продукции. Предусматривается отменить действие основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость товаров, для целей ценообразования и сохранить их действие только в качестве рекомендаций. Это предложение неоднократно вносилось рядом министерств и ведомств. Также планируется значительно сократить перечень товаров, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен и тарифов. Предусматривается и поэтапная отмена обязательного требования о составлении экономического обоснования уровня применяемых цен, тарифов. [10]

      Налогообложение. Значительная часть денежных средств, необходимых для финансирования государственных расходов, поступает в казну в виде налогов. Здесь четко обнаруживается так называемая фискальная функция налогов.

      Вместе  с тем система налогообложения  оказывает прямое воздействие на экономическое поведение хозяйствующих субъектов, выполняя регулирующую и стимулирующую функции.

     Проектом  бюджета Беларуси на 2010 год предусматривается  увеличение ставки НДС с 18% до 20%. повышение  ставки НДС позволит обеспечить дополнительное поступление доходов в бюджет в сумме 1,4 трлн. рублей. При этом запланированы другие меры налогового характера, которые приведут к сокращению ресурсов бюджета на сумму 2,3 трлн. рублей. Это, в частности, отмена сбора в фонд поддержки производителей сельхозпродукции, отмена налога с продаж товаров в розничной торговле, отмена налога на приобретение автотранспортных средств. Для компенсации потерь бюджета в результате отмены этих налогов и предлагается повысить ставку НДС.

              В целом проект бюджета сформирован исходя из темпа роста реального ВВП на уровне 102% к оценке 2009 года, уровня инфляции - 9%. [11]

     Региональная  политика. За последние десять лет Республика Беларусь достигла впечатляющих успехов в области снижения малообеспеченности: доля бедного населения сократилась в 7,6 раза - с 46,7% в 1999 году до 6,1% в 2008 году. Анализ, проведенный Всемирным Банком и совместным проектом ПРООН и Правительства Республики Беларусь «Содействие в подготовке основных направлений национальной стратегии предотвращения бедности в Республике Беларусь» (2003-2006 гг.), показал, что с повышенным риском бедности в первую очередь сталкивается население малых городов и сел, экономическое благосостояние которых зависит от градообразующих предприятий с избыточным числом занятых и высокой зависимостью от государственной поддержки. Также к категориям населения с повышенным риском бедности относятся неполные и многодетные семьи с тремя и более детьми, работники с низким уровнем образования, нетрудоспособные граждане, получающие социальные пенсии, одинокие пожилые граждане.

     Cоциальная политика, нацеленная на предотвращение бедности и социальной уязвимости/исключения населения, становится ключевым условием успешного социально-экономического развития регионов. Принятая Правительством Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы ставит своими целями ускорение экономического развития регионов, создание новых рабочих мест, улучшение социальной инфраструктуры. [12]

      Антимонопольное регулирование.

      Антимонопольное регулирование выступает как  совокупность экономических, законодательных и административных действий, направленных на развитие свободной конкуренции и недопущение тенденций, предполагающих эксплуатацию рыночного спроса и необоснованное получение дополнительного дохода.

      Государство разрабатывает антитрестовское  законодательство и определяет допустимые пределы монополизации национальной экономики с учетом обеспечения экономической эффективности. На практике решение таких задач не является простым делом. Всегда требуется глубокое и последовательное изучение процессов концентрации и централизации производства.

      Атимонопольное  регулирование требует различать  низкие 
цены, которые являются результатом рационализации экономики предприятия, и демпинговые цены, вводимых искусственно с целью подавления конкурентов. Вводится экспертиза проектов законодательных актов, бизнес-планов развития предпринимательских фирм. Поддерживаются программы развития мелкого и среднего бизнеса. [13, с 185]

      В условиях Беларуси важно иметь эффективное  антимонопольное регулирование, обеспечивающее равновесие между совершенной конкуренцией и монополией. При этом следует учитывать унаследованную из административного периода высокую степень концентрации производства.

      Свыше 20 государственных предприятий являются в республике единственными производителями. «Национальных чемпионов», которые доминируют на продуктовом рынке, значительно больше (около 100 предприятий).

      Однако  сегодня многие крупные предприятия не обладают реальной монопольной властью, не распоряжаются произведенной продукцией, хронически убыточны, не конкурентоспособны по цене и качеству продукции, лишены гарантированных источников сырья. Такие гиганты могут выступить легкой добычей для тех структур, которые контролируют финансовые потоки, «энергозачеты» и бартерные схемы.

      В белорусской экономике в роли монополий выступают и ведомственные  объединения. Созданные в административный период, такие формирования сегодня не располагают преимуществами крупного или современного производства. Они обречены на расформирование, что сулит значительную экономию на управленческих расходах

      В переходный период следует обращать внимание на появление новых форм монополизма и центров экономической  власти (тайные картельные соглашения предприятий; теневой бизнес и т. д.). Сращивание управляющей элиты (вертикали) с частным предпринимательством может привести к формированию государственно-частного монополизма, расширению номенклатурного бизнеса, акционерных обществ нерыночного типа. [14, с. 276]

Информация о работе Фиаско рынка и необходимость микроэкономического регулирования