Финансовая система РФ, ее сферы и звенья

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:21, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение финансовой системы РФ, а также ее сфер и звеньев.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие финансовой системы, её содержание и классификацию финансовых отношений, дать характеристику основных сфер и звеньев финансовой системы.

Содержание

Введение 3
1 Финансовая система РФ и ее структура 5
1.1 Звенья финансовой системы 5
2 Бюджетная система РФ 8
2.1 Федеральный бюджет 9
2.2 Местные бюджеты 10
2.3 Внебюджетные фонды 10
3 Государственный кредит 13
4 Финансы хозяйствующих субъектов 14
5 Система финансовых учреждений 17
6 Региональные финансы 19
Заключение 21
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

Финансовая система РФ.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное учреждение

Высшая  школа приватизации и предпринимательства  – институт 
 
 
 
 
 
 

    кОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по  учебной дисциплине: «Экономика организаций (предприятий)»

    на  тему: «Финансовая система РФ, ее сферы и звенья»

                                                                                      

 
 
 

Москва, 2009 г.

Содержание

Введение 3
1 Финансовая система РФ и ее структура 5
1.1 Звенья финансовой системы 5
2 Бюджетная  система РФ 8
2.1 Федеральный  бюджет 9
2.2 Местные  бюджеты 10
2.3 Внебюджетные  фонды 10
3 Государственный  кредит 13
4 Финансы  хозяйствующих субъектов 14
5 Система  финансовых учреждений 17
6 Региональные  финансы 19
Заключение 21
Список  литературы 23
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение 

     В последние годы в связи с переходом к рыночным отношениям происходят глубокие изменения в экономике России. В значительной степени эти изменения обусловлены уточнением, а иногда и сменой приоритетов, стимулов и факторов развития общества и страны.

     Надежная  финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

     Происходит реструктуризация экономики, все большее число предприятий становятся реально самостоятельными, финансовые результаты и экономическая оправданность и эффективность все чаще выступают основными критериями при принятии управленческих решений в системах любого уровня. Развитие экономики в немалой степени зависит от рационального построения финансовой системы, понимаемой в широком смысле и не сводящейся лишь к финансам государства. Именно в этой сфере в нашей стране в ее послереволюционном развитии наблюдались весьма существенные отклонения от общемировой тенденции.

     Если  в так называемом западном мире в  послевоенные годы окончательно сформировалась и получила исключительно мощное Развитие неоклассическая теория финансов, то СССР на многие десятилетия, по сути, застыл в рамках ее предшественницы - классической теории финансов, которая была достаточно удобной и адаптируемой к реалиям централизованного управления экономикой. Эта теория, сформировавшаяся во второй половине XVIII в., благодаря усилиям немецких ученых-камералистов, представляла собой свод административных и хозяйственных знаний по ведению государственного хозяйства. Поскольку практически все предприятия, средства и ресурсы в СССР находились в собственности государства, подобный подход был совершенно оправданным [2, с. 13].

     Актуальность  изучения финансовой системы государства объясняется тем, что финансы - неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений.

     Целью работы является рассмотрение финансовой системы РФ, а также ее сфер и звеньев.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть  понятие финансовой системы, её содержание и классификацию финансовых отношений, дать характеристику основных сфер и звеньев финансовой системы.

      Объектом  исследования является система финансов России.

      Предметом исследования являются особенности системы финансов России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Финансовая система  РФ и ее структура

1.1 Звенья финансовой системы 

      Финансы - денежные средства (в наличной или безналичной форме), а также экономические отношения, связанные с созданием, обращением, распределением и перераспределением соответствующих средств. Под состоянием финансов предприятия или государства понимается соотношение его доходов и расходов, поступлений и обязательств, которое позволяет сделать вывод о его способности эффективно функционировать [4, с. 914].

     Система финансов в целом – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды [5, с.29].

     Под финансовой системой в узком смысле слова, т.е. исключая кредитные отношения, деятельность других финансовых посредников фондовый рынок, принято понимать совокупность финансовых отношений, охватывающих формирование и использование первичных, производственных и конечных денежных потоков [6, с.78].

       С точки зрения структуры финансовую  систему можно рассматривать как совокупность сфер, звеньев, опосредующих формирование и использование доходов, а также как систему финансовых учреждений.

     Основные  звенья финансовой системы РФ представлена на рис. 1.1.

     Финансы властных структур – это государственные  и муниципальные финансы. Они показывают формирование доходов и расходов органов государственной власти – федеральной и субъектов – и местного самоуправления для решения задач соответствующего уровня. В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление отдельно от государственного.

     Исходя  из структуры федерального устройства России, государственные финансы, будучи двухуровневыми, включают финансы федеральных  органов власти и финансы органов  власти субъектов РФ (региональные финансы). Местные финансы составляют низовое звено и выделены в самостоятельный структурный уровень. В целом же финансовую систему РФ с учетом федеральных, региональных и местных (муниципальных) финансов можно рассматривать как трехуровневую.

      Рис.1.1. Основные звенья финансовой системы России 

      Государственные финансы каждого уровня включают бюджет, внебюджетные фонды, кредит и  финансы государственных и муниципальных  предприятий соответствующего уровня подчиненности (рис. 1.2).

     Общность  государственных и муниципальных финансов состоит в единстве их доходных источников и в тесном взаимодействии при достижении сбалансированности бюджетов разных уровней. 

 

      Рис. 1.2. Финансы властных структур 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Бюджетная система РФ 

     Бюджетная система страны представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского бюджета Российской Федерации, республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации [1, с. 35].

     В настоящее время государственная  бюджетная система России существенно  изменена и включает в себя три  автономных звена:

     - республиканский (федеральный) бюджет  Российской Федерации;

     - бюджеты национально-государственных  и административно-территориальных  образований (республиканские бюджеты  республик в составе Российской  Федерации, краевые, областные  бюджеты, областные бюджеты автономных  областей, окружные бюджеты автономных  округов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга);

     - бюджеты муниципальных образований  (местные бюджеты).

     Современная бюджетная система России определенным образом приблизилась к структуре  бюджетных систем западных стран, имеющих  федеральное устройство. Тем не менее, сегодняшняя бюджетная система России все еще достаточно противоречива и требует серьезной доработки. В частности, необходимо решение следующих ключевых проблем:

     - снижение дефицита бюджетов за  счет укрепления их доходной  базы;

     - реструктуризация расходов по приоритетам;

     - создание условий для развития  бюджетного федерализма;

     - совершенствование механизма бюджетного  регулирования;

     - усиление контроля за эффективностью  использования бюджетных ассигнований.   
 

     2.1 Федеральный бюджет 

     Федеральный бюджет (или бюджет РФ) – важнейшее звено финансовой системы страны. В сущности, это финансовые ресурсы федерального государства. Федеральный бюджет включает доходы и расходы, органически связанные с макроэкономическими показателями, объемом налогов и задачами финансовой политики государства [7, с. 125].

     Федеральный бюджет как финансовый план государства  взаимосвязан с финансами предприятий  и некоммерческих организаций, денежными  доходами и расходами населения. Финансовый план предприятия как  баланс доходов и расходов включает раздел «Взаимоотношения с бюджетом». В этом разделе отражаются платежи в бюджет и ассигнования из бюджета. Финансовые планы бюджетных организаций, находящихся в государственном или муниципальном ведении, основываются на смете расходов, утверждаемой вышестоящим ведомством. В случае, если у бюджетной организации появляется возможность проведения коммерческой деятельности, появляются и доходы. Они образуют дополнительный источник средств для развития данной организации.

      Источники доходных поступлений в федеральных бюджет – это налоги, таможенные платежи, доходы от приватизации государственной и муниципальной собственности и т.д., а также внутренние и внешние займы.

     Доходную  базу бюджета в основном формируют  налоги. Налоговые поступления по источникам образования подразделяются на налоги с юридических лиц и на налоги с физических лиц (с населения). Неналоговые доходы по источникам образования подразделяются на доходы от приватизации государственной и муниципальной собственности и поступления от внутренних и внешних займов.

     Расходы бюджета представляют собой финансирование затрат, необходимых для решения  государственных задач, определенных в рамках Конституции страны представительными  органами власти.

     Бюджет  субъекта РФ – это региональных бюджет, включающий республиканский, краевой, областной бюджеты и бюджеты крупных городов, таких как Москва и Санкт-Петербург. 

     2.2 Местные бюджеты 

      Местные бюджеты - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

      Местный бюджет - это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением которого осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно [3, с. 521].

     Местные бюджеты охватывают бюджеты городов, не имеющих районного деления, и районов с включением бюджетов районного центра.

     Основную  часть доходов составляют поступления от федеральных налогов (более 70 % всех налогов), от налогов субъекта РФ  и местные налоги. В общем объеме расходов преобладают расходы по эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, на образование, здравоохранение. 

2.3 Внебюджетные фонды 

     Внебюджетные  фонды создаются федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, расходуемых по строго целевому назначению. Их появление в западных странах было связано с необходимостью иметь независимые от принятия или непринятия государственного бюджета целевые источники средств. В первую очередь это касалось удовлетворения таких важнейших «общественных потребностей», как социальное обеспечение, бесплатное здравоохранение, снижение безработицы и ряд других. По признаку целевой направленности использования средств внебюджетные фонды можно объединить в две группы:

Информация о работе Финансовая система РФ, ее сферы и звенья