Финансовая система РФ, ее сферы и звенья

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:21, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение финансовой системы РФ, а также ее сфер и звеньев.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие финансовой системы, её содержание и классификацию финансовых отношений, дать характеристику основных сфер и звеньев финансовой системы.

Содержание

Введение 3
1 Финансовая система РФ и ее структура 5
1.1 Звенья финансовой системы 5
2 Бюджетная система РФ 8
2.1 Федеральный бюджет 9
2.2 Местные бюджеты 10
2.3 Внебюджетные фонды 10
3 Государственный кредит 13
4 Финансы хозяйствующих субъектов 14
5 Система финансовых учреждений 17
6 Региональные финансы 19
Заключение 21
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

Финансовая система РФ.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

     - внебюджетные фонды социального  назначения;

     - внебюджетные фонды межотраслевого  и отраслевого характера.

     Кроме того, образуются внебюджетные фонды  территориального назначения [5, с. 204].

     Важнейший из внебюджетных фондов – пенсионный фонд. Средства этого фонда формируются за счет страховых взносов, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда. Средства пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, в связи с потерей кормильца, за выслугу лет, пособий на детей.

     Вторым  по объему аккумулируемых средств является фонд социального страхования РФ. Он предназначен для целевого финансирования выплат социальных пособий и компенсаций (все виды социальной помощи семьям, имеющим детей, социальная помощь в период временной нетрудоспособности работника и в отпускной период и т.д.).

     Фонд  обязательного медицинского страхования – база развития относительно новой формы социального страхования в отечественной практике. С 1 января 1993 г. введен в действие Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Нормы обязательного медицинского страхования распространяются на работающих граждан с момента заключения с ними трудового договора. Обязательное медицинское страхование гарантирует гражданам медицинскую помощь. Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет объем и условия оказания медицинской помощи.

     Добровольное  медицинское страхование осуществляется на основе программ обязательного медицинского страхования за счет доходов предприятий  и личных средств граждан. Оно  обеспечивает гражданам получение  дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программ обязательного медицинского страхования. Источниками финансирования фонда обязательного медицинского страхования наряду с бюджетными служат обязательные страховые взносы работодателей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Государственный  кредит 

     Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено государственных финансов, так как ему присущи специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства. Государственный кредит – это кредитные отношения между государством, юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в основном заемщиком. Государственный заем осуществляется путем продажи физическим и юридическим лицам государственных ценных бумаг. Таким образом, формируется государственный долг [8, с. 131].

     С 1995 г. проводится политика отказа от прямого  кредитования Центральным банком РФ дефицита бюджета и перехода на использование  займов на внутреннем и внешнем финансовых рынках.

     При государственном кредите государство  выступает не только заемщиком, но и  кредитором. Правительство может  предоставлять кредиты резидентам (в основном в виде краткосрочной  бюджетной ссуды). Предприятиям агропромышленного  комплекса, районов Крайнего Севера (и приравненных к ним местностям) предоставляются товарный и льготный кредиты. Государственный кредит может предоставляться нерезидентами.

     Государственный кредит может выступать также  в форме гарантированных обязательств федерального правительства под  кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ, хозяйствующими субъектами. 
 
 
 
 
 

4 Финансы хозяйствующих  субъектов 

     Финансы самодеятельных субъектов  экономической сферы представляют вторую часть финансовой системы РФ и включают финансы коммерческих организаций, т.е. хозяйствующих субъектов, финансы некоммерческих организаций и финансы населения (или домашних хозяйств).

     Деление предприятий на коммерческие и некоммерческие  определено  в законодательном  порядке Гражданским кодексом РФ [2, с. 310].

     Коммерческие  организации – это организации, цель и основная деятельность которых сводится к получению прибыли. Коммерческие организации имеются также предприятиями.

     Коммерческие  предприятия функционируют как  хозяйственные общества и хозяйственные  товарищества, а также как частные и индивидуальные (семейные) предприятия.

     Финансы коммерческих предприятий служат основой  всей системы финансовых отношений.

     Преобладающая часть первичных финансовых ресурсов  в условиях рыночного хозяйства  сконцентрирована у предприятий, поэтому от устойчивости их финансового положения зависит стабильность финансовой системы страны в целом. Финансовые ресурсы предприятия, работающего на принципах коммерции, состоят в основном из собственных средств (денежные доходы и накопления), а также из привлеченных и заемных средств. В зависимости от организационно-правовой формы предприятия источниками ее финансовых ресурсов могут быть бюджетные средства, долевые средства учредителей, паевые взносы членов кооперативов, средства акционеров.

     Финансовые  средства предприятий используются для производства и реализации товаров  и услуг, воспроизводства капитала во всех формах.

     Финансы некоммерческих организаций -  это доходы и расходы тех юридических лиц, которые не ставят своей целью получение (и соответственно распределение) прибыли. Отсутствие такой цели  не означает, что данная категория организаций на практике прибыль никогда не получает. Они могут получать прибыль от реализации своей продукции и услуг, но это – не их цель.

     К числу этих организаций относятся, например, потребительские кооперативы, благотворительные и религиозные организации, различные добровольные союзы, функционирующие за счет сбора взносов, и др.

     В некоммерческих организациях широко используется самообложение как способ получения финансовых ресурсов.

     Финансы домохозяйств (финансы населения) –  совокупные доходы и расходы населения  с учетом его структуры (отдельные  социальные группы, семьи и т.д.)

     К основным финансовым поступлениям домохозяйств относятся:

     - доходы от предпринимательской деятельности, участия в прибылях предприятий, операции с личным имуществом, кредитно-финансовых операций;

     - оплата труда наемных работников, премии, надбавки к заработной  плате, социальные и другие  выплаты, осуществляемые работодателем;

     - государственные выплаты: заработная плата в бюджетных учреждениях, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные платежи.

     Роль  перечисленных доходных источников с развитием рыночных отношений  существенно меняется. Растет доля доходов от предпринимательской  деятельности, уменьшается доля социальных выплат.

     Как свидетельствует российская практика, меняется не только структура, но существенно  меняется общий объем и уровень  доходов населения. В специфических  российских условиях финансы населения  выступают одним из главных факторов организации экономического подъема. Это проявляется в следующем:

     - население формирует большую  часть конечного спроса в хозяйстве,  без роста доходов населения  не будет подъема производства;

     - за счет доходов населения  образуется большая часть сбережений в обществе. В условиях рынка именно денежные сбережения становятся источником инвестиций. Рост инвестиций – главная предпосылка экономического подъема. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5 Система финансовых  учреждений 

     Финансовая  система – это не только совокупность сфер, звеньев, опосредующих формирование и использование доходов, но также и система финансовых учреждений. Совокупность финансовых ведомств представляет собой аппарат управления финансовой системой. Структура его в РФ следующая [4, с. 921].

     На  общегосударственном уровне финансовые учреждения – это комитеты и комиссии в Государственной Думе и Совете Федерации, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Государственный  таможенный комитет РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг РФ, исполнительные дирекции (правления) внебюджетных фондов.

     Министерство  РФ по налогам и сборам было создано  вместо прежней налоговой службы РФ в целях совершенствования  структуры федеральных органов  исполнительной власти, более успешной реализации налоговой политики, усиления государственного контроля за современными поступлениями  в бюджеты всех уровней  и внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме.

     Важнейшее направление деятельности руководящих органов финансовой системы – выработка и осуществление налоговой политики. В настоящее время разработку и осуществление налоговой политики реально проводят два ведомства – Министерство финансов РФ и Министерство по налогам и сборам. В составе Министерства финансов РФ действует Федеральное казначейство, имеющее свои подразделения в субъектах Федерации [2, с. 367].

     На  уровне субъекта РФ аппарат управления финансовой системой включает комиссию по бюджету и финансам в законодательном  органе и соответствующие структуры исполнительной власти, подобные тем, что есть на федеральном уровне вышеназванных федеральных органов исполнительной власти.

     Принципиально такая же схема аппарата управления финансами на местном (муниципальном) уровне. Имеется специальная система органов финансового контроля.

     На  уровне хозяйствующих субъектов  аппарат управления финансами обычно представлен финансовой службой  в форме финансового отдела, дирекции по финансам и департаментом финансов. 

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5 Региональные финансы 

      Региональные  финансы – это финансы региональных органов власти и органов местного самоуправления. Они выражают денежные отношения перераспределенного  характера, связанные с осуществлением экономических функций и задач  социального развития территорий местных органов власти и управления [3, с. 407].

      От  степени обеспеченности финансовыми  ресурсами территории зависит выполнение финансовых гарантий программ по развитию здравоохранения, образования, социального  обеспечения, культуры, а также расширение масштабов инвестиций в производственную и социальную сферы.

      На  рис. 5.1 рассмотрена структура региональных финансовых ресурсов

      Рис. 5.1. Структура региональных финансовых ресурсов 

      Региональные  бюджеты представляют собой систему финансовых отношений между органами власти на местах и субъектами хозяйствования по поводу перераспределения национального дохода в процессе образования основного в рамках данной территории государственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения объективно существующих территориальных общественных потребностей.

      Через систему региональных бюджетов устанавливается  связь между юридическими и физическими  лицами, между государственной, акционерной, частной и другими формами  собственности в результате изъятия доходов и их перераспределения.

      То  есть, региональные бюджеты служат как бы узловым пунктом, соединяющим  всех участников воспроизводственного процесса и на всех его стадиях, что  повышает их роль в интеграции усилий, способствующих количественному и качественному влиянию на решение социально-экономических проблем на местах.

      Одним из составных элементов регулирования  финансовых ресурсов территории является образование внебюджетных фондов. По действующему законодательству органы местного самоуправления имеют право формировать внебюджетные фонды развития местного хозяйства.

      Для финансирования общерегиональных мероприятий  на основании решений региональных представительных органов формируются  внебюджетные фонды социального  и экономического развития региона, источниками которых являются добровольные взносы предприятий, граждан, доходы от местных займов, денежно-вещевых лотерей, аукционов, привлеченные на добровольной средства предприятий, общественных организаций.

Информация о работе Финансовая система РФ, ее сферы и звенья