Финансовый, налоговый и управленческий учет:сравнительная характеристика развития информационных потоков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Целью исследования являлась выявления теоретические и практические аспекты бухгалтерского, управленческого и налогового учета
Достижение цели исследования обеспечивается решением следующих научных и практических задач:
· определить содержание финансового, управленческого и налогового учета;
· выявить взаимосвязи и отношения между бухгалтерским и налоговым учетом;
· изучить организационно-методическую основу ведения налогового учета по налогу
· раскрыть принципы ведения специального и смешанного вариантов организации налогового учета;
· проанализировать подходы к организации смешанного налогового учета, разработать методику контроля правильности ведения налогового учета по налогу на прибыль.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА
1.1 Виды, роль, основы и задачи финансового учета
1.2 Финансовый и налоговый учет: проблемы взаимодействия
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
2.1 Классификация затрат на производстве
2.2 Методы учета затрат на производстве
ГЛАВА 3 СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО, НАЛОГОВОГО И УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРИМЕРЕ АО «ТАТТУУ» И ПУТИ ИХ ОПТИМИЗАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 322.00 Кб (Скачать)

     

     Рис. 1.4. Объекты бухгалтерского учета5

     1.2. Бухгалтерский и  налоговый учет: проблемы  взаимодействия.

     На  данный момент существует  проблема налогового и финансового учета, стоящая перед специалистами  в области финансов. Многочисленные авторы, а также разработчики Налогового кодекса КР видят в налоговом учете существенно отличающуюся от бухгалтерского учета и не совместимую с последним систему учета операций налогоплательщика.

     На  мой взгляд, проблема состоит в  том, что бухгалтерский и налоговый  учеты отличаются существенно и  предприятиям приходится вести двойную бухгалтерию, что совершенно нерационально и требует дополнительных временных и материальных затрат. Для начала мне хотелось бы отметить некоторые общие черты финансового и налогового учета:

  1. обязательность ведения: бухгалтерский учет определен Законом о бухгалтерском учете, налоговый – Налоговым кодексом РФ (гл.25)
  2. используемые измерители – денежное выражение (рубли)
  3. объект учета – организация в целом (если быть более точной, для налогового учета объектом являются хозяйственные операции, осуществленные налогоплательщиком в течение отчетного периода)
  4. периодичность составления в предоставлении отчетности
  5. обязательное документальное подтверждение всех хозяйственных операций
  6. «исторический» характер, т.е. отражаются результаты отчетных (прошлых) периодов
  7. пользователи информации как внутренние, так и внешние.

     Как можно было уже понять цели ведения обоих учетов приблизительно одинаковые – формирование полной и достоверной информации для внутренних и внешних пользователей. Однако методики ведения совершенно разные.

     Основные  различия между бухгалтерским и  налоговым учетом. 

     Бухгалтерский учет      Налоговый учет
     Вариант      Вариант
     Способ (метод) начисления амортизации  объектов основных средств
     Линейный  способ 

     Способ  уменьшаемого остатка 

     Способ  списания стоимости по сумме чисел  лет срока использования 

     Способ  списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) 

     Применение  одного из способов начисления амортизации  по группе однородных объектов основных средств производится в течение  всего срока полезного использования  объектов, входящих в эту группу.

     Линейный  метод 

     Нелинейный метод (кроме объектов основных средств, входящих в 8-10 амортизационные группы) 

     Выбранный метод начисления амортизации не может быть изменен в течение  всего периода начисления амортизации  по объекту основных средств. Начисление амортизации в отношении объекта основных средств осуществляется в соответствии с нормой амортизации, определенной для данного объекта исходя из его срока полезного использования.

     Порядок учета затрат на ремонт объектов основных средств.
     Сразу включается в себестоимость продукции, товаров, работ, услуг. 

     Предварительно  учитываются в составе расходов будущих периодов, а затем равномерно включаются в себестоимость продукции, товаров, работ, услуг в течение  определенного периода времени (квартал, полугодие, год) 

     Учитываются в составе предстоящих расходов, образуя при этом ремонтный фонд.

     Признаются  в размере фактических затрат в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены. 

     Учитываются в составе резерва предстоящих  расходов на их ремонт

     Способ (метод) оценки материально-производственных запасов при отпуске в производство и ином выбытии, а также на конец отчетного периода
     По  себестоимости каждой единицы:

     включая все расходы, связанные с приобретением  запаса

     включая только стоимость запаса по договорной цене (упрощенный вариант) 

     По  средней себестоимости 

     По  каждой группе (виду) материально-производственных запасов в течение отчетного  года применяется один способ оценки. Для 2-4 способов существуют следующие  варианты:

     по  взвешенной оценке,

     по  скользящей оценке.

     По  стоимости единицы запасов (товаров) 

     По  средней стоимости 

     ФИФО 

     
     Порядок признания (списания) управленческих расходов (общехозяйственных  расходов)
     Признаются  полностью в себестоимости проданных  в отчетном периоде продукции, работ, услуг в качестве расходов по обычным видам деятельности 

     Признаются  частично в себестоимости проданных  в отчетном периоде продукции, работ, услуг в качестве расходов по обычным  видам деятельности

     Отсутствует вариантность способа 

     Управленческие  расходы (косвенные расходы), осуществляются в отчетном (налоговом) периоде, в  полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода

     Порядок признания (списания) коммерческих расходов (расходов на продажу)
     Признаются  полностью в себестоимости проданных  в отчетном периоде продукции, работ, услуг в качестве расходов по обычным  видам деятельности 

     Признаются  частично в себестоимости проданных  в отчетном периоде продукции, работ, услуг в качестве расходов по обычным видам деятельности

     Отсутствует вариантность способа 

     Для организаций, не осуществляющих торговую деятельность

     Коммерческие  расходы, осуществленные в отчетном периоде, в полном объеме относятся  к расходам текущего отчетного периода.  

     Для организаций, осуществляющих торговую деятельность

     Коммерческие  расходы, осуществленные в текущем  месяце, уменьшают доходы от реализации текущего месяца, за исключением доли транспортных расходов, относящихся  к остаткам товаров на складе (если по условиям договора транспортные расходы не включаются в цену приобретения товаров)

     Порядок отражения в учете  незавершенного производства
     В массовом и серийном производстве:

     по  фактической производственной себестоимости,

     по  нормативной (плановой) производственной себестоимости,

     по  прямым статьям затрат,

     по  стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов 

     При единичном производстве продукции:

     по  фактически произведенным затратам

     
     Отсутствует вариантность способа 

     Для организаций, у которых  производство связано  с обработкой и переработкой сырья. Сумма прямых расходов распределяется на остатки незавершенного производства в доле, соответствующей доле таких остатков в исходном сырье, за минусом технологических потерь.

     Для организаций, у которых  производство связано  с выполнением работ (оказанием услуг). Сумма прямых расходов распределяется на остатки незавершенного производства пропорционально доле незавершенных (или завершенных, но не принятых на конец текущего месяца) заказов на выполнение работ (оказание услуг) в общем, объеме выполняемых в течение месяца заказов на выполнение работ (оказание услуг)

     Для прочих организаций. Сумма прямых расходов распределяется на остатки незавершенного производства пропорционально доле прямых затрат в плановой (нормативной, сметной) стоимости продукции.

     Оценка  остатков незавершенного производства на конец текущего месяца производится на основании данных первичных учетных  документов о движении и об остатках (в количественном выражении) сырья  и материалов, готовой продукции  по цехам (производствам и прочим производственным подразделениям) организации и данных налогового учета о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов.

     Порядок отражения в учете  готовой продукции
     По  фактической производственной себестоимости  – в единичном и мелкосерийном производстве, а также в массовом производстве с небольшой номенклатурой готовой продукции. 

     По  нормативной (плановой) производственной себестоимости (в том числе по прямым статьям затрат) – в массовом и серийном производстве с большой  номенклатурой готовой продукции. 

     По  договорным ценам – при стабильности таких цен 

     По  другим видам цен

     Отсутствует вариантность способа 

     Оценка  остатков готовой продукции на складе определяется налогоплательщиком как  разница между суммой прямых затрат, приходящейся на остатки готовой продукции на начало текущего месяца, увеличенной на сумму прямых затрат, приходящейся на выпуск продукции в текущем месяце (за минусом суммы прямых затрат, приходящейся на остаток незавершенного производства), и суммой прямых затрат, приходящейся на отгруженную в текущем месяце продукцию.

     Оценка  остатков готовой продукции на складе на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о  движении и об остатках готовой продукции  на складе (в количественном выражении) и суммы прямых расходов, осуществленных в текущем месяце, уменьшенных на сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам незавершенного производства.

 

     Как можно увидеть в таблице, далеко не тождественны определения в бухгалтерском  и налоговом учете первоначальная стоимость активов, а также существенно отличаются друг от друга понятия «прямые затраты (расходы)» и «косвенные затраты (расходы)», используемые в обеих системах учета. Встречаются случаи, когда сразу не только не удается выбрать совпадающие способы бухгалтерского и налогового учета, но и невозможно использовать способы учета, предполагаемые налоговым законодательством.

     Как было показано выше, существует масса  разногласий между налоговым  и бухгалтерским учетом, что создает огромное количество проблем финансовым службам предприятия. Но пути решения есть.

     Конечно, на предприятии в структуре финансово-бухгалтерской  службы может быть создано специальное  подразделение, осуществляющее ведение  налогового учета, либо за этот участок работы будут отвечать специалисты бухгалтерской службы. Но в целом, взаимодействие двух систем учета нерационально уже потому, что реализация этого варианта на практике обязательно приведет к дополнительным расходам.

     Другой  выход из ситуации – максимальное сближение налогового учета с бухгалтерским. В этом случае будет необходима такая методологическая и организационная основа, которая позволит наиболее рационально, с наименьшими временными и финансовыми затратами вести оба вида учета.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Организация управленческого  учета на предприятиях.

           Одна из важнейших  задач руководителя любого предприятия  – с максимальной отдачей использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Для этого необходима информация о наличии таких ресурсов. Стандартный бухгалтерский учет такой информации не дает. Поэтому в середине ХХ века развитие рыночной экономики в индустриально-развитых странах выявило необходимость дополнения бухгалтерского (финансового) учета управленческим учетом.

           Таким образом, единая система бухгалтерского учета стала включать финансовый и управленческий учет.

       
 
 
 

     А – производственный учет

     Б – финансовый учет для внутреннего  пользования

     В – финансовый учет в узком смысле для внешних пользователей

     Г – налоговые расчеты на базе финансового учета (налоговый учет).

           Выделяют два подхода  к пониманию сущности термина  «управленческий учет»: первый связан с management accounting, второй – с европейским «контроллинг» (Германия).

           В соответствии с  первым термином основной задачей любой учетной деятельности является обеспечение управленческого персонала предприятия своевременной и полной информацией для принятия управленческих решений. Это означает, что деятельность по учету неразрывно связана с управлением предприятием в целом и отдельными его частями. Поэтому management accounting может быть переведен как организация учета, исходя из потребностей управления. При таком подходе управленческий учет – не только система сбора и анализа информации об издержках предприятия, но и система бюджетирования, система оценки деятельности подразделений. В целом, это в большей степени управленческие, чем бухгалтерские технологии.

           В соответствии со вторым понятием управленческий учет рассматривается  как система сбора и интерпретации  информации о затратах, издержках и себестоимости продукции, т.е. это расширенная система организации учета для целей контроля за деятельностью предприятия.

           В узком смысле под  управленческим учетом можно понимать учет и контроль затрат и доходов, связанных с деятельностью предприятия.

           В нашей практике чаще управленческий учет рассматривается в широком смысле (в соответствии с термином management accounting) как система, которая в рамках одной организации обеспечивает управленческий персонал информацией, используемой для планирования, управления и контроля за деятельностью организации.

           Предметом управленческого  учета является производственная деятельность организации в целом и его отдельных структурных подразделений.

           Объектами управленческого  учета являются издержки предприятия и его отдельных структурных подразделений – центров ответственности; результаты хозяйственной деятельности всего предприятия и центров ответственности; внутреннее ценообразование; бюджетирование и внутренняя отчетность.

     Различные сочетания экономических, юридических, организационных и технико-технологических факторов определяют разнообразие форм организации управленческого учета.

     В практике управленческого учета  на Западе два варианта связи управленческой и финансовой бухгалтерии. Эта связь осуществляется при помощи контрольных счетов, какими являются счета расходов и доходов финансовой бухгалтерии. При наличии прямой корреспонденции счетов управленческой бухгалтерии с контрольными счетами имеет место интегрированная (монистическая) подсистема учета на предприятии. Если подсистема управленческого учета автономная, замкнутая, используются парные контрольные счета одного и того же наименования, т.е. отраженные, зеркальные счета, или счета-экраны.

           Методы, используемые в управленческом учете, разнообразны:

  • некоторые элементы метода БУ (ФУ) (счета, двойная запись, инвентаризация и документация, балансовое обобщение, отчетность);
  • приемы и методы, применяемые в статистике и экономическом анализе (индексный метод, факторный анализ и т.д.);
  • математические методы (корреляция, линейное программирование, метод наименьших квадратов и т.д.)

           Цели управленческого учета:

  • оказание информационной помощи управляющим в принятии оперативных управленческих решений;
  • контроль, планирование и прогнозирование экономической деятельности предприятия и центров ответственности;
  • обеспечение базы для ценообразования;
  • выбор наиболее эффективных путей развития предприятия.

     2.1.КЛАССИФИКАЦИЯ  ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО

       Учет  затрат на производство продукции является основным участком работы бухгалтерии. Здесь собираются данные о затратах на производство и сведения, необходимые для исчисления себестоимости продукции. На основании их в системном порядке осуществляется контроль за процессом производства.

       Понятие затрат

       Обычно  под затратами понимают потребленные ресурсы или деньги, которые нужно заплатить за товары и услуги. Для управления менеджерам нужны не просто затраты, а информация об издержках на что-либо (продукт или его партия, услуги, оказываемые пациенту в поликлинике или клиенту в банке, машино-часы, социальный проект, километры дороги).

             Переменные и постоянные затраты - это два основных типа издержек. Каждый определяется в зависимости от того, меняются ли итоговые затраты в ответ на колебания выбранного объекта (часто говорят колебания объема). Переменные затраты изменяются в общей сумме прямо пропорционально изменениям объема. Постоянные - остаются без изменения.

       Чтобы определить какие издержки являются постоянными, а какие переменными, нужно задать себе один вопрос.

       Подразделяя затраты на переменные и постоянные, нужно использовать понятие "область  релевантности" - это та область  объема производства, в котором сохраняется  особая форма запланированных взаимоотношений  выручки и затрат.

       Предположение о некой области релевантности распространяется и на переменные расходы, так как они не всегда бывают прямо пропорциональны объему. Например, может случиться, что при малом или высоком выпуске будут затрачены дополнительные материалы и трудо - часы.

       Для более полного понимания переменных и постоянных затрат, необходимо рассмотреть их поведение.

       Средние и общие затраты

       Обычно  для анализа, предшествующего принятию решений, привлекают в первую очередь  общие показатели и кроме того, мы это увидим дальше, со средними показателями нужно обращаться очень осторожно.

       Информация  о средних показателях более  удобна для работников, отвечающих за затраты. Использование средних  величин помогает при распределении  общих затрат по счетам.

       В обращении со средними затратами  нужно быть осторожными потому, что они исчисляются либо на базе переменных, либо постоянных расходов.

       Человек, принимающий решения, должен отличать постоянные расходы на единицу от переменных расходов на единицу. Обычной  ошибкой является то, что все средние  расходы без разбора считаются производными от переменных затрат. Изменения же в деятельности повлияют только на общую сумму переменных расходов, но не на сумму постоянных.

       Итак, показатели средних затрат используются часто, но они должны быть интерпретированы с предельной осторожностью, особенно, когда образованы от постоянных расходов.

          

           Два основных метода оценки запасов.

       Метод постоянной инвентаризации (у нас - количественно - суммовой учет). При  этом осуществляется ежедневное исчисление всей совокупности затрат, относящихся к реализованной продукции.

       Метод периодической инвентаризации не требует  ежедневной регистрации движения запасов. Стоимость потребленных материалов или себестоимость реализованной  продукции невозможно точно определить, пока не будет проведен физический расчет запасов, оценены конечные остатки, сделан расчет.

Информация о работе Финансовый, налоговый и управленческий учет:сравнительная характеристика развития информационных потоков