Финансы предприятий: задачи, функции, источники формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной курсовой работы является изучение понятия и значения финансов предприятий, их функций, принципов, а так же возможных источников формирования.
На пути достижения главной цели были поставлены следующие задачи:
определить сущность понятия финансы предприятий и их структуру;
изучить функции финансов предприятий;
изучить принципы финансов предприятий;
рассмотреть финансовые ресурсы предприятий и порядок их формирования;
определить содержание и задачи финансовой политики предприятия, основные направления совершенствования.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 425.00 Кб (Скачать)

     Однако  выбор той или иной стратегии  не гарантирует получение прогнозируемого  эффекта (дохода) из-за влияния внешних  факторов, в частности состояния финансового рынка, налоговой, таможенной, бюджетной и денежно-кредитной политики государства.

     Составной частью финансовой стратегии являются перспективное финансовое планирование, ориентированное на достижение основных параметров деятельности предприятия: объем и себестоимость продаж, прибыль, рентабельность, финансовая устойчивость и платежеспособность.

     Финансовая  тактика направлена на решение более частных задач конкретного этапа развития предприятия путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между видами расходов и структурными подразделениями. При относительно стабильной финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что вызывается изменением рыночной конъюнктуры (спроса и предложения на ресурсы, товары, услуги и капитал). Стратегия и тактика финансовой политики тесно взаимосвязаны. Правильно выбранная стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

     Финансовую  политику на предприятиях должны осуществлять профессионалы – главные финансовые менеджеры (директора), владеющие всей информацией о стратегии и тактике организации.

     Для принятия управленческих решений они  используют информацию, приведенную  в бухгалтерской и статистической отчетности в оперативном финансовом учете, которая служит главным источником данных для определения показателей, применяемых в финансовом анализе и внутрифирменном планировании денежных потоков.

     Внутрифирменное финансовое планирование включает разработку следующих оперативных документов (на месяц, квартал, год):

  • бюджета доходов и расходов по предприятию в целом и по его филиалам, если они есть;
  • бюджета по балансовому листу (прогноза баланса активов и пассивов по важнейшим статьям);
  • капитального бюджета.

     Финансовый  анализ включает следующие звенья:

  1. оценку финансовых возможностей для определения стратегических целей;
  2. распределение и оценку эффективности  движения денежных потокам по сферам деятельности (текущая, инвестиционная и финансовая) исходя из стратегии производства и продаж;
  3. определение дополнительной потребности в финансовых ресурсах и каналов их поступления (банковский кредит, лизинг, товарный кредит и т.д.);
  4. трансформацию денежных ресурсов в форму, которая наглядно показывает финансовые возможности предприятия, что отражается в отчетности;
  5. оценку эффективности принятых финансовых и инвестиционных решений через показатели финансовой устойчивости, платежеспособности, доходности деловой и рыночной активности организации.

     Финансовую  политику предприятия нельзя рассматривать в отрыве от финансовой политики государства – совокупности мероприятий, направленных на аккумулирование финансов в целях решения общенациональных социально-экономических и политических задач. Внешняя, макроэкономическая среда организации всегда сильнее влияет на хозяйственную деятельность, чем внутренняя, микроэкономическая среда. Поэтому от приоритетов государственной финансовой политики, ее обоснованности и реальности в значительной степени зависит финансовая политика предприятия.

     Финансовую  политику предприятия следует рассматривать  как динамичную категорию. Она содержательно  меняется под влиянием изменений  финансовой политики, проводимой федеральными, республиканскими (областными, краевыми) и местными органами государственного управления. Целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей предприятия. 

 

      Заключение

 

     Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.

     Финансы предприятий, будучи частью общей системы  финансовых отношений, отражают процесс  образования, распределения и использования  доходов на предприятиях различных  отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности.

     Финансовыми средствами называются средства, которые  могут быть использованы предприятием немедленно как знаки стоимости, характеризующие ее движение. Понятие средства целесообразно использовать при характеристике текущей деятельности. Например, предприятие может обладать финансовыми средствами, представленными деньгами (в кассе и на счетах) и государственными ценными бумагами.

     Финансовые  ресурсы – более емкое понятие, включающее наряду с финансовыми средствами (для обеспечения текущей деятельности) и потенциально возможные, которые могут быть получены при необходимости (либо в перспективе, либо с некоторым дисконтом от реализации активов предприятия).

     Управление  финансами – это в значительной степени искусство, зависящее от исполнителя, его умения быстро принимать  решения в условиях неопределенности. Распределение обязанностей и полномочий внутри финансовой службы важная проблема для руководителя предприятия. Недооценка ее может привести к дезорганизации работы финансовой службы и тяжелым финансовым последствиям.

     В ходе управления финансами применяют  широкий круг методов: прогнозирование, планирование, налогообложение, страхование, кредитование, применение финансовых санкций и рычагов экономического воздействия на предприятие, стимулирование, ценообразование, инвестирование, лизинг, аренда. Для осуществления перечисленных методов используются такие инструменты финансового управления, как кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировки валютных курсов, дисконт.

     Любая система управления финансами функционирует  в рамках действующих законодательных  актов и нормативной базы, начиная  с законов и указов Президента и кончая ведомственными указаниями и инструкциями. Кроме того, управление подразумевает использование информации финансового характера, содержащейся в бухгалтерской отчетности, поступающей с товарно-фондовых бирж и кредитной системы.

     Предприятию требуется современная система  управления финансами, базирующаяся на разработке долгосрочной стратегии - бизнес-плана. В бизнес-плане отражаются те виды деятельности, которыми предприятие планирует заниматься в ближайшей и долгосрочной перспективе. На основе принятого бизнес-плана, сформированного с учетом анализа финансово-экономического состояния предприятия, вырабатываются и принимаются решения в системе управления его финансовыми ресурсами.

 

Список использованной литературы

 
  1. Ендовицкий  Д.А.,Системный подход к анализу  финансовой устойчивости коммерческой организации/ Ендовицкая А.В./Экономический анализ-2005-март.
  2. Николаева Т.П. Финансы предприятий / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, М., 2003 -158 с.
  3. Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов.-М.: Финансы, ЮНИТИ,2003.
  4. Экономика организации (предприятия): учебник/под ред. Н.А. Сафронова - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2007. - 618 с.
  5. Экономика организации (предприятия): учебное пособие/В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко. - М.: КНОРУС, 2008. - 416 с.
  6. Экономика предприятия (фирмы): Учебник/Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФА-М, 2008. - 604 с.
  7. Экономика предприятия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Я. Горфенкаля, проф. В.А. Швандара. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 670 с.
  8. Экономика предприятия: учебное пособие / Л.Е. Чечевицына, Е.В. Чечевицына - Изд. 9-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 378

Материалы с сайтов:

  1. www.aup.ru
  2. www.audit-it.ru
  3. www.economica-upravlenie.ru
  4. www.finansy.ru
  5. www.ntps.ru
  6. www.profiz.ru/se
  7. www.pro-invest.com/it

     ПРИЛОЖЕНИЯ:

       3 Анализ эффективности финансовой деятельности ОАО "Ростелеком"

     Приведенный ниже анализ эффективности финансовой деятельности ОАО "Ростелеком" выполнен за период с 01.01.2006 по 31.12.2008 г. (12 кварталов). Качественная оценка значений финансовых показателей ОАО "Ростелеком" проведена с учетом отраслевых особенностей деятельности организации (отрасль - "Связь").

     3.1 Обзор результатов деятельности организации

     В приведенной ниже таблице обобщены основные финансовые результаты деятельности ОАО "Ростелеком" за весь анализируемый  период.

Показатель Значение  показателя, тыс. руб. Изменение показателя Средне- 
годовая 
величина, тыс. руб.
1-й  кв.06 2-й кв.06 – 2-й кв.08 (в среднем) 3-й кв.08 4-й кв.08 тыс. руб.  
(гр.2 - гр.5)
± % 
((2-5) : 5)
1. Выручка от продажи товаров,  продукции, работ, услуг 14 585 380 15 402 595 15 826 529 16 787 664 +2 202 284 +15,1 61 940 976
2. Расходы по обычным видам деятельности 12 284 457 13 193 993 13 288 891 15 505 421 +3 220 964 +26,2 53 274 901
3. Прибыль (убыток) от продаж  (1-2) 2 300 923 2 208 602 2 537 638 1 282 243 -1 018 680 -44,3 8 666 074
4. Прочие доходы 5 077 735 4 895 730 526 187 1 290 281 -3 787 454 -74,6 16 985 259
5. Прочие расходы 4 682 267 4 168 917 424 937 2 278 651 -2 403 616 -51,3 14 968 701
6. Прибыль (убыток) от прочих операций  (4-5) 395 468 726 814 101 250 -988 370 -1 383 838 2 016 557
7. EBIT (прибыль до уплаты процентов и налогов) 2 767 059 2 993 937 2 686 184 347 260 -2 419 799 -87,5 10 915 313
8. Изменение налоговых активов  и обязательств, налог на прибыль  и др. расходы из прибыли 
 
-640 954 -764 627 -692 822 -151 377 +489 577 +76,4 -2 788 932
9. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода  (3+6+8) 
 
2 055 437 2 170 789 1 946 066 142 496 -1 912 941 -93,1 7 893 700
Справочно: Изменение за период нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) по данным бухгалтерского баланса   (измен. стр. 470) 
2 112 519 1 706 844 2 105 324 1 156 600 х х х

     Квартальная выручка за период с 01.10.2008 по 31.12.2008 составила 16 787 664 тыс. руб., что на 2 202 284 тыс. руб., или на 15,1% больше, чем за период с 01.01.2006 по 31.03.2006. Выручка увеличивалась в большинстве периодов. Изменение выручки наглядно представлено ниже на графике.

     Прибыль от продаж за последний квартал составила 1 282 243 тыс. руб. В течение анализируемого периода (31.12.05-31.12.08 г.) финансовый результат от продаж существенно снизился (на 1 018 680 тыс. руб.), несмотря на это, усредненный (линейный) тренд, показывает, что динамика финансового результата от продаж практически не имеет явно выраженного направления.

     Обратив внимание на строку 040 формы №2 можно  отметить, что организация не использовала возможность учитывать общехозяйственные расходы в качестве условно-постоянных, включая их ежемесячно в себестоимость производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг). Это и обусловило отсутствие показателя "Управленческие расходы" за отчетный период в форме №2.

     Формальное  исследование правильности отражения  в Балансе и "Отчете о прибылях и убытках" за последний отчетный период отложенных налоговых активов  и обязательств подтвердила взаимоувязку показателей отчетности.

 

     3.2. Анализ  рентабельности

 
Показатели рентабельности Значения  показателя (в %, или в копейках с  рубля) Изменение показателя
1-й  кв.06 2-й кв.06 – 2-й кв.08 (в среднем) 3-й кв.08 4-й кв.08 коп., 
(гр.5 - гр.2)
± % 
((5-2) : 2)
1 2 3 4 5 6 7
1. Рентабельность  продаж по валовой прибыли (величина прибыли от продаж в каждом рубле выручки). Нормальное значение для данной отрасли: 14% и более. 15,8 14,4 16 7,6 -8,2 -51,6
2. Рентабельность  продаж по EBIT (величина прибыли  от продаж до уплаты процентов  и налогов в каждом рубле  выручки). 19 19,4 17 2,1 -16,9 -89,1
3. Рентабельность  продаж по чистой прибыли (величина  чистой прибыли в каждом рубле  выручки). 14,1 14 12,3 0,8 -13,3 -94
Cправочно
Прибыль от продаж на рубль, вложенный в производство и реализацию продукции (работ, услуг)
18,7 17,6 19,1 8,3 -10,4 -55,8
Коэффициент покрытия процентов к уплате (ICR), коэфф. Нормальное значение: 1,5 и более. 39,2 52,5 56,8 6,5 -32,7 -0,8

Информация о работе Финансы предприятий: задачи, функции, источники формирования