Финансы предприятия и ее влияние на экономичекое развитие

Автор: a*********@icloud.com, 27 Ноября 2011 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение финансов предприятий и организаций.
Исходя из поставленной цели, ставятся следующие задачи:
- рассмотреть понятие финансового состояния предприятия;
- рассмотреть проблемы в управлении финансами предприятия;
- рассмотреть мероприятия, направления улучшения финансового состояния отечественных предприятий;
- выполнить расчетную часть курсовой работы

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 «ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ – КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ»
1.1 Сущность, формы проявления финансов предприятия
1.2 Функции финансов предприятия
ГЛАВА 2 «АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
2.1 Анализ финансового состояния предприятия
2.2 Влияние финансов на экономическое развитие
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Финансы предприятия и их влияние на экономическое развитие.docx

— 76.57 Кб (Скачать)

     Для партнеров по договорным отношениям (поставщиков продукции и ее потребителей) в первую очередь важна финансовая устойчивость предприятия, то есть степень  зависимости своей хозяйственной  деятельности от заемных средств, способность предприятия маневрировать средствами, финансовая независимость предприятия. Для акционеров и инвесторов в первую очередь представляют интерес показатели, влияющие на доходность капитала предприятия, курс акций и уровень дивидендов. Рентабельность капитала показывает, сколько прибыли за расчетный период времени предприятие получает на рубль своего капитала. Не менее важен объем реализации, непосредственно влияющий на прибыль. Таким образом, каждый пользователь программы финансового анализа наибольшее внимание уделяет именно нескольким определенным показателям, хотя для более глубокого исследования и обоснованных выводов необходимо, безусловно, проведение финансового анализа по всем разделам для получения объективной и всесторонний картины для диагноза финансового состояния предприятия. Практика финансового анализа уже выработала основные виды анализа (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить 6 основных методов:

    1. Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
    2. Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
    3. Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;
    4. Анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;
    5. Сравнительный (пространственный) анализ – включает в себя как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия, филиалов, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данных предприятия в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и другими хозяйственными данными;
    6. Факторный анализ – анализ влияния одних факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда анализ дробят на составные части, так и обратным, когда составляют баланс отклонений и на стадии обобщения суммируют все выявленные отклонения, фактического показателя от базисного за счет отдельных факторов.

     Для получения данных для анализа  потребуется достаточная и достоверная  информация, характеризующая финансовое состояние фирмы. Это обуславливает  необходимого изучения финансовых отчетов, возможности появления непредвиденных обстоятельств и положения со страхованием.

     Анализ  баланса позволяет определить, какими средствами располагает предприятие, и какой по величине кредит эти  средства обеспечивают. Однако для  обоснованного и всестороннего  анализа балансовых сведений недостаточно. Это вытекает из состава показателей. Анализ баланса дает лишь общее суждение о кредитоспособности, в то время  как для выводов о степени  кредитоспособности необходимо рассчитать и качественные показатели, осуществляющие перспективы развития предприятий, их жизнеспособность. Поэтому в качестве источника сведений, необходимых  для расчета показателей кредитоспособности, следует использовать: данные оперативного учета, сведения, накапливаемые в  ГВУ банков, сведения статистических органов, данные анкеты клиентов, информацию поставщиков, результаты обработки данных по специальным программам, сведения специализированных бюро по оценке кредитоспособности хозяйственных организаций.16

     Бухгалтерская отчетность дает возможность проанализировать финансовое состояние заемщика на конкретную дату. Важнейшей информационной базой  анализа является бухгалтерский  баланс. При работе с активом баланса  необходимо обратить внимание на следующее: в случае оформления залога основных средств (здания, оборудования и др.), производственных запасов, готовой  продукции, товаров, прочих запасов  и затрат право собственности  залогодателя на указанные ценности должно подтверждаться включением их стоимости в состав соответствующих  балансовых статей. Остаток средств  на расчетном счете должен соответствовать  данным банковской выписки на отчетную дату.

     При анализе дебиторской задолженности  необходимо обратить внимание на сроки  и погашение, поскольку поступление  долгов может стать для заемщика одним из источников возврата испрашиваемого кредита. При рассмотрении пассивной  части баланса самое пристальное  внимание должно быть уделено изучению разделов, где отражаются группы и  прочие заемные средства необходимо потребовать кредитные договора по этим ссудам, задолженность по которым  отражение в балансе, и не погашена на дату запроса о кредите, и убедиться, что она не является просроченной. Наличие программной задолженности  по кредитам других банков является негативным фактором и свидетельствует о  явных просчетах и срывах в  деятельности заемщика, которые возможно, планируется временно компенсировать при помощи кредита. Если задолженность  не является просроченной, необходимо по возможности обеспечить, чтобы  срок погашения кредита наступал раньше погашения других кредитов. Кроме того, необходимо проанализировать, чтобы предлагаемый в качестве обеспечения залог по испрашиваемому кредиту не был заложен другому банку.

     При оценке состояния кредиторской задолженности  необходимо убедиться, что заемщик  в состоянии вовремя расплатиться с теми, чьими средствами в том  или ином виде пользуется: в виде товаров или услуг, авансов и  т. д. В данном разделе отражаются также средства, полученные заемщиком  от партнеров по договорам займов; эти договора должны быть рассмотрены  аналогично кредитным договорам  заемщика с банками. В том случае, если дата поступления запроса на кредит не совпадает с датой составления  финансовой отчетности, фактическая  задолженность заемщика по банковским кредитам, как правило, отличается от отраженной в последнем балансе. Для точки определения задолженности  требуется справка обо всех непогашенных на момент запроса банковских кредитах с приложением копи кредитных  договоров.

     Платежеспособными можно считать предприятия, у  которых сумма оборотных средств  значительно превышает размер задолженности. Таким образом, анализ финансовой отчетности является, по сути, предварительным  анализом финансового состояния  предприятия, позволяющим судить о  его финансовой устойчивости и характере  использовании финансовых ресурсов.

     2.2 Влияние финансов на экономическое развитие

     В условиях рыночной экономики принципиальным образом  изменяется роль финансового регулирования. Оно становится одним из главных  факторов экономического развития в  условиях ограниченного вмешательства  государства в деятельность субъектов  хозяйствования. Реальный механизм финансового  воздействия на экономику проявляется  не как неизменная, строго заданная система форм и методов, а как  динамичная, постоянно развивающаяся  их совокупность, складывающаяся из отдельных  компонентов, имеющих специфический  характер влияния. Среди методов  государственного финансового регулирования  основная роль принадлежит налогам. Налоговое регулирование затрагивает  процессы производства прежде всего через налогообложение доходов организаций-производителей. Налоги являются важнейшим стабилизатором антициклического регулирования развития экономики, стимулируя спрос на инвестиции во время депрессии и ограничения его в период максимального экономического подъема. Косвенное и подоходное налогообложение определяют объемы личного потребления, платежеспособного спроса, что, в свою очередь, влияет на объемы производства потребительских товаров и услуг.17

 Налоговое  воздействие на положение субъектов  хозяйствования и экономики в  целом принято называть налоговым  бременем (налоговым прессом, налоговой  нагрузкой). Количественно такое  воздействие определяется удельным  весом налоговых платежей в  ВВП или доходах субъектов  хозяйствования. Уровень налогообложения  субъектов хозяйствования определяется  видами налогов, их ставками, налоговой  базой.

 Рыночные  преобразования в Российской  Федерации потребовали отказа  от действовавшего в условиях  административно-командной системы  управления экономикой индивидуального  подхода к организации финансовых  взаимоотношений субъектов хозяйствования  и государства. Этот подход  был основан на преимущественно  неналоговых методах изъятия  части доходов предприятий в  бюджеты разных уровней (плата  за фонды, отчисления от прибыли  и др.). Виды платежей с дифференцированными  по отраслям ставками, освобождение  от уплаты обязательных платежей  регулировались разрозненными подзаконными  актами, принимаемыми в виде решений  отдельных министерств и ведомств. Современная российская налоговая  система начала функционировать  в январе 1992 г., с момента вступления  в действие налогового законодательства. Она ориентирована на поддержание  конкурентной среды, что создается  равными условиями налогообложения для всех налогоплательщиков, поэтому реформирование налогового законодательства, осуществляемое в последнее десятилетие, было направлено на устранение возможностей предоставления индивидуальных льгот. Налоговая система может оказывать негативное воздействие на экономику. Высокий уровень налогообложения субъектов хозяйствования ограничивает их финансовые возможности по наращиванию производства, а частое изменение налогового механизма порождает чувство неуверенности, ослабляет действенность налоговых льгот, препятствует притоку инвестиций и т.п. Уменьшение налоговой нагрузки может осуществляться через отмену отдельных налогов, понижение налоговых ставок, уменьшение налоговой базы, сокращение контингента плательщиков. В Российской Федерации в настоящее время осуществляется снижение уровня налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, что должно способствовать росту предпринимательской активности, ускоренному обновлению производственных фондов и расширению масштабов производства.

Рыночные  методы ведения хозяйства создают  потребность в решении задачи борьбы с монополизмом производителя, нарушающим главное условие рынка  — конкуренцию между предпринимателями. Наравне с другими методами государственного регулирования (антимонопольное законодательство, свободный внешний рынок и  т.д.) решению этой проблемы способствуют и налоговые методы, в частности  таможенное регулирование. При снижении ставок таможенных пошлин на соответствующий  импортный товар мировой рынок  заставляет отечественных монополистов снижать внутренние цены на свою продукцию (при условии открытого доступа  этой продукции на внутренний рынок). Одновременно высокие ставки таможенных пошлин могут использоваться для  защиты национальных производителей —  такая политика получила название протекционизма. Однако мировой и отечественный  опыт свидетельствует о том, что  протекционизм в таможенной политике может дать только кратковременный  положительный эффект. В долгосрочной перспективе его последствия отрицательны, так как другими государствами принимаются ответные меры, исчезают стимулы для технического обновления производства, возможен высокий уровень внутренних цен, сохраняются неэффективные собственники и менеджеры. Отказ от протекционистской таможенной политики является одним из принципов функционирования Всемирной торговой организации, в состав которой намерена вступить и Россия.18

 Определенное  воздействие на процессы производства, накопления оказывают также различные  формы и методы предоставления  бюджетных средств субъектам  хозяйствования (субсидии, субвенции,  бюджетные кредиты, инвестиции, государственные  и муниципальные заказы) в качестве  государственных мер поддержки  отдельных отраслей и видов  деятельности. Рыночные преобразования  диктуют сокращение государственного  и муниципального секторов экономики,  поэтому масштабы бюджетного  финансирования конкретных субъектов  хозяйствования значительно сокращаются  по сравнению с периодом административно-командной  системы управления экономикой. Тем не менее, различные формы  расходов бюджета в качестве  методов финансового регулирования  используются весьма активно  в различных государствах.19

 Практически  все современные государства  поддерживают сельскохозяйственных  производителей на основе государственных  закупок их продукции, а также  субсидирования процентов за  пользование банковским кредитом. Государственная поддержка в  виде субсидий, субвенций, государственного  заказа, гарантий или инвестиций  может быть связана с сохранением  традиционных отраслей (угольная  промышленность) или производств,  имеющих национальное значение, таких как автомобилестроение. Предоставление  государственных субсидий, так же  как налоговое регулирование, используется как мера антициклического регулирования. В государствах, осуществляющих рыночные реформы, бюджетные средства выступают важным источником финансирования создания и развития инфраструктуры рынка (фондовых, валютных и товарных бирж, бирж труда, информационных центров, фондов поддержки малого бизнеса и т.д.).

 Предоставление  бюджетных средств как метод  финансового регулирования основано  на следующих принципах. Во-первых, не делается различий между  организационно-правовыми формами  субъектов хозяйствования, которые  могут получить соответствующие  средства. Во-вторых, как правило,  используется конкурсный отбор  претендентов на получение средств  в рамках государственной поддержки,  при этом привлекаются независимые  эксперты для организации конкурсов,  в том числе для выработки  критериев отбора участников  и победителей.20

Информация о работе Финансы предприятия и ее влияние на экономичекое развитие