Формирование прибыли на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Главной задачей предприятия в условиях рыночной экономики является всемирное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны. Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли.

Содержание

Введение
1 Экономическая сущность прибыли и её роль в деятельности предприятия
1.1 Прибыль, как показатель эффективности хозяйственной деятельности предприятия
1.2 Механизм формирования прибыли на предприятии
1.3 Распределение и использование прибыли
2 Анализ формирования и распределения прибыли ( на примере ОАО «Орбита»)
2.1 Анализ формирования прибыли предприятия
2.2 Анализ распределения и использования прибыли предприятия
2.3 Анализ рентабельности предприятия
3 Совершенствование процесса формирования и использования прибыли предприятия
3.1 Факторы влияющие на увеличение прибыли
3.2 Зарубежный опыт формирования и распределения прибыли предприятия
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ЭКОНОМ.ОРГАНИЗАЦИИ.docx

— 77.02 Кб (Скачать)

1.2 Формирование прибыли  предприятия 

    Прибыль представляет собой разницу общей  суммой доходов и расходами на производство и реализацию продукции  с учетом убытков от хозяйственных  различных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов, как  с положительным, так и отрицательным знаком.

    Прибыль обеспечивает потребности самого предприятия  и государства в целом. Поэтому, прежде всего, важно определить состав прибыли предприятия. Общий объем  прибыли предприятия представляет собой валовой доход. На величину валового дохода влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской  деятельности.

Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объема производимой продукции  в соответствии с договорными  условиями, снижение ее себестоимости, повышение качеств ассортимента, повышение эффективности использования  производственных фондов, рост производительности труда.

    К факторам, не зависящим от деятельности предприятия, относятся изменение  государственных регулируемых цен  на реализуемую продукцию, влияние  природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции, уровень  налогов и платежей, спрос населения.

    Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница  между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную  стоимость и акцизам и затратами  на производство и реализацию, включаемыми  в себестоимость продукции (работ, услуг).

    Из  приведенного определения следует, что ее происхождение связано  с получением валового дохода предприятием от реализации своей продукции (работ, услуг) по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения. Валовой доход  предприятия - выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом  материальных затрат, - представляет собой  форму чистой продукции предприятия, включая в себя оплату труда и  прибыль. Связь между ними показана на рисунке 1. 
 
 

  Валовой доход
Материальные  затраты Оплата труда Прибыль
Издержки  производства (себестоимость) Чистый доход
Объем реализации

Рисунок 1- Связь между оплатой труда и прибылью 

    Трудовой  коллектив заинтересован как  в повышении оплаты труда, так  и в росте прибыли, поскольку  последняя в условиях конкуренции  является источником не только выживания, но и расширения производства, а, следовательно, и роста благосостояния работников предприятия, их жизненного уровня. Из этого также следует, что масса  прибыли и валового дохода характеризует  не что иное, как размер эффекта, получаемого, а результате производственно - хозяйственной деятельности предприятия.

    В условиях рыночных отношений предприятие  должно стремиться, если не к получению  максимальной прибыли, то, по крайней  мере, к тому объему прибыли, который  позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих  товаров и оказания услуг, но и  обеспечивать динамичное развитее его  производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли  и нахождения методов по лучшему  их использованию.Финансовые результаты о прочей реализации показывают доходы (расходы) от операций, связанных с  движением имущества, списанием  основных средств с баланса по причине морального износа, сдачей имущества в аренду, аннулирование  договоров, прекращением производства и т.п. Прочие внереализационные  доходы и расходы включают финансовые результаты, не отражены в предыдущих составляющих прибыли. Их состав достаточно специфичен: это либо случайные, непредвиденные суммы, либо полученные и уплаченные штрафы, связанные с нарушением договорных обязательств. Иными словами, внереализационные  доходы компенсируют предприятию прибыль, которая могла быть получена от основной деятельности, если бы все договорные обязательства и сроки платежей соблюдались его партнерами.

    Прибыль от реализации, как правило, главная  составляющая прибыль отчетного  периода. Это разница между выручкой от реализации и затратами на реализованную  продукцию, т.е. себестоимостью, коммерческими  и управленческими расходами. На ее долю приходится в настоящий момент 90-95% общей суммы прибыли до налогообложения. На многих предприятиях она является единственным источником формирования прибыли до налогообложения.  
 

1.3 Распределение и  использование прибыли 

    Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей организации, так и формирование доходов бюджетов РФ. Механизм распределения прибыли  должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению  эффективности производства, стимулировать  развитие новых в зависимости  от объективных условий общественного  производства на различных этапах развития российской экономики система распределения  прибыли менялась и совершенствовалась. Одной из важнейшим проблем распределения  прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение  доли прибыли, аккумулируемой в доходах  бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов.

    Таким образом, возникает необходимость  в четкой системе распределения  прибыли, прежде всего, на стадии, предшествующей образованию чистой прибыли, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятия  и организации.

    Принципы  распределения прибыли можно  сформулировать следующим образом:

  • прибыль, получаемая предприятием в результате производственно- хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;
  • прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налога, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;
  • величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшения результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;
  • прибыль остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части на потребление.

    Получая прибыль, предприятие решает задачи ее использования. Характер направлений  использования прибыли отражает стратегические задачи предприятия.

    Выплачивая  дивиденды, предприятие стимулирует  рост своих акций, оставляя прибыль  на предприятии, акционеры инвестируют  развитие производства.

    Механизм  воздействия финансов на хозяйство, на его экономическую эффективность  находится не в самом производстве, а в распределительных денежных отношениях.

    Распределение прибыли - это составная и не разрывная  часть распределительных отношений  и, пожалуй, наравне с распределением дохода физических лиц, самая главная.

      Прибыль распределяется между  государством, собственниками предприятия  и самим предприятием. Пропорции  этого распределения в значительной  мере воздействуют на эффективность  деятельности предприятия как  позитивно, так и негативно.  Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий и организаций.

    Отметим, как корректируется прибыль до налогообложения  в процессе распределения. Прибыль  до налогообложения уменьшается  на сумму прибыли, облагаемой по различным  ставкам налога на прибыль, производятся отчисления в резервные или другие аналогичные фонды, исключаются  суммы прибыли, по которой установлены  налоговые льготы.

Взаимоотношения предприятия и государства по поводу прибыли строятся на основе ее налогообложения.

    Налоговая система - очень важный элемент рыночной экономики и в не последнюю  очередь от нее зависят результаты экономических преобразований. Налоги служат основной формой получения доходов  государством. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия  государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние  научно - технического прогресса.

    Налоги  оказывают значительное влияние  на формирование финансовых результатов  хозяйственной деятельности предприятия  и на размер чистой прибыли, используемой предприятием на цели накопления и  потребления. В состав налогов, уплачиваемых предприятиями, входят федеральные  налоги, налоги субъектов Федерации  и местные налоги. Начисление налогов  проводится с отнесением их на различные  источники.

    Часть налогов включается в цену продукции (товара, работ, услуг). К таким налогам  относятся налог на добавленную  стоимость, акцизы, экспортные таможенные пошлины.

    Некоторые налоги включаются в состав расходов по производству продукции, т.е. относятся  на себестоимость или же на их сумму  увеличивается стоимость амортизируемого  имущества. К ним относится единый социальный налог, транспортный налог, импортные таможенные пошлины, государственные пошлины, земельный, лесной, другие ресурсные налоги.

    Другие  налоги относятся на финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия, т.е. уменьшают его балансовую прибыль: налог на прибыль, на имущество, на рекламу.

    Непосредственно из прибыли, полученной в результате финансово-хозяйственной деятельности и остающейся у предприятия после  уплаты налога на прибыль, предприятие  уплачивает некоторые местные налоги.

    Поскольку, как мы видим, основным источником уплаты налогов служит добавленная стоимость, налоги непосредственно влияют на сумму  прибыли, остающуюся в распоряжении организации, т.е. чистой прибыли. Косвенные  налоги, хотя прямо и не уплачиваются из прибыли, но при достижении ценой  товара максимума покупательной  возможности также начинают снижать  долю прибыли товаропроизводителя. Сумма налогового бремени обратно  пропорциональна инвестиционным возможностям реального сектора экономики. Задача государственного управлении состоит  в том, чтобы, сохраняя стабильность роста доходов бюджета, способствовать экономическому росту на предприятиях. Закономерно предложить, что должен быть ограничитель для налоговой  нагрузки на экономику предприятий  налогоплательщиков. По нашему мнению, размер налоговых платежей не должен превышать трети прибыли до налогообложения. В противном случае утрачиваются стимулы к повышению эффективности  работы предприятий и получению  прибыли.

    Оставшиеся  две трети полученной организацией прибыли могли бы быть распределены между собственниками (акционерами  и учредителями) и самой организацией.

    Это распределение зависит от многих факторов. В период технического перевооружения и модернизации производства, освоения новых видов продукции и новых  технологий предприятие крайне нуждается  в финансовых ресурсах, и представить их должны в первую очередь собственники. Это не

означает, что они должны отказаться от своих  ожиданий и не получать доход на вложенный капитал. Просто это должны быть отложенные ожидания, собственники смогут получить свои дивиденды после  выхода производства на проектную мощность, когда предприятие начнет получать прибыль в достаточном размере. Дивиденды за период ожидания должны быть не меньше процентной ставки на банковский вклад за этот же период, но меньше ставки за кредит.

    В современных условиях в результате приватизации общегосударственной  собственности в России сложился класс собственников, принципиально  отличающийся от среднего класса в  экономически развитых и других развивающихся  странах. В большинстве своем  это члены трудового коллектива, бесплатно или за небольшую плату  получившие акции своего предприятия. Из-за отсутствия собственных накоплений они не в состоянии осуществить  вложения в свое предприятие, необходимы ему для выхода из финансового  и производственного кризиса. По законам рыночной экономики никто, кроме собственников, не обязан предоставлять  денежные средства для финансового  оздоровления. Из создавшейся ситуации есть два выхода:

1) признание предприятия банкротом и погашение долгов за счет реализации имущества;

2) покрытие убытков и задолженности за счет средств собственников. В первом случае может не хватить имущества на покрытие долгов, или же оно состоит из трудно реализуемых или неликвидных активов.

      Тогда признание предприятия  банкротом не доставит удовольствия  никому из заинтересованных сторон  — ни кредиторам, ни работникам  предприятия, ни государству,  ни собственникам. Видимо поэтому  практика признания предприятия  банкротом в России пока не  получила широкого распространения.  Во втором случае собственники  либо должны добровольно отказаться  от своей собственности и передать  акции своему предприятию для  последующих своих реализации за деньги, либо внести средства на покрытие убытков и задолженности. Вариантом служит скупка предприятием своих акций по бросовым ценам, а затем перепродажа их по реальным ценам. Практика показывает, что, и этот вариант финансового оздоровления не применяется. Мелкие неимущие собственники не располагают средствами для «влияния» в свое предприятие, но и продавать акции не спешат, несмотря на то, что получают дивидендов.

Информация о работе Формирование прибыли на предприятии