Формирование прибыли на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Главной задачей предприятия в условиях рыночной экономики является всемирное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны. Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли.

Содержание

Введение
1 Экономическая сущность прибыли и её роль в деятельности предприятия
1.1 Прибыль, как показатель эффективности хозяйственной деятельности предприятия
1.2 Механизм формирования прибыли на предприятии
1.3 Распределение и использование прибыли
2 Анализ формирования и распределения прибыли ( на примере ОАО «Орбита»)
2.1 Анализ формирования прибыли предприятия
2.2 Анализ распределения и использования прибыли предприятия
2.3 Анализ рентабельности предприятия
3 Совершенствование процесса формирования и использования прибыли предприятия
3.1 Факторы влияющие на увеличение прибыли
3.2 Зарубежный опыт формирования и распределения прибыли предприятия
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ЭКОНОМ.ОРГАНИЗАЦИИ.docx

— 77.02 Кб (Скачать)
 

    Как видно из таблицы 6 коэффициент концентрации собственного капитала достаточно высокий. За 2008-2009 гг. он был равен 0,79%. За этот же период времени наблюдается низкое значение коэффициента концентрации заемного капитала, всего лишь 0,20%. За 2010 г. незначительно снизился коэффициент концентрации собственного капитала до 0,67%, но находится в пределах нормы. Соответственно увеличилось значение коэффициента концентрации заемного капитала до 0,32%, но так же находится в пределах нормы. Высокие значения показателей платежеспособности приводит к большой доле потребляемой прибыли. О чем свидетельствую отчисления и чистой прибыли на дивиденды за 2008-2009 гг.

    Так же для проведения анализа распределения  чистой прибыли можно рассмотреть  структуру собственных оборотных  средств.

    Резюмируя выше сказанное по распределению  прибыли ОАО «Орбита» можно сделать следующие выводы: в течение периода 2008-2009 гг. чистая прибыль распределялась по следующим направлениям:

  • дивидендные выплаты;
  • в резервный фонд;
  • на капитальные вложения.

    По  коэффициентам платежеспособности можно сделать вывод, что они  находятся в норме, хотя к 2010 году коэффициент концентрации собственного капитала снизился, а коэффициент  концентрации заемного капитала наоборот уменьшился.

    Величина  собственных оборотных активов, как и все другие показатели на протяжении отчетного периода времени  снижается. Так в 2008 году сумма собственных  оборотных средств составляла 92789,9 т.р., к 2010 году данная величина сократилась  до 7373 т.р. 

2.3 Анализ  рентабельности предприятия 

    Смысл любой предпринимательской деятельности состоит в достижении положительного экономического эффекта в виде абсолютного  показателя - прибыли или относительного - рентабельности. Тем самым рентабельность выступает главным объектом и  целью финансового менеджмента  предприятия. Чем больше уделяется  внимание рентабельности, тем успешнее функционирует предприятие.

    Проведем  анализ экономической рентабельности. Исходные данные приведены в таблице 7.  

Таблица 7 - Исходные данные анализа рентабельности, т.р. 
 
 
 

Показатели Фактическое значение Абсолютное  отклонение Темп  роста
    2008г. 2009г. 2010г. 2008 -2010гг. 2008-2010гг.(%)
1 Внеоборотные  активы 136296 131068 153757 17461 122,8
2  2 Оборотные активы 50016 53105 67155 17139 134,3
3 Прибыль до налогообложения 10180 6700 379 -9801 3,7
4 Экономическая рентабельность 5,46 3,64 0,17 -5,29 3,1
 

    Из  данной таблицы 2.6 следует, что экономическая рентабельность в течение анализируемого периода подвергалась изменению. Уровень экономической рентабельности в 2008 году составил 5,46%, а к 2010 году этот показатель снизился до 0,17%. Уменьшение в 2009 году составило 1,82%, а в 2010 году - 3,47%. На экономическую рентабельность большое влияние оказывает прибыль до налогообложения. За 2008-2010 гг. прибыль до налогообложения сократилась на 9801 т.р.

    Рентабельность  отражает способность предприятия  генерировать прибыль на вложенный  собственный капитал и имеющиеся  у организации активы. Анализ показателей  рентабельности позволяет оценить  текущую хозяйственную деятельность, вскрыть резервы повышения ее эффективности и разработать  систему мер по использованию  данных резервов. Таким образом, показатели рентабельности являются наиболее обобщенной характеристикой эффективности  хозяйственной деятельности. К этим показателям обычно относят уровень  рентабельности, или коэффициент  рентабельности, который выражается как отношение того или иного  вида прибыли к какой-либо базе. Разные показатели отражают разные стороны  деятельности предприятия. Вполне естественно, что в целом эффективность  работы предприятия может определить лишь система показателей рентабельности. Она включает в себя четыре группы показателей: рентабельность продукции, продаж, активов, собственного капитала.

    Показатель  рентабельности собственного капитала отражает величину прибыли до налогообложения, приходящуюся на каждый рубль собственного капитала. В период с 2008 по 2010 гг. происходит уменьшение данного показателя. Рентабельность собственного капитал в течение  данного периода времени уменьшилась  на 6,73%. Это говорит о том, что 2008-2010 гг. прибыль до налогообложения ОАО  «Орбита», приходящаяся на каждый рубль  собственного капитала снижалась. Так  как особенность данного показателя в том, что он, во-первых, показывает эффективность собственных средств, т.е. чистую прибыль, полученную, на вложенный  рубль, а во-вторых, степень риска  предприятия, отражающую рост рентабельности собственного капитала. Следовательно, по данному показателю можно сказать, что на вложенный рубль ОАО  «Орбита» получила чистой прибыли в  размере 0,7 р.;0,45 р.;0,02 р. за 2008-2010 года соответственно.

Таблица 8 - Показатели чистой и общей рентабельности ОАО «Орбита», 

Показатели 2008г. 2009г. 2010г.
  Общ. чистая +/- общ. чистая +/- Общ чистая +/-
RОS 6,27 3,46 -2,81 3,48 3,22 11,26 1,49 0,01 -1,47
RОА 3,06 2,42 -0,64 3,61 2,88 -0,73 0,19 0,01 -0,17
RОЕ 7,01 5,55 -1,46 4,57 3,64 -0,93 0,28 0,02 -0,25
 

    Анализируя  данную таблицу можно сделать  вывод, что показатели общей рентабельности превышают показатели чистой рентабельности. Это вполне объяснимо и правильно. Так как чистая прибыль - это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий после оплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды. Прибыль до налогообложения - включает финансовый результат от реализации продукции, сальдо операционных и внереализационных расходов. Понятие прибыли до налогообложения значительно шире и включает в себя сумму чистой прибыли. По данным таблицы можно выявить, что существенная разница между чистой и общей рентабельностью наблюдается, когда сравниваются показатели рентабельности продаж. Так в 2008 году разница между показателями чистой и общей рентабельности продаж составила 2,81%. А в 2009 - 2010 гг. разница составила 1,26%, 1,47%  соответственно. Такая ситуация наблюдается и по показателям рентабельности активов и рентабельности собственного капитала. Это объясняется тем, что с каждым годом у ОАО «Орбита» размер чистой прибыли сокращается. Так в 2008 году чистая прибыль была равна 8064 т.р., а к 2010 году она уменьшилась до 35 т.р.

    На  мой взгляд, кроме абсолютного  размера прибыли показателем  эффективности предприятия выступает  рентабельность. При принятии решений, связанных с управлением процессами формирования прибыли, используются показатели рентабельности капитала, продаж, активов  и единицы продукции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Пути повышения эффективности предприятия. 

ОАО «Орбита» является одним из крупнейших  отечественных  производителей электронных компонентов. Одним из направлений деятельности  является выпуск электронных пускорегулирующих  аппаратов  для светильников различного назначения.

    На  мой взгляд, одним из резервов снижения материальных затрат ОАО «Орбита» является поиск и покупка на рынке относительно недорогого сырья и материалов. Она  осуществляется посредством анализа  предложений поставщиков по сложившимся  связям или при помощи обращения  на товарную биржу. Анализируя котировки  цен на биржах и цены на материалы  и сырье поставщиков, можно приобрести относительно дешевые материалы. 
 
 
 

Заключение 

    Постоянное  улучшение технологического процесса производства, повышение качества оказываемых  услуг, «нормальное» налоговое законодательство, расширение производства, снижение себестоимости  продукции или услуги, грамотное  и эффективное управление это  самые главные, но далеко не все, слагаемые  максимизации прибыли предприятия  в стране с рыночной экономикой.

    Прибыль, вот для чего, и ради чего, человек - предприниматель, рискует своими капиталовложениями. Ведь вкладывая каждый рубль, имеющийся  у него в кармане. Он надеется получить от него отдачу, в виде прибыли.

Прибыль как экономическая категория  отражает доход, созданный в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является производственная продукция, которая товаром при условии ее реализации потребителю.

    Как важнейшая категория рыночных отношений  прибыль выполняет определенные функции.

    Во-первых, она является показателем, наиболее полно отражающим эффективность  производства, объем и качество произведенной  продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

    Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей  функцией.

    В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.

    Прибыль представляет собой разницу общей  суммой доходов и расходами на производство и реализацию продукции  с учетом убытков от хозяйственных  различных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов, как  с положительным, так и отрицательным  знаком.

    На  основе проведенного анализа были сделаны  следующие выводы. Во-первых, валовая  прибыль - разность между выручкой и  прямыми производственными затратами  по реализации продукции. На протяжении отчетного периода данная прибыль  увеличивается. Так в 2008 году сумма  валовой прибыли была равна 56569 т.р., а к 2010 году она увеличилась до 66862 т.р. Во-вторых, прибыль от продаж равна сумме валовой прибыли  за минусом постоянных расходов отчетного  периода. Прибыль от продаж в 2008 году составила 14636 т.р., в 2009 г. - 8370 т.р., а  к 2010 году уменьшилась до 3331 т.р. На размер прибыли от продаж в той или  иной степени оказывают следующие  факторы: изменение отпускных цен  на продукцию, изменение объема реализации продукции, изменение структуры  продукции, снижение уровня затрат, изменение  структуры затрат, изменение уровня затрат, изменение цен на материалы  и тарифы. На основе проведенного факторного анализа прибыли от продаж, можно  сделать вывод, что в 2009 и в 2010 годах наибольшее влияние на отклонение прибыли оказали ценовые факторы, в том числе и цены на материалы и тарифы. Это позволяет сделать нам вывод о том, что продукция ОАО «Орбита» не пользуется спросом. А структурные сдвиги в затратах на производство позволили получить экономию ресурсов и дополнительную прибыль в 2009 году - 29,52%. В-третьих, прибыль до налогообложения включает финансовые результаты от продаж продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные доходы и расходы. Сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов с каждым годом возрастает, так к 2009 году составило 21182 т.р. (2008 г. - 4997 т.р.) и является отрицательным числом. Это говорит о том, что расходы превышаю над доходами. Прибыль до налогообложения с 2008 года (10180 т.р.) по 2010 год (379) резко сокращается.

    Можно сказать, что уменьшение суммы чистой прибыли происходит быстрыми темпами, так как в 2008 году сумма чистой прибыли составляла 8064 тыс.р., а к 2010 году уменьшилась до 35 тыс.р. Этому  способствовало что в  2008-2009 гг. сумма  прибыли до налогообложения сократилась  на 3684 тыс.р. соответственно.

    В-четвертых, в течение периода 2008-2009 гг. чистая прибыль ОАО «Орбита» распределялась по следующим направлениям:

  • дивидендные выплаты;
  • в резервный фонд;
  • на капитальные вложения.

    Притом, что больше половины чистой прибыли  направлялось на капитальные вложения (55,6 % - в 2008 году, 57,8 % - в 2009 году), на дивидендные  выплаты направлялось в 2008 году - 33,5 %, а в 2009 году - 38,2 % от чистой прибыли. Оставшаяся часть чистой прибыли  в размере 10,8 % (2008 г.) и 4,0 % (2009 г.) в  резервный фонд предприятия.

А за период 2010 г. чистая прибыль в размере 100,0% направлялась только на капитальные  вложения. По моему мнению, это, конечно  же, не правильно, но у руководства предприятия не остается другого выхода, так как с каждым годом размер прибыли снижается. И для получения более большего размера чистой прибыли в будущем руководство акцентирует свое внимание на увеличение объема нераспределенной прибыли.

Смысл любой предпринимательской деятельности состоит в достижении положительного экономического эффекта в виде абсолютного  показателя прибыли или относительного рентабельности. Тем самым рентабельность выступает главным объектом и  целью финансового менеджмента  предприятия. Чем больше уделяется  внимание рентабельности, тем успешнее функционирует предприятие.

В рамках проведенного исследования были предложены следующие пути совершенствования.

Одним из способов повышения прибыльности ОАО «Орбита», на мой взгляд является точное и своевременное выполнение договорных обязательств по поставкам  продукции. На данном предприятии необходимо ввести юридические подразделения, основной задачей которых становится своевременное взыскание штрафов  с нарушивших свои обязательства  поставщиков, транспортных и других организаций.

Для совершенствования  процесса производства по моему мнению, необходимо внедрить комплексный подход к рациональному производству и  потреблению материалов. Он должен включать следующие направления:

Информация о работе Формирование прибыли на предприятии