Формирование и использование прибыли на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование теоретических аспектов формирования и управления прибылью организаций, анализ финансовых результатов, а также планирование, распределение прибыли и пути ее повышения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ И НАЗНАЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ………………………………………………………………….………5
1.1 Экономическая сущность прибыли и ее функции. Значение прибыли……..5
1.2 Виды прибыли. Факторы, влияющие на финансовый результат………..12
ГЛАВА 2 ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………….……………….19
2.1 Формирование и использование прибыли на предприятии………………...19
2.2 Аспекты управления прибылью предприятия…………………………….26
3.3 Рентабельность и ее виды ……………………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………….………………………..….40

Работа содержит 1 файл

ПРИБЫЛЬ.doc

— 1.13 Мб (Скачать)

 

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ      ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

 

Специальность 080109 Бухгалтерский учет, анализ и  аудит

Специализация - Бухгалтерский учет, анализ и аудит  в коммерческих организациях

 

 

Осокина Алена Викторовна

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

Формирование  и использование прибыли на предприятии

 

 

 

Научный руководитель

Канд. филос. наук, доц.

 

                                     

                                                          СОЧИ 2012

                                            

                                               ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ И НАЗНАЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ………………………………………………………………….………5

1.1 Экономическая сущность прибыли и ее функции. Значение прибыли……..5

1.2 Виды прибыли. Факторы, влияющие на финансовый результат………..12

ГЛАВА 2 ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ПРИБЫЛИ  ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………….……………….19

2.1 Формирование и использование прибыли на предприятии………………...19

2.2 Аспекты управления  прибылью  предприятия…………………………….26

3.3   Рентабельность и ее виды ……………………………………………………33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…37

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………….………………………..….40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          ВВЕДЕНИЕ

 

          В условиях рыночной экономики главной целью функционирования коммерческой организации является получение прибыли и сверхприбыли.

         Еще 500 лет тому назад в своем трактате "О счетах и двойной записи" итальянский математик Лука  Пачоли отмечал: "Прежде всего мы должны иметь в виду, что всякий занимающийся торговлей имеет перед собой известную цель, для достижения которой он употребляет в действиях свои возможные усилия. Цель всякого купца состоит в том, чтобы приобрести дозволенную и постоянную выгоду для своего содержания. Эта выгода - есть прибыль" [1, с. 25]. Прибыль относится к числу ключевых понятий рыночной экономики и является одним из основных источников внутреннего финансирования, индикатором успешности деятельности. Информация о прибыли представляет наибольший интерес для менеджеров и используется ими для принятия любых управленческих решений.

       Прибыль — экономическая категория, которая отражает чистый доход предприятия, созданный в процессе предпринимательской деятельности, являющийся основным источником самофинансирования и дальнейшего развития.

       Таким образом, прибыль предприятия является основным показателем эффективности деятельности предприятия, его основной целью. Только на основе продуманной политики по формированию и распределению прибыли предприятие может не только максимизировать прибыль, но и улучшить ее  качество.

      Важнейшая часть финансовых ресурсов государства, а также региональных и местных органов власти, формируется за счет отчислений от прибыли в бюджет. От увеличения этих  отчислений в значительной мере зависят темпы экономического развития страны, отдельных регионов, приумножения общественного богатства, и в конечном счете повышения жизненного уровня населения.

        В настоящее время вопросы формирования и распределения прибыли предприятия необходимо решать с позиций современных концепций финансового менеджмента, финансово-экономического анализа и ряда других научных дисциплин.

      Поэтому целью курсовой работы является исследование теоретических аспектов формирования и управления прибылью организаций, анализ финансовых результатов, а также планирование, распределение прибыли и пути ее повышения.     

        При написании курсовой работы использовались Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», учебная и методическая литература, монографические издания, научные статьи, справочно-информационная система Консультант-Плюс.

       Объектом данного исследования является прибыль  как основной показатель эффективности деятельности предприятия любой организационно-правовой формы.

       Работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается теоретические основы сущности и назначения прибыли, а во второй – порядок формирования , управления и использование прибыли предприятия. А также в работе дается современные методы  учета, планирования, контроля и анализа прибыли , что является темой для дальнейшего исследования.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ И               НАЗНАЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ

 

    1. Экономическая сущность прибыли и ее функции. Значение прибыли

 

         На протяжении столетий, со времени формирования капиталистического производства, его главной целью выступала прибыль.

Прибыль – это один из наиболее спорных, противоречивых, многозначных терминов, что подтверждает, например, наличие множества синонимов - барыш, навар, выгода, "подъем", доход. Зачастую под словом "прибыль" понимают разные вещи.

      В неоклассической теории прибыль объединяет все виды доходов, полученных от производительного использования различных факторов производства их владельцами.

     Прибыль – это часть прибавочной стоимости продукта, которая останется в распоряжении предприятия после выполнения расчетов с бюджетом, таким образом можно сказать , что прибыль - это приращение за период капитала и имущества.

       Прибыль —    экономическая категория, которая отражает чистый доход

 предприятия, созданный в процессе предпринимательской деятельности, являющийся основным источником самофинансирования и дальнейшего развития. При этом прибыль — это положительный результат деятельности предприятия. Отрицательный результат его деятельности называется убытком.                                                                   

      "...Прибылью в целях настоящей главы признается:

1) для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой;

2) для иностранных  организаций, осуществляющих деятельность  в Российской Федерации через  постоянные представительства, - полученные  через эти постоянные представительства  доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой;

3) для иных  иностранных организаций - доходы, полученные от источников в  Российской Федерации. Доходы  указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со статьей 309 настоящего Кодекса[11].

      Экономическое содержание прибыли проявляется в выполняемых функциях, среди которых можно выделить:

  1. результативную;
  2. стимулирующую;
  3. бюджетообразующую.

       Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности организации, т.е. является измерителем (мерой) эффективности общественного производства. По прибыли определяется рентабельность использования собственных и заемных средств, основных фондов, всего авансированного капитала и т.п. Тем самым прибыль и рентабельность являются основными индикаторами эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Обратим внимание, что прибыль есть абсолютный показатель, отражающий в чистом виде величину эффекта (результата) деятельности предприятия, тогда как рентабельность — относительный показатель, отражающий эффективность его деятельности.

       Стимулирующая функция прибыли, одновременно являясь финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Доля чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

        Бюджетообразующую функция показывает, каково значение прибыли не только для хозяйствующего субъекта, но и для всей экономической системы государства в целом. Так, прибыль поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ. Именно эта функция лежит в основе налоговой системы. 1

      Оценки хозяйственной деятельности предприятий – это прибыль. За счет ее осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Она приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов. За счет отчислений от прибыли в бюджет формируется основная часть финансовых ресурсов государства, региональных и местных органов власти, и от их увеличения в значительной мере зависят темпы экономического развития страны, отдельных регионов, приумножения общественного богатства и в конечном счете повышения жизненного уровня населения [4, С.377].

        Поддержание необходимого уровня прибыльности — объективная закономерность нормального функционирования организации в рыночной экономике.    Систематическая нехватка прибыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности бизнеса.

      Важной задачей каждого хозяйствующего субъекта - получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.

       Прибыль как результирующий показатель хозяйственной деятельности предприятия зависит от цены продукции и затрат на ее производство. Поэтому прибыль теснейшим образом связана с неопределенностью будущих экономических явлений, которые нельзя предсказать с достоверностью, а только с той или иной степенью вероятности.

      Ведущее значение прибыли в качестве финансового показателя предпринимательской деятельности предприятия вместе с тем не означает его уникальности. Анализ стимулирующей роли прибыли показывает, что в отдельных хозяйствующих субъектах преобладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб производственному и социальному развитию коллектива.

Более того выявлены факты получения "незаработанной" прибыли, то есть образующейся не в результате эффективной хозяйственной деятельности, а путем изменения, например, структуры выпускаемой продукции отнюдь не в интересах потребителей. Вместо производства низко рентабельной, но имеющей большой спрос продукции, предприятия увеличивают производство более выгодной для них и более дорогой высокорентабельной продукции. В ряде случаев рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию [5, С.414].

Стремление  любыми путями получить высокую прибыль  с целью увеличения фонда оплаты труда приводит к росту объема денежной массы в обращении, не обеспеченной товарными ресурсами. Отсюда - дальнейший рост цен, инфляция, а следовательно, эмиссия денег.

Таким образом, абсолютное увеличение прибыли предприятия  не всегда объективно отражает повышение эффективности производства в результате трудовых достижений коллектива.

Несмотря на то, что прибыль играет основополагающую роль в рыночной экономике и является объектом экономической теории, до сегодняшнего дня не выработана единая точка зрения на ее сущность и формы.

        Рассмотрим два подхода к определению сущности прибыли.

        Согласно марксистской трактовке прибыли, прибыль есть превращенная форма прибавочной стоимости. Это превращение заключается в том, что прибавочная стоимость, являющаяся продуктом переменного капитала, выступает как порождение всего авансированного капитала (постоянного и переменного), ибо для владельца средств производства важно не только, как используется рабочая сила, но и насколько эффективно используются и средства производства. Поэтому ее величину определяют как разницу между стоимостью товара и издержками его производства (если товары реализуются по стоимости). Однако следует иметь в виду, что прибыль товаропроизводитель получает лишь после реализации товара. Реализованная прибавочная стоимость в этом случае принимает денежную форму и выступает в качестве прибыли [16, с.612].

Прибыль, являясь  реализованной прибавочной стоимостью, может отклоняться от последней  под воздействием спроса и предложения. Эти отклонения определяют размер прибыли, получаемый различными товаропроизводителями, дифференцируют их на бедных и богатых, способствуют переливу капитала из одних отраслей в другие, уравниванию индивидуальных норм прибыли в среднюю, образованию цен производства, вокруг которых колеблются рыночные цены.

       По своей экономической сущности прибыль, как и прибавочная стоимость, является результатом неоплаченного труда рабочего и выражает сущность эксплуатации.

Информация о работе Формирование и использование прибыли на предприятии