Формирование и использование прибыли на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование теоретических аспектов формирования и управления прибылью организаций, анализ финансовых результатов, а также планирование, распределение прибыли и пути ее повышения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ И НАЗНАЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ………………………………………………………………….………5
1.1 Экономическая сущность прибыли и ее функции. Значение прибыли……..5
1.2 Виды прибыли. Факторы, влияющие на финансовый результат………..12
ГЛАВА 2 ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………….……………….19
2.1 Формирование и использование прибыли на предприятии………………...19
2.2 Аспекты управления прибылью предприятия…………………………….26
3.3 Рентабельность и ее виды ……………………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………….………………………..….40

Работа содержит 1 файл

ПРИБЫЛЬ.doc

— 1.13 Мб (Скачать)

Для повышения  эффективности производства очень  важно, чтобы при распределении  чистой прибыли сумма отчислений была оптимальна.

Распределение чистой прибыли позволяет расширять  деятельность организации за счет собственных, более дешевых источников финансирования.

При этом снижаются  финансовые расходы организации  на привлечение дополнительных источников (можно не брать кредиты с невыгодной для организации процентной ставкой, а просто вычислить на необходимые нужды организации денежные средства из собственного фонда накопления).

Нераспределенная  прибыль в широком смысле как  прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых  лет свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития.

Распределение и использование прибыли товариществ  и акционерных обществ имеют  свои особенности, обусловленные организационно-правовой формой этих предприятий.

 

  

2.2 Аспекты  управления  прибылью  предприятия

 

        Целью управления прибылью -  это обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия. От руководителя требуется, прежде всего, умение эффективно вести дело, то есть увеличивать прибыль. Известны две основные возможности увеличения прибыли: первая - наращивание объема выпуска и реализации товаров, вторая - уменьшение издержек. В наших условиях первый путь кажется нереальным.

          Обеспечение эффективного управления прибылью предприятия определяет ряд требований к этому процессу, основными из которых являются:

  1. Интегрированность с общей системой управления предприятием.
  2. Комплексный характер формирования управленческих решений.
  3. Высокий динамизм управления.

       С учетом содержания процесса управления прибылью и предъявляемых к нему требований формируются его цели и задачи. Построение системы управления прибылью требует формирования систематизированного перечня объектов этого управления. Такая систематизация объектов управления должна с одной стороны отражать функциональную направленность этого управления, а с другой – различные его уровни. Процесс управления прибылью предприятия базируется на определенном механизме. В структуру механизма управления прибылью входят следующие элементы:

  1. Государственное правовое и нормативное регулирование вопросов формирования и распределения прибыли предприятия.
  2. Рыночный механизм регулирования формирования и использования прибыли предприятия.
  3. Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов формирования, распределения и использования прибыли предприятия.

      В современных рыночных отношениях предприятие самостоятельно планирует свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями и поставщиками материальных ресурсов и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Прибыль также является плановым показателям. Однако нельзя полагать, что планирование и формирование прибыли осталось исключительно в сфере интересов только предприятия. Не в меньшей мере в этом заинтересованы государство (бюджет), коммерческие банки, инвестиционные структуры. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства организации и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников.

    При рассмотрении прибыли сталкиваются интересы различных сторон:

  • трудового коллектива, который рассчитывает на свою долю прибыли;
  • государства, которое рассчитывает на рост производства и реализацию продукции, увеличение прибыли, что означает нарастание налоговых отчислений в бюджет;
  • банков, которых беспокоит платежеспособность предприятия, возвратность полученных ссуд и обеспечение представления новых.

       Руководителю необходимо так планировать распределение прибыли, чтобы не нанести ущерба ни одной стороне, и в тоже время обеспечить благосостояние предприятия. Высокая роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления прибылью. Управление прибылью представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения, использования и планирования на предприятии.

       На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, то есть прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления собственной прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.

        Распределение прибыли рассмотрим на примере  Открытого Акционерного Общества (ОАО):

 1. Общество вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год принимать решение о распределении своей чистой прибыли между участниками общества. Решение об определении части прибыли общества, распределяемой между участниками общества, принимается общим собранием участников общества.

  2.  Часть прибыли общества, предназначенная для распределения между его участниками, распределяется пропорционально их долям в уставном капитале общества.

Уставом общества при его учреждении или путем  внесения в устав общества изменений по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно, может быть установлен иной порядок распределения прибыли между участниками общества. Изменение и исключение положений устава общества, устанавливающих такой порядок, осуществляются по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно.

3. Срок и порядок  выплаты части распределенной  прибыли общества определяются  уставом общества или решением  общего собрания участников общества о распределении прибыли между ними. Срок выплаты части распределенной прибыли общества не должен превышать шестьдесят дней со дня принятия решения о распределении прибыли между участниками общества. В случае, если срок выплаты части распределенной прибыли общества уставом или решением общего собрания участников общества о распределении прибыли между ними не определен, указанный срок считается равным шестидесяти дням со дня принятия решения о распределении прибыли между участниками общества [6].

      Стремление получить прибыль ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

     С целью совершенствования экономического механизма управления прибылью необходимо:

  1. Строгое соблюдение заключенных договоров по поставкам продукции. Особо важно заинтересовать предприятие в производстве престижных и наиболее нужных для рынка изделий.
  2. Проведение эффективной политики в области подготовки персонала, что представляет собой особую форму вложения капитала.

     Выполнение этих предложений значительно повысит эффективность управления прибыли на предприятии.

  Проблемы анализа формирования, а особенно использования прибыли, обусловлены состоянием учета и отчетности. Множество предприятий и в настоящее время ведут бухгалтерский учет, формируя отчетность, малопригодную для целей экономического анализа, так как она представляет собой преимущественно налоговую отчетность. Чтобы обеспечить более глубокое исследование, выявить воздействие факторов на прибыль и рентабельность, сформулировать всесторонне обоснованные выводы, разработать стратегию наращивания доходности фирмы, требуется совершенствовать бухгалтерскую отчетность и внедрять управленческий учет в организации.

  При оценке финансовых результатов деятельности коммерческих организаций необходимо учитывать некоторые особенности формирования и учета прибыли. Рассмотрим наиболее типичные из них.

       1. Продукция отгружена, товары проданы, услуги оказаны, однако денежные средства не поступили, тем не менее в бухгалтерском балансе (в части собственного капитала). В этом случае:

  •   в пассиве баланса величина прибыли, равная сумме долга от покупателей и заказчиков, нереальна, и это только право на нее, следовательно, завышена финансовая устойчивость организации;
  •   появление ложной прибыли потребует уплаты дивидендов и налогов при отсутствии реальных денежных средств;
  • неуплаченные денежные средства за проданные товары (оказанные услуги) находятся в составе дебиторской задолженности, что снижает ликвидность и платежеспособность предприятия;
  • если в течение трех лет дебиторская задолженность не будет погашена, то она будет списана на убытки фирмы.

2. Следовательно, отражение факта продажи по моменту отгрузки искажает финансовое состояние организации, и может возникнуть ситуация, когда организация финансово устойчива, но неплатежеспособна.

     3. Предприятие, по данным бухгалтерской отчетности, имеет прибыль до налогообложения, т.е. его производственно-хозяйственную деятельность можно считать эффективной. Однако по причине уплаты пеней и штрафов по налоговым    платежам,  отложенных налоговых обязательств   предприятие

реально имеет  убыток. Следовательно, есть экономическая  прибыль, а  бухгалтерской прибыли нет.

        4. Прибыль, исчисленная за все время существования предприятия, никогда не равна сумме прибылей, исчисленных за каждый отчетный период. Это связано с переоценками, изменениями в учетной политике и другими причинами. Однако реальная величина прибыли предприятия от момента возникновения и до ликвидации организации равна разности между полученным и вложенным капиталом.

  5. Одна и та же сумма может рассматриваться разными заинтересованными группами и как прибыль, и как убыток. Например, выплата дивидендов, являющихся частью прибыли, для фирмы - расход. Для предприятия является расходом выплата командировочных своему работнику, однако налоговые органы увеличивают прибыль для целей налогообложения, считая часть командировочных расходов, превышающую установленный лимит, доходом работника, выплаченным ему из прибыли предприятия.

    6. Объект основных средств продолжает эксплуатироваться при начислении полного износа. Это свидетельствует о малой связи реального износа с фактом его начисления в учете. Поэтому остаточная стоимость объектов основных средств не отражает их действительную стоимость. В условиях инфляции ликвидационная стоимость объекта может быть даже выше первоначальной. В этом случае объект с полностью возмещенной стоимостью продолжает использоваться в процессе хозяйственной деятельности и приносить предприятию прибыль. В данном случае экономическая прибыль будет больше бухгалтерской.

  7. Учетный остаток активов почти никогда не равен реальному, что связано с ошибками в учете, естественной убылью ценностей, хищениями и пр., вследствие чего приходится регулярно проводить инвентаризации. Это означает, что прибыль в учете не тождественна реальному финансовому результату деятельности предприятия.

       8. Дебиторская задолженность никогда не является действительно реальной и не может отражать средства, которые будут обязательно получены. При большом числе контрагентов часть дебиторской задолженности не будет погашена, следовательно, при их списании по окончании срока исковой давности предприятие получит убытки.

 Перечисленные выше примеры доказательно свидетельствуют, что прибыль, исчисленная в бухгалтерском учете, не всегда отражает действительный результат хозяйственной деятельности. Поэтому в процессе анализа необходимо различать понятия экономической и бухгалтерской прибыли. Экономическая прибыль организации рассматривается преимущественно как результат продажи товаров (работ, услуг), а бухгалтерская - результат работы капитала [7].

 

     Таким образом, рост показателей прибыли является необходимым условием эффективного функционирования коммерческой организации. Повышение прибыльности предприятия возможно как за счет увеличения масштабов производства и цены выпускаемой продукции, так и за счет снижения себестоимости продукции, а также управленческих и коммерческих расходов. Наиболее эффективным в современных условиях (особенно для небольших предприятий) является снижение управленческих расходов, способствующие существенному увеличению прибыли предприятия, а следовательно повышению эффективности его функционирования.

Информация о работе Формирование и использование прибыли на предприятии