Формирование и использование прибыли на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование теоретических аспектов формирования и управления прибылью организаций, анализ финансовых результатов, а также планирование, распределение прибыли и пути ее повышения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ И НАЗНАЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ………………………………………………………………….………5
1.1 Экономическая сущность прибыли и ее функции. Значение прибыли……..5
1.2 Виды прибыли. Факторы, влияющие на финансовый результат………..12
ГЛАВА 2 ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………….……………….19
2.1 Формирование и использование прибыли на предприятии………………...19
2.2 Аспекты управления прибылью предприятия…………………………….26
3.3 Рентабельность и ее виды ……………………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………….………………………..….40

Работа содержит 1 файл

ПРИБЫЛЬ.doc

— 1.13 Мб (Скачать)

Многогранный  характер прибыли означает, что ее исследование должно иметь системный подход. Такой подход предполагает анализ совокупности факторов образования, взаимовлияния, распределения и использования.

В число  образующих факторов включена выручка, получаемая предприятием от различных видов предпринимательской деятельности, в том числе от реализации продукции, занимающая основной удельный вес, от реализации прочих активов, основных средств. Важная составляющая образующих факторов - доходы от долевого участия в других предприятиях, в том числе дочерних, доходы по ценным бумагам, безвозмездная финансовая помощь, сальдо штрафов, полученных и уплаченных.

      Взаимовлияющие факторы включают внешние, определяемые финансово-кредитной политикой государства, в том числе налоги и налоговые ставки, процентные ставки по ссудам, цены, тарифы и сборы, а также внутренние, включая себестоимость, производительность труда и т.д.

      Факторы распределения состоят из платежей обязательного характера в бюджет и внебюджетные фонды, в банковские и страховые фонды, платежей добровольного характера, включая благотворительные фонды, направления прибыли в фонды денежных средств, создаваемые в предприятиях.

      Факторы использования относятся только к той прибыли, которая остается в предприятиях и коммерческих организациях. Они включают такие направления: потребление, накопление, социальное развитие, капитальные и финансовые вложения, покрытие убытков и прочих затрат.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует  мировая практика, имеется два  основных источника получения прибыли, а именно:

  • монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта;
  •   получение прибыли в производственной и предпринимательской деятельностью. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства.

Однако получение  прибыли в условиях рынка всегда связано с риском - над предприятием постоянно висит угроза потерять вложенный капитал целиком или  частично. Бывают ситуации, когда роль предпринимателя в возникновении прибыли и убытка пассивна. Такие ситуации порождены: характером деятельности, существующей структурой рынка, общехозяйственной конъюнктурой, наличием инфляции (весьма выгодна для организаций, имеющих задолженность и получивших неиндексированные ссуды и кредиты).

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ

 

2.1  Формирование и использование  прибыли на предприятии

 

         Категория "прибыль", источники ее формирования служат объектом исследования начиная со времен Платона и Аристотеля. Прибыль по-разному трактовалась меркантилистами (Т. Манном, Д. Юмом, Ж. Кольбером), физиократами (Ф. Кенэ, Ж. Тюрго, М. Ривьером), маржиналистами (С. Джевонсом, К. Менгером и др.). А. Смит и Д. Риккардо впервые сформулировали факторную модель формирования прибыли как результат использования производственных ресурсов: материальных, труда и капитала. Известно, что К. Маркс и Ф. Энгельс основным источником формирования прибыли считали труд работников производственной сферы (трудовая теория стоимости) и рассматривали прибыль как превращенную форму прибавочной стоимости. Неоклассическая теория предпринимательской прибыли увязывает уровень прибыли с уровнем риска. Кроме того, существует теория инновационной прибыли и другие [9].

 Прибыль является важнейшим показателем деятельности коммерческих организаций. С одной стороны, она отражает конечный финансовый результат, с другой - это главный источник финансовых ресурсов фирмы, формирующий собственный капитал. В условиях рыночной экономики ее величина определяет направления инвестирования. Предприниматель вкладывает средства прежде всего в доходные виды экономической деятельности, где можно достичь наибольшего прироста стоимости, так как это источник дальнейшего развития его бизнеса.

Величина прибыли имеет стратегическое значение и для бюджетов всех уровней, поступая в виде налога для обеспечения выполнения различных

государственных программ.

Исходя из значимости данного показателя, анализу формирования и распределения прибыли должно быть уделено особое внимание, цель которого - выявить резервы ее роста, необходимые для повышения уровня конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.

В процессе анализа  прибыли необходимо решить следующие  задачи:

- проанализировать  динамику изменений показателей прибыли;

- оценить состав  и структуру нераспределенной  прибыли;

- провести факторный  анализ прибыли от продажи  продукции, работ, услуг;

- оценить влияние  факторов на величину прочих  доходов и расходов;

- проанализировать  распределение прибыли на предприятии;

- оценить показатели  рентабельности;

- рассчитать  резервы роста доходности организации и разработать мероприятия по их реализации [ 2 ].

     В условиях современной экономики  основным источником формирования прибыли выступает человеческий фактор  - предпринимательские способности собственников и управленческого персонала, а также умение и навыки лиц, принимающих участие в создании продукции (товаров, работ, услуг).

       Прибыль предприятия формируется как сумма финансовых результатов по следующим видам его деятельности:

  • основной (обычной) (отражает результат той основной деятельности, которая зафиксирована в уставе предприятия);
  • операционной (финансовой) (отражает результат финансовой деятельности и определяет как разность между операционными доходами и операционными расходами);
  • внереализационным операциям (определяется как разность между внереализационными доходами и внереализационными расходами);
  • от действия чрезвычайных обстоятельств (определяется как разность между чрезвычайными поступления и чрезвычайными расходами).

        Формирование прибыли характеризует экономическую эффективность деятельности предприятия. Однако распределение прибыли также может оказывать влияние на эффективность. Необходимость уплаты налоговых платежей сокращает возможности развития предприятием своего потенциала. В то же время пропорции распределения чистой прибыли не всегда могут быть эффективными. Считается, что большая часть прибыли должна направляться на накопление, а не на потребление.4

        Во всех странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Из прибыли до налогообложения в соответствии с налоговым законодательством производится уплата налогов и иных обязательных платежей. В результате на предприятии, как это принято называть в теории и на практике, остается так называемая чистая прибыль.

       В практике работы предприятия рассчитываются следующие показатели, характеризующие объем полученной прибыли:

• валовая (балансовая) прибыль;

• прибыль, подлежащая налогообложению;

• чистая прибыль предприятия;

• чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (в соответствии с рисунком 1).

      Валовая (балансовая) прибыль представляет собой сумму прибыли, полученной от реализации продукции (Ппр) и прочей реализации, полученных от внереализационных операций доходов, уменьшенных на расходы предприятия по этим операциям (Пвр), а также полученные предприятием средства целевого финансирования, благотворительная помощь и т.д.

      Сумма прибыли предприятия, подлежащая налогообложению (налоговая

 база по налогу на прибыль) определяется в соответствии с гл. 25 НК РФ.

       Объем прибыли, полученной после уплаты налога на прибыль, называется чистой прибылью.

  Из чистой прибыли предприятие производит выплаты по заемному капиталу (оплата кредитов), осуществляет платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Разница между чистой прибылью  и указанными обязательными платежами представляет собой чистую прибыль остающуюся в распоряжении предприятия.

      Сумму  полученной   чистой прибыли,  остающейся в  распоряжении предприятия, оно использует самостоятельно, направляя ее в создаваемые фонды (в соответствии с рисунком 2). Распределение этой прибыли производится, как правило, на формирование фонда накопления, фонда потребления и резервного (страхового) фонда.

      Фонд накопления, за счет его средств этого фонда оно приобретает новые материальные активы, в том числе и создает новые основные фонды как производственного, так и непроизводственного назначения. Кроме того, средства фонда могут использоваться на проведение научно – ис- следовательских работ.

     Фонд потребления используется на финансирование материального стиму-лирования работников предприятия и на социальные нужды. Так, в частности, из этого фонда могут оплачиваться: премии, не связанные производственными показателями (за долголетний труд, в связи с юбилейными датами и т.д.); материальная помощь и другое.

      Резервный фонд создается для покрытия непредвиденных расходов, вызванных стихийными действиями.

      Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой

 

     Рисунок 1 -  Порядок формирования и использования прибыли предприятия

 

прибыль от продаж за минусом коммерческих и управленческих расходов. На практике также принято выделять налогооблагаемую прибыль, которая представляет собой прибыль до налогообложения за вычетом доходов по видам деятельности, освобожденным от налогообложения.

Распределение чистой прибыли - одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает [5, с. 414].

Надо  отметить, что понятие чистой прибыли  в России не соответствует понятию  чистой прибыли по международным стандартам, «наша» чистая прибыль, по сути, не является чистой, а включает в себя значительные расходы (отчисления на нужды социальной сферы и т.д.), что недопустимо по западным стандартам( курсив мой. - А.В.).

Порядок использования  прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения). Нормативы отчислений от прибыли в фонды специального назначения устанавливается самим предприятием по согласованию с учредителем.

        Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.

        Под фондами накопления понимаются средства, направленные на производственное развитие предприятия, техническое перевооружение, реконструкцию, расширение, освоение производства новой продукции, на строительство и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий в действующих организациях и иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами предприятия (на создание нового имущества предприятия).

       За счет средств фондов накопления финансируются главным образом капитальные вложения на производственное развитие.

        Под фондами потребления понимаются средства направляемые на осуществление мероприятий по социальному развитию (кроме капитальных вложений), материальному поощрению коллектива предприятия (единовременное премирование, денежное поощрение и т.д.), приобретение проездных билетов, путевок в санатории и иных аналогичных мероприятий и работ, не приводящих к образованию нового имущества предприятия.

       Фонд потребления складывается из двух частей: фонд оплаты труда и выплаты из фонда социального развития.

      Фонд оплаты труда является источником оплаты по труду, любых видов вознаграждения и стимулирования работников предприятия.

        Выплаты из фонда социального развития расходуются на проведение оздоровительных мероприятий, частичное погашение кредитов за кооператив, индивидуальное жилищное строительство, беспроцентные ссуды молодым семьям и другие цели, предусмотренные мероприятиями по социальному развитию трудовых коллективов.

Резервный фонд предназначен для обеспечения финансовой устойчивости в период временного ухудшения производственно - финансовых показателей. Он также служит для компенсации ряда денежных затрат, возникающих в процессе производства и потребления продукции.

Информация о работе Формирование и использование прибыли на предприятии