Формирование и использование прибыли на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование теоретических аспектов формирования и управления прибылью организаций, анализ финансовых результатов, а также планирование, распределение прибыли и пути ее повышения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ И НАЗНАЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ………………………………………………………………….………5
1.1 Экономическая сущность прибыли и ее функции. Значение прибыли……..5
1.2 Виды прибыли. Факторы, влияющие на финансовый результат………..12
ГЛАВА 2 ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………….……………….19
2.1 Формирование и использование прибыли на предприятии………………...19
2.2 Аспекты управления прибылью предприятия…………………………….26
3.3 Рентабельность и ее виды ……………………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………….………………………..….40

Работа содержит 1 файл

ПРИБЫЛЬ.doc

— 1.13 Мб (Скачать)

 

 

2.3   Рентабельность и ее виды

 

      Прибыльность работы предприятия  не всегда означает высокую  эффективность использования материальных  и трудовых ресурсов. Для объективной  оценки качества работы предприятия  является показатель рентабельности.

В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. 
Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel –   доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.

Рентабельность - один из основных показателей эффективности работы предприятия. Эта величина характеризует уровень окупаемости затрат и степень использования материальных, трудовых и денежных средств в процессе производства и реализации продукции.

Основная формула  расчета рентабельности - соотношение  прибыли к понесенным затратам. Исходя из этого определяются и главные  пути ее повышения - увеличение прибыли либо снижение затрат или и то, и другое одновременно.

Данное понятие  рентабельность появилось благодаря введению Закона N 227-ФЗ. Рентабельностью в соответствии с Современным экономическим словарем под редакцией Райзберга Б.А., Лозовского Л.Ш., Стародубцевой Е.Б. является эффективность, прибыльность, доходность предприятия или предпринимательской деятельности. Количественно рентабельность исчисляется как частное от деления прибыли на затраты, расход ресурсов, обеспечивающих получение прибыли (курсив мой. - А.В.) .

      Термин рентабельность ведет свое происхождение от рента, что в буквальном смысле означает доход. Таким образом, термин рентабельность широк. Показатели рентабельности используются для сравнительной оценки эффективности работы отдельных предприятий и отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным производственным ресурсам. Наиболее часто используются такие показатели, как рентабельность продукции и рентабельность производства.

       Рентабельность продукции (норма прибыли) – это отношение общей суммы прибыли к издержкам производства и реализации продукции (относительная величина прибыли, приходящейся на 1 руб. текущих затрат):

                                     

                                           (8)

где Ц - цена единицы продукции; С - себестоимость единицы продукции.

      Рентабельность производства (общая) показывает отношение общей суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных и нормируемых оборотных средств (величину прибыли в расчете на 1 руб. производственных фондов):

                        

                                 (9)

где П – сумма прибыли; ОС ср - среднегодовая стоимость основных средств; ОбС ср – средние за год остатки оборотных средств.

        Этот показатель характеризует эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия, отражая при какой величине использованного капитала получена данная масса прибыли.

       С помощью рентабельности продукции оценивают эффективность производства отдельных видов изделий, а рентабельность производства, или общая, балансовая рентабельность, служит показателем эффективности работы предприятия (отрасли) в целом.

      Повышению уровня рентабельности способствуют увеличение массы прибыли, снижение себестоимости продукции, улучшение использования

производственных  фондов. Показатели рентабельности используют при оценке финансового состояния предприятия. 5

      Экономическая эффективность представляет собой количественное

соотношение двух величин – результатов хозяйственной  деятельности и производственных затрат. Сущность проблемы повышения экономической эффективности состоит в увеличении экономических результатов на каждую единицу затрат в процессе использования имеющихся ресурсов.

       Предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность, заинтересовано не только в получении максимальной прибыли, но и в эффективности использования вложенных в производство средств, исчисляемых размером прибыли, полученной предприятием за определенный период времени (месяц, квартал, год), на один рубль производственных фондов, капитала, оборота (реализованной продукции), инвестиций, текущих издержек производства. При анализе хозяйственной деятельности предприятия и разработке планов развития производства различают показатели рентабельности капитала и продукции, инвестиций и оборота и др. Их расчет обычно выполняют по формуле:

                                             Р = (П / 3) X 100,                                    (10)

где Р – рентабельность, %; П – прибыль, руб.; 3 – размер используемых ресурсов или текущих затрат, рублей.

       Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования капитала, инвестированного в производство за счет собственных источников финансирования.6

    Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.

      Таким образом, можно сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной курсовой работе исследована экономическая сущность прибыли в различных трактовках, механизм и особенности ее формирования и учета, распределения, механизм и методология управления.

Получение прибыли напрямую зависит от эффективности производства и реализации продукции и всегда связано с предпринимательским риском.

         Важная роль в  оценке  эффективности предпринимательской деятельности принадлежит показателю рентабельности.

       В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться не только к получению максимальной прибыли, но и к рациональному, оптимальному использованию уже полученной прибыли. Это позволит не только удерживать свои позиции на рынке, но и обеспечить динамичное развитие его производства в условиях конкуренции.

       Однако все старания многих предприятий увеличить прибыльность работы порой сводятся на нет сверхприбыльностью  крупных монопольных компаний из-за не обоснованно высоких цен на их услуги. Так 03 ноября 2011г., ОАО "Самараэнерго" было упомянуто на заседании президиума правительства России. На совещании, вел которое премьер-министр РФ Владимир Путин, обсуждались меры по ограничению рентабельности энергосбытовых компаний.

Согласно стенограмме заседания, опубликованной пресс-службой кабинета министров, Путин заявил, что "необоснованные допдоходы энергосбытовых организаций" в 3-4 раза превышают установленную органами регулирования сбытовую надбавку. Такие результаты показывает "анализ отчетности за 2008-2011 годы", подчеркнул премьер7.

          Этот  фактор сверхприбыльной работы энергосбытовой компании обеспечивает низкую прибыль или вообще убыточность предприятий, потребляющих электроэнергию от данной компании.

Управление  прибылью направлено на максимизацию благосостояния собственников предприятия  в текущем и перспективном  периоде и гармонизацию интересов собственников, государства и персонала предприятия и носит комплексный характер, затрагивая все аспекты ее формирования, распределения и использования. Для эффективного управления прибылью необходим всесторонний анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Эффективное использование прибыли предприятия невозможно без прогнозирования и планирования его финансовых результатов.

Финансовые  результаты предприятия можно улучшить путем преобразований как на организационном, так и на производственном уровне. Улучшению финансовых результатов способствуют интенсификация производства, совершенствование отраслевой структуры предприятия и каналов реализации его продукции, повышение качества продукции. Важнейшим внутрихозяйственным резервом повышения прибыли является улучшение системы управления финансовыми и материальными ресурсами предприятия, оптимизация издержек и налоговых платежей.

        Распределяемую прибыль следует в значительной степени направлять на интенсификацию производства, повышение его технологического уровня и мотивацию персонала.

Артеменко и  Беллендир дают следующее определение: "Финансовая устойчивость предприятия - это такое состояние его финансовых ресурсов, их распределение и использование, которое обеспечивает развитие предприятия на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска" [8].

 На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера: увеличение выпуска продукции; улучшение качества продукции; продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду; снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени; диверсификация производства; расширение рынка продаж и др. Из этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек.

       Конечным финансовым результатом предприятия является чистая прибыль.   Этой прибылью предприятие может распоряжаться по собственному усмотрению. Оно может выделить часть прибыли на развитие производства (например, закупку более технологичного оборудования), социальное развитие, поощрение работников и дивиденды по акциям. Оставшаяся часть прибыли может быть направлена на увеличение собственного капитала предприятия и может быть перераспределена на самострахование, то есть в резервный фонд и различные целевые фонды.

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.  Пачоли Л. Трактат о счетах и записях / Под ред. Я.В. Соколова. М.: Финансы и статистика, 1994. 320 с.

2.  Бухгалтерский финансовый и управленческий учет в анализе формирования и использования экономической прибыли (Климова Н.В.) ("Экономический анализ: теория и практика", 2009, N 1)

3.   Бланк И. А. Управление формированием капитала / И. А. Бланк. – 2-е изд., стер. – М.: Изд-во «Омега–Л», 2008. – с.512

4.   Гиляровская Л.Т. Экономический анализ. Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 377 с.

5. Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 414 с.

6.  Консультант плюс  ( п. 3 введен Федеральным законом от 28.12.2010 N 409-ФЗ), ст. 28, Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "Об обществах с ограниченной ответственностью").

7. Консультант плюс, статья: Бухгалтерский финансовый и управленческий учет в анализе формирования и использования экономической прибыли (Климова Н.В.) ("Экономический анализ: теория и практика", 2009, N 1)

8. Консультант плюс/Статья: « Закономерности формирования устойчивого развития современного предпринимательства»  Сазонова Л.Н, ("Финансы: планирование, управление, контроль", 2011, N 3).

9. Консультант плюс.  Формирование и использование прибыли на предприятии    ( Финансовая газета", 2010, N 43).

10. Юркова Т.И., Юрков С.В. Экономика предприятий 2004.

11.  Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая , глава 25. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ (введена Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ).

12. Е. Станиславчик,  "Финансовая газета", 2010, N 43, 13.10.2010г.

13. Трошин А.Н., Лукьянчук У.Р.Финансы и кредит, http://be5.biz/ekonomika/flur/index.htm .

14.   N 117- Экономика и бизнес/ На примере "Самараэнерго" Путин потребовал ограничить рентабельность сбытовых компаний, 2011г./ http://www.vninform.ru/article/138817.html ФЗ (ред. от 30.11.2011).

15. «Экономика» , Кузнецов Н.Г., тема 3.2, с. 159, Издательство: «МарТ, год выпуска:2004г.

16. Экономическая теория / под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича, 7-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 612 с.

17. Юркова Т.И., Юрков С.В. Экономика предприятий 2004, http://sbiblio.com/biblio/archive/jurkova_ekonomika/.

18.   http://be5.biz/ekonomika/esai/index.htm Салов А.И. Экономика. Конспект лекций.

19.  http://be5.biz/ekonomika/e003/index.htm Литвинюк А.С. Экономический анализ.

20. http://be5.biz/ekonomika/flur/51.htm , Лукьянчук У.Р. Финансовый менеджмент.

21. http://www.be5.biz/ekonomika/ Петрова Ю. А. Учебник/Экономика предприятий.

1 Трошин А.Н. /Лукьянчук У.Р.Финансы и кредит, http://be5.biz/ekonomika/flur/index.htm /

2 http://be5.biz/ekonomika/esai/index.htm Салов А.И. Экономика. Конспект лекций

3 http://be5.biz/ekonomika/e003/index.htm Литвинюк А.С. Экономический анализ

4 http://be5.biz/ekonomika/flur/51.htm , Лукьянчук У.Р. Финансовый менеджмент

5 Юркова Т.И., Юрков С.В. Экономика предприятий 2004http://sbiblio.com/biblio/archive/jurkova_ekonomika /

6 http://www.be5.biz/ekonomika/ Петрова Ю. А. Учебник/Экономика предприятий/

Информация о работе Формирование и использование прибыли на предприятии