Формирование, распределение и использование прибыли на предприятии ОАО «Синтез»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть особенности формирования, распределения и использования прибыли на предприятии.
Для полного освещения выбранной темы были поставлены следующие задачи:
• На основе литературных источников рассмотреть сущность прибыли и определить ее роль в современной рыночной экономике.
• Ознакомиться с основными методами планирования прибыли на предприятии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…3
1. Прибыль, ее экономическая сущность и значение…...………...……….....5
1.1 Понятие прибыли, ее виды...........................................................................5
1.2 Источники получения прибыли……………………………………......….9
1.3 Распределение и использование прибыли................................................11
1.4 Функции прибыли……………………………………………………..….13
2. Роль прибыли в деятельности предприятия………………………..…….15
2.1 Понятие и состав балансовой прибыли……………………………...…..15
2.2 Значение чистой прибыли предприятия……………………………...….25
2.3 Распределение и использование прибыли в ОАО «Синтез»…….......…27
2.4 Факторы, влияющие на прибыль, и резервы её увеличения……....…...31
Выводы и предложения....................................................................................35
Список литературы............................................................................................37

Работа содержит 1 файл

фин мен.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…3

1. Прибыль, ее экономическая  сущность и значение…...………...……….....5

1.1 Понятие прибыли, ее  виды...........................................................................5

1.2 Источники  получения прибыли……………………………………......….9

1.3 Распределение и использование  прибыли................................................11

1.4 Функции прибыли……………………………………………………..….13

2. Роль прибыли в  деятельности предприятия………………………..…….15

2.1 Понятие и состав  балансовой прибыли……………………………...…..15

2.2 Значение чистой  прибыли предприятия……………………………...….25

2.3 Распределение и использование  прибыли в ОАО «Синтез»…….......…27

2.4 Факторы, влияющие на прибыль, и резервы её увеличения……....…...31

Выводы и  предложения....................................................................................35

Список литературы............................................................................................37

Приложения.......................................................................................................38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема данной курсовой работы «Формирование, распределение и использование прибыли на предприятии» на сегодняшний день является актуальной, т.к. прибыль – основа экономического развития, важнейший показатель эффективности работы любого предприятия.

В условиях рыночной экономики  предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимости обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль.

Необходимость планирования прибыли в современных условиях обусловлена несколькими причинами. Ориентируясь на размер прибыли, собственники предприятия принимают решения  по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимой предприятием с  учетом перспектив его развития. С планированием прибыли на предприятии возникает возможность эффективного направления средств на обновление производственных фондов и выпускаемой продукции предприятия. Кроме того, планирование прибыли на предприятии всегда сопряжено с выявлением внутрихозяйственных резервов производства, более рациональным использованием производственных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия.

Не менее важен процесс  распределения прибыли, остающейся на предприятии после выполнения текущих финансовых обязательств. Эффективная система распределения прибыли должна обеспечить хозяйственную самостоятельность предприятий, повышать эффективность производства, максимально способствовать его производственному и социальному развитию.

Цель курсовой работы – рассмотреть особенности формирования, распределения и использования  прибыли на предприятии.

Для полного освещения  выбранной темы были поставлены следующие  задачи:

  • На основе литературных источников рассмотреть сущность прибыли и определить ее роль в современной рыночной экономике.
  • Ознакомиться с основными методами планирования прибыли на предприятии.
  • Выявить основные направления распределения и использования прибыли.

Также в данной курсовой работе будет выполнена практическая часть в, которой необходимо составить анализ состава прибыли предприятия.

Предмет данной курсовой работы – финансовые результаты деятельности предприятия.

Объектом исследования является Открытое Акционерное Общество «Синтез» - предприятие по производству лекарственной продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Прибыль, ее экономическая сущность и значение

 

1.1  Понятие прибыли, ее виды

 

Прибыль в торговле является денежным выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, которые заняты продолжением процесса производства в сфере товарного обращения, а также прибавочного продукта, созданного трудом работников других отраслей народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.) и направляемого в торговлю через механизм цен на товары, тарифов, торговых надбавок как плата за реализацию товаров (продукции, услуг). [1, с. 208]

Прибылью для торговли служит разница между продажной  ценой товаров и ценой их приобретения, включая издержки обращения. Прибыль  торгового предприятия является денежным выражением части прибавочного продукта, характеризующего результаты их коммерческо-финансовой деятельности.

Различают несколько  видов прибылей: прибыль от реализации, балансовая и чистая прибыль.

Прибыль от реализации –  это разность между валовым доходом и затратами на реализацию товаров (издержками обращения). [4, с. 115] Прибыль является результирующим показателем хозяйственной деятельности торговой фирмы.

Балансовая прибыль  – сумма прибыли предприятия  от реализации продукции и доходов от других видов деятельности. [4, с. 117] Балансовая прибыль, как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета.

Чистая прибыль представляет собой разницу между балансовой прибылью и суммами отчислений и  платежей в бюджеты разных уровней.

Внереализационная деятельность также имеет доходы и затраты, что в конечном итоге образует результат нетто или чистую прибыль  предприятия.

Размеры прибыли и  возможности ее роста находятся  в сложной зависимости от ряда факторов, важнейшие из которых следующие:

- объем реализации;

- структура товарооборота;

- величина других доходов  и расходов, входящих в состав  прибыли (проценты, полученные и  уплаченные, доходы от участия  в других организациях, прочие  операционные и внереализационные доходы и расходы);

- уровень налогообложения  прибыли.

Факторы, влияющие на прибыль  можно разделить на внешние и  внутренние.

К внешним факторам относятся:

  • политическая стабильность;
  • состояние экономики;
  • демографическая ситуация;
  • конъюнктура рынка, в том числе рынка потребительских товаров;
  • темпы инфляции;
  • ставка процента за кредит.

К внутренним факторам относятся:

  • объем валового дохода (и, соответственно, факторы, его определяющие);
  • производительность труда работников;
  • скорость оборачиваемости товаров;
  • наличие собственных оборотных средств;
  • эффективность использования основных фондов.

Это факторы, влияющие на величину прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которую еще называют чистой прибылью.

Чистая прибыль может быть направлена на уплату местных налогов и сборов, образование резервных фондов, осуществляются отчисления на благотворительные цели, уплачиваются проценты по ссудам банков, полученных на восполнение недостатков оборотных средств, на приобретение основных средств, нематериальных активов и других активов, а также процентов по средствам, взятым взаймы у других организаций. Из чистой прибыли уплачиваются также штрафы и расходы по возмещению ущерба, подлежащим в соответствии с действующим законодательством внесению в бюджеты разных уровней.

Изначально различают бухгалтерскую и экономическую прибыль. Бухгалтерская (балансовая) прибыль определяется как разность между валовым доходом и бухгалтерскими издержками. Бухгалтерские издержки – это издержки, принимающие форму прямых платежей. [4, с. 119] Иначе их называют явными издержками. Для оценки целесообразности осуществления той или иной предпринимательской деятельности, следует учитывать не только явные, но и неявные (имплицитные) издержки предприятия. Иногда их определяют как скрытые или вмененные издержки.

Неявные издержки представляют собой издержки, не носящие денежный характер, то есть альтернативные издержки использования любых ресурсов (материальных, трудовых, денежных), принадлежащих  владельцам предприятия или предприятию  как юридическому лицу. Неявные издержки возникают вследствие утраченных возможностей осуществить иное альтернативное решение. Сумма явных и имплицитных издержек составляет содержание совокупных (или экономических) издержек, и, соответственно, экономическая прибыль определяется как валовой доход за минусом совокупных издержек.

Следовательно, «экономическая прибыль характеризует предпринимательский  доход, который свидетельствует  об окупаемости расходов торгового  предприятия (предпринимателя) и способности  его к самофинансированию (саморазвитию)» [3, с. 203].

Таким образом, бухгалтерская  прибыль отличается от экономической  на величину имплицитных издержек. В зависимости от условий формирования прибыли различают и другие ее виды (см. рис. 1).

 

                                  - экономическая прибыль


 - бухгалтерская прибыль


- максимально возможная прибыль

 

                              


   - нормативная

        - минимально допустимая


- недополученная

- убыток

- прибыль от основной 

                                   (торговой) деятельности


- прибыль от инвестиционной 

                                     деятельности

- прибыль от финансовой 

      деятельности

        - нормированная


- чрезмерная

- сезонная

Рисунок 1 - Основные виды прибыли в зависимости от условий ее формирования

 

Показатели прибыли  отражают прибыль как экономическую  категорию и имеют взаимосвязанные  количественную и качественную стороны. Соответственно разнообразию видов  прибыли в анализе используется большое количество показателей. Наиболее распространенная система показателей, это система показателей, определяемая бухгалтерской отчетностью (см. рис. 2).



(-) коммерческие и управленческие  расходы



(±) операционные и внереализационные


 доходы и расходы

(-) налог на прибыль и обязательные 


 платежи


 

 

(±) чрезвычайные доходы и  расходы


Рис.2 Система показателей, определяемая бухгалтерской отчетностью (Отчет о прибылях и убытках)

 

Таким образом, прибыль  является финансовым результатом деятельности торгового предприятия, полученным в результате взаимодействия показателей: валового дохода, издержек обращения, внереализационных доходов и расходов.

1.2 Источники  получения прибыли

 

В условиях рыночных отношений  предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию.

Как свидетельствует  мировая практика, имеются три  основных источника получения прибыли [8, с. 116]:

  • первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий.
  • второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависти от знания конъюнктуры рынка и умение адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит, во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким опросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от структуры снижения издержек производства.
  • третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянной обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

Информация о работе Формирование, распределение и использование прибыли на предприятии ОАО «Синтез»