Формирование системы качества предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы качества конкретного предприятия.
Для реализации поставленной цели необходимо решить в ходе исследования следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы сущности качества продукции;
определить методологическую основу данной категории;
рассмотреть систему управления качеством продукции на примере деятельности конкретного предприятия.
Объектом исследования является деятельность предприятия как хозяйствующего субъекта.
Предметом – система качества, имеющая место при осуществления деятельности предприятия.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования систем качества на предприятии
1.1 Качество как объект управления
1.2 Показатели качества продукции и их особенности
Глава 2. Методологические аспекты формирования системы качества предприятия
2.1 Повышение эффективности качества продукции
2.2 Организация учета и оценки затрат на обеспечение качества
Глава 3. Формирование системы качества на ЗАО “Миасс Мебель”
3.1 Общая характеристика деятельности ЗАО “Миасс Мебель”
3.2 Оценка системы качества продукции ЗАО “Миасс Мебель”
3.3 Разработка предложений по повышению качества продукции предприятия
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Формирование системы качества предприятия.doc

— 276.00 Кб (Скачать)

     Номенклатура  оцениваемых показателей формируется, прежде всего, на основе действующих отечественных стандартов и норм, но эксперт должен учесть и включить в нее показатели, используемые в технических документах международных организаций, профессиональных объединений, ведущими изготовителями аналогичной продукции, а также общеизвестные, но не включаемые в нормативные документы.

     При оценке качества конкретной продукции  без проведения ее сравнительной  оценки с другой такой же продукцией, используются понятия нормального и высшего уровня качества.

     2.2 Организация учета  и оценки затрат  на обеспечение  качества

 

     Важное  место в рамках современной системы  управления качеством отводится  вопросам сертификации. Под ней понимается процедура установления и официального подтверждения соответствия продукции, процесса или услуги определенным стандартам и требованиям, в чем третья сторона дает письменную гарантию.

     Сертификация  – одна из общепринятых форм контроля качества и одновременно средство конкурентной борьбы на внешнем и внутреннем рынке. Сертификация появилась в XIX в. (первыми ее объектами стали морские суда), но широкое распространение на Западе получила с 1920-х гг. в связи с необходимостью гарантировать безопасность изделий электротехнической промышленности.

     В экономике речь идет о сертификации соответствия, включающей сертификацию продукции и сертификацию условий ее производства. Их необходимость вызвана задачей защиты рынка от недоброкачественных товаров и услуг.

     Сертификация  может быть обязательной (в соответствии с требованиями закона) и добровольной, инициативной (на основе заявки и договора). Обязательная сертификация является средством обеспечения безопасности важнейшей продукции.

     Сертификация  производится организацией, не зависящей  от поставщика и потребителя продукции (сертификационный центр, лаборатория и т.д.), на которую она выдает сертификат – документ, подтверждающий качество конкретного изделия, партии, технологии установленным требованиям и ставится знак соответствия с помощью специальной маркировки.

     Существуют  следующие виды сертификатов:

  • сертификат безопасности
  • сертификат качества отдельного изделия
  • сертификат качества партии товара
  • сертификат качества технологии
  • сертификат предприятия (рабочего места), выпускающего продукцию только высшего качества.

     Организация, проводящая сертификацию, сама определяет ее условия и методы, оформляет  и регистрирует сертификат. Решение  принимается ею на основе анализа  протоколов испытаний, документов о  соответствии, выданных другими субъектами, результатов экспертных оценок. По итогам инспекционного контроля действие сертификата может быть прекращено или продлено.

     В России действует государственная  система сертификации продукции  под руководством Госстандарта. Она  предполагает: проведение типовых испытаний  образцов и последующий надзор за стабильностью качества сертифицированной продукции; предварительную проверку производства на способность наладить выпуск продукции стабильного качества, типовые испытания образцов продукции и последующий надзор за стабильностью качества сертифицированной продукции.

     Работы  по подготовке и проведению сертификации:

  • создание нормативно-технической документации, в соответствии с которой проводится сертификация;
  • разработка документа о порядке ее прохождения;
  • предварительная проверка производства и последующие испытания сертифицированной продукции;
  • выдача сертификата и права на использование знака соответствия;
  • заключение соглашений о сертификации продукции с зарубежными или международными организациями
  • надзор за стабильностью качества сертифицированной продукции и информирование о ее результатах.

     Основой сертификации являются стандарты. В  России приняты следующие их виды:

     Государственные стандарты (ГОСТы), отражающие:

     1.общие  требования к качеству продукции,  работ и услуг, обеспечивающие  безопасность жизни, здоровья, имущества, охрану окружающей среды.

     2.обязательные  требования к совместимости и  взаимозаменяемости элементов продукции  и ее отдельных видов.

     3.параметрические  ряды и типовые конструкции  изделий

     4.их  основные потребительские и эксплуатационные свойства. Требования к упаковке, маркировке, транспортировке, хранению, утилизации.

     5.правила  оформления технической документации, допуски, термины, определения,  обозначения, метрологические и  другие правила и нормы

     6.обязательные  методы контроля требований к качеству:

     Общероссийские  классификаторы технико-экономической  информации (ОКТЭИ)

     Отраслевые  стандарты (ОСТы)

     Стандарты предприятий (СТП)

     Стандарты научно-технических обществ (СТО).

     Конкретные  значения показателей для различных  объектов определяются с помощью экспертизы, экспериментов, социологических исследований. Они объединяются в классы, обозначаемые численно (номером сорта) или условными символами («люкс», «экстра»).

     Для формирования и обеспечения эффективного функционирования системы учета затрат на качество прежде всего необходимо провести классификацию затрат, которая в полном объеме должна учитывать все специфические особенности предприятия и обеспечивать необходимую взаимосвязь между классификационными признаками и целями оценки затрат на качество.

     Затраты на обеспечение качества с позиций  изготовителя включают две широкие  группы:

  • затраты на обеспечение качества в процессе производства;
  • часть послепроизводственных затрат на обеспечение качества – затраты изготовителя на обеспечение заданного изготовителем уровня качества при эксплуатации продукции.

     В свою очередь эти две группы включают:

  • предпроизводственные затраты на обеспечение или доведение качественных характеристик продукции до уровня требований потребителя или условий контракта;
  • затраты на обеспечение качества в процессе производства (включают предупредительные затраты и оценочные затраты);
  • затраты изготовителя на обеспечение качества при эксплуатации продукции (включают убытки изготовителя вследствие внешних отказов, затраты на организацию обслуживания потребителей);
  • затраты потребителя на поддержание качественных характеристик продукции в течение срока ее службы.

     Различают следующие формы оценки затрат на качество.

     1. Анализ затрат по отдельным  видам деятельности

     Этот  вид анализа используется, когда требуется:

  • обратить внимание руководства предприятия на необходимость системного подхода к работам в области качества
  • доказать высшему руководству финансовую выгоду от усилий по улучшению качества.

     Исходя  из значимости, по согласованию с высшим руководством определяется 3-4 структурных подразделения предприятия, в число которых должно входить управленческое, техническое, производственное и сборочное. Подготовительная работа включает документальное определение целей и задач анализа и определение того. что в рамках данного анализа понимается под затратами на обеспечение качества.

     Для упрощения анализа в качестве измерителя при оценке затрат можно  принять время (трудоемкость), потраченное  на продуктивные действия.

     Принцип реализации работы – ежедневные самоотчеты каждого работника выделенных подразделений по утвержденной форме.

     Период  проведения этой работы для получения  объективных данных для последующего анализа должен быть достаточно длителен (2-3 недели) при нормальном режиме работы предприятия.

     Результаты  анализа полученных данных и потери от низкого качества могут быть представлены как в виде потерь времени (отношение  продуктивного к общему рабочему времени) с последующим переходом  к стоимостному показателю (потерям  в связи с недопоставкой продукции), так и в стоимостной форме, что предпочтительнее. Для этого затраты подсчитываются на основе почасовых ставок оплаты труда и стандартных расходов по конкретным несоответствиям.

     К достоинствам метода можно отнести  низкую трудоемкость и относительную простоту проведения анализа. Недостатки – нерегулярность получения данных и недостаточная точность полученных результатов.

     2. Анализ затрат по отдельным  видам продукции

     Этот  вид анализа можно использовать, когда требуется:

  • выявить причины и добиться снижения затрат на качество при производстве нового или значимого вида производимой продукции на предприятии с большой номенклатурой выпускаемой продукции
  • найти области для совершенствования процессов и продукции и интенсифицировать в этом направлении усилия по улучшению.

     При таком анализе оценивается весь процесс производства отдельного вида продукции – от установления потребности  в продукции до ее опробирования  заказчиком, который включает маркетинг, разработку, производство и гарантийное  обслуживание.

     Анализ  выполняется группой, возглавляемой  руководителем службы качества с  привлечением специально подготовленных работников (внутренних аудиторов). Процесс  проведения анализа аналогичен анализу  затрат по отдельным видам деятельности, за исключением принципа реализации работы, в качестве которого можно принять интервьюирование исполнителей специально подготовленными работниками.

     Такой анализ позволяет оценить полноту  имеющейся информации, степень ее доступности и формы ее использования  конкретным исполнителем, а также сделать стоимостные оценки прямых потерь от каждого выявленного недостатка. Достоинством метода является получение быстрого результата при низких трудозатратах. Отработка методических подходов к построению системы оценки затрат на качество в целом по предприятию.

     3. Анализ потенциальных источников  затрат на качество

     Эта форма анализа используется, когда  требуется выбрать направление  первоочередных работ на критических  участках производства.

     Формируется рабочая группа для проведения оценки, включающая представителей службы качества и экономической службы. А также специалистов, имеющих отношение к участку производства, являющемуся потенциальным источником затрат, с которым проводится инструктаж и составляется план проведения работы. Выявление потерь производства путем собеседования с работниками, ответственными за соответствующие процессы. Уровень потерь подсчитывается с учетом уровня почасовой оплаты труда и стандартных расценок на продукцию. Достоинством метода является возможность его широкого использования при небольших затратах труда.

     При формировании системы оценки затрат на качество предприятия жизненно важно  принять такую систему, при которой  начальный уровень затрат может  быть достаточно просто оценен с необходимой  точностью. Для реализации этого принципа необходимо на начальном этапе выделить минимальное количество показателей, которые наиболее значимы для предприятия и расчет числовых значений которых не представит трудностей. Совокупность этих показателей позволит получить реальную величину затрат на качество. Сюда можно включить следующие виды затрат:

     Предупредительные затраты:

  • оценка поставщика
  • аудит качества
  • анализ продукции

     Оценочные затраты:

  • все виды контроля
  • испытания продукции

     Внутренние  потери:

  • несоответствия технологической документации
  • нарушения технологии
  • дефекты
  • гарантия.

Информация о работе Формирование системы качества предприятия