Франчайзинг как форма взаимодействия малого и крупного бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является: охарактеризовать механизм франчайзинга, выявить плюсы и минусы ведения бизнеса таким способом, для чего будут рассмотрены основные виды франчайзинга.

Задачей исследования информации в данной курсовой работе является определить понятие франчайзинга, а так же рассмотреть мировой опыт и внедрение франчайзинга в Россию на примере компании Эльдорадо.

Содержание

Введение____________________________________________________________________3


1. Понятие франчайзинга____________________________________________________5



2. Виды франчайзинга______________________________________________________9



3. Преимущества франчайзинга______________________________________________16



4. Недостатки франчайзинга________________________________________________21



5. Договор коммерческой концессии________________________________________25



6. Практика франчайзинга на примере ООО «Эльдорадо»______________________32



Заключение______________________________________________________________36


Список литературы________________________________________________________37

Работа содержит 1 файл

Моя база1.docx

— 65.03 Кб (Скачать)

Права и обязанности  сторон договора коммерческой концессии: 

     Основная  обязанность правообладателя по договору коммерческой концессии –  передать комплекс исключительных прав в предусмотренном договором  объеме. Этой обязанности соответствует  право использовать данный комплекс исключительных прав и одновременно обязанность не входить за пределы  пользования, установленные договором5.

     Договор коммерческой концессии может определять конкретный объем использования  полученных пользователем прав и  информации (например, по стоимости  или количеству произведенных товаров  или оказанных услуг, использованию  их на одном предприятии или на определенном их количестве и т. п.), причем с указанием или без указания территории использования применительно к соответствующей сфере предпринимательской деятельности (например, торговля определенным видом товаров или оказание соответствующих услуг только в данном регионе).

     Вместе  с тем, закон исключает возможность  установления договором условий, по которым правообладатель получает право определять цену товаров или  услуг, реализуемых пользователем (как  в виде конкретной цены, так и  путем установления ее верхнего или  нижнего предела), либо пользователь вправе каким-либо образом ограничивать круг своих потребителей-заказчиков (оказывая услуги лишь определенным их категориям либо лицам, имеющим место  нахождения или жительства на данной территории).

     Договор коммерческой концессии как предпринимательский  всегда является возмездным. Правообладатель  имеет право на получение вознаграждения от пользователя, которое может быть в форме разовых ("паушальных") или периодических ("роялти") платежей, отчислений (процентов) от выручки на оптовую цену товаров и т. п. (ст. 1030 ГК). Вместе с тем, договор должен содержать конкретные условия определения  и выплаты вознаграждения правообладателю. Оно не может устанавливаться  в соответствии с правилом п. 3 ст. 424 ГК, а является существенным условием данного договора, которое стороны  обязаны согласовать.

     Обязанность осуществления регистрации самого договора по общему правилу также  лежит на правообладателе, если, однако, иное не предусмотрено соглашением  сторон (п. 2 ст. 1031 ГК). Правообладатель  обязан также контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых и  реализуемых пользователем на основании  договора. Эта обязанность установлена  в интересах правообладателя, поддерживающего  таким образом свою коммерческую репутацию, она может и отсутствовать  в конкретном договоре.

     Обязанности правообладателя, определенные п. 1 ст. 1031 Кодекса, относятся к сформулированным законом императивно. Условия, указанные  в п. 2 ст. 1031 сформулированы диспозитивно, иначе говоря, они могут отсутствовать  в договоре, а в некоторых случаях  даже составлять обязанность пользователя.

     К числу непременных обязанностей пользователя ст. 1032 ГК относит, во-первых, уже указанную обязанность использования  объектов исключительных прав лишь строго ограниченными в договоре способами, а также неразглашения содержания конфиденциальной коммерческой информации, полученной от контрагента. Во-вторых, это ряд обязанностей, исполнение которых призвано обеспечить соответствие результатов деятельности пользователя аналогичным результатам (товарам, работам или услугам) правообладателя: соответствие качества названных результатов, соблюдение инструкций и указаний правообладателя, в том числе о технологии их получения и даже оформлении коммерческих помещений, используемых для их реализации, оказание заказчикам дополнительных (сопутствующих) услуг, которые обычно предоставляет  правообладатель.

     Договор коммерческой концессии может быть изменен сторонами в течение  срока его действия по общим правилам гражданского права (глава 29 ГК). Однако любые изменения этого договора подлежат обязательной государственной  регистрации в том же порядке, что и его заключение (ст. 1036). Лишь с момента регистрации изменения  приобретают силу для третьих  лиц, в том числе для заказчиков пользователя.

     Любая из сторон договора коммерческой концессии  имеет право на досрочное расторжение  при условии уведомления другой стороны не менее чем за шесть  месяцев. При этом досрочное расторжение, как и прекращение договора коммерческой концессии, заключенного без указания срока, подлежат обязательной регистрации (п. 2 ст. 1037 ГК), как и соответствующее  прекращение пользования зарегистрированным объектом исключительного права. С  этого момента договор считается  прекращенным для третьих лиц, и  прежде всего, заказчиков пользователя.

     При переходе исключительного права, являющегося  объектом договора коммерческой концессии, к другому лицу стороной договора становится новый правообладатель (правопреемник предыдущего правообладателя), а сам договор сохраняет силу (п. 1 ст. 1038 ГК).  

Ответственность сторон договора коммерческой концессии: 

     Поскольку договор коммерческой концессии  является предпринимательским, взаимная ответственность сторон за его нарушение  наступает независимо от их вины, если только иное прямо не установлено  их договором (п. 3 ст. 401 ГК).

     В коммерческой концессии согласно абз. 1 ст. 1034 ГК РФ правообладатель несет  субсидиарную ответственность по требованиям, предъявляемым заказчиками к  пользователю в связи с ненадлежащим качеством реализуемых им товаров  или услуг. Если же пользователь выступает  в роли изготовителя товаров правообладателя, то есть продает покупателям вещи (товары), на которых находятся товарные знаки и другие фирменные обозначения  правообладателя, правообладатель  отвечает за качество этих товаров  солидарно с пользователем (абз. 2 ст. 1034, ст. 322-325 ГК). Эти нормы введены  в целях гарантии прав заказчиков и потребителей пользователя. 

Регистрация договора коммерческой концессии:

    Договор франчайзинга подлежит государственной  регистрации.

  • Регистрация договора коммерческой концессии в налоговом органе:

     Она осуществляется в налоговом органе по месту регистрации правообладателя, а если правообладатель - иностранное  лицо, то по месту регистрации пользователя. Порядок регистрации договоров  коммерческой концессии (субконцессии) утвержден ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 12 августа 2005г. N 105н Перечень документов, которые нужно представить, включает:

  1. заявление о регистрации договора франчайзинга, подписанное заявителем;
  2. документ, подтверждающий полномочия заявителя на совершение действий, связанных с регистрацией договора;
  3. копию документа, подтверждающего статус каждой из сторон договора в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  4. три экземпляра договора (прошитых, с пронумерованными листами, без подчисток, приписок, зачеркнутых слов или иных неоговоренных исправлений);
  5. два экземпляра описи представленных документов.
  • Регистрация договора коммерческой концессии в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам:

     Если  по договору коммерческой концессии  передается право использования  объекта, охраняемого в соответствии с патентным законодательством (например, товарный знак, патент на изобретение  и т. п.), договор регистрируется в  Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам РФ в соответствии с Приказом Роспатента от 29 апреля 2003. N 64 "О Правилах регистрации договоров о передаче исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированную топологию интегральной микросхемы и права на их использование, полной или частичной передаче исключительного  права на программу для электронных  вычислительных машин и базу данных" с изменениями от 11 декабря 2003.

 

ПРАКТИКА ФРАНЧАЙЗИНГА НА ПРИМЕРЕ ООО «ЭЛЬДОРАДО»

     ООО «Эльдорадо»  - это одна из крупнейших российских торговых сетей, предоставляющих богатый ассортимент различной бытовой техники для дома и для офиса. Под торговой маркой Эльдорадо в России открыто более 700 торговых точек: магазинов и супермаркетов. На продажу бытовой техники компания Эльдорадо имеет прямые договоры с таким известными производителями как Samsung, Bosch, LG, Sony, Panasonic, Nokia и мн. др.  
    Ассортимент магазинов Эльдорадо составляет бытовая техника - холодильники, пылесосы, электрические плиты,  мелкая бытовая техника - тостеры, комбайны, весы, миксеры, блендеры, встраиваемая техника - вытяжки, духовые шкафы, электрические и газовые панели, электроника, компьютеры, ноутбуки,  мобильные телефоны, а также фото и виде техника.

     Сначала Эльдорадо «прощупывает» рынок, создавая филиалы, а потом уже  запускает франчайзинг. (сегодня  под этой вывеской в стране работает примерно 330-340 торговых точек).

     В региональной сети Эльдорадо изначально все магазины принадлежали головной компании. Управлять магазинами в небольших городах из столицы оказалось очень сложно, поэтому с 2001 г., закрепившись во всех городах-миллионниках, Эльдорадо перешло на франчайзинговую схему.  Инициатором данного решения стал Игорь Яковлев, один из владельцев и президент Эльдорадо. Россия очень большая страна с огромным количеством городов с населением менее 200 000 жителей .Открывать в таких городах собственные магазины проблематично, но экономически выгодно. Было найдено компромиссное решение – строить франчайзинговую сеть.

     Как построена работа предпринимателя  в небольшом городе: он едет за несколько  сотен километров в центр, часто  в Москву, закупает у разных оптовиков  технику, затем ее распродает и вновь отправляется в центр. Такой метод работы приводит к тому, что у предпринимателя возникают провалы в ассортименте - он не будет отправлять машину ради двух телевизоров - и цены на товары не самые низкие, поскольку он закупает на рынке или у оптовика, а не напрямую.  

     По  условиям договора франчайзинга бытовую  технику и электронику франчайзи покупает в Эльдорадо по себестоимости. Зарабатывает франчайзер на роялти, которые обязан выплачивать каждый франчайзи. Размер роялти Эльдорадо - 25% с разницы между закупочной и отпускной ценами, или 5% с оборота в закупочных ценах. При этом цены компании намного ниже, чем у оптовиков. Добиться эксклюзивных условий сеть может в том случае, если его доля на рынке более 15%. К примеру, у Wall Mart, чья доля в США почти 30%, лучшие условия закупок. При этом владелец магазина франчайзи теперь не должен объезжать нескольких оптовиков, он все закупает на ближайшем складе Эльдорадо, который обычно расположен в 100 - 200 км от него. Склады техники есть при каждом из 12 региональных филиалов Эльдорадо.

     По  условиям договора франчайзинга с Эльдорадо, франчайзи платит роялти, обязуется закупать всю бытовую технику только в Эльдорадо, работать по стандартам сети и использовать программное обеспечение для управления потоком товаров. Кроме того, франчайзи обязан придерживаться фирменного стиля Эльдорадо, который подразумевает единую форму для продавцов, оформление торгового зала, выкладку продукции, расстановку оборудования. В Эльдорадо существует несколько инструкций для магазинов разных форматов - небольшого, среднего или мегаагазина. Все продавцы франчайзи проходят тренинги, где учатся правилам обслуживания клиентов.  

     Идеальный франчайзи, с точки зрения Эльдорадо, должен быть опытным предпринимателем, который владеет небольшим магазином бытовой техники и электроники на центральной площади города. Таких по всей стране разыскивают менеджеры по франчайзинговому проекту - они есть в каждом из 12 филиалов Эльдорадо. План работы очень прост - берутся все магазины в конкретном городе, изучается их месторасположение, с владельцами лучших магазинов менеджеры Эльдорадо садятся за стол переговоров. Если владелец магазина не намерен становиться франчайзи Эльдорадо, менеджер пытается договориться с владельцем следующего магазина.

     В случае, если франчайзи захочет, то договор может быть расторгнут в  любой момент. В таком случае магазин  отключается от сети и снимает  вывеску Эльдорадо. Правда, Эльдорадо просит, чтобы человек сообщал о своих намерениях за месяц.

     С магазином может быть также расторгнут договор и в том случае, если он не выполняет его условия. Чтобы  эффективно контролировать франчайзинговую  сеть, Эльдорадо использует систему SAP, в которую в режиме он-лайн стекается информация о наличии  товара в каждом магазине-франчайзи. Для владельцев магазинов в Эльдорадо разработали специальное программное обеспечение на основе продуктов Oracle, которое транслирует данные в SAP. Посредством данного программного обеспечения менеджеры Эльдорадо могут в любой момент увидеть, сколько товара и по каким ценам было продано в каждом конкретном магазине-франчайзи.

     В Эльдорадо постоянно анализируют  отчеты продаж франчайзи. Если в каком-то из магазинов были какие-то нарушения, то это будет выявлено через какое-то время. Кроме того, ежемесячно менеджеры по франчайзингу ездят по магазинам с проверкой. В их задачу входит также обучение и помощь франчайзи. Если владелец магазина будет уличен в торговле «чужим» товаром, то по условиям договора он обязан выплатить штраф - 10-кратную стоимость единицы товара в рознице. Однако самый большой риск во франчайзинге Эльдорадо - это несоблюдение корпоративных стандартов франчайзи. Если магазин под вывеской Эльдорадо будет «спустя рукава обслуживать клиентов», пострадает брэнд Эльдорадо.

Информация о работе Франчайзинг как форма взаимодействия малого и крупного бизнеса