Франчайзинг как инновационная форма интеграции России в систему мирохозяйственных связей на уровне предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является теоретическое изучение нормативно-правовых особенностей создания и организации деятельности совместных предприятий. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятия и видов внешнеэкономической деятельности;
- исследовать и обобщить существующие понятия совместного предпринимательства, рассмотреть его формы, цели и мотивы создания»;
- установить место и роль совместных предприятий, уточнить их функциональные особенности на базе отечественного и зарубежного опыта;
- рассмотреть современные формы организации совместных предприятий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3-4
1. Сущность совместного предпринимательства…………………..…….5
1.1. Понятие и виды внешнеэкономической деятельности…………..5-7
1.2. Определение совместного предпринимательства: формы, цели, мотивы……………………………………………………………………..……7-14
2. Проблемы взаимодействия российских предприятий с зарубежными партнерами………………………………………………………………..………15
2.1. Участие российских предпринимателей в совместном предпринимательстве за рубежом…………………………………….…….15-19
2.2. Организационно-правовая основа деятельности совместного предпринимательства в Российской Федерации……………….……..……19-23
3. Современные для России формы совместного предпринимательства……………………………………………………………24
3.1. Франчайзинг в системе совместного предпринимательства……24-28
3.2. Лизинг как эффективная форма совместного предпринимательства…………………………………………………………28-32
Заключение……………………………………………………….………33-35
Библиографический список………………………….………………………36

Работа содержит 1 файл

На конкурс (1).doc

— 190.50 Кб (Скачать)

Негативным фактором для зарубежных франшизодателей является и оторванность России от международного рынка франчайзинга.

Несмотря на трудности франчайзинговая система постепенно раз­вивается и в России.

Объектами франчайзинга могут быть различные товары и услуги. Применительно  к российскому рынку можно выделить следующие виды деятельности, в которых успешно применяется франчайзинг:

- Розничная торговля ;

- Предприятия питания;

- Бытовое обслуживание;

- Развлечения, путешествия, спорт;

- Обслуживание бизнеса;

- Учебные центры;

- Охрана здоровья;

- Автотранспорт;

- Строительные услуги;

Самые популярные франшизы в России сконцентрированы в области фаст-фуда и торговли. Сегодня в России практически не развиты франшизы производственные и в сфере услуг, несмотря на то, что производственный бизнес — наиболее стабильный, долговечный и доходный. А для того чтобы открыть предприятие по оказанию услуг, как правило, требуется на порядок меньше вложений. В США франчайзинг наиболее развит именно в сегменте услуг.

Рисунок. Распределение франшизных систем по видам деятельности, 2009-2010 гг., %

 

Наибольшей популярностью сегодня пользуется товарный франчайзинг, то есть передача прав на реализацию продукции, выпускаемой франчайзером. Обычно эти франшизы стоят недорого, значительная часть инвестиций тратится на закупку товара, а франчайзеры даже не выставляют паушальный взнос своим франчайзи и обеспечивают немалые скидки при покупке товаров.

Невероятный успех франчайзинга в США нередко пытаются объяснить обширностью территории страны: контролировать собственные филиалы, расположенные на большом расстоянии друг от друга и от центра, довольно накладно и очень непросто. Но то же самое верно и для России. С тем отличием, что в регионах России предприниматели еще не успели ощутить все преимущества франчайзинга, а порой просто не рискуют вступать в договорные отношения с франчайзером, боясь потерять часть предпринимательской свободы.

Второе немаловажное отличие российского франчайзинга от зарубежных реалий состоит в фиксированной ставке роялти, тогда как в большинстве стран роялти всегда зависят от оборота и прибыли. Это связано с тем, что в России малый бизнес вынужден вести «серую» бухгалтерию, а значит, франчайзер не в состоянии проверить прибыльность партнера, чтобы добиться от него назначенных по договору роялти.

Другая особенность нынешнего российского франчайзинга: этот метод используется все большим числом компаний с тем, чтобы отвоевать как можно большую долю рынка. Сами же франчайзи воспринимают его как возможность легкого старта и способ получить первоначальный капитал, чтобы в перспективе заняться своим, независимым бизнесом. Вот почему договоры коммерческой концессии заключаются в России максимум на три года, тогда как в иных странах менее чем на 5 лет договоры не подписываются в принципе.

И, наконец, все эксперты единодушны: говорить о развитии франчайзинга в России «в целом» просто нереально. Слишком серьезны различия в экономической ситуации регионов страны и столицы РФ, да и в уровне доходов населения. Но, так или иначе, список регионов, бизнес в которых признается занятием рискованным, постоянно сокращается. Тем временем Москва и Санкт–Петербург подходят к уровню насыщения, так что интересы самых активных представителей бизнеса постепенно смещаются в сторону регионов. Там начинают возникать местные, и порой весьма успешные франшизы.

Важным негативным фактором франчайзинга в России является его импортная ориентированность. Однако, примеров выхода отечественных франчайзоров на международный рынок становится все больше. Особенно это было приятно в кризисный период. В апреле 2009 года состоялось открытие петербургской сети «Чайная ложка» за пределами России – в Литве. В том же году Мастерфайбр в Мехико участвовал в крупнейшей выставке по франчайзингу и по ее итогам провел обучение первых франчайзи в Москве, что даст старт первому проекту российского франчайзинга в западном полушарии.

В мае 2010 года «Г. М. Р. Планета гостеприимства» открыла франчайзинговый ресторан Sbarro в столице Молдавии Кишиневе, вслед за которым в республике начнут работать еще несколько других. Cеть кофеен «Шоколадница» ведет переговоры о развитии своего бизнеса в Китае, Индии и Греции.


Проблемы и перспективы развития франчайзинга в России

3.1.           Проблемы применения франчайзинга в России

Несмотря на довольно длительный период фрагментарного использования на российском рынке, франчайзинг по-прежнему остается для большинства отечественных компаний явлением относительно новым, использование которого, помимо административного аспекта, затрудняется рядом факторов.  

Основным из них является законодательный фактор, а именно отсутствие в России нормативно-правовой базы, способствующей развитию коммерческой концессии. Основу франчайзингового законодательства составляет гл. 54 ГК РФ "Коммерческая концессия". Основными недостатками данной главы являются:

 установление ст. 1037 ГК РФ возможности одной из сторон договора франчайзинга прекратить его действие простым извещением контрагента не менее чем за полгода до предполагаемой даты расторжения;

 возможность пролонгации договора франчайзинга, срок которого истек на прежних условиях, закрепленная ст. 1035 ГК РФ;

 необходимость регистрации договоров франчайзинга органом, осуществившим регистрацию правообладателя (данное положение установлено ст. 1028 ГК РФ);

 субсидиарная ответственность субъектов договора коммерческой концессии, установленная ст. 1034 ГК РФ;

 сохранение договора коммерческой концессии в силе при перемене сторон, закрепленное ст. 1038 ГК РФ.  

Решением законодательного вопроса, возможно, станет принятие закона "О франчайзинге", а также закона "О внесении изменений и дополнений в 54 главу ГК РФ", разработанных и представленных Российской ассоциацией франчайзинга. Однако, следует отметить, что многие страны вообще обходятся без законодательства в сфере франчайзинга либо ограничиваются следованием этическим кодексам в области франчайзинга, разработанным национальными и мировыми общественными франчайзинговыми организациями.

Недостаточный уровень поддержки субъектов франчайзинга со стороны финансовых организаций является еще одним фактором, затрудняющим развитие франчайзинга в России. Так, на сегодняшний день ни одним коммерческим банком не предложено комплексной системы обслуживания субъектов франчайзинга. По свидетельству руководителей крупнейших российских франчайзинговых сетей, основной проблемой развития их компании по механизму коммерческой концессии является невозможность получения в банке кредитных ресурсов, а также незаинтересованность самих коммерческих банков в разработке и применении схем кредитования субъектов франчайзинга.  

Необходимо отметить, что российские коммерческие банки до сих пор не только не разработали вышеуказанные оригинальные схемы кредитования франчайзеров и франчайзи, но и оставили без внимания остальной спектр услуг, предоставляемых коммерческими банками субъектам франчайзинга за рубежом: консалтинг информационного характера, заключающийся в предоставлении потенциальным и действующим франчайзи детальной информации о рынке коммерческой концессии; проведение комплексного анализа финансовых и юридических аспектов проектов франчайзеров и франчайзи по экспансии их компаний (как трансграничной, так и внутристрановой); консалтинг и координацию деятельности франчайзи в области разработки и предоставления бизнес-плана компании как для банка, так и для компании-франчайзера; оказание посреднических услуг в области установления контактов между франчайзером и потенциальными франчайзи; консалтинг юридического характера в области законодательства в сфере коммерческой концессии, параметров франчайзингового договора, договора франчайзи с поставщиками оборотных средств и иных оформляемых документально правоотношений; проведение тренинговых и образовательных программ в области коммерческой концессии; постановку, контроль и оптимизацию системы регулярного менеджмента во франчайзинговых компаниях.

Еще одним значительным фактором, затрудняющим развитие франчайзинга, является наличие информационного вакуума в области таких аспектов коммерческой концессии, как стратегическое развитие компаний с использованием механизма франчайзинга, юридические и микроэкономические тонкости перехода всей компании или отдельных направлений бизнеса на "франчайзинговые рельсы", минимизация влияния законодательных "погрешностей", касающихся льготного предпринимательства. Решить данную проблему способны общественные организации, действующие в области франчайзинга и поддерживающие отношения с отечественными и зарубежными макроэкономическими субъектами, регулирующими рынок коммерческой концессии.  

Другой составляющей проблемы информационного вакуума в нашей стране является закрытость данных о компаниях - франчайзерах и франчайзи. Это связано с российской спецификой ведения бизнеса, отличающейся непрозрачностью и замкнутостью. Франчайзингу как раз необходима открытость отношений франчайзи и франчайзера, партнерский способ построения отношений, основанный на доверии. Именно поэтому основное значение в законодательной базе по франчайзингу таких стран, как США, Франция, Австралия, Бельгия, Бразилия, Индонезия, Испания, Канада и др., уделено необходимости предоставления в предконтрактный период субъектами франчайзинга всеобъемлющей информации о своем бизнесе. За нарушение данного положения предусмотрены жесткие санкции, вплоть до уголовной ответственности.

Решением данной проблемы может служить внесение в проекты законов РФ в области франчайзинга, разработанных Российской ассоциацией франчайзинга (закон РФ "О франчайзинге", закон "О внесении изменений и дополнений в главу 54 ГК РФ"), положений о необходимости предоставления контрагентами договора франчайзинга информации о своем бизнесе в предконтрактном периоде. В противном случае наша страна вынуждена будет столкнуться с рядом проблем франчайзинга, возникших в промышленно-развитых странах, в том числе: 

      с наличием значительного числа действующих франчайзеров, не имеющих отработанных успешных технологий;

      с существованием компаний-франчайзеров, осуществляющих исключительно сбор роялти, не предоставляя ничего взамен;

      с наличием фирм-франчайзи, ищущих способ выхода из сложной финансовой ситуации путем заключения договора франчайзинга.

Следующим важным фактором, ограничивающим развитие коммерческой концессии в России, является нежелание российских франчайзи выплачивать роялти в силу нематериальности получаемых услуг.  

Российский предприниматель готов платить за какие-то конкретные услуги, связанные с получением материальных приобретений, а во франчайзинге существенным элементом является услуга интеллектуальная - нечто неосязаемое, что нельзя потрогать, а можно только приобрести и на протяжении длительного времени пользоваться.

Кроме того, как показал анализ практики работы отечественных франчайзинговых структур, большинство российских франчайзеров не желают предоставлять франчайзи собственные бизнес-технологии в полном объеме, что ведет к нарушению устойчивости бизнеса франчайзи и ухудшению показателей его работы.  

Четко определенного решения двух указанных выше проблем в настоящее время не существует, поскольку их возникновение обязано "российскому предпринимательскому менталитету", выработанному в период первоначального накопления капитала. Разрешение данных вопросов будет происходить самостоятельно в результате применения общепризнанных этических стандартов ведения бизнеса и работы с западными контрагентами.

 

3.2 Перспективы развития франчайзинга в России

 

Прогнозируя развитие франчайзинга в РФ, следует отметить, что в нашей стране в ближайшее время следует ожидать увеличение интереса к рассматриваемой форме открытия и развития бизнеса.

Интерес со стороны физических лиц - потенциальных предпринимателей может быть обусловлен ростом реальных доходов и возможностями формирования накоплений с последующим их использованием для открытия компаний. Данное утверждение подтверждается также тем, что по свидетельству ряда ученых-социологов наблюдается стремление активной части населения к открытию своих малых предприятий, способных обеспечить постоянный источник доходов, а в будущем, возможно, изменить социальный статус предпринимателя. Подобное явление в макросоциальном плане в ближайшие несколько лет способно заметно увеличить численность среднего класса, а также видоизменить структуру ВВП страны в части преобладания в его (ВВП) создании малых и средних компаний - производителей готовой продукции и услуг.  

По имеющимся данным, население Центральной России большую часть своих средств тратит на продукты и услуги тех секторов, в которых велик (или даже преобладает) удельный вес франчайзинговых компаний: продукты питания, фаст-фуд, продажа алкогольных напитков, аренда квартир.

Помимо рассмотренной торговой сети "Спар", разработкой экспансионных программ с использованием франчайзинга в настоящее время заняты или намерены заняться такие компании, как "Юнилэнд" (торговые сети "Дикси", "Мегамарт", "Юнисам"), "Фелма" (торговая сеть "Копейка"), "Пятерочка" (крупный акционер - Европейский банк реконструкции и развития), "Рамэнка" (торговая сеть "Рамстор"), "Перекресток", "Ароматный Мир".  

Кроме компаний, занимающихся розничной торговлей продуктами питания, проекты развития с использованием франчайзинга разрабатываются сбытовыми подразделениями нефтяных компаний.

Информация о работе Франчайзинг как инновационная форма интеграции России в систему мирохозяйственных связей на уровне предприятий