Франчайзинг в розничной торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 10:01, курсовая работа

Описание работы

Франчайзинг, как выгодная форма ведения бизнеса, обширно применяется во всех странах с развитой рыночной экономикой. Не так давно он появился и в России, прежде всего благодаря иностранным компаниям.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1) Сущность франчайзинга в торговле…………….………………….5
1.1) История возникновения францайзинга………………..................5
1.2) Виды франчайзинга………………………………………………..8
1.3) Мировая практика развития франчайзинга…………………………………..16
2) Анализ франчайзинга на примере предприятия «Баскин Роббинс»..22
2.1) История возникновения предприятия…………………………………………..22
2.2) Анализ Франчайзинговой политики предприятия………………………..28
3) Развитие франчайзинга в России………………………………………………………33
3.1) Решение проблем франчайзинга в России………………………..36
Заключение ………………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая Франчайзинг.doc

— 235.50 Кб (Скачать)
">     

     Рис.2. Схема отношений при производственном франчайзинге

    Деловой франчайзинг называют «франчайзинг бизнес-формата». 

      При этом способе франчайзор  продает лицензию частным лицам  или другим компаниям на право  открытия магазинов, киосков или  целых групп магазинов для продажи покупателям набора продуктов и услуг под именем франчайзера. Таким образом, это франчайзинг на вид деятельности, т.е. включение малого предприятия в полный производственно-хозяйственный цикл крупной корпорации. Едва ли не самый популярный вид франчайзинга, при котором ведущая фирма продает лицензию частным фирмам или компаниям на право открытия собственной фирмы по продаже продуктов и услуг под именем франчайзера (например, прокат и бытовое обслуживание, деловые и профессиональные услуги бизнесу и населению, магазины или цепи закусочных, гостиницы). Со стороны крупной корпорации предъявляются равные с ней требования к технологическому процессу, качеству, а также обеспечивается обучение персонала, выбор площадки строительства предприятия, другие услуги (методы обеспечения продаж, ведение оперативной отчетности и т.п.). При деловом франчайзинге требуется, чтобы франчайзи оплачивал постоянные взносы, а также производил взносы в рекламный фонд, находящийся в ведении франчайзера. Франчайзер может сдать в аренду франчайзи основные фонды, предложить ему финансирование; он вправе также выступать и в качестве поставщика для своих франчайзи. В настоящее время в зависимости от размеров первоначального капитала франшизы бизнес-формат делят на следующие основные подгруппы:

  • франшиза рабочее место — рабочая франшиза (Job franchise), где франчайзер создает хорошо подготовленное рабочее место для предпринимателя; основные инвестиции — покупка прилавка-фургона;
  • франшиза-предприятие — коммерческая франшиза (Business franchise), требующая более крупных инвестиций в производственное оборудование, наличия рабочих помещений, дополнительного наемного персонала; ·
  • инвестиционная франшиза (Investment franchise), основная цель которой — возврат первоначальной суммы инвестиций.

     Одной из первых ласточек делового франчайзинга было открытие первого ресторана быстрого обслуживания мировой франчайзинговой системы «Макдоналдс». В данный момент здесь можно наблюдать очень активное развитие этой франчайзи, открытие новых закусочных и т.д. Следует выделить еще одну компанию, занимающуюся деловым франчайзингом. Это Российско-Венесуэльское предприятие «Росинтер». Под его ведением находится такие рестораны как: Комбис, Ростикс, Патио Пицца, Артистико, Санта Фе, Американ Бар & Гриль.

     

     Рис.3.Схема  отношений при франчайзинге бизнес-формата  на примере АЗС

     Сервисный франчайзинг.

       Представляет собой нечто среднее между двумя указанными выше видами. Сфера его применения — услуги. Сущность заключается в том, что франчайзи предоставляется право заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой франчайзера. Франчайзер имеет ряд запатентованных прав, которые на основании договора передаются франчайзи.

     Знакомая  всем франчайзинговая система  «Макдоналдс» наряду с товарным знаком, технологией приготовления бутербродов имеет свои стандарты внутреннего и внешнего дизайна помещений, фирменного стиля во всех элементах организации приготовления блюд и обслуживания клиентов.

     Активно работает на российском рынке компания «Kodak». Крупнейший представитель франчайзинговой сети — компания «Marriott» — знакома нам по гостинице «Marriott Grand Hotel».

     Сервисный франчайзинг получил широкое распространение и является перспективной технологией ведения бизнеса. Основная направленность сервисного франчайзинга — высокий уровень обслуживания потребителей. Благодаря совместной политике, проводимой франчайзером и франчайзи, потребителю быстро становится известно, какое количество и качество услуг ему может быть гарантировано в определенный промежуток времени на предприятиях определенной торговой марки. Осведомленность экономит время потребителей на поиск и удовлетворение своих потребителей, а ожидаемое качество обслуживания оказывает, помимо всего прочего, положительное эмоциональное воздействие, что повышает вероятность повторных обращений к франчайзи. Потребитель идентифицирует правообладателя и пользователя товарной марки, что дает дополнительные импульсы развитию франчайзинговой системы.

     Франчайзинг применим практически во всех направлениях сферы услуг. Все активнее выходят  на российский рынок зарубежные сервисные  компании с предложением покупки франшизы. Франшиза — это весь пакет прав, технологии, оборудования, услуг и т. д., предлагаемых франчайзером к продаже.

     На  российском рынке сервисный франчайзинг  активно развивается в туристическом  бизнесе, в области недвижимости, трудоустройства и образовательской деятельности.

     Хотя  существует много вариантов классического франчайзинга, три  из них наиболее  часто  используются.  Это: региональный франчайзинг; суб-франчайзинг;  развивающийся франчайзинг. В каждом из  этих случаев франчайзи  получает   все  преимущества, которые  обычно  связаны  с

франчайзингом: использование торговой марки логотипа франчайзора, системы  егобизнеса,  первоначальное  обучение, выбор  места, поддержка  и т.д. Основные отличия их друг от друга заключаются в  следующих  характеристиках: 

     1) продолжительность  отношений франчайзора и франчайзи,

     2) к  кому франчайзи может  обращаться за поддержкой,

     3) кому он платит  установленные взносы.

     Корпоративный франчайзинг - современная форма организации франшизного бизнеса, при которой франшизополучатель оперирует не отдельным предприятием, а сетью франшизных предприятий с использованием наемных менеджеров.

     Конверсионный франчайзинг - способ расширения франшизной сети, при котором действующее самостоятельно предприятие переходит на работу по договору франчайзинга и присоединяется к системе франшизных предприятий, работающих под контролем одного франшизополучателя.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3) Мировая практика развития франчайзинга. 

    Великобритания.  

    По  количеству франчайзеров и франчайзи Великобритания занимает передовые позиции в сфере развития франчайзинга среди европейских стран. Становление франчайзинга как составной части национальной экономической среды, началось еще в 50-60 годы. Его развитию способствовали следующие факторы: смещение акцентов в экономике от производства к предоставлению услуг, общие процессы урбанизации, рост доходов. Эти факторы позволили создать сектор услуг, где степень удобства и быстроты оказания сервисных услуг стала играть не меньшую роль, чем традиционные цена и качество.

    Подсектор быстрого питания намного опередил другие по степени использования франчайзинговых схем и во многих аспектах отражает ситуацию во всей франчайзинговой сфере Великобритании. Здесь наиболее высокий уровень распространения этого бизнес-формата проявился среди тематических ресторанов и ресторанов национальной кухни.

    Ситуацию  в сфере франчайзинга Великобритании иллюстрируют следующие цифры*:

  • оборот за 1999 год состав 8,9 млрд.фунтов стерлингов, что соответствует годовому приросту в 17%;
  • доля франчайзинга в секторе розничной торговли находится на уровне 29,4%;
  • 90% всех франшиз отмечают прибыльность своего бизнеса, против 70% в 1991 году;
  • в 1999 году было зарегистрировано 642 франчайзора бизнеc-формата, что соответствует приросту в 55% по сравнению с предыдущими 5 годами, и 35200 франчайзи (по сравнению с предыдущим годом прирост составил 17%);
  • в 1999 году 86% франчайзеров и 79% франчайзи ожидали улучшения показателей их бизнеса в следующем году.

    * Источник данных: NatWest UK British Franchise Association Annual Survey of Franchising 2000. 

    Германия.  

    К началу 1998 года общее число франчайзинговых  систем достигло 598, представленных 28000 фирмами-франчайзи. Прирост по сравнению  с предыдущим годом составил 7,1% для  франчайзеров и 16,6% - по объектам франчайзи, что свидетельствует о высокой динамике развития франчайзингового сектора. Этот вывод подтверждают и следующие данные: за пять лет (с 1992 по 1997 гг.) число франчайзеров и фирм - франчайзи увеличилось почти на 60% (с 370 и 16430 соответственно). При этом немецкая ассоциация франчайзинга прогнозирует стабильный прирост объектов франчайзи на 8-10% ежегодно. Оборот франчайзинговой системы в 1997 году находился на уровне 17452 млн. DM и 18700 DM - в 1998 году. В 2000-2001 гг. прогнозируется прирост франчайзингового бизнеса на 10-15%. Экономическую жизнеспособность франчайзинговых систем подтверждают следующие данные - за 5 последних лет только 8% предприятий оказались неплатежеспособными.

    Наиболее  высокий рост франчайзинговых сетей  наметился в сфере быстрого питания, а также в сферах обслуживания, ателье, автосервисах и автосалонах, индустрии развлечений, сфере образования, чистки одежды, туризма и гостиничного бизнеса. Хотя стабильный рост ожидается во всех секторах франчайзинга, наилучшие перспективы ожидают сферы обучающих продуктов, служб быстрой доставки, офисного обслуживания, чистки и машинной стирки, розничной торговли (особенно специализированной), бытового обслуживания.

    Представители малого и среднего бизнеса традиционно  составляют костяк экономики Германии и в то же время представляют собой резерв для существующих и новых франчайзинговых систем. Кроме того, будущие франчайзи формируют свой штат путем привлечения людей, потерявших работу и получающих пособие по безработице. Когда уровень безработицы особенно высок, франчайзинг позволяет многим незанятым гражданам относительно безопасный способ построить новую жизнь, даже при отсутствии опыта собственного трудоустройства. 

    Франция.  

    Франция занимает третье место по числу франчайзинговых сетей среди европейских стран. В январе 1998 года насчитывалось 517 франчайзеров и 28851 франчайзи. В то же время Франция лидирует, покрывая 40% всего европейского франчайзингового рынка. Емкость франчайзингового рынка оценивается в 32.5 миллиарда американских долларов (по данным на 1998 год).

    Большая часть франчайзинговых сетей  приходится на сферу торговли. Далее  по числу франчайзеров следуют сферы  услуг, гостиничный и ресторанный  бизнес. Сфера услуг может похвастаться самым большим числом привлеченных работников (услуги для автовладельцев, химчистки, парикмахерские). Существует еще несколько сфер с очень неплохим потенциалом, такие, как, например, дисконтные/консигнационные магазины.

    Рынок франчайзинга, в противоположность  большинству других рынков розничной торговли, развивался стабильно и динамично. В 1998 году франшизы захватили уже 6% всего рынка розничной продажи и услуг. Ярче всего это проявилось в секторе розничной торговли, где друг за другом закрывались традиционно независимые магазины, уступая место франчайзинговым сетям. Больше всего таких трансформаций произошло в сфере торговли тканями и готовой одеждой.

    До 1988 года число франчайзеров стабильно  увеличивалось на 15% ежегодно, а число франчайзи росло на уровне 10% ежегодно. С 1989 года тенденция несколько изменилась: если число франчайзеров увеличилось незначительно, то число франчайзи, наоборот, продолжало расти. Только в розничной торговле в 1998 году насчитывалось 320000 работников. 

    Италия.  

    Франчайзинг играет важную роль в экономике Италии. Даже в ситуации экономической стагнации он стал одним из немногочисленных секторов, продемонстрировавших положительные тенденции в динамике роста. Прирост сектора франчайзинга в 1998 году составил 3,3% по сравнению с показателями предыдущего года. В 1998 году в Италии существовало 502 франчайзера и 26274 фирмы - франчайзи. По показателям развития франчайзинга Италия приблизилась к таким признанным европейским лидерам, как Германия, Великобритания и Франция. Суммарный оборот по коммерческим сделкам во франчайзинге составил 21 триллион лир (за тот же период 1998 года - приблизительно 12 миллионов долларов), а полная численность франчайзинговых систем в 1998 достигла 72800 точек, что соответствует приросту в 25,5% по сравнению с 1997 годом.

    Постоянный  прирост новых успешных франшиз способствовал распространению мнения о франчайзинге, как о наиболее современной концепции ведения бизнеса. Все подобные позитивные изменения в сознании людей еще больше упрочились после проведения многочисленных трейд - шоу и появления позитивных отзывов в ведущих итальянских деловых изданиях.

    Существует 9 основных подсекторов, которые составляют широчайший спектр всех основных видов  деятельности в Италии:

    "Специализированные  розничные продавцы продуктов  питания" - 27 франчайзеров ( 5.4% от общего числа) и 2192 фирмы - франчайзи ( 9.8% общего числа). Оборот в этом подсекторе составил 1.25 миллиардов долларов в 1998 году, что составляет 11.2% от всего оборота в секторе франчайзинга в Италии. 

    "Неспециализированные  сети" - 20 франчайзеров (количество уменьшилось по сравнению с 1997 год и составило 4% от всего числа франчайзеров) и 2936 фирмы - франчайзи (11.2 от общего числа). Этот субсектор состоит из крупных и средних сетей супермаркетов и универсальных магазинов. Его годовой оборот составил рекордные 4.5 миллиарда долларов, что составило 37.1% от общего оборота франчайзингового сектора Италии.

Информация о работе Франчайзинг в розничной торговле