Характеристика сравнительного подхода, его сущность и область применения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 01:27, курсовая работа

Описание работы

В практической деятельности предприятия часто встает проблема оценки нематериальных активов.
Это происходит в связи с:
куплей-продажей прав на объекты интеллектуальной собственности;
добровольной продажей лицензий на использование объектов интеллектуальной собственности;
принудительным лицензированием и определением ущерба в результате нарушения прав интеллектуальной собственности;
внесением вкладов в уставной капитал;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…..3
Характеристика сравнительного подхода……………………………....5
Преимущества и недостатки сравнительного подхода………………………....6
Методы сравнительного подхода………………………………………………...7
Этапы оценки методом компании-аналога……………………………………...8
Ценовые мультипликаторы……………………………………………….10
Согласование предварительных результатов рыночной стоимости………....18
Внесение итоговых корректировок…………………………………………….18
Нематериальные активы………………………………………………………...19
Сущность сравнительного подхода…………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………27
Список литературы………………………………………………………….29

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Борисовой Марии.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

     Процесс формирования итоговой величины стоимости состоит из трех основных этапов:

•  выбор величины мультипликатора, которую целесообразно использовать для оцениваемой компании;

•  согласование предварительных результатов рыночной стоимости, полученных в результате использования различных видов ценовых мультипликаторов;

•  внесение итоговых корректировок.

     Выбор величины мультипликатора является наиболее сложным и ответственным  этапом, требующим особенно тщательного  обоснования, зафиксированного впоследствии в отчете об оценке, представляемом заказчику. Поскольку одинаковых компаний не существует, диапазон величины одного и того же вида ценового мультипликатора, рассчитанного по всему списку компаний-аналогов, может быть достаточно широким. Аналитик прежде всего отсекает экстремальные величины мультипликатора и рассчитывает его среднюю и медианную величину по аналогам.

     Выбор величины ценового мультипликатора  производится на основе анализа фактических средних и медианных значений по каждому финансовому коэффициенту, а также позиции оцениваемой компании по элементу сравнения. Методика поиска аналогов сводится к отбору компаний, чьи показатели наиболее близки к оцениваемой по таким критериям, как:

•  структура балансового отчета;

•  отчеты о финансовых результатах;

•  значения финансовых коэффициентов.

     Для отбора аналогов можно предложить математическое обоснование: отбираются компании-аналоги, показатели которых не превышают заданного отклонения по всему диапазону значений от показателя оцениваемой компании, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. В этом случае перечень сопоставимых компаний уменьшается, однако экономическая логика не всегда совпадает с математическим расчетом и в этом случае всем элементам сравнения придается равное значение.

     Затем к оценке привлекаются результаты финансового анализа, сосредоточенные в так называемой «Сводной таблице финансовых коэффициентов» Для выбора величины конкретного вида ценового мультипликатора аналитик использует финансовые коэффициенты, наиболее тесно с ним связанные. На основе сопоставления величин финансового коэффициента определяется положение (ранг) оцениваемой фирмы среди аналогичных компаний. Выбор значения ценового мультипликатора для оцениваемой компании с использованием данных «Сводной таблицы финансовых коэффициентов» производится обычно экспертным путем. Для этих целей можно применять методику графического сравнения значений финансовых коэффициентов оцениваемой компании с адекватными финансовыми показателями компаний-аналогов с целью определения места занимаемого оцениваемой компанией. Анализируются минимальное и максимальное значение коэффициента по всему списку аналогов, а также рассчитанное среднее и медианное значение. [1] 

Согласование  предварительных  результатов рыночной стоимости. 

     Сравнительный подход позволяет использовать аналитику  максимальное число всех возможных видов мультипликаторов, следовательно, в процессе расчета будет получено столько же вариантов стоимости. Если аналитик в качестве итоговой величины предложит простую среднюю всех полученных величин рыночной стоимости собственного капитала, то это будет означать, что он одинаково доверяет всем мультипликаторам.

     Наиболее  объективным приемом определения  итоговой величины рыночной стоимости является метод взвешивания. Оценщик в зависимости от конкретных условий, целей и объекта оценки, степени доверия к той или иной информации придает каждому мультипликатору и, соответственно, варианту стоимости свой вес. На основе такого взвешивания получается итоговая величина стоимости, которая может быть взята за основу для проведения последующих корректировок. [1] 

Внесение  итоговых корректировок 

     Итоговая  величина стоимости, полученная в результате применения всей совокупности ценовых мультипликаторов, должна быть откорректирована в соответствии с конкретными условиями оценки бизнеса. Наиболее типичными являются следующие поправки.

     Портфельная скидка представляется при наличии  не привлекательного для покупателя характера диверсификации активов. Аналитик при определении окончательного варианта стоимости должен учесть имеющиеся нефункционирующие активы, например непроизводственного назначения.

     Если  в процессе финансового анализа  выявлена либо недостаточность собственного оборотного капитала, либо экстренная потребность в капитальных вложениях, полученную величину необходимо вычесть.

Возможно  применение скидки на низкую ликвидность.

     В некоторых случаях вносится поправка в виде премии за предоставляемые инвестору элементы контроля. Данная поправка обеспечивает универсальность метода компании-аналога, так как позволяет применять его для оценки контрольной доли собственного капитала. [1]

     Сравнительный подход, несмотря на достаточную сложность  и трудоемкость расчетов и анализа, является неотъемлемым приемом определения  обоснованной рыночной стоимости. Результаты, полученные данным способом, имеют наиболее объективную рыночную основу, качество которой зависит от возможности привлечения широкого круга компаний-аналогов. Следовательно, основным фактором, сдерживающим применение в российской практике метода компании-аналога и метода сделок, является отсутствие достаточной и достоверной ценовой и финансовой информации по отечественным компаниям-аналогам.  

     Нематериальные  активы.

     В составе активов оцениваемого бизнеса, довольно часто имеются нематериальные активы, такие как списки потребителей, лицензии, франшизы, записи клиентов и пациентов, права копирования, торговые марки, программное обеспечение, специальные права заимствования, ноу-хау, гудвилл. Рассматриваемые мультипликаторы не учитывают стоимость товарных запасов, дебиторскую задолженность и некоторые другие активы, которые обычно оцениваются отдельно в момент совершения сделки и добавляются к стоимости других активов данного бизнеса. Для целей оценки выделяют:

•  СОФ — собственные основные фонды;

•  АОФ — арендованные основные фонды;

•  НМА — нематериальные активы.

     Формулы оценки применимы для целей определения  рыночной стоимости группы активов, выбранной оценщиком для каждого  типа бизнеса. Используемые в процессе оценки расчетные активы могут объединяться тремя основными способами:

1. Все  основные фонды — собственные  и арендованные, а также нематериальные  активы.

СОФ + АОФ + НМА

2. Основные  фонды собственные и арендованные (без нематериальных активов).

СОФ + АОФ

3. Арендованные основные фонды и нематериальные активы. АОФ + НМА

     Годовая выручка от реализации (АNК) представляет разницу между валовой выручкой от реализации и налогом с оборота. Месячная выручка от реализации (МNК) определяется делением годовой чистой выручки на двенадцать.

     Годовой денежный поток (ОСF) рассчитывается как  сумма прибыли до уплаты налогов и ряда затрат, которые ранее вычитались из годовой выручки для определения налогооблагаемой прибыли:

•  Амортизационные отчисления.

•  Проценты (за исключением особых ситуаций, когда процент начисляется автомобильными дилерами за отделку салона).

•  Заработная плата одного собственника независимо от их фактического числа, в случае, если работающих собственников больше, то заработная плата других собственников относится

на расходы.

•  Налог на заработную плату одного собственника. Дополнительные привилегии собственника, оплачиваемые за счет бизнеса, такие как пенсия, страховые планы, служебный автомобиль и др.

•  Экстраординарные единовременные расходы.

•  Расходы, не связанные с бизнесом. [2] 
 

Сущность  сравнительного подхода

     Сравнительный подход(аналоговый)  к оценке объектов НМА и ИС (рыночный). Основной процедурой которого является метод сравнения продаж объектов интеллектуальной собственности. Сущность  которого состоит в определении рыночной стоимости собственности на основе цен фактических продаж объектов аналогичного назначения и адекватной полезности. Основной смысл осуществляемых в рамках сравнительного подхода операций состоит в том, что покупатель объекта НМА и ИС не заплатит за него цену больше той, по которой может быть приобретен аналогичный по всем показателям объект НМА и ИС.

     Этот  подход основан на принципе замещения, который гласит: при наличии нескольких товаров или услуг схожей пригодности, тот из них, который имеет самую низкую цену, пользуется наибольшим спросом и имеет самое широкое распространение. Отсутствие необходимых объемов данных приводит к тому, что становящаяся доступной информация о сделках используется в оценке чаще всего как сигнальная (ориентировочная), не влияющая на итоговое значение искомой рыночной стоимости. Цены индивидуальных продаж часто отличаются от рыночной нормы цен из-за мотивации участников сделки, условия их осведомленности и/или условий сделки. Однако в подавляющем большинстве случаев цены индивидуальных сделок имеют тенденцию отражать направление развития рынка. Когда имеется информация по достаточному количеству сопоставимых продаж и предложений на продажу для данного рынка, то легко определить ценовые тенденции, служащие лучшим индикатором рыночной стоимости НМА и ИС. Подход с точки зрения сопоставимых продаж в целом наиболее предпочтительный метод оценки рыночной стоимости объектов НМА и ИС. Оценки, базирующиеся на применении подходов по затратам и доходу, имеют большую вероятность ошибки.

Существуют  три необходимых условия применимости метода сравнения продаж[5]:

- фиксация  на рынке фактов продаж объектов-аналогов;

- получение  информации о цене продажи  объекта-аналога;

- наличие   легкодоступной для оценщика рыночной информации, позволяющей получить обоснование суждения о цене  таких объектов.

     Эти три условия объясняют проблематичность и редкость использования метода сравнения продаж для практической оценки объектов НМА и ИС.

     Оценка  объектов  НМА и ИС сравнительным подходом эффективна при наличии базы данных количественных и качественных характеристик о сделках с объектами-аналогами. Метод сравнения продаж всегда используется при оценке объектов НМА и ИС, когда возникает необходимость определения вероятной цены продажи товара, выпускаемого с применением объектов НМА и ИС.

     К элементам сравнения относятся факторы стоимости объекта оценки (факторы, изменение которых влияет на рыночную стоимость объекта оценки) и сложившиеся на рынке характеристики сделок с интеллектуальной собственностью. [6]

Наиболее  важными элементами сравнения, как  правило, являются:

  • объем оцениваемых имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • условия финансирования сделок с интеллектуальной собственностью (соотношение собственных и заемных средств, условия предоставления заемных средств);
  • изменение цен на интеллектуальную собственность за период с даты заключения сделки с аналогом до даты проведения оценки;
  • отрасль, в которой были или будут использованы объекты интеллектуальной собственности;
  • территория, на которую распространяется действие предоставляемых прав;
  • физические, функциональные, технологические, экономические характеристики аналогичных с оцениваемым объектов;
  • спрос на продукцию, которая может производиться или реализовываться с использованием интеллектуальной собственности;
  • наличие конкурирующих предложений;
  • относительный объем реализации продукции (работ, услуг), произведенной с использованием интеллектуальной собственности;
  • срок полезного использования интеллектуальной собственности;
  • уровень затрат на освоение интеллектуальной собственности;
  • условия платежа при совершении сделок с интеллектуальной собственностью;
  • обстоятельства совершения сделок с интеллектуальной собственностью.
 

     Для определения диапазона рыночной цены объектов интеллектуальной собственности  выявляются, во-первых, все технологические  и технические преимущества, которые получает собственник благодаря приобретению прав, и, во-вторых, диапазон возможных рыночных оценок, соответствующий выделенной области техники.

Информация о работе Характеристика сравнительного подхода, его сущность и область применения