Эффективная организация оптовой торговли на предприятиях, проведение анализа оптового товарооборота на примере конкретной организации д

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что главным количественным показателем, позволяющим оценить объемы работы оптового предприятия, является оптовый товарооборот, без участия оптовых звеньев, выступающих в роли активного коммерческого посредника не возможно функционирование эффективных хозяйственных связей между поставщиками и покупателями товаров. Показатель товарооборота является основой для расчета всех оценочных показателей, от его динамики зависят во многом зависят результаты хозяйственной деятельности предприятий торговли

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность и анализ товарооборота 5
1.1. Сущность товарооборота предприятия 5
1.2. Классификация товарооборота предприятия и характеристика его отдельных видов 6
1.3. Принципы анализа объема и динамики товарооборота предприятия 8

Работа содержит 1 файл

курсовая волкова оригинал.docx

— 39.04 Кб (Скачать)

в) по отношению к товарообороту  учитываются, анализируются и планируются  показатели, оценивающие эффективность  деятельности предприятия (товарооборачиваемость, рентабельность, уровень издержек и др.).

Предприятия изучают свою коммерческую деятельность при помощи системы показателей. Эти показатели  находятся  в  неразрывной  взаимозависимости  и единстве в тоже время отражают различные стороны торгового  процесса.  Такая система показателей может быть предоставлена в виде следующих групп:

- соотношение  товарного   предложения  и  спроса  покупателей,  емкость  и насыщенность рынка, уровень конкуренции и сегментации рынка

- показатели оптового  товарооборота  в  текущих   и  сопоставимых  ценах  за отчетный и прошлый периоды

- показатели структуры  товарооборота

- показатели  оптового  товарооборота  по  структурным   единицам  торгового предприятия

- показатели оптовых цен  и тарифов (структура рыночных  цен,  их  динамика, ценовая конкуренция)

- расчеты влияния на  величину  оптового  товарооборота   основных  факторов (изменения товарных запасов, поступления, рыночных цен и т.д.)

Анализ объема  и  динамики  оптового  товарооборота  основывается  на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Торговая деятельность оптовых  предприятий  характеризуется, прежде   всего,   степенью   выполнения   планов   и   динамикой    оптового товарооборота.[1]

Показатели товарооборота  имеют высокую степень связи  с другими важнейшими показателями деятельности торгового предприятия. В системе этих связей наибольшую роль играют следующие их формы:

а) внутренняя связь отдельных  показателей товарооборота;

б) связь товарооборота  с показателями объема ресурсного потенциала и эффективности его использования;

в) связь товарооборота  с суммой и уровнем важнейших  финансовых показателей.

По составу оптовый  товарооборот подразделяется на реализацию товаров со складов и транзитом  с участием и без участия в расчётах.

Состав оптового товарооборота  характеризуется абсолютными и  относительными показателями (суммой и удельным весом отдельных видов оптовой реализации товаров в общем объёме товарооборота). Соотношение складского и транзитного оборота зависит от конъюнктуры рынка, финансово- экономических интересов поставщиков и покупателей, уровня цен и тарифов на складские и транзитные услуги, степени специализации промышленного производства и предприятий розничной торговли, условий их снабжения и расчётов, ассортимента поставляемых товаров, состояния материально-технической базы оптовой торговли и прежде всего от наличия складских помещений, а главное от величины прибыльности производимых оптовых операций. Наиболее экономичной является  транзитная реализация товаров и особенно транзитная без участия оптового предприятия в расчётах. Транзит обеспечивает оптовым предприятиям минимальные издержки обращения, значительно сокращает звенность товародвижения, ускоряет время обращения товаров, способствует сохранению их качества и т.п. Однако транзитную форму реализации не всегда возможно применять, особенно по товарам сложного ассортимента, которые требуют подсортировки, преобразования производственного ассортимента в торговый, что вызывает необходимость их предварительного завоза на склады оптовых предприятий. Расширению транзита способствуют укрупнение и специализация розничных торговых предприятий, развитие контейнерных перевозок, централизованной доставки товаров в торговую сеть и другим покупателям. В условиях рыночной экономики при выборе складской или транзитной формы поставки товаров оптовое предприятие обязательно учитывает получаемые доходы, прибыль и рентабельность. Целесообразность складской и транзитной поставки товаров изучают по каждому покупателю в отдельности (в разрезе партий товаров и товарных групп).

Оптовый товарооборот изучают  также по направлениям реализации товаров (по рыночному и внерыночному фондам).

Поставка товаров по рыночному  фонду включает их отпуск предприятиям розничной торговли для продажи населению и предприятиям общественного питания – для производства пищи и реализации покупных товаров. Рыночный фонд товаров занимает основное место в товарообороте большинства оптовых предприятий республики.

К внерыночному фонду относится  поставка товаров предприятий лёгкой и пищевой промышленности для производственных нужд (ткани, нитки, сахар, мука, соль и т.д.), отпуск спецодежды и специальной обуви, фонд госбюджетных организаций и учреждений.

Поставка товаров промышленным предприятиям для производственных нужд включает фонд промышленной переработки и фонд промышленного потребления. В фонд промышленной переработки входит отпуск товаров в качестве основного сырья (материалов) для производства определённой продукции (напр., отпуск тканей для пошива одежды). В фонд промышленного потребления включается поставка товаров промышленным предприятиям для использования их в качестве вспомогательных материалов (напр., нитки для пошива одежды).

Анализ выполнения плана  и динамики проводится по каждому  направлению оптовой реализации товаров (с детализацией по их видам). Прежде всего, проверяют выполнение плана по отдельным направлениям реализации и изучают причины выявленных отклонений. Причинами недопоставки могут быть нарушения поставщиками договоров поставки товаров по общему объёму, ассортименту, качеству и срокам их поступления, а также транспортные затруднения, недостатки в организации оптовой торговли, в складском хозяйстве, другой маркетинговой деятельности. Важным показателем, характеризующим поставку товаров оптовыми предприятиями, является удельный вес рыночного фонда в общем объёме товарооборота. Рост доли рыночного фонда товаров в оптовом товарообороте обычно положительно характеризует торговую деятельность оптового предприятия.

Анализ оптового товарооборота  должен проводиться по отдельным  покупателям. Оптовое предприятие с каждым покупателем заключает договоры поставки товаров. При анализе проверяют выполнение договоров поставки по общему объёму, количеству, ассортименту и качеству товаров, срокам их отгрузки, условиям транспортировки, расчётам за поставленные товары и разрабатывают меры по полному и качественному выполнению договорных обязательств. Для оценки выполнения оптовыми предприятиями договоров поставки по объёму, количеству, ассортименту и срокам отгрузки применяют показатель «оптовый товарооборот с учётом выполнения договоров поставки товаров», который корректируется на недопоставку товаров отдельным покупателям. Анализ поставки и оптовой реализации товаров необходимо проводить по способам их оплаты отдельными покупателями. В частности, выявляют пути, возможности и резервы развития оптовой продажи товаров с предварительной оплатой, оптомизации расчётов с покупателями по мере отгрузки товаров и минимизации их отпуска в кредит (с рассрочкой платежа). [2]

 

 

 

 

Классификация товарооборота

В зависимости от назначения товарных ресурсов оптовый товарооборот разделяется на три вида: оборот по реализации, внутрисистемный и  межгосударственный. Оптовый товарооборот по реализации включает продажу товаров  организациям и предприятиям розничной  торговли, расположенным в районе деятельности оптового предприятия. Внутрисистемный  оптовый товарооборот определяет взаимный отпуск товаров оптовыми предприятиями  в одну систему в пределах одной  республики. Межгосударственный товарооборот охватывает продажу товаров за пределы  государства на основе свободной  купли-продажи. Таким образом, внутрисистемный  и межгосударственный оптовый товарооборот отражают движение товаров между  звеньями оптовой торговли. Сумма  трех видов оптового товарооборота  составляет валовой оптовый товарооборот. [1, с. 206 - 210]

По размеру оборота  различают: крупный, средний и мелкий товарооборот. Крупный оптовый товарооборот возникает при получении товаров  от предприятий крупными партиями и  отправке их по звеньям оптовой торговли.

Средний оптовый товарооборот образуется у оптовых предприятий, которые покупают товар не только у промышленности, но и других крупных  оптовых предприятий. Мелкий оптовый  товарооборот образуется на оптовых  базах у низовых оптовых предприятий.

В зависимости от назначения товарных ресурсов оптовый товарооборот разделяется на три вида: оборот по реализации, внутрисистемный и  межреспубликанский. Оптовый товарооборот по реализации включает продажу товаров  организациям и предприятиям розничной  торговли, расположенным в районе деятельности оптового предприятия. Внутрисистемный оптовый товарооборот определяет взаимный отпуск товаров оптовыми предприятиями в одну систему в пределах одной республики. Межреспубликанский товарооборот охватывает продажу товаров за пределы республики на основе свободной купли-продажи. Таким образом, внутрисистемный и межреспубликанский оптовый товарооборот отражают движение товаров между звеньями оптовой торговли. Сумма трех видов оптового товарооборота составляет валовой оптовый товарооборот. [1, с. 206 - 210]

 

Оптовый товарооборот по каждому  из трех видов подразделяется на две  формы:

-складской (продажа товаров  со складов оптовых предприятий,  при этом завезенные на склады  товары проверяются, сортируются, комплектуются; оптовая организация заключает договор с промышленными предприятиями и осуществляет все расчеты за закупленные товары. Товары, минуя склад оптовой организации, непосредственно направляются промышленными предприятиями в организации розничной торговли)

-транзитный (поставка товаров  производителями непосредственно  розничной торговле, опту, минуя  промежуточные звенья; оптовая организация только заключает договора, а товар непосредственно с промышленных предприятий направляется в организации розничной торговли, которые сами осуществляют расчеты с поставщиками за полученные товары)

 

Организация оптовой купли-продажи  является одной из важнейших функций  оптовой торговли с тех пор, как  в процессе общественного разделения труда она обособилась в самостоятельную подотрасль торговли. При контакте с производителями продукции оптовые посредники выступают в роли представителей спроса, а предлагая товар покупателям, в роли представителей предложения. [1, с. 206-210]

 

 

      Объем товарооборота  – один из основных показателей  торговых организаций, определяющий  все стороны хозяйственной деятельности. Он оказывает влияние на издержки  обращения, валовой доход, прибыль  и рентабельность, финансовое состояние  организации. Различают розничный  и оптовый товарооборот.

 

Моментом реализации товаров  может быть признана оплата товаров (поступление денежных средств на счета и в кассу торгового  предприятия) либо их отгрузка и предъявление покупателю расчетных документов к  оплате. Нормативными актами предусмотрено, что предприятия обязаны вести  учет по методу начислений (исключения составляют малые предприятия). Кроме  того, момент реализации для целей  налогообложения может не совпадать  с принятым учетным способом.

 

Используя метод определения  момента реализации по отгрузке товаров  и предъявлению покупателям расчетных  документов, организация оптовой  торговли может маневрировать объемами реализации на конец отчетного периода. Однако в этом случае возможно неполучение  средств от покупателей по уже  отгруженным реализованным товарам.

 

Наиболее экономичной  является транзитная реализация товаров, особенно без участия оптового предприятия  в расчетах. Транзит обеспечивает оптовым предприятиям минимальные  издержки обращения, значительно сокращает  звенность товародвижения, ускоряет время обращения товаров, способствует сохранению их качества и т.п. Однако транзитную форму реализации не всегда возможно применять, особенно по товарам сложного ассортимента, которые требуют подсортировки, преобразования производственного ассортимента в торговый, что вызывает необходимость их предварительного завоза на склады оптовых предприятий. Расширению транзита способствуют укрупнение и специализация розничных торговых предприятий, развитие контейнерных перевозок, централизованной доставки товаров в торговую сеть и другим покупателям. В условиях формирования рыночной экономики при выборе складской или транзитной формы поставки товаров оптовое предприятие обязательно учитывает получаемые доходы, прибыль и рентабельность. Целесообразность складской и транзитной поставки товаров изучают по каждому покупателю в отдельности (в разрезе партий товаров и товарных групп).

Информационным обеспечением для получения данных об объёмах  реализации (товарообороте) выступают  формы бухгалтерской и статистической отчётности. Причём они содержат информацию о различающихся показателях: выручке  от реализации (бухгалтерская отчётность) и товарообороте (статистическая отчётность).

Для целей учёта используется показатель выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг, отражаемый организацией в форме бухгалтерской отчётности ф.-№ 2 "Отчёт о прибылях и убытках", который формируется по данным учётных регистров (счёт 90 "Реализация"). Показатель товарооборота же (в разрезе направлений деятельности) показывается в формах статистической отчётности ф.-№ 1-опт "Отчёт о деятельности организации оптовой торговли" (полугодовая), 1-торг "Отчёт о товарообороте и запасах товаров" (месячная), 3-торг "Отчёт о розничной торговле" (квартальная) и используется для оценки и анализа его объёмов.

 

Придавая большое значение реализации как одной из стадий круговорота  хозяйственных средств, торговлю справедливо  считают связующим звеном между  производителем и потребителем, поэтому  показатель товарооборота является одним из важнейших экономических  показателей, характеризующих хозяйственную  деятельность любой организации. Так  как в современных условиях торговые организации, как правило, занимаются и оптовой, и розничной торговлей, то изучать необходимо не только валовой  товарооборот, показывающий общие масштабы деятельности, но также и объёмы реализации в разрезе отдельных  направлений деятельности субъекта хозяйствования. 

1.3  Методика анализа товарооборота

 

Анализ товарооборота  предприятия  позволяет оценить  достигнутые результаты, изучить развитие товарооборота, оценить правильность, реалистичность стратегии предприятия в развитии товарооборота, сравнить масштабы деятельности данного предприятия с конкурентами.

Методика экономического анализа товарооборота включает в себя:

а) изучение выполнения плана  товарооборота;

б) изучение динамики товарооборота;

в) анализ производственной программы предприятия;

г) исследование влияния  важнейших факторов на выполнение плана  и динамику товарооборота (товарного  обеспечения, запасов, товарооборачиваемости, производительности труда и др.);

д) выявление резервов роста товарооборота и разработка конкретных мероприятий по увеличению товарооборота.[4]

Анализ товарооборота  проводится в фактических (действующих) и сопоставимых ценах. Для определения товарооборота в сопоставимых ценах необходимо его объем с момента действия новых продажных цен разделить на индекс цен. Необходимо также проанализировать, какие изменения произошли в составе товарооборота по сравнению с прошлым периодом.

Информация о работе Эффективная организация оптовой торговли на предприятиях, проведение анализа оптового товарооборота на примере конкретной организации д