Экономическая эффективность производства и пути её повышения в СПК «Черниговский»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 09:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – выяснение уровня экономической эффективности производства сельскохозяйственной продукции в СПК «Черниговский».

Задачи курсовой работы:

1.изучение современного состояния с/х Амурской области, а также выяснение причин убыточности производства продукции с/х;
2.анализ производственно-экономической и финансовой деятельности предприятия;
3.рассмотрение динамики посевных площадей, урожайности и валовых сборов зерновых и сои;
4.анализ достигнутого уровня эффективности производства сои, зерновых и других видов продукции;
5.обоснование мероприятий по росту эффективности производства продукции растениеводства.

Содержание

Введение ..........................................................................................................3

1 Сущность эффективности производства и необходимость её повышения на современном этапе

1.1 Сущность эффективности сельскохозяйственного производства....4

1.2 Уровень и эффективность производства в сельском хозяйстве Амурской области...........................................................................................7

1.3 Структура и технологические особенности с/х производства в переходный к рынку период.........................................................................10

1.4 Система государственного регулирования сельского хозяйства...12

2 Уровень и эффективность производства в СПК «Черниговский» Свободненского района

2.1 Оценка ресурсообеспеченности хозяйства (специализация и анализ использования земельных, трудовых, материальных ресурсов) в СПК «Черниговский».................................................................................14

2.2 Уровень и эффективность производства……..................................27

3 Резервы повышения эффективности в СПК «Черниговский»

3.1 Совершенствование маркетинговой деятельности..........................32

3.2 Совершенствование взаимоотношений с/х предприятий с перерабатывающими и фондообразующими отраслями...........................34

3.3 Перспективы развития форм хозяйствования в с/х области...........35

Заключение.....................................................................................................38

Список литературы.........................................................................................39

Работа содержит 1 файл

Курсовая Ерза.doc

— 399.00 Кб (Скачать)
 

     В 2007 году по сравнению с 2005 годом урожайность  зерновых возросла на 79,61%, это связано  с увеличением посевной площади  зерновых на 11,63% и объемом производства в 2 раза. Что касается сои, то уменьшился объем производства почти в 2 раза и хоть площадь осталась неизменной, но урожайность сократилась на 40,07%. Все это говорит о том, что предприятие направило свою ориентацию на производство зерновых и лишь в малой степени производство сои.

     После изучения основных факторов, обусловивших снижение рентабельности и доходности производства продукции, а также увеличение убытков хозяйства от реализации продукции, проведём анализ результатов реализации отдельных видов продукции, с целью определения уровня их доходности.  
 
 
 

Таблица 2.17 – Уровень рентабельности продукции растениеводства

Показатели  2005 2006 2007 2007/2005 %
Выручка от реализации, всего т.р.:

        в том числе зерновые

                              соя

                               прочее

 
1224

316

569

339

 
2191

754

999

438

 
1821

749

465

607

 
148,77

237,03

81,72

179,06

Полная  себестоимость проданной продукции, всего, т.р.:

         в том числе зерновые

                              соя

                               прочее

 
 
1354

425

465

464

 
 
2423

916

992

515

 
 
1933

822

454

657

 
 
142,76

193,41

97,63

141,59

Прибыль/убыток от реализации, всего, т.р.

         в том числе зерновые

                              соя

                               прочее

 
-130

-109

104

-125

 
-232

-162

7

-77

 
-112

-73

11

-50

 
86,15

66,97

10,58

40

Уровень рентабельности, всего, %:

         в том числе зерновые

                              соя

                               прочее

 
-9,6

-25,65

-22,37

17,89

 
-9,58

-17,69

0,71

-14,95

 
-5,79

-8,88

2,42

-7,61

 
60,31

34,62

10,82

42,54

 

     Исходя  из таблицы, можно сделать следующие выводы. Что касается убытка, то в сравнении 2007 года с 2005 годом заметно его сокращение в общем на 13,85%, зерновые на 33,03%, соя на 89,42% и прочее на 60%. Это связано с тем, что выручка от реализации увеличивается с большей скоростью, чем полная себестоимость продукции. Уровень убыточности падает и это говорит о том, что на 100 рублей производственных затрат полученный убыток с каждым разом уменьшается от 9 р. 60 коп. в 2005 году, до 5 р. 79 коп. в 2007 году. Это происходит из-за того, что убыток уменьшается, а полная себестоимость продукции увеличивается. 

     3 Резервы повышения эффективности в СПК «Черниговский» 

     3.1 Развитие маркетинговой деятельности

     Маркетинг – система организации производственно  – сбытовой деятельности предприятия, социально – ориентированная на конечного потребителя товаров и услуг. Он определяется как предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров от производителя к потребителю. Это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги и идеи посредством обмена. Задача маркетинга  - не только увеличить спрос, но и попытаться воздействовать на него так, чтобы он соответствовал предложению. Суть рыночной экономики – производить то, что покупается, а не продавать то, что производиться. [13, 324с.]. Исходными идеями маркетинга являются такие понятия, как нужда, потребность, спрос.

     Главные задачи маркетинговых исследований:

  1. предложить разработку и производство продукта, необходимых потребителю в соответствующих объемах и качестве;
  2. обосновать диапазон цены на продукты, доступные потребителю и обеспечивающие достаточную прибыль предприятию;
  3. разработать оптимальные схемы доставки товара от производителя к покупателю [10, 368 с.].

     В современных условиях основное место занимает целевой маркетинг, позволяющий не распылять, а напротив – сфокусировать маркетинговую деятельность на группе покупателей, которая заинтересована в приобретении товара. В современных условиях применительно к АПК Приамурья большую актуальность имеет такое направление маркетинга, как совершенствование ассортимента выпускаемой продукции. Поскольку на предприятии выпускается рентабельная продукция, то естественно, целесообразно максимально уменьшить долю менее рентабельных видов продукции, одновременно расширяя удельный вес высокодоходных производств. Как показывает опыт, только за счёт изменения структуры товарного ассортимента предприятие может существенно повысить совокупную рентабельность. Фактором стабилизации экономического положения  предприятия является совершенствование каналов реализации выпускаемой продукции. Анализ применения данного пути стабилизации экономического положения в хозяйстве СПК «Черниговский» рассмотрим в таблице 3.1.

Таблица 3.1 -  Совершенствование каналов реализации продукции СПК …………………«Черниговский»

 
Показатели
СПК «Черниговский» Благовещенск
Зерно Зерно
Объём продукции, ц 2198 2198
Цена реализации, т. р. за 1 ц. 0,34 0,37
Стоимость, т. р. 749 813
Производственные  затраты, т. р. 822 825
Прибыль (убыток), т. р. -73 -12
Дополнительная прибыль (сокращение убытков), т. р. - 61
Уровень убыточности, % 8,88 1,45

      

     Как следует из приведённых отчётов, реализация всей продукции в г. Благовещенске позволит повысить доходность её производства и в целом улучшить финансово – экономическое состояние предприятия.

     Уровень убыточности по предлагаемому варианту составляет  1,45% - по зерновым, что намного ниже существующего уровня. Применение предлагаемого варианта по совершенствованию структуры товарной продукции в хозяйстве позволит значительно снизить себестоимость продукции растениеводства, снизит убытки хозяйства. В случае применения предлагаемого варианта хозяйство снизит убытки на 61 т.р.. А производственные затраты сократятся на 3 т.р.

     3.2 Совершенствование взаимоотношений с/х предприятий с и фондообразующими отраслями.

     В начале 2000-х гг. дальнейшее развитие промышленности многими учёными и практиками справедливо представляется на базе создания в местах с/х производства цехов по переработке с/х сырья.

     В глобальном масштабе это позволит ослабить монополизм крупных комбинатов, а с хозрасчётной точки зрения – не упустить финансовую выгоду от реализации конечного продукта.

     Однако  сегодня, когда с одной стороны, мощности предприятий пищевой промышленности используются далеко не полностью, а с другой, у селян отсутствуют средства для ведения сильного собственного  производства, такая тактика требует корректировки.

     Было  бы непозволительной роскошью отказаться от имеющейся производственной базы перерабатывающих комбинатов, а значит необходимо искать точки соприкосновения интересов этих двух взаимосвязанных отраслей.

     Чтобы занять конкурентоспособную позицию на рынке, комбинатам необходимо существенно снизить себестоимость выпускаемой продукции, прежде всего за счёт полноценного использования своих производственных мощностей и на этой основе снижение доли постоянных затрат в себестоимости единицы продукции.

       Такое увеличение товарооборота  на сегодняшний день выполнимо  в силу дефицита сельскохозяйственного сырья.

     В дальнейшем необходимо осуществлять курс на разукрупнение отдельных предприятий гигантов, создание сети средних и малых предприятий, поставляющих ему промышленные средства производства.

     Следует согласиться с созданием товарных бирж, задача которых – увязать спрос и предложение производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции и средств производства.  

     3.3 Перспективы развития форм хозяйствования в с/х  области.

     В настоящее время в области  сложились две группы товарных производителей: это крупные с/х формирования, основанные, как правило, на коллективно – долевой собственности в виде товариществ, АО, колхозов и крестьянские хозяйства, базирующиеся на частной собственности.

     Традиционно дополняют их личные подсобные хозяйства, доля которых в производстве картофеля и овощей существенна. На выбор форм хозяйствования оказывает воздействие система социально – психологических, экономических, организационно – технических и технологических факторов производства.

     На  создание социально – психологических  условий оказывает воздействие  прежде всего социально – психологический микроклимат на высоком уровне, представляется оптимальным вариант сохранения коллектива в виде самостоятельного кооператива или подразделения в составе более сложного хозрасчётного аграрного формирования.

       И, наоборот, в случае, если сплочённость членов реорганизуемого коллектива недостаточна,  целесообразно перейти к созданию более мелких однородных кооперативов или формированию на его базе крестьянских хозяйств [ 9 ].

     Большое влияние на результативность тех  или иных форм хозяйствования оказывают  организационно – технические факторы производства. Сравнивая крестьянские и коллективные хозяйства, в последних, вне сомнений, создаются более благоприятные условия для рациональной организации труда, эффективного использования техники, специализированной службы технического обслуживания.

     В крестьянском хозяйстве непроизвольно ухудшаются условия эффективного использования средств производства, ограничиваются возможности применения поточно–группового метода выполнения работ, усложняется организационное, техническое, культурно – бытовое обслуживание. Действительно, пропорциональность, согласованность, ритмичность и поточность производства возможна лишь в коллективе определённого размера.

     Существенное  место при оценке форм хозяйствования в аграрном секторе имеет учёт технологических факторов. В растениеводстве – это возможность применения  оптимальных севооборотов, использование передовых способов возделывания сельскохозяйственных культур.

     С одной стороны сказалось то, что лишь недавно наука и практика начали разрабатывать основы ведения хозяйства в условиях КФХ, а с другой стороны фермерам не хватает финансовых средств для освоения прогрессивных, капиталоёмких технологий.

     Наконец,  особое значение в перспективах развития различных форм хозяйствования играют экономические факторы. Сама способность производителя в современных условиях вести рентабельное производство доказывает жизнеспособность той или иной организационной структуры.

     С учётом вышеизложенного следует придерживаться мнения, что в Приамурье в ближайшее время коллективные формы хозяйствования сохранят основное место среди производителей сельскохозяйственной  продукции.    

     Экономические и социальные предпосылки, исторически сложившийся уклад сельского хозяйства, психология крестьян, сформированная в течение десятилетий, способствует развитию именно этих форм хозяйствования.

     Как следствие вышеизложенного –  толчок развитию сельского хозяйства Амурской области в перспективе даст не его «фермеризация», а радикальное улучшение производства продукции в отрасли, государственная поддержка столь жизненно важного сектора экономики.

Информация о работе Экономическая эффективность производства и пути её повышения в СПК «Черниговский»