Экономическая сущность издержек обращения торгового предприятия, их показатели. Факторы, влияющие на издержки обращения.

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 23:35, реферат

Описание работы

Издержки обращения учитываются на всех стадиях ценообразования, начиная от производства, когда в себестоимость продукции включаются расходы по сбыту, и заканчивая розничной продажей, когда в розничной цене отражаются издержки оптовой и розничной торговли.

Содержание

Экономическая сущность издержек обращения торгового предприятия…………………………………………………….………3
Показатели издержек обращения торгового предприятия……..……7
Факторы, влияющие на издержки обращения……………………....12
Список использованной литературы………………………..……….17

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 40.91 Кб (Скачать)

     Третий  показатель носит название издержкоемкости  или относительного уровня издержек. Он исчисляется для того, чтобы  элиминировать (исключить) влияние  размерности товарооборота. Поэтому  его рассчитывают по, сфере товарного  обращения в целом, по каждой отдельной  отрасли, по фирме и по предприятию. Он строится по каждой отдельной статье расходов и по совокупности расходов.

     Первый  из приведенных показателей отражает уровень издержек обращения на единицу  валового внутреннего продукта и  характеризует затратоемкость развития экономики в целом.

     Второй  – уровень затрат на 1 руб. добавленной  стоимости – характеризует вклад  соответствующей отрасли товарного  обращения или отдельной фирмы  в народнохозяйственный эффект.

     Третий  – показывает долю издержек обращения  в затратах живого и овеществленного  труда на производство и обращение  товара.

     Важным  инструментом управления текущими затратами  торгового предприятия является система показателей издержек обращения, которая позволяет оценить издержки в процессе экономического анализа.

     Необходимым условием получения прибыли является определенная степень развития предприятия, при которой обеспечивается повышение  выручки от реализации над текущими затратами. На этом этапе отчетливо  прослеживается взаимосвязь между текущими затратами, выручкой от реализации и прибылью.

     Таким образом, управление текущими затратами  торгового предприятия требует  наличия широкого круга информации, определенным образом обработанной и обобщенной. Исходя из этого, система  показателей текущих затрат рассматривается  как инструмент, посредством которого можно выявлять тенденции их изменения.

     Под системой показателей издержек обращения  понимается упорядоченное множество  взаимосвязанных и взаимосогласованных  показателей.

     Среди важнейших показателей выделяются следующие группы:

-Абсолютные показатели;

-Относительные показатели;

-Структурные показатели;

-Предельные показатели;

-Индексные показатели.

     Издержки  обращения могут быть выражены как  абсолютной суммой, так и относительным  показателем – уровнем издержек обращения, выраженным в процентах  к обороту розничной торговли.

     Абсолютный  показатель издержек обращения характеризует  общую сумму расходов предприятия  за определенный период. К абсолютным показателям относятся сумма  издержек обращения, себестоимость  торговой деятельности (СТД), которые  рассчитываются по формулам:

И=Ипост.пер.     

где:  И – сумма издержек обращения, руб.

Ипост. – сумма постоянных издержек обращения, руб.

Ипер. – сумма переменных издержек обращения, руб.

И=МЗ+ФЗП      

где:  МЗ – материальные затраты, руб.

ФЗП – затраты на оплату труда, руб.

СТД=Зт      

где:  Зт – затраты на покупку товаров, руб.

     Однако  этот показатель не дает представления  о результате, полученном на каждый рубль затрат, т.е. об эффективности  произведенных расходов.

     Уровень издержек обращения (УИ) характеризует издержкоемкость осуществления торговой деятельности.

     

Он рассчитывается как на весь объем деятельности предприятия, так и по отдельным товарным группам. Также рассчитывается уровень постоянных (Упост.) и переменных (Упер.) издержек обращения, уровень затратности основных фондов (УИоф), оборотных средств (УИос), труда (УИфзп) и ресурсов в совокупности (УИр).

     Уровень издержек обращения значительно  колеблется по регионам и типам торговых предприятий, что обусловлено особенностями  покупательной способности населения, развития производства товаров, транспортных коммуникаций, условиями товароснабжения  торговой сети, объемом и структурой оборота розничной торговли.

     Для характеристики результативности затрат и их эффективности применяется  показатель рентабельность издержек обращения (РИ).

     

     Экономический смысл показателя издержкоотдачи заключается  в том, что он характеризует объем  деятельности, полученного на 100 рублей произведенных затрат. Рентабельность издержек обращения показывает сумму  прибыли, полученную на 100 рублей произведенных  затрат.

     Уровень издержек обращения должен соответствовать  их оптимальному размеру и структуре. Не всегда снижение суммы издержек обращения ведет к положительному результату.

     Расчет  абсолютной суммы издержек обращения  должен быть дополнен расчетом относительной  экономии (перерасхода). Для определения  относительного отклонения следует  скорректировать базисное значение издержек обращения на оборот розничной  торговли отчетного года.

     Сумма относительной экономии (перерасхода) издержек обращения представляет собой  разницу между издержками отчетного  года и базисными издержками, скорректированными на фактический объем оборота. Но исходя из того, что издержки обращения  в своем составе неоднородны  и представляют совокупность постоянных и переменных издержек, следует учитывать  их условное деление.

     При анализе и планировании издержек торговым предприятием необходимо пользоваться показателями абсолютной суммы и уровня издержек обращения по общему уровню и отдельным статьям. 
 
 

  1. Факторы, влияющие на издержки обращения

   Для эффективного управления издержками обращения, поиска оптимального варианта их снижения важен учет основных факторов, формирующих уровень затрат.

   Они подразделяются на факторы, снижающие  и повышающие уровень расходов, зависящие и независящие от работы книготорговых предприятий.

    Основными факторами, повышающими  уровень издержек обращения, являются: совершенствование материально-технической базы торговли, рост

численности работников, повышение их заработной платы и другие факторы,

определяющие  культуру обслуживания.

    Основными факторами, снижающими  уровень издержек обращения, являются:

постоянный  рост товарооборота, повышение производительности труда работников торговли, изменение территориального размещения товарооборота, сокращение среднего расстояния перевозимых грузов, рационализация товародвижения, применение прогрессивных методов распространения товаров, механизация трудоемких процессов, ускорение

товарооборачиваемости.

    Все факторы, оказывающие влияние  на уровень издержек обращения  торговли, можно разделить на  не зависящие и зависящие от  работы конкретного торгового предприятия, то есть на внешние и внутренние факторы.

    Основное внимание следует уделить  факторам, зависящим от работы торгового предприятия.

    К важнейшим общеторговым факторам  относятся: объем товарооборота,

производительность  труда работников книжной торговли, эффективность

использования основных и оборотных фондов, скорость обращения товаров.

    Более крупные торговые предприятия  имеют, как правило, относительно низкий уровень издержек обращения. С ростом объема товарооборота абсолютная сумма издержек обращения возрастает, но в меньших масштабах, чем товарооборот, так как по некоторым видам затраты увеличиваются несущественно. Крупные предприятия добиваются роста производительности труда в условиях более высокой культуры обслуживания покупателей.

    Производительность труда торговых  работников оказывает большое влияние на издержки обращения в торговле. Исследования показали обратную зависимость между производительностью труда и уровнем издержек обращения предприятий. При прочих равных условиях магазины, достигающие более высокого товарооборота на одного работника, имеют значительно меньший уровень издержек обращения. Опережающий рост производительности труда по сравнению со средней заработной платой вызывает снижение расходов на заработную плату, на долю которых приходится подавляющая часть затрат. Поэтому рост производительности труда выступает важным резервом снижения уровня издержек обращения торговли.

    Структура товарооборота существенно  влияет на уровень издержек обращения. Влияние соотношения доли товаров на уровень издержек обращения обусловлено различной величиной затрат на реализацию разных товаров.

    Существенно влияет на уровень  издержек обращения ассортиментный  состав товаров в магазинах.

    Эффективность использования основных  и оборотных фондов оказывает

влияние на величину расходов по аренде, амортизации, содержанию помещений, текущему ремонту, уровень которых зависит от интенсивности использования единицы торговой площади. К числу показателей эффективности использования основных фондов относится сумма товарооборота, приходящаяся на 1 кв.м торговой площади или площади торгового зала. Как правило, уровень издержек обращения выше в тех магазинах, где меньше товарооборот на 1 кв.м площади.

    Скорость обращения товарных  запасов влияет на величину  затрат за использование банковского кредита, аренду помещения, потерь от морального и физического износа товарных запасов продукции.

    К специфическим факторам книжной  торговли, влияющим на уровень  издержек

обращения, относятся следующие.

    Доля мелкооптовых операций в  товарообороте торговых предприятий находится в обратной зависимости с уровнем издержек обращения, так как на

мелкооптовый  отпуск товаров затрачивается меньше труда в расчете на единицу товарооборота.

    На уровень издержек обращения  в книжной торговле оказывают  влияние и

объективные (внешние) факторы, не связанные с  деятельностью торговых предприятий.

     К их числу относятся производственные, транспортные факторы, изменение цен и стоимости услуг, предоставляемых другими отраслями народного хозяйства.

    Важнейшим производственным фактором  выступает географическое размещение предприятий промышленности,  максимальное приближение их к районам потребления продукции.  Такое размещение производства позволяет сокращать затраты в торговле на перевозку товаров и сроки доставки потребителям.

    Транспортные факторы влияют  на издержки обращения торговли. Для

перевозки используются различные виды транспорта:

железнодорожный, водный, воздушный, автомобильный. Часть  товаров пересылается почтой. Применение наиболее прогрессивных видов и форм транспортировки товаров оказывает большое влияние на уровень транспортных расходов.

    На издержки обращения торговли  оказывают влияние ценностные факторы — уровень цен на товары и тарифов на услуги.

    Изменение розничных цен на  товары находится в обратной зависимости с уровнем издержек обращения. При снижении цен и неизменном объеме товарной массы, уровень связанных с ней издержек обращения повышается. Повышение цен при неизменных расходах приводит к снижению уровня издержек обращения.

    Учет и анализ издержек обращения  производится по ценам соответствующего периода. Но в целях более правильной оценки динамики уровня издержек обращения за ряд лет, он должен быть определен к товарообороту, исчисленному в сопоставимых ценах. Это достигается при помощи индекса цен.

Информация о работе Экономическая сущность издержек обращения торгового предприятия, их показатели. Факторы, влияющие на издержки обращения.