Экономическая сущность торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 08:53, контрольная работа

Описание работы

Торговля - обширнейшая область предпринимательской деятельности и сфера приложения труда - получила в последние годы новые импульсы своего развития, существенно расширив "поле и правила игры" в экономике. В нее влилось много новых предприимчивых людей, в ряде случаев коренным образом поменявших свою профессию и жизненные ориентиры.

Работа содержит 1 файл

экон сущность.docx

— 55.94 Кб (Скачать)

1.Экономическая сущность торгового предприятия.

Торговля - обширнейшая область  предпринимательской деятельности и сфера приложения труда - получила в последние годы новые импульсы своего развития, существенно расширив "поле и правила игры" в экономике. В нее влилось много новых предприимчивых людей, в ряде случаев коренным образом поменявших свою профессию и жизненные ориентиры.

“Слова “предприниматель” и “предпринимательство” являются производными от слова ”предпринять”, или сделать что-либо- создать ,организовать ,наладить, заключить сделку, вступить в соглашение и т.п. В широком значении предпринимателем в обыденной жизни, как отмечалось ,часто называется человек, который что-либо предпринимает (создает, организует и т.п.), т.е. действует в интересах достижения главной цели-максимизации прибыли.”[1]

От рядовых спекулятивных  торговых операций и "челночно-палаточного  бизнеса" многие предприниматели  перешли уже к более высокой  стадии торговой деятельности, организовав  индивидуальные или коллективные предприятия. Менеджерам таких предприятий приходится ежедневно сталкиваться с множеством проблем организационного, экономического и финансового характера, которые  приходится решать интуитивно, методом "проб и ошибок", приобретая постепенно практический опыт. И многие из тех, кто уже немного "покрутился " в торговле, считают себя достаточными специалистами в этой сфере деятельности.

Однако умение грамотно, а главное, эффективно торговать - это  тонкое искусство, в котором полагаться лишь на небольшой практический опыт, здравый смысл и интуицию сейчас уже недостаточно. Процесс насыщения  потребительского рынка товарами и  возрастание конкуренции потребуют  от тех, кто недавно влился в этот бизнес и хочет надолго в нем  остаться, глубоких и всесторонних знаний его основ в разрезе  различных аспектов торговой деятельности.

Переучиваться необходимо и  многим работникам торговли с большим  стажем, которые после приватизации своих предприятий остались наедине  с рынком, без опеки специалистов своих бывших торгов, объединений  и других управленческих структур. Многие, полученные ими "еще в  той экономике", знания и практические навыки вступили в противоречие с  современной рыночной практикой, не соответствуют новым условиям хозяйствования и коммерческим возможностям, и следовательно требуют существенного обновления.

Главной целью современного этапа экономических преобразований, проводимых в торговле, является создание благоприятных условий для эффективной  деятельности торговых предприятий.

Достижение этой цели, с  одной стороны, предполагает совершенствование  законодательной, финансовой налоговой  среды, в которой работают торговые предприятия, а с другой – требует  кардинального улучшения работы самих предприятий в условиях рыночных отношений.

Сложность поставленных задач  вызывает необходимость всестороннего  изучения сущности и содержание такого понятия, как предприятие торговли, которое в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта становиться  основным звеном рыночного механизма  отрасли.

 Максимальное использование рыночных и финансовых механизмов, при которых самостоятельность предприятий в осуществлении торгово-производственного процесса в соответствии со спросом потребителей является наибольшей, характерна прежде всего для отраслей, предприятия которых удовлетворяют потребности населения в товарах и услугах, а именно для торговли и общественного питания.

Суть этого вида деятельности составляют товарно-денежные отношения  и товарообменные операции. В широком  смысле слова под товарами и услугами могут пониматься здания, сооружения, помещения, имущество, потребительские и промышленные товары, информация, интеллектуальный продукт (идеи, открытия, патенты и т.д.), валюта, ценные бумаги и любые другие товары и услуги, за которые потребитель готов заплатить деньги. Но, для того чтобы реализовать товар, необходимо его наличие, и, по существу, не имеет принципиального значения, организует предприниматель производство товаров или выступает в качестве посредника между производителями и потребителями, как в торговой сфере.

В гражданском законодательстве Российской Федерации подчеркивается, что под предпринимательской  деятельностью понимается “самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.”[2]

 С учетом изложенного  торговое предприятие может рассматриваться  как форма коммерческого предпринимательства.

“Административная и экономическая  самостоятельность предприятия  обусловлены законодательством  и означают, что предприятие самостоятельно принимает решение, сколько продукции  производить и как ее реализовать, как распределять полученный доход.

Основными характерными чертами  предприятия являются производственно-техническое  единство, выражающееся в общности процессов производства; организационное  единство – наличие единого руководства, плана; экономическое единство, проявляющееся  в общности материальных, финансовых ресурсов, а также экономических результатов работы.”[3]

Акт купли-продажи товаров  базируется на основной формуле товарного  обращения – смене формы стоимости:

Д – Т    и    Т’ – Д’  , где  Д- деньги, Т – товар, и Т’ – товар с выросшими издержками , Д’ – деньги с торговой наценкой.

Из этого вытекает, что  коммерческая работа в торговле –  понятие более широкое, чем простая  купля-продажа товара, т.е. чтобы  акт купли-продажи состоялся, торговому  предпринимателю необходимо совершить  некоторые оперативно-организационные  и хозяйственный операции, в том  числе изучение спроса населения  и рынка сбыта товаров, нахождение поставщиков и покупателей товаров, налаживание с ними рациональных хозяйственный связей, транспортировку  товаров, рекламно-информационную работу по сбыту товаров, организацию торгового обслуживания и т.д.

Простая перепродажа товаров  с целью получения прибыли, или  иначе «делание» денег из нечего, является по существу спекулятивной  сделкой, не представляющей собой полезной коммерческой деятельности (благородного бизнеса).

 Под торговым предприятием понимается самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования имущественного комплекса и специфической организационной структуры с целью удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли осуществляет закупку, хранение и реализацию покупателям товаров, которые соответствуют их разнообразным потребностям.

Раскрывая сущность предприятия  торговли, необходимо рассматривать  его в трех аспектах: юридическом, хозяйственном и отраслевом (Рис.1)

 

Экономическая сущность торговых предприятий обусловлена выполняемыми функциями, характерными для всех хозяйствующих  субъектов отрасли.

Основной функцией торговли является реализация товаров. Эту функцию  в соответствии с классической экономической  теорией можно рассматривать  в двух аспектах:

1) реализация потребительской стоимости, т.е. доведение конкретного товара от производителя до потребителя путем применения таких технологических операций, как транспортировка, прием товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка, упаковка товаров и т.д.;

2) реализация стоимости товара, в результате чего конкретный товар получает общественное признание. В момент купли-продажи (Д-Т), т.е. выполнения расчетных операций, происходит смена форм стоимости и форм собственности: товарная форма стоимости обменивается на денежную, а товар, находящийся в государственной или иной собственности, переходит в личную собственность потребителя.

В ходе своей деятельности предприятие торговли выполняет и другие функции, связанные с доведением товаров до конечного потребителя. К этим функциям, которые часто называют дополнительным, относятся: изучение покупательского спроса на товары, формирование ассортимента товаров, реклама товаров и услуг, оказание помощи покупателям в выборе товаров, размещение и выкладка их в торговом зале, оказание дополнительных сервисных услуг по доставке купленных товаров на дом покупателю, прием заказов на товары, отсутствующие в продаже, и т.д.

Объем и характер выполняемых  предприятием функций зависит от его хозяйственной самостоятельности, типа, размера, технической оснащенности, места расположения и других факторов.

Осуществляя свои функции, торговые предприятия обеспечивают:

а) развитие производства –  путем организации коммерческой работы по заключению договоров, контрактов, заказов на производство и поставку товаров и т.д., тем самым стимулируя процесс производства и части  объема и ассортимента выпускаемой  продукции;

б) денежное распределение  – путем развития финансово-кредитной  системы, установления уровня и соотношения  цен на товары на основе поддержания  баланса между спросом и предложением;

в) личное потребление –  посредством удовлетворения потребностей населения путем применения различных  форм и методов торгового обслуживания, эффективной направленности рекламных, маркетинговых мероприятий.

“Предприятия всех типов  собственности и организационно-правовых форм могут осуществлять коммерческую деятельность в различных видах. По основной сфере деятельности предприятия  делятся на несколько групп:

• производственные предприятия, выпускающие промышленную, сельскохозяйственную, строительную продукцию;

• предприятия, производящие услуги за плату. К ним относятся  мастерские, аудиторские и юридические  фирмы и т.п.;

• предприятия, занятые посредничеством (торговлей, биржевой деятельностью) и  инновациями (исследованиями, разработками и ноу-хау);

• предприятия, занятые сдачей в пользование (кредит, лизинг, аренду, траст) имущества.”[4].

Раскрывая сущность предприятия  торговли, рассмотрим его в трех аспектах: юридическом, хозяйственном  и отраслевом.

1.2  Юридическая основа  торгового предприятия.

Основными хозяйствующими субъектами на потребительском рынке, осуществляющими  розничную продажу товаров, выступают  торговые предприятия (юридические  лица) и отдельные предприниматели (физические лица).

“Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица должны иметь  самостоятельный баланс и (или) смету.”[5]

По формам создания и функционирования различают три принципиальных вида торговых предприятий, основанных на личной и коллективной формах собственности: индивидуальные, партнерские и корпоративные.

1. Индивидуальное торговое  предприятие представляет собой  хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный за счет капитала только одного предпринимателя (или членов одной семьи). Такие предприятия в соответствии с действующим законодательством могут быть созданы в следующих организационно-правовых формах:

а) индивидуальное предприятие, основанное на личной собственности  физического лица и исключительно  на его труде;

б) семейное предприятие, основанное на семейной собственности и использовании  труда членов одной семьи, проживающих  совместно;

в) частное предприятие, основанное на личной собственности физического  лица, но с правом найма рабочей  силы.

2. Партнерское торговое  предприятие представляет собой  хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный для осуществления совместной деятельности двумя и более предпринимателями, объединившими свой капитал. Каждый из партнеров является представителем торгового предприятия и несет имущественную ответственность по его обязательствам. В соответствии с действующим законодательством партнерские торговые предприятия создаются в следующих организационно-правовых формах:

а) общество с ограниченной ответственностью;

б) общество с дополнительной ответственностью;

в) полное хозяйственное  общество;

г) коммандитное товарищество.

3. Корпоративное торговое  предприятие представляет собой  хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный в форме акционерного общества. Такое общество имеет уставной фонд, поделенный на определенное количество акций одинаковой номинальной стоимости, и несет ответственность по обязательствам только в пределах своего имущества. Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров.

Исполнительным органом, осуществляющим оперативное управление, является правление акционерного общества во главе с его председателем. В акционерном обществе может  быть создан наблюдательный, осуществляющий контроль за деятельностью правления.

Информация о работе Экономическая сущность торгового предприятия