Экономическая сущность торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 08:53, контрольная работа

Описание работы

Торговля - обширнейшая область предпринимательской деятельности и сфера приложения труда - получила в последние годы новые импульсы своего развития, существенно расширив "поле и правила игры" в экономике. В нее влилось много новых предприимчивых людей, в ряде случаев коренным образом поменявших свою профессию и жизненные ориентиры.

Работа содержит 1 файл

экон сущность.docx

— 55.94 Кб (Скачать)

Минимальный размер уставного  фонда торгового предприятия, создаваемого в форме акционерного общества, регулируются государством. В соответствии с действующим  законодательством корпоративные  торговые предприятия создаются  в таких организационно-правовых формах:

а) открытое акционерное  общество;

б) закрытое акционерное  общество.

Рассмотренные правовые основы создания торговых предприятий показывают, что их деятельность может осуществляться в весьма разнообразных организационно-правовых формах. Выбор конкретных их этих форм учредителями торгового предприятия  осуществляется обычно в два этапа:

На первом этапе определяется принципиальный вид торгового предприятия (индивидуальное, партнерское, корпоративное), в рамках которого будет избрана  та или иная организационно-правовая форма его деятельности. В этих целях должны быть подробно рассмотрены  преимущества и недостатки создания и функционирования торговых предприятий  различных видов.

Индивидуальные предприятия  являются наиболее эффективной формой функционирования относительно небольших  по размерам торговых предприятий, реализующих одну или несколько однородных групп продовольственных или непродовольственных товаров. По мере накопления предпринимателями необходимого стартового капитала этот вид может быть использован и для создания средних по размерам торговых предприятий.

Партнерские предприятия  являются наиболее эффективным видом  функционирования средних торговых предприятий; это не исключает, однако, использования этого вида при  создании как небольших (при объединении 2-3 партнеров), так и крупных торговых предприятий (при расширении состава  их учредителей и привлечении  значительного объема их капитала).

Корпоративные предприятия  являются наиболее эффективным видом  функционирования крупных торговых предприятий, но в отдельных случаях  этот вид может быть использован  и для создания предприятий средних  размеров (нижняя граница размера  предприятия определяется установленной  минимальной суммой уставного фонда  акционерного общества).

На втором этапе в рамках избранного вида определяется конкретная организационно-правовая форма деятельности торгового предприятия. Этот выбор  определяется рядом факторов:

- общие факторы:

• намечаемые масштабы торговой деятельности;

• капиталоемкость избранной торговой деятельности (удельные затраты капитала в данном сегменте потребительского рынка );

• предусматриваемые темпы развития предприятия в стратегической перспективе;

• особенности предоставления налоговых и иных льгот предприятиям отдельных форм;

• государственное регулирование минимального размера уставного фонда предприятий отдельных форм;

• - индивидуальные факторы:

• имеющийся (возможный) размер стартового капитала, который предприниматель может вложить в торговый бизнес;

• индивидуальная мотивация к формам предпринимательской деятельности (предрасположенность к индивидуальной или коллективной деятельности, отношение к формам партнерского контроля и т.п.);

• уровень профессионализма предпринимателя (наличие специального торгового образования, практический опыт работы в торговле и т.п.);

• отношение предпринимателя к высоким хозяйственным рискам и личной имущественной ответственности по обязательствам.

Детальный анализ этих факторов позволяет сделать обоснованный выбор наиболее эффективной организационно-правовой формы деятельности торгового предприятия  с учетом конкретных намерений и  предпочтений его учредителей.

1.3 Хозяйственная основа  торгового предприятия.

 По сравнению с юридическим большую степень конкретизации имеет хозяйственный аспект, в соответствии с которым, предприятием считается самостоятельный хозяйствующий субъект рыночных отношений, созданный в целях удовлетворения определенных общественных потребностей и получения прибыли.

Для осуществления хозяйственной  деятельности каждое торговое предприятие  должно располагать определенным имуществом, принадлежащим ему на правах собственности. Все виды такого имущества в совокупности называются активами торгового предприятия.

В зависимости от характера  участия в хозяйственном процессе и скорости оборота все имущественные  ценности торгового предприятия  подразделяются на два основных вида: 1) оборотные активы; 2) внеоборотные активы.

Оборотные активы (или оборотный  капитал) представляют собой совокупность имущественных ценностей торгового  предприятия, обслуживающих текущий  хозяйственный процесс и полностью  потребляемых в течение одного торгово-производственного  цикла.

“Оборотные средства предприятия - это совокупность денежных и материальных средств ,авансированных в средства производства, однократно участвующих в производственном процессе и полностью переносящих свою стоимость на готовый продукт. Оборотные средства обеспечивают непрерывность и ритмичность всех процессов, протекающих на предприятии (фирме): снабжения, производства, сбыта, финансирования. В России в оборотных средствах сосредоточено  до 40% всех ресурсов предприятий.”[6]

Внеоборотные активы (или основной капитал) представляют собой совокупность имущественных ценностей торгового предприятия, многократно участвующих в процессе его хозяйственной деятельности и переносящих на издержки обращения свою использованную стоимость частями.

Как оборотные, так и внеоборотные активы торгового предприятия подразделяются на отдельные виды .

К оборотным активам относятся :

  • Запасы товаров
  • Запасы материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов
  • Дебиторская задолженность
  • Денежные активы
  • Краткосрочные финансовые вложения
  • Прочие виды оборотных активов

  К  внеоборотным  активам относятся :

  • Основные средства
  • Нематериальные активы
  • Незавершенные капитальные вложения
  • Долгосрочные финансовые активы
  • Прочие виды внеоборотных активов.

    Так в составе оборотных активов торгового предприятия выделяют следующие их виды:

1. Запасы товаров. К  ним относятся товарные запасы  всех видов, предназначенные для  реализации. В составе баланса  они отражаются как по покупной (в ценах закупки), так и по  продажной (в ценах возможной  реализации) стоимости.

2. Запасы материалов, малоценных  и быстроизнашивающихся предметов.  В состав материалов включаются  разнообразные их виды, предназначенные  для ремонта; упаковочные материалы.  В состав малоценных и быстроизнашивающихся  предметов входят средства труда  со сроком эксплуатации до  одного года и стоимостью до 15 необлагаемых налогом минимумов  доходов граждан.

3. Дебиторская задолженность  (расчеты с дебиторами). К ней  относится задолженность юридических  и физических лиц торговому  предприятию за товары и других  видов.

4. Денежные активы. К ним  относятся денежные средства  торгового предприятия в кассе,  на расчетном и валютном его  счетах и в других формах.

5. Краткосрочные финансовые  вложения. В их состав входят  вложения средств предприятия в различные ценные бумаги, на депозитные счета в банках и т.п. на срок менее одного года. По своему экономическому содержанию они представляют собой форму временного использования свободных денежных активов торгового предприятия с целью получения доходов по ним в краткосрочном периоде.

6. Прочие виды оборотных  активов. К ним относятся расходы  будущих периодов (затраты, произведенные  в данном отчетном периоде,  но которые будут отнесены  на издержки обращения в будущих  отчетных периодах) и некоторые  другие их виды.

В составе внеоборотных активов торгового предприятия выделяют такие их виды:

1. Основные средства. В  их состав входят принадлежащие  торговому предприятию средства  труда в форме зданий, помещений,  машин, механизмов, оборудования  и других со сроком службы  более одного года и стоимостью  свыше 15 необлагаемых налогом  минимумов доходов граждан.

2. Нематериальные активы. К ним относятся приобретенные  торговым предприятием права  пользования товарными знаками,  патентами, лицензиями, «ноу-хау», авторскими  правами и другие аналогичные  имущественные права.

3. Незавершенные капитальные  вложения. К ним относятся незавершенные  реальные инвестиции торгового  предприятия в новое строительство,  реконструкцию помещений и другие  реальные объекты.

4. Долгосрочные финансовые  вложения. К ним относятся долгосрочные (на срок более одного года) финансовые инвестиции торгового  предприятия в уставные фонды  совместных предприятий, в разнообразные  фондовые и денежные инструменты  (акции, долгосрочные облигации,  долгосрочные депозитные вклады  и т.п.).

5. Прочие виды внеоборотных активов. В их состав входят оборудование, предназначенное к установке, расчеты с участниками и некоторые другие их виды.

Формирование активов  торгового предприятия связано  с тремя основными этапами  его развития: 1) созданием нового предприятия: 2) реконструкцией и модернизацией  действующего предприятия; 3) созданием  новых структурных единиц (магазинов, филиалов и т.п.) действующего предприятия.

 Второй и третий  этапы формирования активов представляют  собой формы инвестиционной деятельности  предприятия.

Определение потребности  в отдельных видах активов  нового торгового предприятия осуществляется в процессе разработки бизнес-плана  его проекта. При определении  этой потребности необходимо учесть, что состав активов вновь создаваемого предприятия торговли имеет ряд  отличительных особенностей:

а) в составе оборотных  активов на этой стадии полностью  отсутствует дебиторская задолженность  в связи с тем, что торговая деятельность еще не начиналась. Кроме  того, до минимума сведен размер краткосрочных  финансовых вложений (они включаются в состав активов только в том  случае, если взнос учредителей в  уставной фонд внесен в форме отдельных фондовых или денежных инструментов);

б) в составе внеоборотных активов на этой стадии практически полностью отсутствуют нематериальные активы, незавершенные капитальные вложения и долгосрочные финансовые вложения (они формируются в процессе последующей инвестиционной деятельности торгового предприятия).

С учетом изложенного, расчет потребности в активах нового торгового предприятия осуществляется в разрезе следующих их видов: а) основные средства; 6) запасы товаров; в) запасы материалов, малоценного и  быстроизнашивающегося инвентаря; г) денежные активы.

1.4  Отраслевая основа торгового предприятия.

Специфика торговых предприятий  в максимальной степени раскрывается через отраслевой аспект их деятельности.

Торговое предприятие  имеет четко выраженное целевое  назначение и характеризуется единством  материально-вещественной, торгово-технологической  и организационно-экономической  структур.

Под материально-вещественной структурой понимается общность материальных ресурсов, использование однотипных помещений и однородного торгово-технологического оборудования.

Торгово-технологическая определяется общностью назначения реализуемых товаров и методов их продажи, единством операций технологического процесса и обслуживания, однородностью размещения и функциональной взаимосвязи торговых, складских, производственных и вспомогательных помещений.

Организационно-экономическая  структура характеризуется хозяйственной  обособленностью предприятия, наделением его юридическими правами и ответственностью за свою деятельность, единой системой учета и отчетности, однотипной методикой  анализа и планирования торговой деятельности.

В соответствии с отраслевым аспектом и в зависимости от выполняемых  функций выделяют предприятия розничной  торговли, оптовой торговли и предприятия  общественного питания. Каждая из этих торговых подсистем имеет как  свои, так и специфические признаки классификации.

В зависимости от специфики  операции купли – продажи товаров  в составе товарооборота торгового  предприятия выделяют его следующие виды:

1. Розничный товарооборот, который характеризует объемы  продажи непосредственно населению  потребительских товаров для  собственного использования.

2. Оптовый товарооборот, который характеризует выручку  от продажи потребительских товаров,  которые прошли определенную  техническую обработку на данном  предприятии (хранение, оптовая рассортировка,  транспортирование, предпродажная  подготовка и др.), разным оптовым  покупателям для последующей  реализации конечным потребителям.

Информация о работе Экономическая сущность торгового предприятия