Экономическая сущность эффективности производства, показатели и методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение особенностей экономической эффективности производства.
В данной курсовой работе необходимо рассмотреть следующие задачи:
1. Изучить сущность экономической эффективности производства;
2. Рассмотреть показатели и формы экономической эффективности производства.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..….3
1. Экономическая сущность эффективности производства ………………….5
1.1 Понятие и сущность эффективности производства……………………… 5
1.2 Формы эффективности производства …………………………………….11
2 Измерение эффективности производства……………………………….. 17
2.1 Методы и методики анализа эффективности производства …………….17
2.2 Характеристика финансовых результатов……………………….………28
Заключение…………………………………………………………….………. 47
Список литературы ……………………………………………………………48

Работа содержит 1 файл

эконом. орг. маша б. (1).doc

— 422.00 Кб (Скачать)
ign="justify">     В соответствии с этими определениями  на практике при экономических расчетах различают «общую» (абсолютную) и  «сравнительную» экономическую  эффективность.

     Общая (абсолютная) эффективность затрат и ресурсов может определяться на всех уровнях хозяйствования и рассчитывается как отношение общей величины экономического эффекта к отдельным видам затрат основных ресурсов.

     В качестве обобщающих показателен эффективности  на народнохозяйственном уровне широко применяются два показателя:

     — рост произведенного валового внутреннего продукта (национального дохода) на душу населения;

     — производство валового внутреннего продукта (национального дохода) на 1 руб. (единицу) затрат».

     Показатели, используемые для определения уровня эффективности в масштабе народного хозяйства, региона, отрасли, незначительно отличаются от показателей, применяемых на уровне первичных субъектов хозяйствования, и носят частный характер. На уровне предприятия система показателей общей экономической эффективности включает показатели как по видам используемых ресурсов, так и оценочные.

     «Современный  инструментарий оценки эффективности  бизнеса достаточно широк: от набора классических финансовых показателей  до новых концепций экономической  добавленной стоимости и сбалансированной системы показателей. Однако по мере того как предприятия растут, и их система управления развивается, руководителям все сложнее становится понять, какие именно продукты, процессы и подразделения влияют на эффективность бизнеса. Зачастую бывает так, что у крупного предприятия насчитывается более тысячи показателей операционного характера. С увеличением размера и сложности предприятия также увеличивается инертность, запаздывание между процессами функционирования предприятия и его финансовыми результатами растет. Что самое важное в крупных, сложно устроенных предприятиях: нефинансовая и финансовая эффективности сосредоточены в различных ее частях. Показатели функционального характера рассеяны по всему предприятию, в то время как финансовые относятся ко всему предприятию в целом и его бизнес-единицам».

     Главным оценочным показателем деятельности предприятия является прибыль. К  оценочным показателям эффективности  традиционно относят:

     - рентабельность продукции;

     - рентабельность производственных фондов;

     - производство продукции на 1 руб. затрат;

     - относительную экономию основных и оборотных фондов, а также материальных, трудовых затрат и фонда оплаты труда.[1]

     Итогом  хозяйственной деятельности фирмы  выступает ее доход.

     Доход — определенная денежная сумма, получаемая фирмой в результате производства и реализации благ или услуг за определенный период времени. В категории дохода отражается экономическая результативность деятельности фирмы, ее хозяйственной политики, выбора стратегических и тактических решений. Динамика дохода, его величина свидетельствуют о степени эффективности деятельности фирмы, общественном признании производимой ею продукции, наконец, о месте и роли фирмы на соответствующем рынке.

     От  величины дохода в значительной степени  зависит и прибыль фирмы. Нынешняя экономическая теория трактует прибыль как доход от использования факторов производства — труда, земли, капитала и предпринимательства.

     В количественном отношении прибыль  представляет собой разность между  общей выручкой и издержками, но если существуют два подхода к определению и измерению издержек, то и содержание понятия «прибыль» следует рассматривать в двух аспектах — бухгалтерском и экономическом.

     Бухгалтерская прибыль есть разность между общей  выручкой и внешними издержками. Напомним, что к последним относят явные, фактические издержки: заработную плату, затраты на топливо, энергию, вспомогательные материалы, проценты по ссудам, арендную плату, амортизацию и т.д. В экономической теории и практике совокупность постоянных и переменных издержек относят к хозяйственным издержкам. Совокупные хозяйственные издержки вместе с нормальной прибылью составляют экономические затраты (издержки). Разность между общей выручкой и экономическими издержками образует экономическую, или чистую, прибыль.

     Экономическая прибыль есть определенный излишек совокупного дохода над экономическими затратами. Ее наличие заинтересовывает производителя именно в данной сфере бизнеса. В то же время она побуждает другие фирмы к вступлению в эту сферу. Это способствует расширению круга производителей, увеличению предложения и по известным нам причинам — снижению рыночной цены. Последнее приводит к снижению (а возможно, — и к исчезновению) экономической прибыли, что вызывает отток ряда фирм из данной сферы бизнеса и попытки их проникновения в другие сферы. Уменьшение числа производителей приведет к сокращению предложения и, как результат, — к повышению рыночных цен. Экономическая прибыль опять станет положительной и будет расти.

     Для производства важен вопрос размера  прибыли. Существуют абсолютный и относительный показатели прибыли. Что касается абсолютной величины прибыли, то она выражается понятием «масса прибыли». Сама по себе масса прибыли еще ни о чем не говорит, поэтому данная величина всегда должна сопоставляться с годовым оборотом фирмы или величиной ее капитала. Важен при этом и показатель динамики прибыли, сравнение ее величины в данном году с соответствующей величиной предыдущих лет.

     Относительным показателем прибыли является норма  прибыли (рентабельность), демонстрирующая степень отдачи производственных факторов, применяемых в производстве.

     «Эффективность  применительно к отдельно взятой хозяйственной единице не тождественна эффективности в масштабах общества. Если предприятие осуществляет свою деятельность с минимальными затратами всех факторов производства, в этом случае мы говорим о производственной эффективности или эффективности производства отдельной хозяйственной единицы.

     Экономическая эффективность характеризует результативность всего общественного производства. С точки зрения

     национальной  экономики, эффективным будет считаться такое состояние, при котором наиболее полно удовлетворены потребности всех членов общества при данных ограниченных ресурсах.

     Экономическая эффективность национальной экономики  — это состояние, при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого члена общества. Такое состояние называется Парето-эффективностью (по имени итальянского экономиста В.Парето)»

     Совершенствование хозяйственного механизма на макроуровне проявляется в росте ВВП и в отсутствии таких негативных проявлений в экономике как: бюджетный дефицит, инфляция, кризис, увеличение безработицы пр..

     «Система  показателей эффективности процессов  и предприятия должна учитывать три основные потока информации:

     — информация о качестве продукции или услуги, о степени соответствия требованиям клиента, стабильности и воспроизводимости параметров продукта;

     — информация о качестве процесса, его эффективности и ресурсоемкости, стабильности и воспроизводимости параметров процесса;

     — информация о степени удовлетворенности клиента, возможности и выполнимости предвидимых потребностей клиента»

     В современных условиях повышения  эффективности производства можно  достичь преимущественно за счет развития инновационных процессов, получающих конечное выражение в новых технологиях, новых видах конкурентоспособной продукции. Поиск и использование инноваций непосредственно на предприятиях является актуальной проблемой.

     Развитие  новых технических и организационно-технологических решений, совершенствование основных принципов управления применительно к специфике отечественного рынка создают условия для обновления процессов воспроизводства на предприятиях и дают дополнительный импульс для экономического роста. По своей природе инновации включают в себя не только технические или технологические разразботки, но и любые изменения в лучшую сторону во всех сферах научно-производственной деятельности. Постоянное обновление техники и технологий делает инновационный процесс основным условием производства конкурентоспособной продукции, завоевания и сохранения позиций предприятий на рынке и повышения производительности, а также эффективности предприятия.

     Австрийский экономист Шумпетер Й. Является основоположником теории инноваций. Он рассматривал инновацию (техническую) как средство предпринимателя для получения прибыли и обосновал, что «динамичный предприниматель» является источником конъюнктурных колебаний. Анализируя причины этих колебаний, Й. Шумпетер, впервые в экономической науке, выделил и дал характеристику «новых комбинаций изменений в развитии».

     Шумпетер  выделил пять типичных изменений:

     — изготовление продукции с новыми свойствами;

     — внедрение нового метода (способа) производства;

     — освоение новых рынков сбыта;

     — использование нового источника сырья;

     — проведение соответствующей реорганизации производства.

     В 30-х годах Шумпетер И. подразумевал под понятием «инновация» любое  возможное изменение, происходящее вследствие использования новых или усовершенствованных решений технического, технологического, организационного характера в процессах производства, снабжения, сбыта продукции и т.п.

     Дракер  П.Ф. инновацию определяет как особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг.

     Определение Дракера П.Ф., более полно отражает суть классического определения  Шумпетера Й., одновременно подчеркивая  необходимость практической реализации нового товара и значение предпринимательского фактора в качестве условия эффективности развития производства.

     В соответствии с международными стандартами  инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

     Традиционно все инновации делятся на две  основные категории:

  1. технологические
  1. нетехнологические.

     Большинство исследователей уделяют наибольшее внимание технологическим инновациям, являющимся прямой характеристикой интенсивности развития производства. К ним относят все изменения, затрагивающие средства, методы, технологии производства, определяющие научно-технический прогресс. Соответственно, инновации организационного, управленческого, правового, социального, экологического характера относят к нетехнологическим инновациям.

     Максимизация  выходных параметров раскрывается в  эффективности в области производства товаров и услуг. Товарная политика предполагает определенный курс действий товаропроизводителя или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированию ассортимента и его управлению; поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне; нахождению для товаров оптимальных товарных ниш (сегментов); разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживания товаров. Отсутствие товарной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за воздействия случайных или преходящих текущих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров.

     Товарная  политика, хотя и очень важная, но тем не менее лишь составная часть  хозяйственной и маркетинговой политики предприятия. В силу этого принцип «товар выбирает покупателя» в сочетании с созданием для покупателей широких возможностей выбора должен закладываться непосредственно в производстве. Система конструирования, моделирования, дизайна, механизм стимулирования должны ориентироваться на конкретного потенциального потребителя, в расчете на которого производитель должен выпускать товары.

Информация о работе Экономическая сущность эффективности производства, показатели и методы