Экономическая сущность лизинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в исследовании экономической сущности лизинга, места и роли лизинга в рыночной экономике, особенностей становления и развития лизинговых отношений в современной России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие, сущность и виды лизинга;
раскрыть преимущества и недостатки лизинга;
провести анализ и определить тенденции развития лизинга в России;
исследовать порядок расчета лизинговых платежей;
предложить мероприятия по совершенствованию и развитию лизинга.

Содержание

Введение

1. Экономическая сущность и значение лизинга

1.1 Понятие, сущность и виды лизинга

1.2 Преимущества и недостатки лизинга

2. Анализ рынка лизинговых услуг за рубежом и в России

2.1 Особенности мирового развития лизинга

2.2 Анализ рынка лизинговых услуг в России

3. Мероприятия по совершенствованию и перспективы развития рынка лизинга

3.1 Проблемы рынка лизинговых услуг и перспективы его развития

3.2 Порядок расчета лизинговых платежей

Заключение

Список литературы

Приложения

Работа содержит 1 файл

bestref-185582.doc

— 654.00 Кб (Скачать)

     - продолжительность лизинга - не  менее 30 лет;

     - лизинг не должен означать  возможность покупки имущества  по цене ниже разумной рыночной (например, за 1 долл.);

     - лизинг не предполагает графика  платежей «по нисходящей» (что свидетельствовало бы об использовании лизинга в целях ухода от налогов);

     - лизинг должен обеспечить арендодателя  нормальным рыночным уровнем  прибыли;

     - при рассмотрении возможности  продления договора лизинга должна  учитываться реальная рыночная стоимость оборудования.

     До 1977 г. фирмы могли брать оборудование в аренду, не отражая его стоимость  в своих балансах, то есть имел место  забалансовый учет. Поэтому фирмы, уже  обремененные солидными долгами, могли  дополнительно брать оборудование, не показывая возросшую сумму задолженности и подлинные размеры кредитной задолженности. В 1976 г. Департаментом стандартизации финансового учета было издано постановление, обязывавшее учитывать такие финансовые сделки, как приобретение имущества и принятие на себя финансовых обязательств. Целью указанного постановления было разграничить «подлинный лизинг» и фактическую покупку с использованием лизинга. В постановлении фиксировалось, что:

     - право собственности по окончании  сделки переходит к арендатору;

     - лизинговая сделка позволяет купить оборудование по завершении сделки по цене ниже рыночной;

     - срок сделки больше или равен  75% полезного срока службы арендуемого  оборудования;

     - текущая стоимость лизинговых  платежей (без стоимости страхования,  расходов на управление, налогов) больше или равна 90% нормальной рыночной цены оборудования.

     В тех случаях, когда сделка отвечала хотя бы одному из этих условий, имущество  учитывалось на балансе арендатора как актив с корреспондирующим  долговым обязательством в пассиве («Обязательства по финансовому лизингу»).

     Великобритания

     В Великобритании лизинг получил развитие только после 1970 г., то есть после введения системы налоговых льгот. Компании могли вычитать 100% инвестиций из налогооблагаемой прибыли в году, в котором они  производились. Эти льготы были существенны только для компаний с высокой доходностью, но косвенно они были доступны и арендаторам. Компания могла воспользоваться налоговыми льготами лишь в конце отчетного года, а потому, произведя инвестиции в начале года, до получения выгод от этих льгот ей приходилось ждать некоторое время. Однако если компания продавала оборудование лизинговой компании и затем брала его в аренду (при условии, что у лизинговой компании конец года наступал раньше), то косвенные выгоды можно было получить быстрее. Налоговая инвестиционная льгота не была безвозмездной, она возвращалась обратно через налоги на арендные платежи, но тем не менее представляла собой беспроцентную ссуду, равную 52% стоимости имущества, что отражалось и на стоимости лизинга для арендатора.

     В 1984 г. английское правительство объявило, что «корпоративный» налог (corporate tax) будет снижен с 52 до 35% к апрелю 1986 г. Изменения происходили постепенно, и ценность этой льготы с понижением ставки налога значительно уменьшилась, следовательно, сократилась стоимость покупки и лизинга, но он продолжает занимать важное место в экономике Великобритании.

     Так как «корпоративный» налог сокращался постепенно, изменения не сразу сказались на развитии лизинга. Часть налоговых льгот сохранилась. Так, в течение первого года арендные платежи не облагаются налогом. Это очень выгодно для лизингополучателей продукции.

 

      Франция

     Во  Франции, где лизинг получил большое  распространение, чаще употребляется  термин credit-bail (кредит-аренда). Лизинг движимого имущества во Франции начался в 1960 г., а Закон о лизинге был принят в 1966 г. Закон ввел налог на уступку прав на оборудование при перепродаже арендатору (он исчисляется из стоимости оборудования в момент уступки), налог на уступку прав третьему лицу, налог на добавленную стоимость (на разницу между стоимостью по балансу и ценой уступки).

     Лизинг  недвижимости также регламентируется Законом 1966 г. В 1967 г. во Франции были созданы общества по операциям с  недвижимостью в сфере промышленности и торговли (СИКОМИ), имевшие форму акционерных компаний. Лизинговым компаниям СИКОМИ предоставляются существенные налоговые льготы: часть прибыли не облагается налогом, возможно применение ускоренной амортизации и т.д.

     В настоящее время в стране развивается  лизинг самолетов и вертолетов, судов и барж, подъемно-транспортного оборудования, контейнеров, вычислительной техники, медицинского оборудования, полиграфического и крупного промышленного оборудования.

     Италия

     Первая  лизинговая компания в Италии появилась  в 1963 г. В настоящее время Итальянская лизинговая ассоциация насчитывает более 50 компаний. Так, крупнейшая итальянская лизинговая группа «Локафит» передает в лизинг землеройные машины, сельскохозяйственные машины, оборудование для офисов, компьютеры, недвижимость, транспорт (автомобили, самолеты и т.д.). При этом группой были созданы совместные фирмы в Германии, Франции, США, Испании, Китае, Венгрии и других странах.

     В Италии законодательно закреплены налоговые  льготы по лизингу для общественных организаций, также определенные льготы предусмотрены при проведении лизинговых операций в некоторых отраслях экономики.

 

      Япония

     Century Leasing System - первая лизинговая компания  в Японии, которая была создана  в 1969 г. и оплаченный капитал  которой составил 584 млн иен. В состав акционеров компании вошли коммерческие банки, торговые и страховые компании. Century Leasing System имела филиалы в Гонконге, Сингапуре, Великобритании.

     Германия

     В Германии лизинг считают не столько  альтернативой продажам, сколько  одной из наиболее эффективных форм реализации оборудования, техники, автомобилей. Статистика свидетельствует, что в течение нескольких последних лет передаваемое в лизинг имущество его непосредственными производителями увеличивается в среднем на 6%. К примеру, лидеры автомобильного рынка «Мерседес», «Фольксваген», «БМВ» и «Опель» являются учредителями ведущих лизинговых компаний, через которые осуществляют сбыт своей продукции во многие страны мира, а также поставку оборудования для новых заводов, производящих автомобили различных моделей.

     Основная  масса лизинговых инвестиций в Германии осуществляется компаниями, входящими  в состав Национальной федеративной ассоциации лизинговых компаний. Уставный капитал более половины лизинговых компаний Германии составляет в среднем  5 млн евро и более чем у трети - свыше 5 млн евро, что позволяет привлекать кредитные ресурсы в размере сотен миллионов евро. Однако высокая результативность присуща не только крупным лизинговым фирмам: каждая шестая лизинговая компания создавалась с уставным капиталом от 25 тыс. до 500 тыс. евро.

     Чехия

     Чешский лизинг занимает одну из ведущих позиций  в рамках лизинговых рынков посткоммунистических стран Центральной и Восточной  Европы как по объему стоимости заключенных  лизинговых сделок, так и с точки  зрения уровня разработки и качества предлагаемых лизинговых услуг. По объему новых заключенных сделок лизинговый рынок Чехии опережает даже ряд развитых рынков и Западной Европы, в том числе датский, норвежский, финский, греческий и португальский.

     В структуре ассортимента на лизинговом рынке доминирующим стал лизинг легковых автомобилей. Он является движущей силой чешского лизинга, причем не только с точки зрения количества, но также с точки зрения шкалы предлагаемых лизинговых продуктов и дополнительных услуг. Значительной на лизинговом рынке является также доля лизинга грузовых автомобилей (около четверти рынка автотранспорта).

     Ведущее место на чешском лизинговом рынке  занимает финансовый лизинг, являясь  средством реализации инвестиций (инвестиции в форме лизинга составляют около 30% от общего объема инвестиций). Спрос на лизинговые услуги более зависит от необходимости управления финансовыми потоками торговых обществ, чем от заинтересованности заказчиков в рациональном и несложном управлении имущества, предоставленного в лизинг.

     На  лизинговом рынке Чехии продолжает повышаться роль дочерних обществ банков, а также лизинговых обществ крупных  производителей и импортеров.

     Тенденции развития чешского лизинга подтверждают, что в экономическом развитии страны он играет довольно значительную роль, став неотъемлемой частью рыночной экономики и относительно стабильным сегментом финансового рынка Чехии.

     Польша

     В Польше лизинговые операции начали активно  развиваться с конца 80-х гг., когда  появился первый закон о прямых иностранных инвестициях в стране. Уже в 1998 г. пятнадцать крупнейших лизинговых компаний Польши сдали в долгосрочную аренду оборудование общей стоимостью 1,1 млрд долл., таким образом, на 58% был превзойден уровень 1997 г. В настоящее время рост лизингового рынка Польши составляет около 10% в год.

 

      2.2 Анализ рынка лизинговых услуг в России

 

     В 2005 г. лизинг продемонстрировал  значительные и даже неожиданные  темпы роста. Казалось бы, чем больше становится объем рынка, тем меньше прирост в процентном выражении. Однако создается впечатление, что ежегодные темпы прироста рынка лизинга более 50% в течение послекризисных лет были лишь разминкой, а настоящий рост только начинается. Рынок вступает в новую фазу развития: когда правовое поле относительно устоялось, технологии сделок отработаны, накопилась арбитражная практика, выросло поколение специалистов по лизингу. На смену пионерам-первопроходцам лизингового бизнеса приходят российские и международные компании-тяжеловесы.

     В 2005 г. объем всего российского рынка лизинга составил 10 млрд. долл. Выручка лизинговых компаний за год составила несколько меньшую сумму - 4 млрд. долл. по всему рынку. За год суммарная стоимость новых сделок выросла на 79% (за 2004 г. - на 71%), а объем выручки - на 82%, за 2004 г.- на 57%.

     Таким образом, темпы роста лизинговых компаний опережают практически все основные секторы финансовой системы страны и существенно превосходят темп роста экономики в целом. Поэтому растет не только абсолютный размер лизинговых сделок, но и их роль в экономике России.

     Россия  становится одной из ведущих лизинговых стран; если по итогам 2004 г. в мировом  рейтинге она заняла 11-е место, то по результатам 2005 г., она вошла в первую десятку, обогнав Австрию и Австралию.

     В 2001 г. доля лизинга в ВВП составляла 0,5%, а в инвестициях в основные средства - 3%, к 2005 г. эти цифры выросли в 2,5 раза, достигнув 1,3 и 8,2% соответственно.

     Лизинг  все более прочно занимает подобающее ему место в качестве одного из главных финансовых механизмов обновления основных фондов в экономике. Уже сейчас лизинг в России стал главным каналом приобретения ряда важнейших видов основных средств, таких как сельскохозяйственная техника, племенная продукция, авиация, авто- и железнодорожный транспорт.

     Подтверждением  роли лизинга в экономике страны стал тот факт, что лизинг, хотя и косвенно, оказался включен в приоритетные национальные проекты. Основным оператором по реализации приоритетного нацпроекта «Развитие АПК» стало ОАО «Росагролизинг». В соответствии с главной задачей этого проекта - развитием молочного животноводства _ «Росагролизинг» передает в лизинг племенной скот и животноводческие комплексы. Выбор именно лизинга как основного финансового механизма реализации нацпроекта неслучаен: данный финансовый инструмент уже доказал свою высокую надежность и гарантию контроля за целевым использованием бюджетных средств.

     Основной  тенденцией рынка лизинга в 2005 г. было явное усиление конкуренции  между лизингодателями. Именно это  явление, неприятное для каждого  лизингодателя в отдельности, способствовало заметному оживлению всего рынка в целом. Главным событием года стал приход на российский рынок сразу пяти международных гигантов лизинга. Это австрийский «ФБ Лизинг», итальянский «Локат Лизинг Руссия» (при Uni Credit), нидерландский «ИНГ Лизинг», французский «Arval» (при BNP Paribas) и латвийский «Парекс Лизинг».

     Следует сказать, что до сих пор международные  финансовые группы, лизинговые компании и банки относились к России весьма сдержанно: число лизингодателей с  иностранным капиталом можно  было пересчитать по пальцам. К наиболее крупным универсальным компаниям относятся «Райффайзен Лизинг», «ММБ Лизинг» и «Европлан», а также несколько специализированных компаний при поставщиках, такие как «Скания Лизинг», «Вольво Финанс Групп», «Даймлер Крайслер Лизинг Автомобили».

     Но  высокие темпы роста рынка  при хорошей рентабельности и  низких кредитных рисках не оставили иностранцев равнодушными. Привлекательность российского лизинга оказалась столь велика, что некоторые решили именно с него начать свое продвижение. Если компании «ИНГ Лизинг» и «Arval» (BNP Paribas) созданы на базе относительно давно работающих в России иностранных банков, то «ФБ Лизинг» и финансовая группа Uni Credit, стоящая за «Локат Лизинг Руссия», решили начать бизнес здесь именно с лизинговых компаний. Это неудивительно, ведь лизинг во всем мире считается одним из наиболее надежных финансовых инструментов.

Информация о работе Экономическая сущность лизинга