Экономические стратегии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Цель: произвести характеристику экономических стратегий; определить специфические особенности; обозначить основные острые проблемы, связанные с экономическими стратегиями.
Задачи:
1. Изучить сущность экономических процессов организации при стратегическом управлении.
2. Проанализировать выработку стратегии организации.
3. Рассмотреть конкурентные стратегии организации.

Содержание

Введение 3
Глава I. Сущность экономических процессов организации при стратегическом управлении 5
1.1 Общая концепция стратегического управления 5
1.2 Понятие стратегии организации 7
1.3. Виды стратегий 8
Глава II. Выработка стратегии организации 14
2.1. Базовые (типовые) стратегии организации 14
2.2. Выработка стратегии организации 17
Глава III. Конкурентные стратегии организации 20
Заключение 26
Приложение 27
Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 281.50 Кб (Скачать)

    Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Актуальность  рассматриваемой темы очень велика. Изучая её, менеджеры смогут качественнее работать на рынке, правильно оценивая ситуацию и предпринимая необходимые для организации шаги. Экономические стратегии как концепция управления фирмой позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, объяснить, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или им грозит банкротство, т.е. почему происходит постоянное перераспределение ролей основных участников рынка. Она объединяет различные разделы и дисциплины теории фирмы: менеджмент, маркетинг, экономику фирмы, финансовый менеджмент, информационные технологии. Разработка стратегии должна основываться на глубоком понимании рынка, оценке позиции предприятия на рынке, осознании своих конкурентных преимуществ.

    Фактически  стратегия – это управленческий план, направленный на укрепление позиций  организации, удовлетворение потребностей ее клиентов и достижение определенных результатов деятельности. Стратегия, которую решило использовать руководство, указывает на то, что «из всех направлений, имеющихся у нас в распоряжении, и возможных для нас действий, мы решили следовать в выбранном направлении и вести наш бизнес таким образом». Не обладая стратегией, руководитель не имеет продуманного курса движения и программы действий для достижения желаемых результатов.

    Для того чтобы работа компании была максимально  эффективной, руководители должны сочетать в себе способности хорошего разработчика стратегий и умелого специалиста  по их реализации. Чем более продумана стратегия компании и чем более умело он используется, тем выше вероятность того, что компания достигнет хороших результатов в работе. Эффективное использование эффективной стратегии – это испытанный рецепт успеха в бизнесе, но и лучшее испытание качества управления.

    Объектом  курсовой работы являются экономические  стратегии. Предмет курсовой работы – экономические стратегии Российской Федерации.  

    Цель: произвести характеристику экономических  стратегий; определить специфические  особенности; обозначить основные острые проблемы, связанные с экономическими стратегиями.

    Задачи:

  1. Изучить сущность экономических процессов организации при стратегическом управлении.
  2. Проанализировать выработку стратегии организации.
  3. Рассмотреть конкурентные стратегии организации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава I. Сущность экономических процессов организации при стратегическом управлении

    1.1 Общая концепция стратегического управления

    Общая концепция стратегического управления основана на принципах новой управленческой парадигмы, которая базируется на основных экономических процессах, протекающих в любой организации, и составляет основу совершенствования управления ею.

    При осуществлении в России рыночных преобразований возникает проблема выработки такой хозяйственной политики и экономической стратегии, которая позволит организации поддерживать свою конкурентоспособность в обозримой перспективе. Действия организаций и их руководителей уже не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Все шире признается необходимость сознательного управления изменениями на основе их научного предвидения, регулирования, приспособления к целям организации, к изменяющимся внешним условиям. Точно так же и сама организация должна адекватно реагировать на изменения во внешней среде.

    В системе управления организацией различают два взаимодополняющих вида управленческой деятельности:

  • стратегическое управление, связанное с развитием будущего потенциала организации; оно нацелено на изменения и является гибкой моделью управления, не имеющей жестких структур;
  • оперативное управление, реализующее существующий текущий потенциал организации в прибыль; оно устойчиво к изменениям и нацелено на текущую эффективность.

    Руководитель, осуществляющий стратегическое управление, стремится к изменениям, склонен идти на риск, имеет навыки управления по освоению новых направлений, т. е. обеспечивает постоянный потенциал прибыльности. Его задачи состоят в выявлении необходимости и проведения стратегических изменений в организации, создании организационной архитектоники, способствующей стратегическим изменениям; подборе и воспитании кадров, способных провести стратегические изменения в жизнь. Осуществляющий же оперативное управление руководитель выступает против изменений, не склонен к риску, компетентен в анализе, координации и контроле текущей деятельности, поскольку должен превратить экономический потенциал фирмы в реальную прибыль. Он определяет общие оперативные задачи, мотивацию, координацию и контролирует как руководителей, так и исполнителей в рамках организации.

    Как стратегическое, так и оперативное  управление для нормального функционирования предполагают создание и поддержание определенной организационной структуры и культуры, подбор и воспитание кадров. Согласованное управление позволяет:

  • осуществлять процесс планирования стратегии;
  • понять роль и методологию стратегической сегментации рынка и предлагаемых организационных структур управления;
  • разобраться в новом методическом инструментарии, используемом при анализе стратегических альтернатив, выборе и реализации стратегии;
  • наметить и спроектировать систему управления, позволяющую достичь стоящие перед ней цели в условиях стратегических изменений.

    Практика  показывает, что организации, осуществляющие комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли.

    Современным инструментом управления экономическим развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределенности является методология стратегического управления.

    Стратегическое  управление — процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии, включающий

    1) постановку целей;

    2) анализ внешней и внутренней среды, сильных и слабых сторон организации;

    3) определение необходимых ресурсов;

    4) выработку стратегии;

    5) поддержание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют организации добиваться поставленных задач;

    6) контроль за реализацией стратегии;

    7) оценка стратегии.

    Процесс стратегического управления в концентрированном виде представлен на рис. 1.1. (см. приложение).

    Таким образом, деятельность по стратегическому  управлению направлена на обеспечение  длительной жизнеспособности организации в изменяющихся условиях.

    1.2 Понятие стратегии организации

    В течение последних 20 лет понятие  «стратегия организации» широко вошло в теорию и практику менеджмента как интегрированная модель действий, направленных на достижение целей предприятия. По форме она может представлять собой документ; по сути и содержанию — это набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений.

    Если  миссия определяет глобальную цель предприятия, то стратегия — инструмент достижения цели предприятия, предписывающий и определяющий направление и характер движения, путь к достижению цели.

    На  основе стратегии распределяются ресурсы  между выбранными сферами деятельности предприятия, а для ее осуществления необходима соответствующая программа.

    Программу можно рассматривать как набор проектов, каждый из которых представляет собой задание с указанием целей по времени, затратам и результатам. Программа начинается в точке, в которой цель каждой сферы деятельности уже сформулирована, а ресурсы распределены, и заканчивается в точке достижения цели или решения о прекращении работы в данной сфере и перераспределении ресурсов.

    Главная задача стратегии — перевести  организацию из ее настоящего состояния в желаемое будущее состояние путем достижения целей ее развития с максимальной эффективностью. На рис. 1.2. (см. приложение) представлены характеристики понятия «стратегия» и дано определение, которое будет использоваться в данной книге.

    Но  такое понимание стратегии справедливо  только при рассмотрении ее на верхнем уровне управления организацией. Для нижних уровней организационной иерархии стратегия верхнего уровня Превращается в цель, хотя для более высокого уровня она являлась средством. Так, например, стратегия поведения на рынке, разработанная для организации в целом, для ее функциональных служб (маркетинговой, управления персоналом и др.) выступает в виде целевых установок.

    Методика  разработки функциональных стратегий  представлена на рис. 1.3. (см. приложение).

    Фактически, сколько организаций, столько же существует конкретных стратегий. Однако это не означает, что невозможно провести некую типологизацию стратегий управления.

    1.3. Виды стратегий

    На  разработку стратегии, помимо потенциала организации, влияет ряд факторов, среди которых важнейшими являются миссии и цели организации, состояние рынка, конкурентные преимущества, организационная культура, продукция, компетентность высшего менеджмента и уровень его притязаний.

    Краеугольные  вопросы разработки стратегий:

  • какие произошли и в чем состоят изменения во внешней среде (как изменился рынок по объему, структуре, поведению конкурентов, как ведут себя поставщики и др.);
  • в каком направлении должна развиваться товарная политика организации, с тем чтобы в большей степени соответствовать требованиям рынка (каковы спрос на товар, динамика его изменений и прибыльность товара (услуги), какие следует использовать методы ценообразования и др.);
  • в каком направлении должно идти развитие организации (какие виды деятельности развивать, определение целей на перспективу, необходимых ресурсов, источников ресурсов и др.);
  • как сделать реальным новое состояние организации (как осуществить намеченные цели, какие изменения в организации необходимо провести, какие методы при этом использовать и др.)

    От  действующей стратегии зависит  не только возможность реализации потенциала организации, но, в свою очередь, высокий потенциал позволяет расширить круг возможных стратегий, сделать их более активными, наступательными, быстро реагировать на изменения. Стратегии организации должны быть согласованы между собой, а также с глобальной целью (миссией) предприятия, перспективным состоянием внешней среды, конкурентным статусом предприятия.

    Существует  множество классификаций стратегий  в зависимости от основополагающих признаков деления. Рассмотрим основные из них.

    I. Согласно выработке общей стратегии поведения организации на рынке, предложенной М. Портером, выделяют:

  1. Лидерство с минимизацией издержек производства.
  2. Специализация в производстве продукции.
  3. Фиксация определенного сегмента рынка и концентрация усилий фирмы на этом сегменте.

    II. В зависимости от уровня принятия решений на предприятии используются следующие виды стратегий рис. 1.4. (см. приложение).

  1. Корпоративные стратегии (являющиеся общими для организации).
  2. Стратегии по направлениям деятельности организации (стратегии сферы бизнеса).
  3. Функциональные стратегии, примерами которых могут быть стратегии маркетинга, производства, стратегия управлении персоналом и других подразделений.
  4. Стратегии линейных отделений, подразделений и других организационных единиц, занятых конкретным бизнесом.

    III. Стратегии развития бизнеса (базисные или эталонные стратегии) отражают четыре различных подхода к развитию бизнеса и связаны с изменением состояния одного или нескольких элементов организации: продукта; рынка; отрасли; положения фирмы внутри отрасли; технологии.

    Типы стратегий развития бизнеса рис. 1.5. (см. приложение).

  • стратегии концентрированного роста;
  • стратегии интегрированного роста;
  • стратегия диверсифицированного роста;
  • стратегия целенаправленного сокращения.

    IV. Стратегия поведения фирм зависит и от их позиции в конку 
рентном лидировании на рынке.
Можно выделить следующие страте- 
гии (модели поведения) организации: 1) лидер; 2) второй или тре- 
тий «игрок» — стратегия фирм, ближайших к лидеру по размерам, 
способностям и рыночной доле; 3) «последователь» (follower) — 
стратегия всех остальных «игроков», включая действующих в нише; 
4) «новый игрок» (entrant) — стратегия фирмы, входящей на рынок 
впервые, либо за счет формирования своих новых преимуществ, 
либо в результате слияния, поглощения.

Информация о работе Экономические стратегии