Экономический рост: и качество жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 14:49, реферат

Описание работы

Параметры экономического роста, их динамика широко используются для характеристики развития национальных хозяйств, в государственном регулировании экономики. Население оценивает деятельность высших хозяйственных и политических органов той или иной страны прежде всего на основе рассмотрения показателей динамики экономического роста, динамики уровня жизни. Экономический рост, его темпы, качество и другие показатели зависят не только от потенциала национального хозяйства, но в значительной степени от внешнеэкономических и внешнеполитических факторов.

Работа содержит 1 файл

Экономический рост.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

    Следующий важный вопрос. Импорт вытесняет отечественные  товары. Мы можем увеличить платежеспособный спрос, для удовлетворения которого, казалось бы, потребуются наши товары. Но это место пока занимает импорт. Наши товары неконкурентоспособны. Поэтому зарплату и переложить на плечи населения, доходы которого создать конкурентную среду и создать конкурентные преимущества для наших товаров по признаку «качество - цена», А для этого нужно обновить фонды и т. д. В этой связи реорганизация естественных монополий - очень важное дело. Далеко продвинулась реформа РАО ЕЭС уже продемонстрировала крайне неожиданные показатели. А именно; оптовый рынок энергии предлагает более низкую цену, чем государственные тарифы. Вещь совершенно необычная. Все думали, что будет повышение цен, а оказывается, что настоящая конкуренция не вызывает повышения цен. Скажем, сотовая связь каждый год удешевляется, хотя прибыль и капитализация фирм, которые ее предоставляют, растут из-за объема продаж. То же самое происходит и с электроэнергией. Начинает реформироваться, и уже стала лучше железная дорога. Готовится реорганизация «Связьинвеста» и «Ростелекома». Наверное, со временем это ждет и «Газпром» - главную нашу естественную монополию. Таким образом, постепенно будет создаваться конкурентная среда, которая крайне важна для обеспечения экономического роста.

    Какие наиболее крупные вопросы не решаются правительством? Это вопросы создания социальных стимулов экономического развития. Дело в том, что в стране очень  низкая зарплата, а низкая зарплата всегда связана с низкой производительностью. И у нас проводятся социальные реформы без реформы зарплаты, а все социальные выплаты пытаются повесить на предприятия. Но чем больше забирать у предприятия, тем меньше останется ему для развития. В Америке 70% налогов берут с населения, а только 3% - с бизнеса. Благодаря этому бизнес может инвестировать и развиваться. У нас с населения берется меньше 15%, а 85% - с бизнеса. И это продолжается, все накопительные пенсии - с предприятия, хотели реорганизовать жилищно-коммунальное хозяйство опять же за счет предприятий.

    Нужно перестраиваться. В несколько приемов повысить зарплату и переложить на плечи населения, доходы которого повысятся, полную оплату жилья, коммунальных услуг, нужно ввести налог на недвижимость, чтобы богатый больше платил. Нужно, чтобы люди участвовали в накопительных пенсиях, в страховых взносах на медицину и т.д. Для того нужны реформы и повышение зарплаты.

    Очень важно минимум зарплаты довести  до прожиточного минимума. На последних заседаниях Думы большинство депутатов высказалось за это.

    Возможности нашего экономического роста большие, но к сожалению возможность не определяет действительность.

    Причины неудач.

    Таблица 2

    Крупнейшие  финансово-промышленные группы России:

Главный владелец Головная компании Продажи, млн  руб.
1 Алекперов, Маганов, Кукура Лукойл  384 100
2 Абрамович Сибнефть, Миллхаус 183 600
3 Богданов  Сургутнефтегаз  154 700
4 Потанин, Прохоров Интеррос  129 900
5 Ходорковский, Лебедев  ЮКОС 101 600
6 Фридман, Хан  Альфа 93 781
7 Каданников  Автоваз 93 366
8 Мордашов  Северсталь  71 041
9 Дерипаска Базисный элемент  62 487
10 Вексельберг, Балескул Ренова  52 937
11 Блзватник Аксес 52 937
12 Абрамов Евраэ 50 542
13 Рашников  Магнитогорский  МК 48 244
14 Лисин Новолипецкий  МК 38 783
15 Попов, Мельниченко  МДМ 38 618
16 Тахаутдинов Татнефть  34 741
17 Махмудов, Казицин  УГМК  29 705
18 Зузин Мечел 27 528
19 Евтушенков, Новицкий, Гончарук Система 26 483
20 Смушкин, Зингаревич Илим ЛПК  20 046
21 Якобошвили, Пластинин, Дубин  ВиммБилльДанн 12 779
22 Бендукидзе  ОМЗ 8 829
Г 23 Яновский  Металлсинвест 8 108

    Таблица 3

    ВВП на душу населения (% к США в 1999г.):

    Страны  зоны евро     68
    Дания     83
    Нидерланды     79
    Япония     74
    Германия     73
    Португалия     51
    Венгрия     34
    Польша     27
    Мексика     25
    Турция     18
     Россия     18
 

    В России никак не складывается автоматический механизм перемещения имеющихся  накоплений и инвестиционных ресурсов в отрасли обрабатывающей промышленности, сельское хозяйство, экономическую инфраструктуру, науку и образование. Частные деньги либо уходили за рубеж, либо вкладывались во всякого рода финансовые спекуляции, торговлю и отчасти (но лишь отчасти!) в энергосырьевые отрасли. Производство машиностроительной продукции, например, сократилось за годы реформ на 2/3, и даже после 1998 г. никак не может выйти из коматозного состояния.

    Российский  бизнес в период реформ привык работать не из общепринятых в мире 5-15% годовой  прибыли (между тем только такой уровень прибыльности, да и то в лучшем случае, может обеспечить большинство предприятий обрабатывающей промышленности), а из заоблачных 100-300% и более. Государство приучило наших инвесторов к такой невиданной в цивилизованном мире норме доходности на капитал, в частности для обслуживания долговой пирамиды ГКО под доходность 100-200% и 6oлee. Неудивительно, что и до сих пор свободные финансовые средства в России идут куда угодно, но только не туда, где он» больше всего нужны стране.

    Между тем основные фонды страны стремительно разрушаются, новые предприятия практически не строятся, инфраструктура стареет и выхолит из строя. Вне всяких теорий и идеологий очевидно, что без государственного вмешательства, государственных денег, государственной структурной политики мы физически в ближайшие несколько десятилетий обойтись не сможем. Однако даже весьма робкие попытки создать национальный бюджет развития и дееспособный банк развития, а также предложения о развитии на государственные деньги отраслевых инвестиционных институтов все еше встречаются в штыки и во властных структурах, и в бизнес-сообшестве.

    4.Система налогов и цен

    Российское  общество должно решить для себя один из фундаментальных вопросов нашего настоящего и будущего: нужно ли нам и можем ли мы позволить себе иметь в стране полностью европейскую систему цен на все товары и услуги, в особенности на электричество, нефть и газ, железнодорожные тарифы, жилищно-коммунальное хозяйство и пр. Причем речь идет не о межценовых пропорциях, а об абсолютном уровне соответствующих цен. В настоящие время электричество у нас в 10 раз дешевле, чем в большинстве стран Европы, газоснабжение — в 6 раз, бензин - в 3-4 раза, железнодорожные тарифы на одинаковые расстояния - тоже примерно на столько же и т.д.

    Между тем давление в сторону резкого  повышения внутренних цен на этот круг товаров и услуг сегодня заметно усиливается. И не только изнутри, от наших олигархов, но и, что особенно болезненно, извне, в первую очередь от наших партнеров из Евросоюза. У последних аргумент, по существу, один: такой уровень российских внутренних цен — «нечестная» конкуренция, скрытое государственное субсидирование отечественных производителей и экспортеров. При этом без малейших угрызений совести за пределами дискуссии без ответа оставляется вопрос: почему для Евросоюза, где, например, действующая цена на бензин находится на уровне 1-1,2 долл. зa литр, внутренняя цена на бензин в США порядка 40 центов есть «честная» конкуренция, а 30-35 центов за литр в России - «нечестная»? Почему внутренняя цена на электричество в Норвегии в 3-4 раза ниже соответствующей цены, скажем, в Италии или в Германии, есть «честная» игра, а российская цена - «нечестная»? И почему примерно 60 млрд долл. нынешних ежегодных субсидий в странах ОЭСР на поддержку энергосектора (что почти равно всему российскому бюджету) - вполне естественный и законный рыночный феномен, а природные преимущества России в производстве энергоресурсов есть нечто неестественное и незаконное?

    Любому  здравомыслящему человеку ясно, что европейский тариф на электричество в очень быстром времени погубит в России все энергоинтенсивные отрасли промышленности. Ясно и то, что по европейской цене на газ мы не сможем «протопить» в условиях сурового российского климата 2Л страны. Европейская цена на бензин полностью парализует наши автомагистрали. Европейские энерготарифы, если они будут введены, разрушат наше ж ил и ш нокоммунальное хозяйство и остановят транспорт на электрической тяге. Не может существовать наша страна на уровне европейских железнодорожных тарифов: по европейской цене от Москвы до Владивостока ни пассажиры, ни грузы дальше Каширы не уехали бы.

    Можно предположить, что со временем, с  образованием единого европейского экономического пространства и дальнейшим открытием экономики страны структура внутренних цен в России будет во многом похожа на что-то усредненное общеевропейское. Но при одном и непременном условии: цена главного рыночного товара - труда, рабочей силы - должна быть тоже более или менее близка к уровню, характерному для ведущих промышленных стран. Сегодня именно это и есть главная ценовая диспропорция в экономике России: за аналогичный по интенсивности и уровню квалификации труд наемный Работник в России вот уже четыре поколения подряд получает зарплату в десятки, а во многих сферах и в сотни раз меньшую, чем повсюду в индустриальном мире. И если в ВВП развитых стран доля заработной платы находится сейчас на уровне 70-75%, то у нас она замерла где-то у отметки 30%.

    Подобное  положение не только негативно влияет на перспективы экономического роста страны; оно в первую очередь объясняет сложившийся в экономике порочный круг «низкий платежеспособный спрос -низкое предложение - низкий платежеспособный спрос». Эта модель парализует творческие, созидательные силы человека и, значит, его конкурентоспособность как работника. Это положение исключительно опасно ещё и с точки зрения социально-политической стабильности общества, особенно если иметь в виду неуклонно углубляющийся в последние годы разрыв в доходах между преуспевающей и беднейшей его частью. Как известно, за критерий социальной безопасности (отсутствие революций, всеобщих забастовок, массовых протестных движений и пр.) в индустриапьном мире принято соотношение доходов между низшими и высшими по доходам 10% населения на уровне 1:5-6. У нас же оно, по ряду официальных оценок, достигает 1:14, а неофициальных 1:60. Порог социальной безопасности в стране, таким образом, пройден, и никто не возьмется сегодня предсказать, что может прийти в недалеком будущем на смену нынешней всеобщей социальной апатии се населения.

    4.1Доверие людей и стабильность в обществе

    Нам нельзя и дальше иметь «экономику недоверия» экономику без кредита. За счет только своих средств никто в мире не жил и не живет, все к своим средствам так или иначе привлекают заемные.

    В России же кредит — это до сих  пор в основном спекулятивные вложения. В инвестициях российских компаний и предприятий соотношение собственных средств и привлеченных кредитов составляет сегодня примерно 12:1, в то время как в развитых странах оно близко к обратному. В активах российских банков кредиты на срок более одного года до сих пор не превышают 3-4%.

Информация о работе Экономический рост: и качество жизни