Эластичность спроса и предложения, виды эластичности, применение эластичности в экономическом анализе. Безработица: причины, типы, закон

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:36, реферат

Описание работы

В экономике широко распространено использование процентного исчисления для выражения способности одной переменной реагировать на изменение другой. Для обозначения подобных зависимостей, выраженных как отношение их процентных изменений, используется термин эластичность (метафора, пришедшая в экономику из физики).
Спрос и предложение разных товаров по-разному чувствительны к изменению факторов, их определяющих. Эластичность—это степень чувствительности спроса и предложения к различным факторам.

Содержание

1. Эластичность спроса и предложения, виды эластичности, применение эластичности в экономическом анализе………………………………………………………………………….…….4
1.1. Эластичность спроса……………………………………………………………………….....…..4
1.2. Эластичность предложения…………………………………………………………………..…..6
1.3.Виды эластичности, применение эластичности в экономическом анализе………….......…….7
2. Безработица: причины, типы, закон Оукена……………………………………………………..11
Список использованной литературы………………………………………………………..………14

Работа содержит 1 файл

Реферат. Эластичность спроса и предложения..doc

— 97.50 Кб (Скачать)

НОУ «Мурманский Гуманитарный Институт» 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

Эластичность  спроса и предложения, виды эластичности, применение эластичности в экономическом  анализе.

Безработица: причины, типы, закон  Оукена. 
 
 
 
 

                                                            

                                                             

                                                                   Выполнила: студентка Федосеева А.М.

                                                       I курс, сокр. Формы, факультет

                                              «Национальная экономика»

                                                                  

     

                                                                               Научный руководитель: к.э.н. Немыкин А.В.

                                                          
 
 
 
 
 
 

2011 г.

План 

1. Эластичность спроса и предложения, виды эластичности, применение эластичности в экономическом анализе………………………………………………………………………….…….4

1.1. Эластичность спроса……………………………………………………………………….....…..4

1.2. Эластичность предложения…………………………………………………………………..…..6

1.3.Виды эластичности, применение эластичности в экономическом анализе………….......…….7

2. Безработица: причины, типы, закон Оукена……………………………………………………..11

Список использованной литературы………………………………………………………..………14

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. . Эластичность спроса и предложения, виды эластичности, применение эластичности в экономическом анализе.

1.1. Эластичность спроса.

      В экономике широко распространено использование процентного исчисления для выражения способности одной переменной реагировать на изменение другой. Для обозначения подобных зависимостей, выраженных как отношение их процентных изменений, используется термин эластичность (метафора, пришедшая в экономику из физики).

      Спрос и предложение разных товаров  по-разному чувствительны к изменению  факторов, их определяющих. Эластичность—это степень чувствительности спроса и  предложения к различным факторам.

      Рассмотрим  сначала эластичность спроса. Главным фактором, влияющим на спрос, является цена. Эластичность спроса по цене (прямая эластичность спроса) - это степень чувствительности спроса на какой-нибудь товар к изменению цены на этот товар. Прямая эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при уменьшении (увеличении) цены на данный товар на один процент.

  ПРАВИЛО 1. Чем больше у  товара заменителей (субститутов) и чем ближе  их полезные свойства, тем выше эластичность спроса на этот товар.

Классический  пример самых неэластичных товаров—соль, которую невозможно ничем заменить. Величина спроса на нее не изменится при любой цене. А спрос на оливковое масло имеет тенденцию быть относительно эластичным, т. к. при повышении цены на него потребители переключатся на потребление подсолнечного, кукурузного и других растительных масел, пригодных для приготовления пищи. Другое дело—та категория потребителей, для которых нет альтернативы лечебным свойствам оливкового масла. В этом случае спрос будет относительно неэластичным.

ПРАВИЛО 2. (следствие первого). Спрос на товар  тем более эластичен, чем уже и конкретнее этот товар определен. Чем более агрегирован  товар, тем ниже эластичность спроса.

  Агрегирование—это объединение товара с другими  товарами во все более и более  расширяющиеся группы. Рассмотрим перечень товаров:

    1) шуба их меха норки;

    2) шуба из натурального меха;

    3) теплая одежда;

    4) одежда.

    Степень агрегированности конкретного товара возрастает при движении от первого  пункта к четвертому. Например, исходя из наших климатических условий и культурных традиций, спрос на одежду вообще (наиболее агрегированный товар) будет абсолютно неэластичным. В условиях российских зим мы привыкли носить теплую одежду и не считаем, что другими удовлетворительными способами согреться в морозы, по крайней мере для абсолютного большинства людей, могут стать передвижение по улице только в автомобиле с обогревающимся салоном или постоянное употребление «горячительных» напитков. Автомобиль и напитки не подойдут на роль субститутов по отношению к теплой одежде. В то же самое время спрос на каждый конкретный вид теплой одежды относительно эластичен. Если вырастет цена на шубы из меха норки при неизменных ценах на кроличьи, то мы увидим, как многие будут щеголять в «субститутах» из кролика. Подорожают все натуральные меха, повысится спрос на шубы из синтетического «зайца».

    ПРАВИЛО 3. (следствие первого). Спрос на товар  одной фирмы обычно более эластичен, чем рыночный спрос  на тот же самый  товар, производимый во всей совокупности.

    Так, спрос на сигареты в целом менее эластичен, чем спрос на конкретный их сорт. Причина в том, что один сорт сигарет можно заменить на другой, при изменении цены одного из них.

ПРАВИЛО 4. (следствие первого). Товары, расходы на которые имеют  значительный удельный вес в бюджете потребителя, обладают более высокой эластичностью, чем товары, требующие незначительных бюджетных расходов.

      С этой точки зрения, 20% снижение цен на телевизоры окажет большее влияние на бюджет потребителя, чем такое же процентное понижение цены на зубные щетки. Спрос на телевизоры ощутимо возрастет, на зубные щетки -слабо.

ПРАВИЛО 5. (следствие первого). Невысокую эластичность имеет обычно спрос  на предметы первой необходимости, т. к. не располагают близкими знаменателями, тогда  как спрос на предметы роскоши отличается высокой эластичностью.

ПРАВИЛО 6. (следствие первого). Для большинства  товаров с ростом их цен эластичность спроса повышается, а с уменьшением  цен - падает.

    Это происходит потому, что снижение цены какого-либо товара при неизменном спросе означает расширение его предложения. Появление на рынке дополнительных более дешевых единиц этого товара вытеснит товары—заменители, и эластичность спроса на него понизится.

  ПРАВИЛО 7. (следствие первого). Повышение спроса при неизменном предложении  также в большинстве случаев приводит к снижению эластичности спроса, т. к. в этом случае данный товар начинает вытеснять с рынка конкурирующие товары-заменители.

ПРАВИЛО 8. (следствие первого). Эластичность спроса по цене в значительной степени определяется временными рамками, в пределах которых принимается решение о покупке.

      Существует  ряд причин, по которым на коротких временных интервалах спрос менее  эластичен, чем на длинных.

Причина первая. Полное приспособление к изменению цены какого-либо товара может потребовать изменений в структуре потребления покупателя. Пример из российской экономики переходного периода.

Причина вторая. Увеличение цены одного товара стимулирует предпринимателей наладить в ходе долгосрочного периода выпуск более широкого ассортимента товаров-заменителей, влияние которых на эластичность нам уже известно.

Причина третья. Медленная, постепенная адаптация вкусов потребителей. Например, можно утверждать, что сегодня для большинства россиян употребление в пищу мяса и хлеба более привычно. Медики же убеждают, что для нашего здоровья полезнее употреблять больше рыбы и овощей. Вероятно, им удастся когда-нибудь переубедить население. Но пройдет значительное количество времени, в течение которого эластичность спроса на рыбу и овощи по цене будет оставаться высокой.

    Далее мы убедимся в том, какую важную роль играет относительная эластичность спроса на длинных временных интервалах в стратегии предпринимательской  активности и в оценках успехов  функционирования рынка.

1.2. Эластичность предложения.

        Эластичность предложения показывает  степень реакции производителя  на изменение величины какого  либо фактора. Ценовая эластичность  предложения характеризует чувствительность  изменения объема производства (продаж) к изменению цены товара. Эластичность предложения рассчитывается как отношение процентного изменения количества производимой (продаваемой) продукции к процентному изменению цены.

    Если  интенсивность реакции производителя  на изменение цен велика, то предложение  эластично, и наоборот.

    Факторы, влияющие на эластичность предложения

    1. Фактор времени
    2. Степень сохранности товара, стоимость его хранения
    3. Возможности (гибкость) технологического процесса.

    Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, имеющегося в распоряжении производителя (продавца) для того, чтобы отреагировать (принять меры) на данное изменение цены продукта. Чем больше времени, тем легче изменить объем производства, т.е. тем больше эластичность:

    а) в кратчайшем периоде, когда все  факторы производства постоянны, повышение  (понижение) спроса приводит к повышению(понижению) цен, но не отражается на величине предложения ( ЕS = 0).

    б) в коротком (среднесрочном) периоде, когда предложение может в  некоторой степени отреагировать  на изменение спроса и, соответственно, цены, могут быть изменены только некоторые факторы производства. Например, путем привлечения дополнительных рабочих, сырья и т.д. Объем предложения изменится, но незначительно( 1 > ЕS > 0):

в) в длительном (долгом) периоде, когда возможностей для увеличения объема производства продукции гораздо больше, т.к. все факторы производства являются переменными (в т. ч. производственные мощности, число фирм в отрасли и т.д.) коэффициент эластичности.                                                                                   Кроме фактора времени на предложение влияет также степень сохранности товара (например, помидоры не могут долго храниться, а грецкие орехи - могут, поэтому цены на помидоры снижаются достаточно быстро, а на грецкие орехи держатся в течение длительного времени), а также стоимость и условия его хранения

    Возможности технологического процесса также влияют на эластичность предложения. Например, если легко и быстро можно перепрофилировать  или приспособить оборудование для  производства пользующейся спросом  продукции и т.д.

    В отличие от эластичности спроса показатель суммарного (валового) дохода для предложения  просто не существует, поскольку зависимость  между ценой и количеством  предлагаемой продукции является прямой. Поэтому, независимо от степени эластичности или неэластичности, цена и валовой доход всегда изменяются в одном и том же направлении.

    Следует подчеркнуть огромное практическое значение использования концепции  эластичности: Показатели эластичности используются при обосновании введения различных налогов и, прежде всего, акцизных налогов; при разработке мер государственного воздействия по регулированию выпуска сельскохозяйственной продукции; установление минимума заработной платы, и т.д.

1.3. Применение эластичности в экономическом анализе.

    Концепция эластичности спроса имеет огромное практическое значение. Несколько примеров продемонстрируют этот факт со всей очевидностью.

1. Переговоры об уровне заработной платы.

    Объединенный  Союз рабочих-автомобилестроителей (ОСРА) однажды пришел к выводу, что руководству автомобильной промышленности следует повысить заработную плату рабочим и одновременно снизить цены на автомобили. Аргументируя это тем, что эластичность спроса на автомобили примерно равна 4, ОСРА заключил, что снижение цен поможет затормозить инфляцию, увеличить суммарную выручку от продаж и сохранить или даже повысить прибыли производителей. Однако представитель компании "Форд мотор" утверждал, что, согласно существующим исследованиям, эластичность спроса на автомобили варьируется в пределах от 0,5 до 1,5. Он доказывал, что снижение цен поэтому привело бы к сокращению прибылей, или к убыткам производителей. В приведенном случае эластичность спроса на автомобили была центральным вопросом в отношениях между рабочими и управляющими и в переговорах об уровне заработной платы.

Информация о работе Эластичность спроса и предложения, виды эластичности, применение эластичности в экономическом анализе. Безработица: причины, типы, закон