Эволюция экономической мысли о роли государства в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:28, реферат

Описание работы

С самого возникновения экономической науки умы ученых занимали проблемы, связанные с ролью и функциями государства в экономике. Представители одной из первых экономических школ – меркантилизма, возникшей в период первоначального накопления капитала (ХV-ХVII вв.), обосновывали необходимость активного государственного регулирования экономики, а именно развития торговли и промышленности.

Работа содержит 1 файл

ГРЭ.docx

— 42.90 Кб (Скачать)

Концепция предложения

За последние годы в  странах с развитой рыночной экономикой произошли изменения во взаимодействии классических регулирующих инструментов, воздействующих на инфляцию и безработицу. Ранее их рассматривали как полную противоположность – снижение безработицы  может осуществляться путем увеличения инфляции и наоборот.

В 70-е годы в рыночной экономике  возникло новое явление – стагфляция, которое характеризуется одновременным  проявлением и инфляции, и безработицы. Поиски путей ее преодоления привели  к формированию нового направления  государственного регулирования экономики  – концепции предложения, которая  разрабатывалась американскими  экономистами (А. Лаффер, М. Фелдстайн, Р. Риган). Теория получила название «экономика предложения», и ведущую роль в  ней играет монетаризм [5,с.556].

Эта концепция представляет собой, главным образом, совокупность практических рекомендаций, направленных на стимулирование производства, инвестиций и занятости.

Сторонники концепции  предложения считают рынок не только самым эффективным, но и единственным «нормальным» способом организации  хозяйства. Поэтому они выступают  против регулирования экономики  со стороны государства, считая, что  это неизбежное зло, ведущее к  снижению эффективности и связывающее  инициативы, энергию участников хозяйственной  деятельности.

Основная идея экономики  предложения состоит в отходе от кейнсианских методов стимулирования спроса, переносе усилий на поддержку  факторов, определяющих предложение.

Основными рекомендациями этой концепции  являются:

  • снижение налоговых ставок в целях стимулирования инвестиций;
  • приватизация государственных предприятий, что приведет к сокращению государственного участия в хозяйственной деятельности и к развитию конкуренции;
  • бюджетное оздоровление, а именно: сокращение бюджетного дефицита, прежде всего, за счет «замораживания» социальных программ.

Попытка практического осуществления  концепции предложения была предпринята  в США в период правления президента Р. Рейгана.

Таким образом, теоретическое обоснование  места и роли государства в  рыночной экономике занимает довольно длительный период времени и содержит различные направления и концепции, порой полностью противоположные  друг другу. Тем не менее, следует  различать, с одной стороны, приверженность ученых-экономистов, политиков к  той или иной научной концепции, а с другой стороны, пригодность, результативность (эффективность) выбираемой практической экономической политики. То есть возможность осуществления  на практике той или иной модели определяется особенностями экономического развития, необходимостью и важностью  формулируемых государством задач  в конкретный период в конкретной стране.

В конце ХХ в. наметился определенный консенсус экономистов различных  школ и направлений относительно места и роли государства в  современной рыночной экономике. Наметилось согласие в положении о необходимости  государству обеспечивать рамочные условия развития системы (закон, порядок, охрану и защиту частной собственности, социально-экономическую стабильность). Вместе с тем сторонники различных  направлений ведут активный поиск  путей максимального сокращения непосредственного государственного участия в экономических процессах.

В практике государственного регулирования  экономики в последнее время  находят применение как идеи монетаризма (обеспечение устойчивого денежного  обращения), так и кейнсианские концепции  конъюнктурного регулирования экономики, стабильной занятости, перераспределения  национального дохода в целях  обеспечения социальной стабильности.

В связи с этим различают три  основных типа государственного регулирования:

  1. Полный государственный монополизм в управлении экономикой. Он был характерен для СССР и других социалистических стран. В настоящее время сохраняется в некоторых посткоммунистических государствах, например, в КНДР.
  2. Различные варианты сочетания рыночных и государственных регуляторов. Реализованы такие варианты в «шведской», «японской», «китайской» моделях, в германской модели социально ориентированной рыночной экономики.
  3. Крайний либерализм, признающий эффективным только свободное развитие частного предпринимательства. Этот тип государственного регулирования, главным образом, характерен для США [6, с.610].

Государственное регулирование  экономики как учебная дисциплина

Со второй половины ХХ в. в  высших учебных заведениях, в первую очередь экономических, юридических, делового администрирования, в странах  Западной Европы, США, Канаде, Японии и  др. государственное регулирование  экономики изучается как обязательная дисциплина. По ряду других специальностей она изучается факультативно. Это  объясняется тем, что в тот  период и ученые, и политики осознали важность государственного регулирования экономических процессов.

В СССР в годы социализма государственное регулирование  экономики как самостоятельная  дисциплина не преподавалась. Так как  государственная экономическая  политика в тот период осуществлялась в виде централизованного планирования, в вузах изучались такие дисциплины, как «Планирование народного  хозяйства», «Социально-экономическое  планирование народного хозяйства». О государственном регулировании  экономики  (ГРЭ) частично говорилось в лекциях по политической экономии капитализма (в разделе, посвященном  государственно-монополистическому капитализму) и социализма, управлению, финансам.

Как правило, изложение материала  носило в значительной степени критический  характер, преподавание велось с идеологических позиций. Но, несмотря на это, многие советские  ученые-экономисты внесли значительный вклад в исследование механизма  и эффективности государственного регулирования современной рыночной экономики.

В настоящее время в Казахстане, России и других постсоциалистических странах «Государственное регулирование  экономики» является самостоятельной  дисциплиной для специальностей экономико-управленческого направления, которая удовлетворяет важную потребность  общества – силами государства регулировать экономические процессы в интересах  страны и ее народа.

Сущность и необходимость  государственного регулирования экономики Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям [7, с.10].

Часто наряду с термином «государственное регулирование экономики» употребляется  термин «государственная экономическая  политика». С теоретической точки  зрения можно рассматривать понятие  «государственная экономическая политика» как более широкое, чем «государственное регулирование экономики», так как оно может включать в себя и регулирование экономики, и невмешательство государства в экономику (принципы экономического либерализма). Но, учитывая реалии современной рыночной экономики, такая точка зрения не совсем верна. В любой социально-экономической системе государство осуществляло фискальную функцию, финансировало армию, аппарат управления, регулировало денежное обращение и внешнеэкономические связи, занималось строительством. В современных же условиях государство обязательно участвует в социально-экономических процессах, финансирует научные исследования, образование, социальное обеспечение, охрану окружающей среды. Поэтому термины «государственная экономическая политика» и «государственное регулирование экономики» в условиях рыночного хозяйства можно считать идентичными.

ХХ в. охарактеризовался значительным ростом роли государства в экономике  всех стран мира. Это связано не только с появлением государств с  централизованно управляемой экономикой, но и с ростом масштабов и усложнением  процессов и связей в рыночной экономике, характерной для большинства  стран.

По мере развития рыночного хозяйства  возникали и обострялись экономические  и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически  на базе частной собственности. Так, возникла необходимость значительных инвестиций в малорентабельные или  нерентабельные с точки зрения частного капитала, но необходимые для воспроизводства  национальной экономики отрасли. Усиливающийся  рост экономических кризисов, который  приобрел мировой характер, все больше ставил под сомнение утверждение  представителей классической экономической  теории, созданной еще на этапе  становления капитализма, о возможности  рынка самостоятельно регулировать экономические процессы на основе конкуренции, эластичности цен, доходов и занятости. Такие реалии экономической жизни, как массовая безработица, нарушения  в денежном обращении, произвол монополий, экологические проблемы, обострившаяся  конкуренция на мировых рынках, убедительно  доказали, что рынок на основе присущего  ему механизма функционирования не способен обеспечить автоматическое саморегулирование. Все перечисленные  проблемы относятся к так называемому  «фиаско рынка», под которым подразумеваются  сбои в механизме функционирования рынка, когда он не обеспечивает их эффективного решения. Эти сбои можно  обобщить следующим образом.

  1. Долгосрочное рыночное равновесие при неполной занятости. На основе исследования этого парадокса Дж. М. Кейнс сделал вывод о необходимости государственного регулирования занятости.
  2. Согласно классической теории, на рынке после любого нарушения равновесия начинают действовать механизмы приспособления к изменившимся условиям, в результате чего устанавливается новое равновесие. Однако в действительности нарушенное макроэкономическое равновесие может усугубляться кумулятивными процессами. В ходе приспособления рыночного механизма к новой ситуации возможно установление такого соотношения между ценами и количеством производимых товаров и услуг, когда возникает порочный круг, то есть воспроизводство кризиса.

Сокращение спроса на товары и услуги приведет к сокращению производства, а следовательно, и занятости, доходов  и платежеспособного спроса населения. Фирмы будут приспосабливаться  к новому сокращенному спросу и еще  больше экономить на рабочей силе, что приведет к очередному сокращению спроса. В конечном итоге сократится объем инвестиций, станет быстрее  сокращаться производство, и этот процесс будет охватывать все  новые отрасли. Таким образом, первоначальное сокращение спроса приведет к цепной реакции. В этих условиях, даже если цены и заработная плата начнут понижаться, падение производства и занятости  еще некоторое время может  продолжиться.

  1. Экономический рост неразрывно связан с изменениями в отраслевой структуре. Сокращение производства сопровождается отмиранием старых неперспективных отраслей. В то же время возникают новые отрасли, основанные на достижениях НТП. В принципе рыночный механизм способствует таким прогрессивным изменениям в отраслевой структуре. Но осуществление этих изменений может занять довольно длительный промежуток времени, следовательно, затянется и неравновесное состояние экономики, сопровождающееся серьезными проблемами занятости, платежного баланса. Для предотвращения кризисных явлений с кумулятивным эффектом здесь необходима эффективная государственная экономическая политика.
  2. Одним из слабых мест рыночного механизма является обеспечение рациональных территориальных пропорций размещения производства, капиталовложений, дохода и занятости. Часто в результате действия рыночных механизмов происходит постоянный процесс концентрации производства, капитала и рабочей силы на небольших территориях (развитие хозяйственных агломераций) за счет других районов. В менее развитых регионах условия заработка и доходности инвестиций хуже. В таких регионах платежеспособный спрос сокращается, а вместе с ним уменьшается стимул к капиталовложениям, несмотря на относительно низкую заработную плату и цену на землю. Конкурентоспособная рабочая сила, предприниматели устремляются в более развитые агломерации, что усугубляет диспропорции в развитии отдельных регионов. Решение этой проблемы требует участия государства.

5. Количественный рост во многих  сферах промышленности и строительства  связан с безвозвратным расходованием  невоспроизводимых ресурсов и  растущей нагрузкой на окружающую  среду. В интересах будущих  поколений может быть целесообразна  переориентация хозяйственного  развития на качественные показатели. Такую переориентацию обеспечивает  среднесрочное государственное  программирование.

«Провалы» рынка в обеспечении  функционирования экономики состоят  также в том, что рыночный механизм не приспособлен к решению социальных проблем.

Кроме того, проблемой является наличие  естественных монополий и необходимость  регулирования их деятельности.

Одна из причин государственного регулирования  экономики – эффективное удовлетворение потребностей в общественных благах (более подробно эта проблема будет  рассмотрена в 3 главе).

К задачам, требующим вмешательства  государства в экономику, относятся  также необходимость выравнивания внешних эффектов, развития инфраструктуры, реконструкции некоторых отраслей экономики, финансирования в общегосударственных  масштабах НИОКР. Решение этих задач обеспечивается в рамках государственного сектора.

Информация о работе Эволюция экономической мысли о роли государства в экономике