Эволюция экономической мысли о роли государства в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:28, реферат

Описание работы

С самого возникновения экономической науки умы ученых занимали проблемы, связанные с ролью и функциями государства в экономике. Представители одной из первых экономических школ – меркантилизма, возникшей в период первоначального накопления капитала (ХV-ХVII вв.), обосновывали необходимость активного государственного регулирования экономики, а именно развития торговли и промышленности.

Работа содержит 1 файл

ГРЭ.docx

— 42.90 Кб (Скачать)

Факторы, обусловившие необходимость  государственного регулирования экономики, довольно многообразны, но их можно  сгруппировать на основании определенного  критерия, связанного с разрешением  тех или иных экономических проблем (см. табл. 2) [8, с.234].Таблица 2. Факторы, обусловливающие необходимость ГРЭ

 

Группа факторов

Содержание факторов

1. Факторы, связанные с  разрешением проблем рыночной  экономики, сглаживанием отрицательных  эффектов рыночного механизма

  1. Ограничение стихийности рыночных процессов.
  2. Обеспечение эффективного совокупного спроса, рыночной конъюнктуры.
  3. Обеспечение производства общественных благ.
  4. Поддержка конкурентности, открытости рынка.
  5. Усиление конкурентности на мировом рынке.

2. Факторы, обеспечивающие  экономическую стабильность, процесс  расширенного воспроизводства

  1. Создание общих условий развития экономики, обеспечение экономической эффективности функционирования совокупного капитала, необходимость определения «правил игры» для хозяйствующих субъектов.
  2. Сглаживание циклического развития экономики.
  3. Стимулирование долгосрочного экономического роста, деловой активности.
  4. Формирование оптимальной структуры народного хозяйства.
  5. Поддержание макроэкономического равновесия.
  6. Обеспечение эффективного управления государственным сектором экономики.
  7. Необходимость государственных инвестиций малорентабельных с точки зрения частного капитала.
  8. Регулирование денежного обращения.
  9. Содействие развитию науки, научно-технического прогресса.

3. Факторы, связанные с  решением социальных проблем.

  1. Обеспечение справедливого перераспределения доходов.
  2. Обеспечение экономической основы социальной стабильности, сокращение социальной напряженности.
  3. Обеспечение полной занятости населения.
  4. Формирование условий для расширенного воспроизводства рабочей силы, проявления интеллектуальных способностей человека (развитие здравоохранения, образования, переподготовка кадров и т.д.).

 

Конечно, предложенная классификация  факторов является условной, так как  все три группы факторов взаимосвязаны  между собой. Например, решение проблемы занятости способствует обеспечению  положительной динамики процесса воспроизводства. Поддержание макроэкономического  равновесия содействует сокращению социальной напряженности и т.д.

В современных условиях государственное  регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Конкретные его направления, формы, масштабы определяются в зависимости  от характера и остроты  экономических  и социальных проблем в той  или иной стране в конкретный период. Объективная возможность ГРЭ  появляется с достижением определенного  уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в  действительность, заключается в  нарастании проблем,  которые призвано решить ГРЭ.

Конкретные акции со стороны  государства вызывает именно острота  экономических, социальных, экологических, мирохозяйственных проблем.

Концепция государственной  экономической политики

Государство при принятии решений не может исходить из индивидуальной или групповой позиции отдельных  субъектов. Для проведения эффективной  экономической политики оно вынуждено  учитывать влияние следующих  факторов:

  • соотношение социальных сил в обществе;
  • переплетение интересов отраслей, регионов и компаний;
  • отношения между центральными и местными органами власти;
  • позицию Центрального банка;
  • позиции национальных органов, партий, общественных движений.

На основе учета влияния  этих и других факторов и должна разрабатываться концепция государственной  экономической политики (ГЭП), включающая в себя задачи государственного регулирования  экономики.

Концепция государственной  экономической политики или концепция  социально-экономического развития страны – это совокупность целей и  показателей, характеризующих стратегию  и тактику социально-экономического развития страны, методов и средств достижения поставленных целей.

Концепция ГЭП должна обеспечивать компромисс между многочисленными  и разнообразными экономическими интересами в обществе в целях достижения максимального блага в рамках существующего строя. Любая концепция  ГЭП всегда разрабатывается в  рамках определенного строя, так  как она призвана укреплять этот строй, приспосабливать его к  экономической ситуации и интересам  господствующих социальных групп. Если в конкретной стране изменяется общественный строй, то, безусловно, должна измениться и концепция ГЭП.

При разработке концепции государственного регулирования экономики  необходимо обеспечить ее соответствие проблемам, условиям, целям и возможностям, имеющимся в стране.

Концепция ГЭП включает в себя следующие  четыре элемента.

  1. Анализ положения в экономике. Именно с него начинается рациональная государственная экономическая политика. Анализ проводится на конкретном хозяйственном уровне (страна, отрасль, регион, сфера), на всех этих уровнях выделяются существующие проблемы, оценивается срочность их решения, альтернативные последствия устранения или неустранения отрицательных явлений.

Оценка положения должна обязательно  содержать конкретную характеристику ситуации с указанием причин, ее порождающих (например, низкая конкурентоспособность  отечественных товаров в связи  с их невысоким качеством, высокой ценой и т.д.).

Анализ положения в экономике  обязательно предполагает сравнение  с предыдущими периодами, между  регионами, с другими странами. Такое  сравнение позволит составить прогнозы. Это предполагает тщательное изучение возможностей национальной экономики  с точки зрения наличия и степени  использования производственных факторов, состояния внешнеэкономических  связей и социально-экономического строя в целом.

Важно при проведении анализа положения  в экономике сравнить действительное экономическое положение с предшествовавшими  экспертными прогнозами.

  1. Анализ целей. Определяются все возможные цели вообще. Затем каждой цели дается характеристика: относится ли она к предварительным, опосредствующим или конечным целям; количественным или качественным, краткосрочным, среднесрочным или долгосрочным целям. У некоторых целей одновременно могут быть разные характеристики, поэтому необходимо выделить главные из них для современной экономической ситуации. Кроме того, цели различают по масштабам воздействия их реализации на экономику страны, по количественным параметрам затрат, по возможности финансового, кадрового, институционального обеспечения. Обязательно определяются взаимоотношения между целями: они могут быть гармоничными, нейтральными или конфликтными.

Анализ целей завершается построением  так называемого «дерева целей» - динамичной системы соподчинения целей, временного их распределения  по рангам и формулировкой перспектив перемещения целей внутри дерева.

  1. Анализ соответствия интересам системы. На формирование концепции ГЭП принципиально влияет ответ на вопрос: насколько принципы рыночной экономики являются неприкосновенной ценностью, в какой мере можно от них отступать при сохранении господства этих принципов и для их же спасения. От ответа на этот вопрос зависят возможности применения государством административных средств регулирования, национализации, государственного программирования. Любое расширение сферы действия этих средств государственного регулирования означает сужение рыночной свободы хозяйствования.
  2. Анализ применимости инструментов государственного регулирования. Выясняются условия применимости отдельных регулирующих средств, их соответствие целям, степень совместимости отдельных средств, эффективность и побочные эффекты их применения.

Так как концепция должна обеспечивать компромисс между многочисленными  и разнообразными экономическими интересами в обществе, она по своей сути всегда конфликтна. Любая регулирующая акция государства неизбежно задевает чьи-либо интересы, причем в разной степени, изменяет мотивацию хозяйственного поведения субъектов. Например, решение правительства о повышении ставок подоходного налога на юридические лица позволит увеличить расходы на социальные нужды (повысить размеры государственных пенсий, пособий, заработную плату работникам бюджетных организаций). Однако такие действия государства скорее всего, приведут к снижению деловой активности в предпринимательском секторе. Поэтому концепция обязательно должна учитывать, какие группы хозяйствующих субъектов выиграют, а какие проиграют от ее осуществления, как изменятся отношения между различными группами хозяйствующих субъектов, какие новые проблемы могут возникнуть, как они отразятся на социально-экономическом положении страны.

Мировой опыт показывает, что, как  правило, концепция ГЭП формируется  в следующих двух вариантах.

1. Разработка концепции  может обгонять реальную практику  государственного регулирования,  то есть она может формироваться  еще до начала постановки конкретных  целей и их осуществления как  осознанная необходимость изменения  положения в экономике.

Примером такого варианта разработки концепции ГЭП могут служить  концепции буржуазно-демократических  преобразований в странах позднего феодализма, концепция построения социалистической экономики в России, разработанная  до Октябрьской революции 1917 г., германская модель социально ориентированной рыночной экономики, разработанная в годы второй мировой войны.

2. Разработка концепции  ГЭП может отставать от практической  экономической политики и складываться  в процессе экономических и  политических экспериментов государственного аппарата регулирования.

Примером отставания концепции  ГЭП от потребности в ней является переходный период в постсоветских  странах. В конце 80-х – начале 90-х гг. критика системы плановой централизованно регулируемой экономики, экономической политики, механизма  принятия решений носила всеобщий характер, но позитивных концепций и программ государственные научно-исследовательские  институты не разрабатывали; общественных и частных исследовательских  центров экономической политики в странах не было.

 

 


Информация о работе Эволюция экономической мысли о роли государства в экономике