Эволюция собственности в рыночном хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:41, реферат

Описание работы

Среди многообразия желаний и стремлений человека, представляющих отражение его экономической природы большое место занимает интерес к обладанию материальным богатствами. Эти материальные богатства и есть собственность в узком смысле этого слова.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 81.29 Кб (Скачать)

     И. п. в условиях капитализма является основой интернационализации капитала. Развитие И. п. проявляется и в образовании международных экономических организаций как в сфере производства, транспорта, связи, так и в сфере международной торговли и финансов.

     И. п. в капиталистическом обществе — процесс двойственный, противоречивый: с одной стороны, она усиливает  общественный характер производства, с другой — обостряет противоречие между ним и капиталистической  формой присвоения.

     При социализме развитие И. п. осуществляется прежде всего в процессе планомерного формирования международного социалистического разделения труда. Международная специализация и кооперация, складывающиеся на базе координации народно-хозяйственных планов социалистических стран, ведут к установлению тесных, устойчивых хозяйственных связей между странами социалистического содружества.

     При социализме И. п. выступает в различных  формах сотрудничества между странами: совместно создание различных производственных объектов, строительство международных  транспортных магистралей (например, нефтепровода "Дружба"), объединение энергосистем ряда стран и т. д. Возникновение  международных производственных организаций  социалистических стран, таких как Интерметалл, Интрансмаш и др., способствует углублению интернационализации хозяйственной жизни социалистических стран. Развитие И. п. в современных условиях становится важным фактором повышения эффективности общественного производства  
 
 
 
 
 
 
 
 

     Вопросы для обсуждения

     1.Оценка  словам русского правоведа начала  ХХ века И.А.Ильина «Частная  собственность является той формою  обладания и труда,которая  наиболее благоприятствует хозяйственно-творящим силам человека».

     2. «Свободный доступ-неэффективный доступ использования ресурсов ».Прокомментировать.

     Итак,начну обсуждение данного вопроса с небольшого введения.

  Введение

  Ива́н Алекса́ндрович Ильи́н (28 марта (9 апреля) 1883, Москва — 21 декабря 1954, Цолликон) — русский христианский философ, писатель и публицист, сторонник Белого движения и последовательный критик коммунистической власти в России, идеолог Русского общевоинского союза (РОВС).

  В эмиграции  стал сторонником  монархистов-"непредрешенцев", тяготел к интеллектуальной традиции славянофилов и до самой смерти оставался противником коммунизма и большевизма.

  Он  считал,что в государстве, обязательным элементом является наличие Конституции, но если обратить внимание на все те, которые у нас были, можно заметить, что они далеки от совершенства, существует немало проблем мешающих становлению российской государственности.

        Как сторонник частной собственности,  русский философ-правовед И.А.  Ильин в своей работе "О частной  собственности" пишет: "Частная  собственность является тою формою обладания и труда, которая наиболее благоприятствует хозяйственно-творящим силам человека. И заменить её нельзя ничем: ни приказом и принуждением (коммунизм), ни противоинстинктивной "добродетелью" (христианский социализм)". По мнению автора, исключение из хозяйственного процесса личного интереса, или "начала духовной свободы", означает хозяйствование на основе продажного бюрократизма, безразличия, нерадивости, безответственности и, в какой-то мере, саботажа. И.А. Ильин, раскрывая характер частной собственности, выделяет следующие моменты: во-первых, "частная собственность соответствует тому индивидуальному способу бытия, который дан человеку от природы. Она идет навстречу инстинктивной и духовной жизни человека, удовлетворяя его естественному праву на самодеятельность и самостоятельность". Как видно из данного положения, существует прямая связь между "индивидуальным способом жизни" и частной собственностью. Индивидуальный способ жизни - это не что иное, как способ жизни индивидуалистического общества, где естественное право выступает как право эгоиста: право на все вплоть до убийства. Во-вторых, как полагает философ, "частная собственность воспитывает человека к хозяйственной солидарности, не нарушающей хозяйственную свободу: ибо каждый собственник, богатея, обогащает и свое окружение, и самое народное хозяйство: и конкуренция собственников ведет не только к борьбе, но и к творческому напряжению, необходимому для народного хозяйства. И путь к организации мирового хозяйства идет не через интернационально-коммунистическое порабощение, а через осознание и укрепление той солидарности, которая вырастает из частного хозяйства".

     Мнение  И.А.Ильина по поводу новой власти и  их убеждений

         Коммунизм противоестествен. Он  не приемлет индивидуального  способа жизни, данного человеку  от Бога и природы. Он пытается  переделать, переплавить человеческую  душу в ее основных свойствах  и естественных тягогениях, и прежде всего - погасить личную заинтересованность и личную инициативу человека на всех путях его творчества. Коммунизм отвергает личное начало, как источник самостоятельности, многообразия и "анархии". Поэтому он угашает не только частную собственность, но и частную семью, и стремится искоренить частное мнение, свободное убеждение и личное миропонимание. Для него одинаково неприемлема самодеятельность личного инстинкта самосохранения и самостоятельность личного духа. Ему нужно социализировать не только имущество, но и весь уклад человеческой жизни, чувств и мыслей; ему нужно социализировать душу человека и для этого выработать новый тип - примитивного существа с вытравленной личностью и угасшей духовностью, существа, неспособного к личному творчеству, но склонного жить в стадном всесмешении. Эта противоестественная затея обречена в корне на неудачу. Разложить и угасить на время духовное начало - возможно; так-как личная форма человеческого инстинкта неразрушима.

     Коммунизм осуществляет растрату сил. - Это выражается, во-первых, в том, что он не хочет  и не умеет пользоваться творческою силою живого инстинкта, личного  интереса и личной инициативы; вся  творческая самодеятельность всей массы  единоличных хозяев подавляется  и мертвеет. Во-вторых, растрачивается впустую вся та масса энергии, которая необходима для самого подавления этих личных сил, - вся разрушительная и искоренительная работа коммунистического чиновничества. В-третьих, растрачивается вся та масса энергии, которая пытается вызвать в душах новую, теоретически выдуманную и властно навязываемую мотивацию (т.е. внутренние побуждения) хозяйственного труда, - вся работа по "агитации" и "пропаганде", все усилия переделать естественный уклад человеческих душ. В-четвертых, растрачивается та масса энергии, которая пытается осуществить хозяйственное и культурное всепредвидение, всеучет, всеруководство; ибо никакое правительство не может стать "всезнайкой", "всеучителем" и "всепогонщиком". Вся эта попытка изменить живой организм выдуманный механизмом, сварить на огне все народной муки искусственного человечка и его никому не нужную искусственную жизнь, для того чтобы руководить всеми его поступками и делами, как это делается с марионетками, - противоестественна и безнадежна. И, наконец, в-пятых, растрачивается вся та масса сил, которая уходит на возвеличивание этого опыта в мировом масштабе, на то, чтобы внушить другим народам, будто этот нелепый и безнадежный способ хозяйствования есть самый лучший и самый продуктивный. Таким образом отмена частной собственности ведет к величайшей растрате сил, известной в мировой истории.

     Коммунизм осуществим только при помощи системы  террора - т.е. насильственно, силою  страха и крови. В основе этого  лежит его противоестественность. Живой и здоровый инстинкт может  принять его только как ненавистное  иго, которое будет навязываться ему угрозою, унижением, мукою голода и страхом смерти. Навыки тысячелетий, порожденные самою природою, нельзя отменить простым запретом. Всемогущество  государства осуществимо только там, где народ застращен до конца. Побороть сопротивление масс и разрушить исторически данный уклад жизни - нельзя "добром", особенно если добиваться быстрого, "революционного темпа". Уничтожение враждебных классов неосуществимо на словах: оно неизбежно ведет к массовому избиению людей. Таким образом отмена частной собственности требует потоков человеческой крови и ведет к системе террора.

     Коммунизм отнюдь не ведет к справедливости. - Он начинает с призывов к "равенству" так, как если бы равенство означало справедливое устройство жизни. Однако на самом деле все люди от природы не равны, и уравнять их естественные свойства (возраст, пол, здоровье, мускульную силу, нервную конституцию, таланты, склонности, влечения, потребности, желания) - невозможно. Коммунисты провозглашают "равенство людей от природы" и обещают им всеобщее уравнение в правах, которое будет якобы справедливым. На самом же деле они создают сначала всеобщее уравнение в бесправии, а потом - новое, обратное неравенство в пользу членов своей партии, которая превращается в привилегированную касту, набранную из наиболее завистливых, жестоких, ловких и раболепных людей. Таким образом отмена частной собственности не только не ведет к справедливости, но создает систему новых, вопиющих несправедливостей.

        Попытка отвергнуть и отменить  частную собственность колеблет  одну из последних и необходимых  основ жизни; ее можно сравнить  с попыткою отпилить тот сук,  на котором сидит сам отпиливающий, или с попыткою перестроить  человеческий организм посредством  оперативного удаления из него  легких. Эта попытка в ее историческом  осуществлении доказывает с силою  очевидности, что проблема частной  собственности отнюдь не сводится  к тому, какие именно внешние  вещи находятся у людей во  внешнем распоряжении, и при том, у каких именно людей... Частная собственность связана с человеческою природою, с телесным и душевным устройством человека, с жизнью человеческою инстинкта, с теми внутренними мотивами, которые заставляют человека трудиться над внешними вещами и строить хозяйство. Эти внутренние мотивы, эти инстинктивные побуждения к труду нельзя "разрушать" или "отменять" безнаказанно. Частная собственность зовет человеческий инстинкт к труду; отменяя ее, надо заменить ее зов чем-нибудь равносильным, Но "идеал" всеобщей зависимости, принудительности и несправедливости не заменяет этою зова ничем; напротив, он может вызвать только тяжелое отвращение к работе, настоящее бегство от труда, всеобщую надежду на хозяйственную безуспешность нового строя, безмолвную всеобщую стачку личных инстинктов. И это самое извлечение массового инстинкта из хозяйственного процесса будет столь же естественным и психологически понятным, сколь фатальным для коммунистическою строя.

     А это означает, что введение коммунизма не только не скомпрометирует идею частной собственности, но окончательно реабилитирует себя. Так, попытка  предпочесть ложный путь непременно вернет человека на верную дорогу, ибо  рано или поздно он увидит свою ошибку. Вопрос  лишь в том, после скольких неудач и страданий, он поймет  и сделает надлежащие выводы. 

           Все это вместе взятое может  быть выражено так: частная  собственность должна быть утверждена, но народ должен систематически  воспитываться к верному пониманию  ее идеи. Это воспитание должно  связать внутреннее переживание  частной собственности и внешнее  распоряжение ею-с благородными  мотивами и социальными побуждениями  человеческой души, и соответственно  вскрывать и обезвреживать дурные  мотивы и побуждения. Частная  собственность есть власть: непосредственно  - над вещами, но опосредованно  - и над людьми. Нельзя давать  власть, не воспитывая к ней.  Частная собственность есть свобода.  Нельзя предоставлять свободу,  не приучая к ее благоупотреблению. Частная собственность есть право: этому праву соответствуют не только юридические выговоренные обязанности, но и нравственно-социальные, и патриотические, - нигде не оформленные и не выговоренные обязательства. Частная собственность означает самостоятельность и самодеятельность человека: нельзя исходить от предположения, что каждый из нас "от природы" созрел к ней и умеет ее осуществлять в жизни.

              Только сильный и духовно воспитанный  дух сумеет верно разрешить проблему частной собственности и создать на ее основании цветущее и социальное хозяйство.

     И в этом отношении частная собственность  подчинена всем основным законам  человеческого духа.

  Теперь, перейдем к обсуждению второго вопроса. Он несёт в себе вполне противоречивый характер. Свободный доступ-это неэффективное использование ресурсов. Поясняю, свободный доступ выражается, в данном случае, как заведомая ступень к частной собственностью, Т.е. всё то, к чему клонил нас Ива́н Алекса́ндрович Ильи́н.Но что произошло в 90-е,мы все прекрасно знаем.

           Общая собственность  (свободный доступ) и перекрестные  внешние эффекты. Проблема определения права собственности возникает только тогда, когда на один и тот же объект претендуют несколько индивидов. Потребление (использование) его является конкурентным, то есть увеличение потребления одним человеком уменьшает доступность данного объекта для другого. Может возникнуть ситуация, когда ни один из них не имеет возможности или права исключить других из доступа к данному благу. В этом состоит суть свободного доступа.

      Свободный доступ - ситуация, в которой  ни один из экономических не обладает правом владения на ограниченный ресурс.

     Следует особо отметить, что общая собственность  образует одну из крайностей континуума, построенного по принципу степени исключительности права. На первый взгляд логично было бы предположить, что в свободном доступе должны находиться только неэкономические блага. Однако необходимой связи между свободным благом и режимом общей собственности, как это, по сути, предполагается в стандартных неоклассических моделях, не существует. Режим свободного доступа может сохраняться и для ограниченных благ. Это возможно тогда, когда ожидаемые выгоды, получаемые от спецификации прав собственности, оказываются недостаточными для того, чтобы компенсировать затраты по спецификации и защите прав собственности Вот почему вполне возможны ситуации, когда благо является ограниченным, однако цена, которую уплачивает за присвоение его тот или иной индивид, равна нулю. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Государственное регулирование рыночной экономики /под ред. Столярова М. И., МГУ – М.: Дело, 2001 – 279 с.
  2. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие для ВУЗов / под ред. Морозовой Т. Г. – М.: ЮНИТИ, 2001 – 253 с.
  3. Ивашковский С. Н. «Макроэкономика» - М.: Дело, 2000, 470 с.
  4. Орешин В. П. «Государственное регулирование национальной экономики» Учебное пособие – МГУ им. М. Ю. Ломоносова – М,: ИНФРА- М, 2000 – 122 с.
  5. Пикулькин А.В., Система государственного управления. Учебник. М.: Закон и право, 1997.
  6. Шамхалов Ф. И. «Государство и экономика: Основы взаимодействия» Учебное пособие – М.: Экономика, 200 – 381 с.
  7. Багиев Г.Л., Асаул А.Н.,    Организация предпринимательской деятельности.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ., 2001.
  8. Закон «О развитии малого и среднего бизнеса РФ» от 02.10.2006.
  9. Фомишин С.В. Экономическая теория/С.В. Фомишин, С.В. Мочерний. – Ростов н/Д: Феникс, 2006
  10. Экономическая теория (для экономических вузов): Учебник/ Под ред. О.С. Белокрыловой. – Ростов н/Д: феникс, 2006
  11. Купряков Е.М. Стандартизация и качество промышленной продукции. – М.: Высшая школа, 2004.
  12. Семериков В.Н. Организационно-правовые проблемы стандартизации. // Стандарты и качество, №1, 1997.
  13. Словарь-справочник менеджера. / Под. ред. М.Г. Лапучты. – М.: ИНФРА-М, 2006.
  14. Справочник директора предприятия. / Под. ред. М.Г. Лапучты. – М.: ИНФРА-М, 2006.
  15. Теория и практика антикризисного управления: Учебник/ Под ред. С.Г. Беляева, В.И. Кошкина. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2006

Информация о работе Эволюция собственности в рыночном хозяйстве