Организационно-правовые формы предприятий в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование всех действующих организационно-правовых форм в Республике Беларусь, рассмотрение их преимуществ и недостатков, так как в условиях рыночной экономики предприниматель свободен в использовании возможностей выбора вариантов решения проблем, альтернатив развития и определения своих целей. Однако существующая экономическая система выступает “как рамочное условие предпринимательской деятельности”.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
1. Организационно-правовые формы предприятий и их краткая характеристика……………………………………………………………..5
1.1. Хозяйственные товарищества……………………………...…………5
1.2. Хозяйственные общества……………………………………………...9
1.3. Производственные кооперативы…………………………………....17
2. Характеристика унитарного предприятия……………………………...19
2.1. Понятие, имущество, образование унитарного предприятия……..19
2.2. Права и обязанности унитарного предприятия…………………….25
2.3. Прекращение деятельности унитарного предприятия……………..27
3. Общая характеристика ЧУП «ТаиНет»…………………………………..30
Заключение…………………………………………………………………...42
Список использованных источников...…………………………………… 45
Приложение…………………………………………………………………..47

Работа содержит 1 файл

МОЙ))) (Автосохраненный).doc

— 236.50 Кб (Скачать)

     Устав кооператива кроме общепринятых сведений должен содержать условия  о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке  внесения паевых взносов членами  кооператива и их ответственности  за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о характере и порядке трудового участия его членов в деятельности кооператива и их ответственности за нарушение обязательства по личному трудовому участию; о порядке распределения прибылей и убытков кооператива; о размере и условиях субсидиарной ответственности его членов по долгам кооператива; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов. Число членов кооператива не должно быть менее пяти. В зарубежных странах эти кооперативы не получили столь значительного развития. Они не ориентированы на получение доходов и прибыли, их целью является оказание помощи членам кооператива и нуждающимся. Преимущества производственного кооператива в том, что прибыль кооператива распределяется между его членами не пропорционально их паям, а в соответствии с их трудовым вкладом. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворения требований его кредиторов. Законодательством не ограничивается число членов кооператива, что дает физическим лицам возможность организовывать кооперативы необходимого размера. Равные права всех членов в управлении кооперативом (поскольку каждый из них имеет только один голос) повышают заинтересованность кооператоров в успешной деятельности своей организации, стимулируют их личную инициативу.

     Недостатки  производственного кооператива  заключаются в том, что число  членов в кооперативе должно быть не менее 5 человек, а это существенно ограничивает возможности их создания. Каждый член кооператива несет ограниченную субсидиарную ответственность по долгам кооператива. 
 
 
 

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА  УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
 

    2.1. Понятие, имущество,  образование унитарного предприятия 
     

   В ГК РБ содержится отдельный параграф, посвящённый статусу государственных  и частных унитарных предприятий. К унитарным предприятиям относятся коммерческие организации (предприятия), не наделённые правом собственности на закреплённое за ними имущество. Унитарными эти предприятия называются потому, что их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

   Статус  юридического лица приобретается посредством  государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь [1,ст.44]. Занятие предпринимательской деятельностью без государственной регистрации запрещается.

   Имущество республиканского или коммунального  унитарного предприятия находиться соответственно в собственности Республики Беларусь или в собственности административно-территориальных единицы и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения. Имущество частного унитарного предприятия находиться в частной собственности физического лица либо в совместной собственности супругов, либо в совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства, либо юридического лица [1,ст.113].

     Декретом  Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 года №1 установлено, что государственная регистрация в Республике Беларусь осуществляется следующими регистрирующими органами:

-Национальным банком - банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, в том числе с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах;

-Министерством финансов - страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, в том числе с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах;

-Министерством юстиции - торгово-промышленных палат;

-администрациями свободных экономических зон - коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах;

-облисполкомами и Минским горисполкомом - коммерческих организаций с иностранными инвестициями;

-облисполкомами, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским горисполкомами - субъектов хозяйствования.

     Облисполкомы  вправе делегировать часть своих  полномочий по государственной регистрации  субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а названные горисполкомы – соответствующим администрациям районов в городах.[12]

      До  подачи в регистрирующий орган для  государственной регистрации документов, собственник имущества, учредители (участники) создаваемой коммерческой или некоммерческой организации должны:

-согласовать  с регистрирующим органом наименование  коммерческой, некоммерческой организации;

-определить  предполагаемое место размещения  коммерческой, некоммерческой организации;

-принять решение  о создании коммерческой, некоммерческой  организации и подготовить ее  устав (учредительный договор  – для коммерческой организации,  действующей только на основании  учредительного договора);

-сформировать  уставный фонд - для коммерческих организаций, открыть временный счет в банке, небанковской кредитно-финансовой организации - при внесении денежного вклада в уставный фонд, провести оценку стоимости неденежного вклада - при внесении в уставный фонд неденежного вклада.

     Государственная регистрация юридического лица производится по месту его нахождения. Местонахождением частного унитарного предприятия может являться жилое помещение (квартира, жилой дом) физического лица - собственника имущества частного унитарного предприятия в случаях, предусмотренных Декретом Президента от 16 января 2009 года №1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования».

     Для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций, в  том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, в регистрирующий орган представляются:

-заявление о государственной регистрации (см. приложение №2);

-устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате .doc или .rtf);

-легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для учредителей, являющихся иностранными организациями;

-копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для учредителей, являющихся иностранными физическими лицами;

-оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

     За  государственную регистрацию коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей взимается государственная  пошлина, в соответствии с Законом  Республики Беларусь в установленном законодательными актами размере:

-создаваемых  (реорганизуемых) коммерческих организаций  (за исключением коммерческих  организаций, в которых будет  использоваться труд учащихся, коммерческих  организаций, в которых число  учредителей (участников)-инвалидов превышает 50 процентов, коммерческих организаций, создаваемых организациями ветеранов, обществами инвалидов, а также сельскохозяйственных производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств - 5 базовых величин;

-создаваемых  (реорганизуемых) некоммерческих организаций  (за исключением указанных в  подпунктах 1.10 и 1.11 пункта 1 статьи 2 Закона Республики Беларусь от 10 января 1992 года №1394- XII "О государственной  пошлине") - 0,5 базовых величин;

-индивидуальных  предпринимателей - 0,5 базовых величин;

-создаваемых  (реорганизуемых) коммерческих организаций,  в которых будет использоваться  труд учащихся, коммерческих организаций,  в которых число учредителей  (участников)-инвалидов превышает  50 процентов, коммерческих организаций, создаваемых организациями ветеранов, обществами инвалидов, а также сельскохозяйственных производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств - 0,8 базовых величин.

     В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 года №1 регистрирующие органы принимают документы, представленные для государственной регистрации, рассматривают их состав и содержание заявления о государственной регистрации, при необходимости разъясняют лицам, представляющим такие документы, правила их представления и оформления, предусмотренные законодательством. В день подачи документов, представленных для государственной регистрации, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа:

-ставит на уставе (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, выдает один экземпляр устава (учредительного договора) лицу, его представившему, и вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запись о государственной регистрации субъекта хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор) юридического лица, свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

-представляет в Министерство юстиции необходимые сведения о субъектах хозяйствования для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

     Зарегистрированными считается юридическое лицо - с даты проставления штампа на его уставе (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) и внесения записи о государственной регистрации юридического лица в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

иных юридически значимых действий. Получения специальных  разрешений на изготовление печатей (штампов) не требуется.

     В государственной регистрации юридического лица может быть отказано по следующим  основаниям:

-непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов;

-оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;

представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

     При неосуществлении государственной  регистрации юридического лица, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа в день подачи документов ставит на заявлении о государственной  регистрации соответствующий штамп и указывает основания, по которым не осуществлена государственная регистрация.

     Свидетельство о государственной регистрации  юридического лица подписываются уполномоченным сотрудником регистрирующего органа, заверяются оттиском печати для заверения  свидетельств и иных документов, выдаваемых субъекту хозяйствования по результатам государственной регистрации, и являются бланками строгой отчетности.

     Дата  государственной регистрации указывается  в свидетельстве о государственной  регистрации юридического лица.

     Свидетельство (Приложение №5) о государственной регистрации установленного Советом Министров Республики Беларусь образца выдается не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации.

     Регистрирующий  орган в течение пяти рабочих  дней со дня внесения записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдает документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии "Белгосстрах".

Информация о работе Организационно-правовые формы предприятий в Республике Беларусь