Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 21:09, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование всех действующих организационно-правовых форм в Республике Беларусь, рассмотрение их преимуществ и недостатков, так как в условиях рыночной экономики предприниматель свободен в использовании возможностей выбора вариантов решения проблем, альтернатив развития и определения своих целей. Однако существующая экономическая система выступает “как рамочное условие предпринимательской деятельности”.
Введение………………………………………………………………………..….3
1. Организационно-правовые формы предприятий и их краткая характеристика……………………………………………………………..5
1.1. Хозяйственные товарищества……………………………...…………5
1.2. Хозяйственные общества……………………………………………...9
1.3. Производственные кооперативы…………………………………....17
2. Характеристика унитарного предприятия……………………………...19
2.1. Понятие, имущество, образование унитарного предприятия……..19
2.2. Права и обязанности унитарного предприятия…………………….25
2.3. Прекращение деятельности унитарного предприятия……………..27
3. Общая характеристика ЧУП «ТаиНет»…………………………………..30
Заключение…………………………………………………………………...42
Список использованных источников...…………………………………… 45
Приложение…………………………………………………………………..47
Министерство
юстиции вносит запись о включении
субъекта хозяйствования в Единый государственный
регистр юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей датой внесения регистрирующим
органом соответствующей записи о государственной
регистрации субъекта хозяйствования
в данном регистре.
Унитарные предприятия классифицируются по характеру прав, на основе которых за ними закрепляется неделимое имущество. По этому признаку выделяются унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления. В данном случае различие состоит в том, что первые более самостоятельны (автономны). Эти предприятия не отвечают по долгам собственника, а собственник не отвечает по долгам предприятия. Унитарные предприятия второго типа образуются только на государственном уровне, их устав утверждается Правительством РБ [6,c.52].
Унитарное предприятие имеет право:
-использовать свое имущество в качестве гарантии по всем видам обязательств предприятия в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
-открывать на территории Республики в уполномоченных банках счета в денежных единицах Республики Беларусь, а так же в иностранной валюте, хранить свои денежные средства в порядке и на условиях, предусмотренных банковским законодательством Республики Беларусь.
-создавать с согласия собственника другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие). Имущество дочернего унитарного предприятия находится в собственности собственника имущества предприятия учредителя и принадлежит дочернему предприятию на праве хозяйственного ведения.
-от
своего имени заключать сделки
приобретать имущественные и
личные имущественные права,
-создавать с согласия собственника филиалы и представительства на территории Республики Беларусь и за ее пределами с соблюдения условий, предусмотренных действующим на территории Республики Беларусь законодательством и соответствующим законодательством иностранных государств. Представительство и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом предприятия, которое учитывается отдельно на балансе предприятия, и действует на основании утвержденных предприятием положений. Руководители представительств и филиалов назначаются директором предприятия и действуют на основании доверенности предприятия, выданной в установленном порядке. Ответственность за деятельность представительств и филиалов несет предприятие.
-с согласия собственника может выступать участником хозяйственного общества, товарищества, вкладчиком коммандитного товарищества, входить в состав некоммерческих организаций, созданных в форме потребительских кооперативов, фондов, ассоциаций и союзов.
-приобретать акции, облигации и другие ценные бумаги, совершать операции по покупке - продаже иностранной валюты.
-участвовать в приватизации объектов государственной собственности на территории Республики Беларусь.
-с
согласия собственника в
-разрабатывать и использовать товарный знак, знак обслуживания для обозначения своей продукции, работ, услуг в порядке, установленном законодательством. Предприятие имеет право в установленном законодательстве порядке использовать товарные знаки, знаки обслуживания иных лиц[1,cт.54].
Унитарное
предприятие отвечает по своим обязательствам
всем принадлежащим ему имуществом
и не несет ответственности по обязательствам
собственника его имущества.
2.3.
Прекращение деятельности
унитарного предприятия
Прекращение деятельности субъекта хозяйствования может осуществляться путем реорганизации юридического лица или ликвидации субъекта хозяйствования.
Реорганизация предприятия производиться по решению собственника предприятия (учредителей, участников) либо уполномоченных государственных органов, в том числе суда.
Ликвидация коммерческих организаций и прекращение деятельности осуществляется по решению предпринимателя, либо органа, уполномоченного на то учредительными документами, суда, регистрирующего органа.
Ликвидация
унитарного предприятия осуществляется
ликвидационной комиссией, образуемой
собственником или
Ликвидационная комиссия или другой орган, проводящий ликвидацию предприятия:
-помещает в периодическом печатном издании, где публикуются сведения о зарегистрированных и ликвидированных (прекративших деятельность) субъектах предпринимательской деятельности, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления кредиторами претензий;
-оценивает имущество ликвидируемого предприятия;
-рассчитывается
с кредиторами, проводит
-составляет ликвидационный баланс;
-представляет
ликвидационный баланс
Регистрирующий орган в пятидневный срок со дня вынесения (получения) соответствующего разрешения предоставляет Министерству юстиции сведения для исключения субъектов хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и сообщает об их ликвидации в налоговые органы и органы государственной статистики[7,203].
Субъекты хозяйствования считаются ликвидированными с момента исключения их из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
А
также преимущества и недостатки
данных организационно-правовых форм
представлены в Таблице 1 (cм. приложение
№1).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях рыночной системы хозяйствования в отличие от плановой, предприятие стремится производить те товары и оказывать те услуги, которые приносят ему наибольшую прибыль. Последнее зависит, с одной стороны, от правильности установления спроса на те товары, которые может производить предприятие, а с другой - от его производительности в целом, НТП, уровня организации производства и труда, степени конкуренции и т.д. На практике это означает, что каждое предприятие в силу объективных и субъективных причин должно искать свой путь развития, свою организацию и свои формы хозяйствования. А это во многом зависит от организационных сторон владения и распоряжения производственными факторами. Ведь именно с последними связано присвоение результатов производства, характер которого определяется формами собственности на средства производства, т.е. возможностью распоряжаться ими по собственному усмотрению. Как показывают произведенные исследования, здесь возможны следующие варианты:
-Субъект организации одновременно является производителем и владельцем факторов производства;
-Субъект владеет материальными условиями производства, не является производителем, но трудится как организатор производства;
-Субъект владеет средствами производства, но передаёт другому лицу возможность быть его организатором.
Определяющим в их экономическом поведении является степень оперирования своими возможностями, чтобы производить товары и оказывать услуги и на этой основе получать доход.
Вышеназванные варианты и стали основой создания предприятий с различными организационно-правовыми формами функционирования.
Вид
и способ структурного построения предприятия
(фирмы, компании и т.п.), предусмотренные
законами и другими нормами
Согласно
ГК РБ основными организационно-
Все
они способствуют эффективному функционированию
национальной экономики, а также
решению многих социальных проблем.
Вместе с тем анализ специальной литературы
по предпринимательству и организации
бизнеса показывает, что каждая из этих
форм имеет свои достоинства и недостатки
в зависимости от производственно-экономической
специфики хозяйства, его отраслевой принадлежности,
демографических условий в регионе, культурных
традиций данной страны и т.д. Поэтому
заранее наделить, например, индивидуальные
формы собственности во всех ситуациях
безоговорочными преимуществами перед
коллективными или государственными было
бы некорректно, и наоборот. На основании
произведенных исследований можно сделать
также вывод о том, что все зависит от конкретной
социально-экономической и производственно-хозяйственной
ситуации в отрасли, регионе, стране.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь: кодекс РБ от 7 декабря 1998г. №218-3.
2. Бабук
И.М. Экономика предприятия:
3. Булатов А.С. Экономика: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002. - 896с.
4. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 718с.
5. Грузинова
В.П. Экономика предприятия:
6. Зайцев Н.А. Экономика организации. - М.: “Экзамен”, 2000. - 768с.
7. Раицкий
К.А. Экономика предприятия:
8. Раицкий
К.А. Экономика организации (
9. Семёнов
В.М. Экономика предприятия:
10. Суша Г.З. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – М: Новое изд., 2003.- 384с.
11. Устав частного унитарного предприятия по оказанию услуг «ТаиНет».
12. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 января 2009 года №114 «О некоторых вопросах государственной регистрации субъектов хозяйствования».
13. Постановление Министерства юстиции от 5 марта 2009 года №20 «О согласовании наименований юридических лиц».
14. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 февраля 2009 года №154 «Об утверждении Положения о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций».
15. Закон Республики Беларусь от 10 января 1992 года №1394 «О государственной пошлине».
16. Декрет
Президента Республики Беларусь от 16 января
2009 года №1 «О государственной регистрации
и ликвидации (прекращении деятельности)
субъектов хозяйствования».
Информация о работе Организационно-правовые формы предприятий в Республике Беларусь