Сущность торговли как отрасли народного хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей и основных функций торговли как отрасли народного хозяйства.
Задачами, которые необходимо решить для достижения поставленной цели, являются:
Понять особенности и функции торговли
Изучить виды и способы торговли в условиях рыночных отношений

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 912.87 Кб (Скачать)

Введение

 

Торговля  в настоящее время является, пожалуй, одним из наиболее привлекательных  видов деятельности, в особенности  для так называемого малого и  среднего бизнеса. В первую очередь  эта привлекательность заключается  в довольно быстром обороте денежных средств и получении прибыли. Многие, начиная собственное дело, как способ накопления первоначального  капитала используют именно торговую деятельность. Разумеется, как и  во всяком другом роде деятельности, связанном  с вложением собственных денежных средств, в торговле присутствует доля риска. Но тем не менее можно с  большой уверенностью сказать, что  развитие торговли в нашей стране идет весьма интенсивно именно из-за частного предпринимательства. Соответственно и конкуренция в этой области  велика. Как бы скептически ни относились к понятию «цивилизованные рыночные отношения», все равно обращаются к нему. Достаточно вспомнить, как  обстояло дело с рынком потребительских  товаров 10–15 лет назад. Высокая конкуренция  в торговле (разумеется, в тех  областях, где нет монополии) приводит не только к насыщению потребительского рынка, но и к улучшению качества товаров и услуг, предоставляемых  торговыми организациями и индивидуальными  предпринимателями.

Естественно, что «челнок» с вещевого рынка  вряд ли составит серьезную конкуренцию  владельцу сети крупных супермаркетов. Но все являются потребителями, и  соотношение «цена – качество – обслуживание» каждый определяет для себя сам. Учитывая, что уровень  жизни населения очень неодинаков и соответственно различны приоритеты при приобретении товаров: место  в торговле есть и для недорогой  «оптовки», и для элитного бутика.

Вот именно поэтому и мелкому торговцу-предпринимателю, работающему на себя, и владельцу  крупной торговой сети, являющемуся  работодателем для сотен и  сотен наемных работников, абсолютно  необходимо грамотно вести свое дело. И для этого очень важно знать (и соблюдать!) законы и правила, применяемые государством к такому востребованному и распространенному виду деятельности, как торговля. Актуальность темы заключается в том, что развитие торговли, торговли отношений, обмена материальными и духовными ценностями между отдельными лицами, странами и народами всегда составляло важнейший источник жизнеспособности человеческого общества, роста материального и духовного уровня людей.

Целью данной работы является изучение  особенностей  и основных функций торговли как отрасли народного хозяйства.

Задачами, которые необходимо решить для достижения поставленной цели, являются:

  • Понять особенности и функции торговли
  • Изучить виды и способы торговли в условиях рыночных отношений
  • Проанализировать роль торговли в формировании потребительского рынка, решении социально-экономических задач
  • Дать организационно-экономическую характеристику МУП «Комбинат школьного питания»
  • Сделать анализ финансовой деятельности предприятия
  • Провести анализ эффективности работы предприятия
  • Дать рекомендации по повышению эффективности работы предприятия общественного питания МУП «Комбинат школьного питания».

Объектом исследования является МУП «Комбинат школьного питания» как предприятие торговли.

Предметом исследования является производственно-хозяйственная  деятельность МУП «Комбинат школьного питания»  и пути повышения ее эффективности.

Для достижения цели и задач данной работы применялись следующие методы исследования: экономико-статистический метод обработки информации, сравнительный  анализ, анализ нормативных документов и др.

В процессе работы были использованы бухгалтерские документы (балансы, отчеты о затратах на производство и реализацию продукции и другие документы), данные статистической отчетности за 2009, 2010 и 2011 годы, плановые и нормативные документы, монографии и статьи в научных журналах, законы, постановления правительства, статьи периодической печати, справочники, схемы и графики, учебники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Сущность торговли как отрасли народного хозяйства

 

1.1. Особенности и функции торговли

 

Торговля  – важная составляющая экономики  любого государства. С незапамятных времен торговые пути соединяли города и страны, сближали культуру, науку  и прогрессивные идеи разных народов. И сегодня от профессионализма каждого, кто занимается организацией торгового  процесса, напрямую зависит успех  развития торговых отношений России в целом и отдельных республик  в частности. Именно предприятия  торговой сферы создают  развитую инфраструктуру услуг, вносят весомый  вклад в создание благоприятных  условий для ее дальнейшего развития. Благодаря эффективному труду сфера  торговли из года в год поднимается  на новый качественный уровень.

  Торговля – одна из крупнейших  отраслей экономики любой страны, как по числу занятых в ней  людей, так и по объему деятельности  и вкладу в общий экономический  потенциал. 

  Эпоха торговли уходит корнями  в далекое прошлое. С развитием  транспортных сообщений в торговлю  вовлекались все больше территориально  обособленных регионов с различными  ресурсами, как природными, так  и созданными человеком. С развитием  производства, новых отраслей хозяйства  и появлением уникальных технологий  и продуктов  дифференциация  между отдельными регионами неизбежно  усиливалась. Различия в обеспечении  природными ресурсами, отсутствие  возможности произвести продукт  внутри региона, в том числе  и отдельно взятым человеком  для личного потребления, породили  с  целью потребления необходимость  получения ресурсов «на стороне». Понятно, что безвозмездно законным  способом получить ресурс невозможно, поэтому   возмездное приобретение  ресурсов обеспечило появление  понятия торговли, приобретаемые  ресурсы стали именоваться товаром.

  Условием для образования мирового  рынка торговли послужил технический  и научный прогресс транспорта  и связи, которые в сочетании  с торговыми отношениями превратили  мир в единое экономическое  пространство.  Торговля – это  связующее звено между производителем  ресурсов – товаров и потребителем  – покупателем, обеспечивающая  производственную цепочку превращения  «деньги-товар-деньги» ( Рисунок  1). Зачастую не всегда производитель  имеет возможность как физическую, так и экономическую донести  свой продукт до конечного  потребителя. В то же время  производители являются потребителями  ресурсов с целью дальнейшего  воспроизводства, поэтому также  сами являются покупателями и   приобретают ресурсы – товары  не только у поставщиков-производителей, но и в большинстве случаев  через торговую оптовую сеть.

Сущность  торговли и ее миссия реализуется  через функции (рис 1,2):

Рисунок 1. Функции торговли, направленные на оказание услуг производителям

Рисунок 2. Функции торговли, направленные на оказание услуг потребителям

Роль  и значение торговли:

1. Объем оборота торговли является  важнейшим показателем развития  экономики страны в целом. Так  как после продажи товаров  возмещаются затраты производителей  и образуется основа для дальнейшего  воспроизводства. 

2. В ходе торговли товары получают, или не получают общественное  признание, и производители получают  или не получают стимул для  дальнейшего их выпуска. 

3. Оборот торговли характеризует  благосостояние населения и уровень  его жизни (80% материальных потребностей  людей, удовлетворяются с помощью  купленных товаров).

4. Торговля  - важное звено в осуществлении распределения по труду.

5. Торговля способствует сближению  уровня жизни населения разных  социальных групп, разных регионов  и стран. 

6. Торговля способствует рациональному  денежному обращению. 

7. Торговля является плательщиком  налогов и поэтому учувствует  в формировании государственных  доходов. 

8. Торговля активно влияет на  народное потребление, определяя  набор потребительских благ, их  качество и влияя на способ  потребления. 

9. Торговля активно способствует  интеграции страны в мировое  хозяйство. 

10. Торговля стимулирует прогресс в сфере производства и потребления.( 2,45)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Виды и способы торговли в условиях рыночных отношений

 

По  месту купли-продажи торговля делится на:

• внутреннюю

• внешнюю.

При внутренней торговле товар не переходит границы государства, он или передается продавцом покупателю, если они в одной местности, например, в одном городе (местная торговля) или перевозится из одной местности в другую, например, из Москвы от продавца — в Саратов к покупателю (иногородняя торговля).

При внешней торговле товар переходит  границу государства. При этом различают  три формы торговли: импортную, экспортную и транзитную.

Если  покупатель в России, а продавец с товаром находится в Германии, то товар перейдет из Германии через  границу в Россию и для России это будет ввоз товара (импорт), а  для Германии вывоз (экспорт). Если продавец из Германии реализует свой товар  в Китай и повезет его через  Россию, то для России это будет  транзитный провоз товара (транзит).

По  объемам купли-продажи торговля делится на;

• оптовую,

• розничную.

За  последние годы начинает организовываться новый институт торговли — виртуальная  торговля всех видов через глобальную вычислительную сеть интернет. Контакт продавца (производителя) и покупателя (заказчика) при этом виде торговли носит виртуальный характер и осуществляется через указанную сеть с помощью компьютеров.

Рисунок 3. Виды торговли

Оптовая торговля представляет собой деятельность по продаже товаров тем, кто приобретает  их с целью перепродажи или  профессионального использования, т.е.:

• последующим продавцам {розничным торговцам или другим оптовым торговцам, следующим в торговой цепи),

• для производственного использования на промышленном или ремесленном предприятии,

• крупному потребителю, например, акции экономической помощи другим странам или регионам, пострадавшим от стихийных бедствий и т.д.

Таблица 1. Виды оптовой торговли

Признак классификации 

Вид оптовой торговли

Пример 

1

2

3

по функциональному признаку

ЗАКУПОЧНАЯ ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ

Заготовка вторичного сырья, закупка  и сбыт сельскохозяйственного сырья 

ОПТОВАЯ ТОРГ08ЛЯ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ СВЯЗЯМ

Закупка кожи у кожевенного завода и продажа обувной фабрике (полуфабрикаты); покупка и продажа инструмента (готовая продукция)

ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ СЫРЬЕМ И МАТЕРИАЛАМИ (РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ)

Покупает товары в больших объемах  у производителей и продает в  меньших объемах розничным торговцам  или индивидуальным производителям

по степени специализации номенклатуры

ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ ШИРОКОГО АССОРТИМЕНТА

Оптовая торговля продовольственными товарами

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ

Оптовая торговля электротехнической продукцией


 

 

Закупочная (заготовительная, собирательная) оптовая  торговля

Закупочная  торговля выполняет прежде всего  задачу количественного выравнивания (сбалансирования) объемов на рынке  заготовок, она собирает малые объемы товаров и предлагает их своим  клиентам большими партиями. Предметом  закупок являются сельскохозяйственные продукты (например, зерно, картофель, овощи), древесина, вторичное сырье, отходы и пр. Часто эти виды продукции  требуют дополнительно сортировки, например по категориям.

Рисунок 4. Порядок закупочной оптовой торговли

 

Оптовая торговля по производственным связям

Предприятия оптовой торговли покупают полуфабрикаты  и готовые изделия, продают их для последующего использования  чаще всего на промышленных предприятиях. Этот вид оптовой торговли соединяет  последовательные стадии производственного  процесса.

Примеры: Оптовая торговля черными металлами (метизами). Оптовая торговля продукцией машиностроения. Оптовая торговля строительными материалами.

Рисунок 5. Порядок оптовой торговли по производственным связям

 

Оптовая торговля сырьем и материалами (распределительная  оптовая торговля}

Предприятия оптовой торговли покупают товары в  больших объемах у производителей и продают в меньших объемах  различным торговцам или небольшим  предприятиям, например текстильные  материалы, запасные части, продукты питания.

Рисунок 6. Порядок оптовой торговли сырьем и материалами

Отличия оптовой торговли от розничной:

• объемы оптовых сделок обычно крупнее розничных;

• зона обслуживания Оптового предприятия обычно больше розничного;

• меньше уделяется внимания расположению торгового предприятия, рекламе.

Особенности оптовой торговли средствами производства:

• особая номенклатура и отраслевая принадлежность товаров;

• меньшая численность товарных групп по номенклатуре;

• неоднородность рынков многих видов средств производства.

Розничная торговля получает товары у оптовых  торговцев или производителей и  реализует конечным потребителям.

Таблица 2. Основные виды розничной торговли

Признак классификация 

Виды  розничной торговли

• по виду передачи товара

. СТАЦИОНАРНАЯ (МАГАЗИННАЯ! ТОРГОВЛЯ  Торговля осуществляется в постоянном  помещении (магазине)

. ПОСЫЛОЧНАЯ ТОРГОВЛЯ Покупатель  выбирает товар по каталогу  и розничный торговец посылает  заказ ему на дом 

• ПЕРЕДВИЖНАЯ ТОРГОВЛЯ Торговля, при  которой продавец сам ищет покупателя

• по стелен специализации номенклатуры

. ТОРГОВЛЯ СМЕШАННЫМ АССОРТИМЕНТОМ  Предложение товара различного  рода 

• СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ТОРГОВЛЯ Предложение  торговли одной отрасли, возможно с дополнительными видами товаров Например. Магазин одежды.

. СПЕЦИАЛЬНАЯ ТОРГОВЛЯ Предложение  товара только одного вида  одной отрасли, возможно с дополнительным ассортиментом Например: Магазин мужских рубашек

Информация о работе Сущность торговли как отрасли народного хозяйства