Учет на предприятиях торговли и общественного питания

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

На предприятиях и организациях основу информационной системы составляет бухгалтерский учет.
Информационная система, генерируемая в рамках бухгалтерского учета, направлена на объективное определение макроэкономических целей, в частности, достижение заданных темпов роста национальной экономики, снижения инфляции, полезности достоверной учетной и оперативной информации для государственных органов, (прежде всего налоговых), а также для эффективного управления любым предприятием.

Работа содержит 1 файл

Курсоая по бухгалтерскому учету.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

    При применении в торговом предприятии коллективной (бригадной) формы ответственности бригада принимает на себя полную материальную ответственность за все преданные ей в подотчет товарно-материальные ценности: товары, тару, материалы, денежные средства.

    Как правило, в состав бригад входят: заведующий торговым предприятием (если он несет  материальную ответственность), заведующий отделом, секцией, их заместители, продавцы, продавцы кассиры, контролеры по выдаче покупок. На предприятиях общественного питания бригаду с коллективной материальной ответственностью организуют в составе заведующего производством (шеф повара), его заместителя, поваров, помощников поваров, раздатчиков, кассира-контролера и включает, как правило, 6-8человек. В крупных предприятиях общественного питание количество членов бригады может быть увеличено до 10-14 человек. В небольших предприятиях общественного питания, где на заведующих предприятием возложена материальная ответственность, они также должны включаться в состав бригады.

       Договор о коллективной (бригадной)  ответственности подписывают представители  администрации и все члены  бригады. При выбытии из бригады ее членов или при принятии  в состав бригады других работников против подписи выбывшего члена бригады руководством делается надпись о дате выбытия, а вновь принятый член бригады дает подписку на договоре о принятии им материальной ответственности, предусмотренный договором, с указанием даты. Договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности должен быть переоформлен в обязательном порядке при смене бригадира.

          При выявлении недостачи товара  сверх установленных норм, а также хищении или порчи бригада несет ответственность в размере стоимости недостающих (похищенных, испорченных) товаров по ценам реализации. Каждый член бригады отвечает за недостающие или испорченные ценности, а также за ущерб, вызванный продажей товаров по ценам ниже установленных без согласия руководством предприятия, совместно с другими членами бригады пропорционально сумме заработной платы, предусмотренный штатный расписанием (тарифной ставке) и фактически проработанному времени.

        Материальная ответственность за ущерб, причинный предприятию, возлагается на материально ответственное лицо (лица) при условии, если ущерб причинен по его (их) вине. Эта ответственность, как правило, ограничивается определенной частью заработной платы ответственного лица (лиц) и не должна превышать полного размера причиненного ущерба.

         Бригада освобождается от материальной ответственность  в случаях:

         - кражи (хищения), порчи или гибели  товаров или других ценностей,  если это произошло не по  вине бригадира;

         - установления непосредственных членов бригады-виновником кражи, порчи товаров и других ценностей, на который и возлагается ответственность за эти действия.

         Размер ущерба, причиненного кражей ,порчей материальных ценностей, определяют по фактическим потерям, на основании данных бухгалтерского учета. При выявлении недостачи товаров, причиной которой явилось хищение (порчи),ущерб устанавливают по рыночным ценам.

         На  предприятиях общественного питания( на производстве и в буфетах) размер ущерба, причиненного хищения или  недостачей продукции и товаров, определяют по ценам, установленным для их продажи (реализации).

  1. выбор схемы учета товаров, наиболее целесообразной в условиях работы каждой конкретной организации.

    В целом, на практике принимают три основных схемы учета товаров, и выбор какой-либо из них зависит от структуры и специфики деятельности предприятия:

    - индивидуальная (попредметная) схема учета товаров. В данном случае фиксируется движением каждой единицы товаров; материально ответственное лицо должно отчитаться за каждую товарную единицу (по индивидуальному признаку) кА правило, данную схему принимают в комиссионной торговле. Например, если на реализацию были получены: два желтых костюма, четыре рубашки в клетку от г-на Сбруева и по одному костюму черного и желтого цвета от г-на Борисова, то в бухгалтерском учете на каждую единицу товара открывают субсчет (аналитических счет) и движение по каждому субсчету (аналитическому счету) отражают отдельно;

    - натурально- стоимость схема учета товаров.  При выборе этой схемы в  учете фиксируют движение товаров по отдельным наименованиям в натуральном и стоимостном измерениях; принимают в основном для учета товаров для учета товаров на складах, для учета тары и т д. ;

    - стоимостная  схема учета товара. Она широко распространена на предприятиях розничной торговли и общественного питания, поскольку при ней фиксируется общий объем товарной массы, расчетным путем определяется реализованная торговая наценка и себестоимость стоимость реализованных товаров. Более подробно эта схема описана в следующие параграфах.

    3. единство  оценки товаров при их оприходовании  и выбытии.

    Если  товары были оприходованы по учетным  ценам, принятым и определенным в  учетной политике, то и списывать  их следует по этим же ценам. Списание товаров по ценам выше или ниже цен их оприходования привело бы в первом случае к образованию излишков товаров в стоимостном измерении, а во втором – к недостаче.

  1. периодичность и сроки предоставления отчетов о наличии и движении товаров.
  2. отчетность о наличии и движении товаров должна предоставляться материально ответственными лицами в установленные сроки и с установленной периодичностью.
  3. периодическая проверка путем проведения инвентаризаций фактических остатков товаров и сравнение их с данными бухгалтерского учета для проверки обеспечения сохранности ценностей.

    В первой главе мы уже говорили об общих  правилах проведения инвентаризации, поэтому здесь подчеркиваем лишь особенности инвентаризации товарно-материальных запасов.

    При хранении товарно-материальных запасов  в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризацию проводят последовательно по местам хранения. После проверки товарно-материальных запасов помещение пломбируют, и комиссия переходит для работы в следующие помещения. На время инвентаризации все операции с инвентаризируемыми товарно-материальными запасами прекращаются и посторонние лица в помещение, где проводится инвентаризация, не допускаются.

    На  больших складах пари длительном проведении инвентаризации в исключительных и только с письменного разрешения руководителя организации, а процессе инвентаризации могут отпускаться товарно-материальные запасы в присутствии членов инвентаризационной комиссии

      Эти товарно-материальные запасы  заносят в отдельную инвентаризационную  опись под наименованием «Товарно-материальные запасы, отпущенные во время инвентаризации». Оформлять эту опись товарно-материальные запасы во время инвентаризации. В расходных документах делают отметку за подписью председателя инвентаризационной комиссии.

    Товарно-материальные запасы, поступающие во время проведения инвентаризации, принимают материально-ответственным лицом в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Эти товарно-материальные запасы заносят в отдельную опись под наименованием» товарно-материальные запасы, поступающие во время инвентаризации». В описи указывают когда, от кого они поступили, дату и номер приходного документа, наименование, количество, цену и сумму. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии делают отметку «после инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти товарно-материальные запасы.

         Товарно-материальные запасы в  инвентаризационных описях отражают  по каждому отдельному наименованию с указанием номенклатурного номера, вида, группы, артикулы, сорта и количества.

          Товарно-материальные запасы, принадлежащие другим субъектам и         находящиеся на ответном хранении, инвентаризируют одновременно с собственными товарно-материальные запасами, и по ним составляют отдельную инвентаризационную опись, в которой делают ссылку на соответствующие документы, подтверждающие принятия этих товарно-материальных запасов на ответ хранение.

           Товарно-материальные запасы, хранящиеся на складах других организацией, заносят в инвентаризационные описи на основании документов, подтверждающих сдачу их на ответственное хранение, фактической стоимость (по данным учета), даты дачи на хранение, места хранения, номера и даты документов.

    При получении от организаций, на ответственном  хранении которых эти товарно-материальные запасы находятся, копии инвентаризационных описей комиссия сопоставляет фактическое  наличие товарно-материальные запасов  с количеством, установленным по документам.

    При инвентаризации товарно-материальные запасов, выданных в индивидуальное пользование работникам, допускается составление групповых инвентаризационных описей с указанием в них ответственных за эти предметы лиц, на которых открыты личные карточки, с распиской их в описи.

    Тара  заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т д. )

      Практическая реализация изложенных принципов создает условия для эффективной организации процесса реализации и обеспечивает решение задач, стоящих перед учетом товаров.

                  2.2 Документальное оформление товарных операций.

    Торгующие организации могут получать товары (а предприятия общественного питания – и  сырьё, полуфабрикаты, необходимые для приготовления готовых блюд) в разных условиях: на складе поставщика, на стадиях железной дороги, на пристани, в аэропорту или непосредственно в своем торговом помещении, где их принимает материально-ответственное лицо.

               Приемку товаров со склада поставщика (отправителя) осуществляет материально ответственное лицо предприятия-покупателя (получателя) товаров. Как правило, на складе поставщика товары получают в том случае, если поставщик и покупатель находятся в одном населенном пункте или необходимо проверять качество товаров.

    Для получения товаров со склада поставщика материально ответственное лицу выделяют доверенность. Доверенность признается письменное уполномочие  одного лица (доверителя) представительства  от его имени, выдаваемого им другому  лицу (поверенному) (статья 167 Гражданского кодекса Республики Казахстан) к использованию на территории Республики Казахстан допущены следующие формы доверенностей:

    - типовая  межведомственная форма №М-2 с  корешком, на котором производится  записи о выдаче и использовании доверенности с соответствующими реквизитами;

    -типовая  межведомственная форма №М-2а  (приведена ниже),  которая предусматривает ведение заранее пронумерованного и прошнурованного журнала учета выданных доверенностей ( типовая межведомственная форма №М-3). Журнал учета выданных доверенностей хранится у лица ответственного за выдачу и регистрацию доверенностей.

    Доверенности  выдаются лицам, с которыми заключен договор о материальной ответственности. Если доверенность выдается работнику, с которым договор не заключен, то с него берется разовая подписка о материальной ответственности. Срок действия выдаваемой доверенности устанавливается хозяйствующим субъектом. Доверенность должна быть заполнена в соответствии с Методическими рекомендациями о порядке выдачи доверенности на получение товарно-материальных запасов и отпуска их по доверенностям, утвержденными приказом Департамента методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов Республики Казахстан от 6 марта 1988года № 46.

Доверенность  подписывают руководитель и главный бухгалтер, заверяют печатью. Выдача доверенности с незаполненными реквизитами и без образца подписи лица, на имя которого она выдана, не производится. Перечень товаров, подлежащих получению со склада поставщика (отправителя), записывается на оборотной стороне доверенности. Ели ассортимент велик или же однороден по наименованиям, но с большим разнообразием цен, то запись может производить в одну сторону с указанием общего количества и суммы.

В случаях, когда товар подлежат получению с одного склада, но по нескольким накладным, доверитель может выдать поверенному лицу одну доверенность, но в ней должны быть указаны номера и даты выдачи всех накладных. Если товар подлежит получению одним поверенным лицом на нескольких складах, то ему выдают отдельные доверенности для предъявления на каждом складе.

     Доверенность, независимо от срока  ее действия, передают отправителю  в момент первого получения  товарно-материальных ценностей. 

Информация о работе Учет на предприятиях торговли и общественного питания