Учет на предприятиях торговли и общественного питания

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

На предприятиях и организациях основу информационной системы составляет бухгалтерский учет.
Информационная система, генерируемая в рамках бухгалтерского учета, направлена на объективное определение макроэкономических целей, в частности, достижение заданных темпов роста национальной экономики, снижения инфляции, полезности достоверной учетной и оперативной информации для государственных органов, (прежде всего налоговых), а также для эффективного управления любым предприятием.

Работа содержит 1 файл

Курсоая по бухгалтерскому учету.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

На предприятиях общественного питания учет готовых блюд и полуфабрикатов, подлежащих реализации ведут по продажным ценам, и основанием для этого служат практически те же причины, что и на предприятиях общественного питание учет готовых блюд и полуфабрикатов, подлежащим реализации, ведут по продажным ценам, и на основанием для этого служат практически те же причины, что и на предприятиях розничной торговли.

Выбор учетной  стоимости: стоимости  приобретения или продажной цены немаловажен  для хозяйствующего субъекта, но недостаточен для организации учета движения товаров. В целях правильной организации учета процесса реализации, а в частности, учета движения товаров, торговым  предприятием и организациям общественного питания в учетной политике необходимо определить метод учета стоимости товаров, а на предприятиях общественного питания и запасов, используемых на производство. Стандартами бухгалтерского учета предусмотрено четыре  метода отражения движения стоимости товаров:

- метод специфической  (сплошной) идентификации:

- метод средневзвешенной  стоимости

- метод определения  стоимости выбывающих запасов  по стоимости запасов, поступивших  других - ФИФО

-метод определения  стоимости выбывающих запасов  по стоимости запасов, поступивших  позже других - ЛИФО.

Рассмотрим порядок  применения каждого из указанных  методов.

Метод специфической (сплошной) идентификации – предполагает расчет стоимости единицы товаров (запасов), которые обычно не являются взаимозаменяемыми. Использование  данного метода предполагает особую маркировку каждой единицы товаров (запасов) что позволяет в любой  момент времени определить ее стоимость, а также установить дату продажи каждой единицы конкретного вида товаров (запасов), стоимость проданного товара и товаров (запасов), оставшихся у предприятия. При использовании этого метода движение стоимости товаров (запасов) совпадает с их физическим  движением. Распространение этого метода основывается на использовании компьютеризированных технологии учета товаров (запасов) устройств считывания штриховых кодов, применяемых при маркировке товаров.

Метод средневзвешенной стоимости- движение товаров (запасов) учитывается по средневзвешенной стоимости рассчитываемой как: сумма стоимости товаров (запасов) на начало отчетного периода и стоимости товаров (запасов), приобретенных в течение периода деленная на количество товаров (запаса) в натуральном выражении на начало периода плюс купленное количество товара (запаса) в натуральном выражении. средневзвешенная стоимость рассчитывается применительно к каждому виду товаров (запасов) в отдельности. Рассчитав средневзвешенную стоимость единицы товара, ее умножают на количество данного товара (запаса) в конце периода и получают его общую стоимость.

Метод ФИФО - в  его основу положен принцип, согласно которому при использовании или  продаже товаров (запасов), из их общей стоимости должна вчитаться стоимость тех товаров (запасов), которые хронологически поступили на предприятие первыми, раньше всех остальных. Это значит, что израсходованные или проданные единицы товаров (запасов) оценивают по стоимости тех единиц которые раньше всех остальных поступили на предприятие, дольше всего находилось в составе его товарно- материальных запасов.

Метод ЛИФО- в  основу данного метода заложен принцип  согласно которому при использовании  или продаже товаров (запасов) из их общей стоимости должна вычитаться стоимость тех товаров (запасов), которые хронологические поступили на предприятие последними, позже всех остальных. Это значит, что израсходованные или проданные единицы товаров (запасов) оценивают по стоимости тех единиц, которые позже всех остальных поступили на предприятие меньше всего находились в составе его товарно- материальных запасов.

При использовании  метода ЛИФО товары (запасы) по видам, как  и при применении ФИФО, подразделяют на уровни или группы в зависимости  от стоимости единицы данного товара (запаса).

Пример: по состоянию  на 1 ноября 1999 года у предприятия  А, занимающегося оптовой торговлей, в остатках числилось 200 мешков муки по стоимости приобретения 1500 тенге за мешок, всего на сумму 300000 тенге.

Поступило за месяц, в том числе по партиям:

Первая партия 15 мешков по цене 1300 тенге за мешков;

Вторая партия 130 мешков по цене 1520 тенге за мешков:

Третья партия 70 мешков по цене 1500 тенге за мешок.

Всего за месяц  был реализован 231 мешок муки.

Рассчитаем с  применением различных методов, по какой стоимости была реализована мука ( в расчетах не приведен метод специфической (сплошной) идентификации в виду того, что при его использовании стоимость реализованной муки  будет определяться не по расчету, а по фактическому движению каждого мешка муки).

Наряду с изменением стоимости реализованных товаров  в зависимости от применяемого метода меняется и стоимость оставшихся 184 мешков муки (200+215-231) составит:

По методу средневзвешенной стоимости    275831 (300000+322100-346269)

По методу ФИФО                                           278280 (300000+322100-343820)

По методу ЛИФО                                            27600 (300000+322100-346100)

Из всех перечисленных  методов в торговых предприятиях в основном применяется метод средневзвешенной стоимости, как более простой, не требующий   подробного аналитического учета по партиям поступления в хронологическом порядке.

2.4 Порядок  учета и налогообложения операций  с тарой

       В торговле и общественном питании тара имеет большое значение в организации сохранности продуктов, товаров при их транспортировке, хранении и отпуске.

Тара – это  изделия (бочки, ящика, фляги, мешки, коробы, контейнеры, бутылки и р.) предназначенные  для хранения и транспортировки  товаров (продуктов),  обеспечивающие количественную и качественную сохранность товаров в процессе реализации.

       В зависимости от того, является ли тара неотъемлемой частью товара или нет, различают два ее вида: внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя тара- это обертки, картонные коробки, жестяные, стеклянные, пластиковые банки, флаконы, тюбики и т.п. стоимость внутренней тары включают в стоимость товара и она оплачивается потребителем, т.е переходит в полную собственность покупателя.

      Внешняя тара- это тара, в которой транспортируется и хранится товар. Стоимость ее подлежит включению в себестоимость приобретенных товаров, если тара не является возвратной или многооборотной. Внешняя тара, имеющая залоговую стоимость и подлежащая возврату поставщику товара или являющаяся многооборотной, подлежит учету отдельного от товара,  затаренного в нее.

Исходя из сопротивляемости механическим воздействиям, тару подразделяют на

- жесткую (деревянная, металлическая, стеклянная, полиэтиленовая)

- мягкую, которая  меняет свою форму после ее  освобождения из- под товара (тканевая, катонная, полиэтиленовая)

- упаковочные  материалы (бумага, картон, ткань,  шпагат, проволока и т.п.)

    В зависимости от количества оборотов, которые может совершить тара, она делится на однооборотную (разовую) и многооборотную.

К таре разового использования относится тара, подлежащая после применения списанию: деревянная, которая не подлежит дальнейшему  использованию по своему прямому  назначению (бочки и ящики из- под рыбы: ящики и коробы, которые  не могут быть использованы как тара после извлечения из них товара и т.п)

   К многооборотной таре относят все виды внешней тары, используемые многократно.

По своей конструкции  многооборотная тара делится на неразборную, разборную, разборно- складную.

По принадлежности многооборотную тару подразделяют на  инвентарную тару торговых предприятий, которая имеет собственную маркировку, и тару – оборудование поставщика, т.е. залоговую тару.

Тара – оборудование поставщика многократно оборачивается  между поставщиками и потребителями  по залоговым ценам, долго не изнашивается и не ремонтируется, подлежит возврату только поставщикам. К ней относится в первую очередь стеклянная , за которую при продаже взыскивается залог с покупателя. Залог  возвращается покупателю при возврате тары  приемному пункту или магазину.

Порядок  приемки  тары, как и приемки товаров, регламентируется Инструкцией о порядке приемки  продукции и товаров по количеству, утвержденной постановлением  кабинета министров республики Казахстан  от 9 ноября 1994г №1240.

Основным источником поступления тары в торговых предприятиях и предприятиях общественного питания являются поставщика товаров.

При приемки  тары необходимо проверить соответствие фактического ее количества количеству, указанному в сопроводительных документах: соответствие качества тары техническим условиям ( по тканевым мешкам – категориям), наличие и правильность маркировки. В тех случаях, когда договором поставки товаров предусмотрен возврат деревянной и картонной тары непосредственно предприятиям – поставщикам, они выпускают на эту тару сертификат в двух экземплярах (один экземпляр которого остается у поставщика, второй высылается грузополучателю вместе со счетом). В сертификате указывают наименование, количество, цену и срок возврата тары по данной партии поставленных товаров.

Материально ответственные  лица на складах торговых предприятий  и в кладовых предприятий общественного  питания ведут количественный учет тары по следующей номенклатуре:  деревянная тара  - ящики разные, бочки заливные, бочки сухотарные, мешки тканевые (из- под  сахара, хлебопродуктов,) картонно - гофрированная тара, решетка, прочая тара. Вся стеклотара, порожняя и под товаром, в кладовых предприятий общественного питания учитывается как товар. учет стеклянной посуды ведут по наименованиям и количеству. Инвентарную тару поставщиков

( бочки пивные, винные, ящики металлические ) учитывают  по видам и поставщикам.  на  инвентарной таре должно быть  клеймо или бирка с инвентарным  номером предприятия, которому  она принадлежит.

Синтетический учет тары как порожней, так и под продуктами и товарами, ведется на счет 3310 «Тара  и тарные материалы». Инвентарная тара торговых предприятий подлежит учету на счетах учета основных средств.

Аналитический учет тары, как в торговых предприятиях, так и в кладовых предприятий общественного питания ведется по местам нахождения, материально ответственными лицами в количественном и суммовом выражении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В  современных условиях развития  рыночной экономики и совершенствования  управления, разработки новой стратегии развития предприятий усиливаются роль и значения бухгалтерского учета. В настоящее время все предприятия, независимо от форм собственности и подчиненности, ведут бухгалтерский учет имущества и хозяйственных операций согласно действующему законодательству.

     Сегодня  практически невозможно управлять  сложным экономическим механизмом  хозяйствующего субъекта без  современной и достоверной экономической  информации, которую дает четко  налаженная система учета. Поэтому  необходимо:

   1.Организовать научно обоснованную систему организации бухгалтерского учета, содействующую эффективному использованию всех ресурсов, улучшению отражения и анализа финансового и имущественного положения предприятий.

   2.Так  как в настоящее время к  системе бухгалтерского учета предъявляются повышенные требования в связи с ориентацией на Международные стандарты учета и отчетности, на обработку бухгалтерской информации с применением различны средств вычислительной техники. Необходимо с дальнейшем развитием теоретических и методологических положений учета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Закон “О бухгалтерском учете”.
  2. Стандарты бухгалтерского учета.
  3. В.К Радостовец, В.В Радостовец, О.И Шмидт “ Бухгалтерский учет на предприятие” – Алматы, 2002 год.
  4. В.В Радостовец, О.И Шмидт “Теория и отраслевые особенности бухгалтерского учета” – Алматы, 2002 год.
  5. Р.С Абдушукуров, Б.С Мырзалиев “Теория и практика бухгалтерского учета” – Алматы, 2007 год.
  6. Ж.К Абдрасимова “Бухгалтерский учет” – Караганда,2001 год.
  7. Б.С Мырзалиев, Т.К Бекжанова, Р.С Абдушукуров “Методика составления бухгалтерских проводок” – Алматы, 2007 год.
  8. К.Ж Жапаров, Е.И Ладаненко “Бухгалтерский учет в условиях рынка” – Алматы, 1998 год.
  9. Васючков Е.Ф., Сапа Т.И “1с предприятие 7.7,8 бухгалтерский учет для Казахстана ” – Алматы 2007 год.
  10. Б.С Мырзалиев, Р.С Абдушукуров “Основы бухгалтерского учета” – Алматы, 2006 год.
  11. Абдыкалыков Т.А. “Учет и аудит” - Алматы,2006 год.
  12. . П.С. Безруких, А.Н. Кашаев, Д.А. Рогулин  «Бухгалтерский учет».
  13. . Козлова Е. П, и др. Бухгалтерский учет. – Финансы и статистика, 1994 год.
  14. . Кирьянова З. В. Теория бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 1993 год.
  15. . Кондратков Н. П., Бухгалтерский учет. М.: ИНФРА-М-1996.
  16. . Сейткасимов Г.С., Шаяхметова К.О., Абдраимова Г.Т. Бухгалтерский учет и отчетность в банках. Алматы, «Каржы-Каражат». «Раритет»,2000.
  17. . Хендриксен Е.С., Ван Бреда М.Ф. Теория бухгалтерского учета. 1996 год.

Информация о работе Учет на предприятиях торговли и общественного питания