Учетная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 06:32, контрольная работа

Описание работы

Для подготовки в бухгалтерском учете полной, объективной и достоверной информации о своей финансово-хозяйственной жизни организация в начале предпринимательской деятельности должна сформировать учетную политику и в дальнейшем поддерживать ее в актуальном состоянии. Учетная политика является одним из основных документов, устанавливающих правила ведения в организации бухгалтерского и налогового учета

Содержание

План
Введение
Понятие, назначение и принципы учетной политики
Формирование учетной политики
3. Сроки разработки учетной политики
4. Законодательно-нормативная база
5. Структура учетной политики организации
6. Раскрытие учетной политики
8. Пример приказа учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Экономика предприятия.doc

— 196.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

План

Введение

Понятие, назначение и принципы учетной политики

Формирование  учетной политики

3. Сроки разработки  учетной политики

4. Законодательно-нормативная  база

5. Структура  учетной политики организации

6. Раскрытие  учетной политики

8. Пример приказа  учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения.

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 

Введение

         Для подготовки в бухгалтерском учете полной, объективной и достоверной информации о своей финансово-хозяйственной жизни организация в начале предпринимательской деятельности должна сформировать учетную политику и в дальнейшем поддерживать ее в актуальном состоянии. Учетная политика является одним из основных документов, устанавливающих правила ведения в организации бухгалтерского и налогового учета. Из всего многообразия способов ведения бухгалтерского учета организация избирает те, которые наилучшим образом обеспечивают учетный процесс и в результате использования которых формируется полная и достоверная картина ее финансового положения и финансовых результатов деятельности. При этом избранные способы ведения учета должны отвечать общепризнанным правилам. В ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» изложены основные принципы учета, ориентированные на международные принципы (непрерывности деятельности организации, осмотрительности, последовательности применения учетной политикии др.)

Учетная политика на разных предприятиях обязательно  будет отличаться, она дает возможность  выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов, формы бухгалтерского учета и др. Все это в целом составляет степень свободы организации в формировании учетной политики. Исходя из того, что бухгалтерский учет на предприятии осуществляться в определенном порядке, необходимо установить такой порядок, реализация которого бы, обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей. Таким образом, хозяйствующие субъекты разрабатывают и проводят собственную учетную политику. 
 
 
 
 
 

Понятие, назначение и принципы учетной политики

       Согласно пункту 2 ПБУ 1/2008 под  учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения  бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

      Главным назначением учетной политики является документальное подтверждение способов ведения учета, которые применяет конкретная организация. Действующими нормативно-правовыми актами предусмотрено право налогоплательщика произвести выбор способа учета отдельных хозяйственных операций из нескольких предложенных вариантов, а в ряде случаев установлена обязанность разработать соответствующий порядок самостоятельно.

      В зависимости от пользователя  учетной политики, она может быть  использована в следующих целях:

службой бухгалтерского учета - для обеспечения типовых  процедур ведения учета, стандартизации учетных процессов и совершенствования  технологии их осуществления, контроля за соблюдением норм бухгалтерского и налогового учета и достоверности  отчетности;

менеджментом  организации - для обеспечения соответствия деятельности стандартам качества, стандартизации учетных процессов и принятия управленческих решений;

внутренними и  внешними аудиторами- для осуществления  контроля за учетными процессами и  подтверждения достоверности отчетности;

прочими пользователями - для понимания отчетности и оценки отдельных ее показателей.

Учетная политика организации выполняет сразу  несколько функций.

Во-первых, учетная  политика представляет собой руководство  по организации и ведению учета внутри компании – правила, установленные для всех работников организации,

принимающих участие  в учетном процессе. Данная функция  приобретает особую актуальность для  организаций, имеющих обособленные подразделения, самостоятельно ведущие учет результатов своей финансово-хозяйственной деятельности. В этом случае качественная учетная политика часто выступает единственным способом надлежащей организации унифицированного учета.

Во-вторых, грамотно сформированная учетная политика –  это очень весомый аргумент для предотвращения или, по крайней мере, решения в свою пользу споров с налоговыми органами. Не секрет, что чем подробнее (в случае отсутствия противоречий с действующим законодательством) учетная политика определяет правила ведения учета в каждом конкретном случае, тем сложнее проверяющим оспорить правомерность их применения.

В-третьих, учетная  политика – это нередко и мощный инструмент оптимизации. Здесь уместно  оговориться, что учетная политика может обеспечивать не только оптимизацию  налогообложения, но и в очень многих случаях оптимизацию учетного процесса с точки зрения снижения его трудоемкости, повышения качества представления и группировки учетной информации и т.п.

          Ответственным за разработку  учетной политики, является лицо, на которое возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета. Таким лицом, как правило, является главный бухгалтер, если конечно ведение бухгалтерского учета не было передано специализированной сторонней организации или не осуществляется руководителем лично.

   Отсутствие у организации учетной политики может иметь достаточно серьезные последствия. Так в случае, если законодательство содержит альтернативные способы учета в конкретной ситуации, и налогоплательщик не закрепил один из них в учетной политике, налоговый орган выберет наиболее выгодный для бюджета способ и применит его к операциям налогоплательщика. Последствия таких действий налоговиков могут быть выражены в виде значительных доначислений налогов и соответствующих им размеров пени и штрафов.

Считать учетную  политику формальным документом категорически  ошибочно, т.к это чревато серьезными последствиями.

Учетная политика - это реальный инструмент управления организацией, на ее основе осуществляется финансовое и налоговое планирование деятельности организации, что позволяет существенно снижать налоговое бремя, повышать гибкость, оперативность и эффективность принимаемых управленческих решений. В то же время существует и другая сторона применения ее аспектов - внешние пользователи бухгалтерской отчетности, поскольку им должен быть ясен алгоритм расчета всех отчетных показателей. 
 

2. Формирование учетной политики

         Учетная политика формируется во всех организациях независимо их организационно-правовой формы путем выбора одного из допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету способов по конкретному направлению ведения бухгалтерского учета (при отсутствии нормативных документов - на основе самостоятельных разработок организации исходя из требований бухгалтерского учета)

  Формирование учетной политики каждой организации должно исходить из требований ее постоянства, соответствия национальной нормативной базе, своевременного извещения внешних пользователей учетной информации об изменениях учетной политики.

      Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации. Приказ руководителя организации об учетной политике является обязательным для исполнения всеми структурными подразделениями организации. При этом утверждается:

рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические  и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности:

          На основе системы  субсчетов, предусмотренной утверждённым Планом счетов и

Инструкцией по применению Плана счетов, организации определяют перечень используемых субсчетов, при необходимости объединения, исключая или добавляя новые субсчета, а также полную номенклатуру аналитических счетов и их кодовые обозначения. Рабочий план счетов, как правило, утверждается в качестве приложения к учетной политике.  

формы первичных  учетных документов, применяемых  для оформления фактов хозяйственной  деятельности, по которым не предусмотрены  типовые формы первичных учетных  документов регистров бухгалтерского учета, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности: Согласно ст. 9 Закона о бухгалтерском учете каждый первичный документ должен содержать обязательные реквизиты:

наименование  документа;

дату, когда он был составлен;

название организации, составившей документ;

содержание хозяйственной  операции;

измерители хозяйственной  операции в натуральном  и денежном выражении;

наименование  должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

личные подписи  этих лиц.

порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации:

В п. 2 ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском учете» указаны  случаи, когда проведение инвентаризации является обязательным:

при передаче имущества  в аренду, выкупе, продаже, а также  при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

при смене материально-ответственных  лиц;

при выявлении  фактов хищения, злоупотребления или  порчи имущества;

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при реорганизации  или ликвидации организации;

- в других  случаях, предусмотренных законодательством. 

способы оценки активов и обязательств:

К способам оценки и методикам бухгалтерского учета относятся порядок признания в учете активов и обязательств организации, способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, методики учета движения имущества и обязательств.

правила документооборота и технология обработки учетной информации:

Правила документооборота устанавливаются для упорядочения работы по созданию, контролю и использованию  в бухгалтерской деятельности первичных  учетных документов, своевременности  формирования данных бухгалтерской отчетности. Для этого формируется график документооборота, как составной элемент учетной политики организации, который входит в нее и утверждается руководителем.

порядок контроля за хозяйственными операциями.

Внутренний контроль за осуществляемыми организацией хозяйственными операциями может осуществляться специально созданной в этих целях службой внутреннего контроля. Она может быть представлена отделом внутреннего аудита или ревизионной комиссией. При отсутствии специальной службы контрольные функции обычно передаются одному из работников или равномерно распределяются между несколькими (всеми) работниками.

другие решения, необходимые для организации  бухгалтерского учета.          

       При этом именно закрепляемые в приказе об учетной политике методы оценки видов имущества и обязательств имеют определяющее влияние на оценку величин бухгалтерской отчетности организаций - информационной основы принятия управленческих решений внешними ее пользователями. Ведь именно основываясь на представленных в отчетности величинах оценки активов, финансовых результатов, доходов и расходов и т. п., внешние пользователи отчетности - кредиторы, акционеры, прочие контрагенты фирмы - будут формировать свое мнение о ее финансовом положении, то есть кредитоспособности, прибыльности, финансовой устойчивости и т. д.

Информация о работе Учетная политика