Учетная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 06:32, контрольная работа

Описание работы

Для подготовки в бухгалтерском учете полной, объективной и достоверной информации о своей финансово-хозяйственной жизни организация в начале предпринимательской деятельности должна сформировать учетную политику и в дальнейшем поддерживать ее в актуальном состоянии. Учетная политика является одним из основных документов, устанавливающих правила ведения в организации бухгалтерского и налогового учета

Содержание

План
Введение
Понятие, назначение и принципы учетной политики
Формирование учетной политики
3. Сроки разработки учетной политики
4. Законодательно-нормативная база
5. Структура учетной политики организации
6. Раскрытие учетной политики
8. Пример приказа учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Экономика предприятия.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

Приведенные положения  Федерального закона "О бухгалтерском  учете" раскрываются в ПБУ 1/2008 "Учетная  политика организации", утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

      Общие правила по формированию учетной политики могут быть сформулированы в следующих тезисах:

предметом учетной  политики являются хозяйственные операций, которые фактически осуществляются организацией или их осуществление  планируется в ближайшем будущем;

в учетной политике устанавливается порядок учета тех хозяйственных операций, для которых действующими нормативными актами допускается возможность выбора;

из нескольких допускаемых вариантов выбирается один наиболее подходящий способ учета, только после всестороннего рассмотрения последствий данного выбора;

степень детализации  выбранного порядка учета в учетной  политике обратно пропорциональна  степени детализации методики установленной  в соответствующих нормативных  актах;

способы учета  отдельных операций не установленные  нормативными актами, должны быть разработаны организацией самостоятельно и отражены в учетной политике;

необходимо изыскивать возможности сближения учетной  политики в целях бухгалтерского учета и налогообложения;

помимо методологии  учета, в учетной политике необходимо так же закрепить отдельные организационно-технические вопросы, такие как рабочий план счетов, порядок проведения инвентаризации, график документооборота, формы не унифицированных первичных документов и т.д.

        В соответствии с пунктом 7 ПБУ 1/2008 при формировании учетной политики по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством РФ и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

      Основными принципами учетной политики считаются полнота, своевременность, непротиворечивость, рациональность, последовательность, сопоставимость, осмотрительность, приоритет содержания перед формой, имущественная обособленность организации.

      Полнота означает необходимость отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности.

      Своевременность означает необходимость отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности.

      Непротиворечивость означает необходимость совпадения данных аналитического и синтетического учета.

      Рациональность означает, что затраты на ведение бухгалтерского учета должны быть 
обоснованными, осуществляемыми соразмерно условиям хозяйственной деятельности и количеству сотрудников организации.

      Последовательность. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. При этом учетная политика на предстоящий год подлежит ежегодному раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год. Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.

       Сопоставимость. В целях соблюдения данного принципа изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

       Осмотрительность, состоящая в приоритете признания организацией своих расходов и обязательств перед возможными доходами.

       Приоритет содержания перед формой. При учете операций первостепенную роль играет их экономическое содержание.

      Имущественная обособленность организации, означающая, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций.

      По общему правилу в учетной политике отражаются лишь те вопросы, в отношении которых в законодательстве содержится несколько возможных вариантов решения.

В отношении таких вопросов правоприменитель имеет право выбрать один из таких вариантов. Если же тот или иной вариант решается в законодательстве однозначно, он не требует отражения в учетной политике организации. Например, нормы Федерального закона «О бухгалтерском учете» обязательны для всех организаций при осуществлении бухгалтерского учета, поэтому в учетной политике не надо указывать, что она осуществляется в соответствии с требованиями данного Федерального закона. 

3. Сроки разработки учетной политики

       Как правило, разработка учетной  политики на новый финансовый  год заканчивается к концу  декабря уходящего года и в  этом же месяце утверждается. Необходимо учесть, что срок утверждения учетной политики должен быть таким, чтобы все работники организации, которых непосредственно затрагивают положения разработанных документов, успели с ними ознакомиться.

       Если же организация только  создается, то утвердить учетную политику ей нужно до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации в качестве юридического лица. В этом случае считается, что фирма применяет учетную политику с момента государственной регистрации. 

4. Законодательно-нормативная база

В настоящее  время основными законодательными актами в формировании и применении учетной политики являются:

- Федеральный  закон  "О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ"

от 21.11.1996 N 129-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.02.1996)

- Налоговый кодекс Российской Федерации

- Приказ Минфина  РФ от 06.10.2008 N 106н (ред. от 11.03.2009)"Об  утверждении положений по бухгалтерскому  учету" (вместе с "Положением  по бухгалтерскому учету "Учетная  политика организации" (ПБУ 1/2008)"

      Закон о бухгалтерском учете и Положение по ведению бухгалтерского учета регулируют общие вопросы формирования учетной политики организации.

      С 1 января 2002 г. применяется План  счетов бухгалтерского учета  финансово-хозяйственной деятельности  организации, утвержденный Приказом Минфина России от

31 октября 2000 г. № 94н (действует с учетом  изменений и дополнений, внесенных  Приказом Минфина России от 7 мая  2003 г. № 38н и от 18 сентября 2006 года № 115н.)

Руководствуясь  этим Планом, организация составляет рабочий план счетов. В рабочем плане счетов указываются синтетические счета, на которых будут отражаться совершаемые организацией операции. Номера, название, структура и назначение счетов рабочего плана должны соответствовать общему Плану. К синтетическим счетам организация может открыть субсчета.

В Инструкции по применению Плана счетов содержатся разъяснения относительно порядка ведения организациями аналитического учета.

      В пункте 2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ  указывается, что первичные учетные  документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в указанном пункте.

       Разрабатывать формы собственных первичных документов по учету хозяйственных операций можно, ориентируясь на формы, утвержденные Госкомстатом, путем включения в эти образцы дополнительных реквизитов. Формы первичных документов, разработанные организацией, необходимо утвердить в учетной политике. 
 
 

5. Структура учетной политики организации

       Учетная политика в целях бухгалтерского  учета и налогообложения, обычно  состоит из трех частей: общие  положения, методический раздел  и организационный раздел. В разделе «Общие положения» содержатся сведения об организации, нормативной базе, послужившей основой разработки учетной политики, основных принципах ведения бухгалтерского и налогового учета и составления отчетности, случаях отступления от них.

      В «Методическом разделе» устанавливается порядок учета хозяйственных операций, по отдельным участкам учета. Здесь отражаются только те учетные аспекты, которые относятся к деятельности конкретной организации и для которых предусмотрен выбор способа учета , либо данный способ необходимо разработать самостоятельно. Например, если организация не осуществляет и не планирует в следующем году осуществлять лизинговые операции, то следовательно нет необходимости рассматривать в учетной политике способы оценки лизингового имущества, порядок начисления по нему амортизации и т.д.

       В «Организационном разделе»  устанавливаются условия позволяющие  реализовать требования и правила  бухгалтерского и налогового  учета (рабочий план счетов, формы  первичных учетных документов, порядок  и сроки проведения инвентаризации, уровень централизации учета, правила документооборота и технология обработки учетной информации и т.д.).

Структура учетной  политики для целей бухгалтерского, налогового и управленчекого учета  организаций.                                                             

                                                                                                                                  Таблица 1

Наименование  раздела учетной политики Структурное содержание элементов учетной политики экономического субъекта
Бухгалтерский учет Налоговый учет Управленческий  учет
1.Общие  положения  Раздел  должен содержаться в учетной  политики для всех видов учета. Рекомендуемое  содержание раздела: обоснование цели учетной политики; конкретизация терминов и определений, содержащихся в учетной политики, краткий обзор нормативных документов.
2.Методологический  раздел  1.Порядок (способ  ведения) ведения бухгалтерского  учета 

2.Определение  методологии ведения учета по  следующим объектам:

-активы организации;

-обязательства  организации.

3.Определение  порядка оценки активов и обязательств.

4.Конкретизация  порядка отражения активов и  обязательств в бухгалтерской  отчетности и утверждение порядка  ее представления 

5.Порядок проведения  инвентаризации

6.Порядок внутреннего  контроля за операциями 

1. Определение  порядка признания доходов и  расходов для целей налогообложения.

2.Утверждение  методики оценки активов и  обязательств в налоговом учете.

3. Конкретизация  методологии определения налогооблагаемой базы по различных налогам в соответствии с законодательством

1. Определение  способа ведения управленческого  учета в зависимости от структуры  организации.

2. Утверждение  порядка учета затрат и методики  их списания.

3.Установление  перечня центров затрат.

4.Утверждение  перечня статей калькуляции.

5.Выбор способов  учета и оценки активов и  обязательств, а также определение  порядка распределения расходов

6.Установление  методологии ценообразования  

3.Организационно-технический  раздел 1.Утверждение  организационной структуры.

2.Разработка  и утверждение регистров бухгалтерского  учета и внутренней отчетности

3. Утверждение  рабочего плана счетов

4.Обоснование  и отражение порядка внесения  изменений в учетную политику.

1.Утверждение  регистров налогового учета 

2. Утверждение  форм налоговой отчетности и  утверждение порядка и сроков  ее представления в налоговые  органы

1.Утверждение  регистров управленческого учета.

2.Определение  лиц, ответственных за ведение  управленческого учета

3.Утверждение  форм внутренней управленческой отчетности и других регистров управленческого учета

 

6. Раскрытие учетной политики

    Бухгалтерская  отчетность является поставщиком  информации о компании прежде  всего для внешних пользователей,  поскольку у них нет права  в отличие от менеджмента компании затребовать нужные им сведения. Объем бухгалтерской отчетности постоянно растет в связи с постоянными изменениями и усложнением деловой среды, в которой функционирует бизнес. Кроме того, меняется и тип запрашиваемой информации.

    Согласно  п. 6.4 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (1997 г.) и п. 33 ПБУ 4/99 информация должна быть сравнима. Заинтересованные пользователи должны иметь возможность сопоставлять информацию об организации за разные периоды времени для того, чтобы раскрыть тенденции в ее финансовом положении и финансовых результатах деятельности. Пользователи должны также иметь информацию о разных организациях, чтобы сравнить их финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения в финансовом положении. Выполнение этого требования обеспечивается путем раскрытия учетной политики в бухгалтерской отчетности. Таким образом до заинтересованных пользователей доводится информация о принятой в организации учетной политике, любых изменениях в такой политике и влиянии этих изменений на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации. От правильного раскрытия учетной политики во многом зависит экономическая эффективность деятельности организации по всем ее направлениям.

    Раскрывать  учетную политику в бухгалтерской отчетности должны не все организации, а лишь те, которые публикуют свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе (п. 3 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Публикация представляет собой разновидность распространения информации, когда она направлена на ее получение неопределенным кругом лиц путем размещения в печатных источниках. Так, согласно абзацу третьему ст. 16 Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для представления заинтересованным пользователям.

    В  соответствии со ст. 16 Закона №  129-ФЗ в обязательном порядке раскрытию подлежит годовая отчетность открытых акционерных обществ (ОАО), банков и других кредитных организаций, страховых организаций, бирж, инвестиционных и иных фондов, создающихся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов). То же требование закреплено п. 3 ст. 88, ст. 92 Федерального закона от 26.12.95 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Порядок публикации годовой бухгалтерской отчетности ОАО утвержден приказом Минфина России от 28.11.96 г. № 101.

Информация о работе Учетная политика