Управление конкурентоспособностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 01:58, курсовая работа

Описание работы

В связи со становлением рыночных отношений в Беларуси начинают формироваться свободные рынки, где управление потоками продукции осуществляется только за счет конкуренции. В настоящее время понятие конкурентоспособности на свободных рынках уже существует, однако отсутствует единый подход в определениях и расчетах уровня конкурентоспособности той или иной продукции. Отсутствует и единый подход к управлению конкурентоспособностью продукции на предприятии.

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 4.22 Мб (Скачать)


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ

1.1 Сущность управления конкурентоспособностью продукции

В связи со становлением рыночных отношений в Беларуси начинают формироваться свободные рынки, где управление потоками продукции осуществляется только за счет конкуренции. В настоящее время понятие конкурентоспособности на свободных рынках уже существует, однако отсутствует единый подход в определениях и расчетах уровня конкурентоспособности той или иной продукции. Отсутствует и единый подход к управлению конкурентоспособностью продукции на предприятии.

Существуют различные трактовки понятия конкурентоспособности продукции. Одним из простейших в структурном отношении определений является  определение,  в  соответствии  с которым  под   конкурентоспособностью  продукции  понимается   совокупность  качественных  и  стоимостных  его характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности потребителя [17, c.55]. 

Конкурентоспособность продукции может представлять  свойство продукта, имеющего определенную долю  соответствующего  рынка,  которое характеризует, степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов [8, c.137].

Таким образом, конкурентоспособность продукции представляет собой совокупность стоимостных и качественных характеристик продукции, обеспечивающее ей конкурентное преимущество по сравнению с продукцией фирм-конкурентов. Иначе: конкурентоспособным считается товар, у которого совокупный полезный эффект на единицу затрат выше, чем у остальных, и при этом величина ни одного из критериев не является неприемлемой для потребителя.

Как было сказано выше, в настоящее время отсутствует единый подход к управлению конкурентоспособностью продукции. Отсутствует и единое определение данного понятия. 

В общем, управление представляет собой целенаправленное воздействие на организованную систему, обеспечивающее сохранение ее определенной структуры, поддержание режима и цели деятельности [8, c.584]. Также под управлением понимается целенаправленное, сознательное воздействие управляющего объекта на субъект управления, осуществляемое с целью направить его действия в нужное русло и получить желаемый результат [2, c. 138].

Управление  конкурентоспособностью продукции – последовательная реализация функций управления с целью формирования свойств продукции, обеспечивающих ей конкурентное преимущество по сравнению с товарами – конкурентами.

Процесс управления конкурентоспособностью предприятия включает в себя следующие действия: мониторинг конкурентной среды и оценку конкурентной ситуации в отрасли и на рынке; диагностика конкурентоспособности предприятия и его основных соперников; конкурентное позиционирование предприятия – выбор стратегических хозяйственных подразделов с преимуществами в конкурентной борьбе; разработка концепции и стратегии управления конкурентоспособностью предприятия; реализация конкурентной стратегии предприятия.

Существуют различные подходы к рассмотрению понятия управления конкурентоспособности предприятия.

Так, системный подход заключается в рассмотрении объектов как многокомпонентных систем, представляющих совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, вносящих свой вклад и влияющих на результат функционирования и использования объекта. Необходимость применения системного подхода при изучении объектов, состоящих из разных взаимосвязанных частей, обусловлена тем обстоятельством, что в таких объектах проявляется принцип эмерджентности, в соответствии с которым, совокупный объект обладает качествами, не присущими каждому из составляющих его элементов, рассматриваемых в отдельности, изолированно друг от друга.

Ситуационный подход концентрируется на том, что применение различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку количество факторов, оказывающих влияние на организацию, велико, то не существует единого способа наилучшим образом управлять объектом. Самым эффективным в конкретной ситуации является метод, который, более всего, соответствует данной ситуации.

С позиции процессного подхода управление конкурентоспособностью предприятия представляет собой процесс реализации определенной совокупности управленческих функций: планирования, организации, мотивации, контроля и анализа.

Функция  планирования сводится к определению соотношения между плановыми и фактическими показателями, обеспечивающими необходимый уровень конкурентоспособности продукции.

Функция организации управления конкурентоспособностью заключается в установлении эффективных связей между всеми подразделениями организации.

Необходимой является и мотивация работников, побуждающая персонал эффективно работать над вопросами конкурентоспособности продукции.

Заключительным этапом управления конкурентоспособностью является контроль и анализ, необходимые для оценки выполнения поставленных задач.

Последовательная реализация данных функций, по отношению к конкурентоспособности продукции, будет образовывать сущность управления данной экономической категорией и позволит товаропроизводителю наделить продукцию свойствами, наиболее адаптированными к потребительским предпочтениям.

1.2.           Факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции

Конкурентоспособность товаров зависит от ряда факторов, как внешних, определяемыми макро- и микросредой предприятия, так и внутренних.

К внешним факторам конкурентного преимущества товара относятся:

-                     уровни конкурентоспособности страны, отрасли, регионы, предприятия;

-                     сила конкуренции на рынке товаров;

-                     сила конкуренции на входе в производственные системы среди поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, информации;

-                     сила конкуренции среди товарозаменителей;

-                     появление новых потребностей;

-                     уровень организации производства, труда и управления у посредников и производителей товаров;

-                     активность контактных аудиторий (общественных организаций, обществ потребителей, средств массовой информации).

К внутренним факторам конкурентного преимущества товара относятся:

                  патентоспособность (новизна) конструкции (структуры, состава) товара;

                  рациональность организационной и производственной структур предприятия;

                  конкурентоспособность персонала предприятия;

                  прогрессивность технологических процессов, оборудования и информационных технологий;

                  уровень активизации инновационно-инвестиционной деятельности на предприятии;

                  уровень системы управления (менеджмента);

                  обоснованность миссии предприятия с точки зрения ориентации его на достижение конкурентоспособности товаров.

Основными факторами конкурентоспособности товара являются [5, 220]:

-                     цена потребления товара, которая определяется суммой цены продаж и издержек у потребителя этого товара за весь нормативный срок его эксплуатации;

-                     уровень качества товара (в сравнении с товаром конкурирующих предприятий);

-                     соотношение цены потребления товара (полных расходов потребителя по приобретению и потреблению товара в течение всего срока его эксплуатации) и качества товара;

-                     неценовые факторы и прежде всего качество сервисного обслуживания товара;

-                     сводные параметрические индексы конкурентоспособности товаров по их техническим, экономическим, сбытовым и сервисным параметрам, которые в наибольшей степени интересуют покупателя [26, с. 72].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО «ЭЛЕМА»

2.1 Общая характеристика ОАО «Элема»

ОАО «Элема» создано 1 января 1996 года на базе Минского производственного швейного объединения им. Н.К. Крупской. В своей деятельности предприятие руководствуется Гражданским Кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» от 09.12.1992 г. и другими законодательными актами Республики Беларусь.

Форма собственности – частная. В соответствии с Уставом предприятия основными видами деятельности ОАО «Элема» являются:

   производство товаров народного потребления;

   оптовая и розничная торговля товарами народного потребления;

   оказание бытовых услуг населению;

   оптовая торговля за иностранную валюту;

   организация фирменной торговли.

Управление ОАО «Элема» осуществляют: общее собрание акционеров, правление, директор и дирекция. Директору непосредственно подчинены подразделения основного производства и функциональные основные отделы. Производственная структура включает склад сырья, экспериментальный цех, дизайн-центр, подготовительный цех, раскройный цех, швейные цеха, склад готовой продукции. Помимо производственных подразделений предприятие имеет столовую, ясли-сад, жилищно-коммунальное хозяйство, дом культуры, оздоровительный лагерь, салон-магазин, фирменные магазины в городах Бобруйск, Гродно, Витебск, Минск.

На сегодняшний день ОАО «Элема» является одним из самых технически оснащенных предприятий легкой промышленности Республики Беларусь. Производство высококачественных изделий осуществляется на высокопроизводительном технологическом оборудовании, обновление которого на фабрике происходит постоянно. Только в течение нескольких последних лет была установлена новая транспортная система типа «Kannegiesser», обновлено утюжильно-прессовое оборудование «Sussman», «Test», «Veit».

ОАО «Элема» является одним из ведущих предприятий по производству женской и мужской верхней одежды в Республике Беларусь. В ассортиментный ряд входят зимние и демисезонные пальто, полупальто, куртки, костюмы, жакеты, брюки, юбки и платья. Ежегодный объем производства составляет 650 – 700 тыс. швейных изделий. Ежегодно, на основании проводимых маркетинговых исследований и результатов оптовых ярмарок, формируются обновленные на 75 % перспективные осенне-зимняя и весенне-летняя коллекции одежды, которые содержат 200 – 250 моделей. Вся коллекция разделена на группы: молодежная, средняя, мужская и группа одежды больших размеров. Товарный ассортимент ОАО «Элема», группируется по торговым маркам (линиям). Вся коллекция товаров ОАО «Элема» включает три торговые марки: Элема – классическая линия; MensLine – мужская линия одежды; Your line – женская молодежная линия.

«Элема» является одной из немногих компаний, прошедшей сертификацию для пошива детской одежды для компании «Marks & Spencer». Среди партнеров – такие известные бренды, как "BHS", "Next", "Debs", "Laura Ashley", "House of Fraser" и т.д. «Элема» сотрудничает с ведущими компаниями Великобритании, Франции, Германии, Швеции, Нидерландов, стран Балтики и СНГ (Россия, Украина). 

2.2 Анализ и оценка конкурентоспособности продукции предприятия

Открытое акционерное общество «Элема» – крупнейший производитель верхней одежды на территории Республики Беларусь. Все более актуальными для рынка потребителей продукции становятся изделия для покупателей бизнес-класса, предпочитающих эксклюзивные изделия из высококачественных материалов, выражающие готовность платить высокую цену за эксклюзивность и качество продукции. В 2011 г. продолжена работа по разработке и продвижению брэнда «Элема-эксклюзив». Вместе с ростом спроса на продукцию высокого класса, остаются востребованными изделия для покупателей эконом-класса. Однако, увеличение объемов продаж для этой категории покупателей возможно лишь при сохранении уровня цен на этот вид продукции для продвижения в условиях жесткой конкуренции, созданной изделиями, произведенными в других странах из недорогого сырья местных производителей текстиля.

Доля предприятия на различных рынках и динамика реализации продукции на рынках представлена следующим образом (таблица 2.1).

Таблица 2.1 – Доля ОАО «Элема» на различных рынках и динамика реализации продукции на рынках за 2008 – 2010 гг.

Регион

Ед. изм.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Республика Беларусь

%

31,4

31,7

34,8

              в том числе фирменная торговля

%

24,3

26,0

28,0

              торгующие организации Минторга

%

4,6

3,2

4,2

              организации потребкооперации

%

2,5

2,5

2,6

Страны СНГ

%

18,8

20,8

20,9

              в том числе РФ

%

18,5

20,0

20,1

-          из них г. Москва

%

4,2

4,1

3,9

Страны дальнего зарубежья

%

49,8

47,5

44,3

 

 

 

 

Информация о работе Управление конкурентоспособностью