Управление конкурентоспособностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:18, контрольная работа

Описание работы

Определение доли рынка, контролируемой предприятием, является одной из основных задач любого участника рыночных отношений. Для анализа рыночной доли целесообразно использовать количественную и качественную оценки, характеризующую величину рыночной позиции и основные факторы, под влиянием которых эта позиция формируется.

Содержание

Рыночные доли предприятий их анализ и расчёт.
Задача № 1– «Оценка эффективности конкуренции».
Задача № 2 – «Оценка конкурентоспособности продукции».
Задача № 3 – «Оценка конкурентоспособности предприятия по конкурентным факторам успеха».
Задача № 4 – «Оценка конкурентоспособности предприятия с помощью рейтинга».
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

конкурентоспособность семестровое.docx

— 62.56 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ДОНБАССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра экономики  и финансов

 

 

 

 

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ  ЗАДАНИЕ

по дисциплине: «Управление конкурентоспособностью»

Вариант 15

 

 

 

 

 

                                                                               Выполнила: ст. гр. ЭП – 10-1

                                                                                             Маркевич В.Ю.

                                                                          Проверил: Белозерцев Р.В.

 

 

 

 

 

 

Алчевск, 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Рыночные доли предприятий их анализ и расчёт.
  2. Задача № 1– «Оценка эффективности конкуренции».
  3. Задача № 2 – «Оценка конкурентоспособности продукции».
  4. Задача № 3 – «Оценка конкурентоспособности предприятия по конкурентным факторам успеха».
  5. Задача № 4 – «Оценка конкурентоспособности предприятия с помощью рейтинга».
  6. Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 РЫНОЧНЫЕ ДОЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ  ИХ АНАЛИЗ И РАСЧЁТ

 

Определение доли рынка,  контролируемой предприятием,  является одной из основных  задач любого участника рыночных отношений. Для анализа рыночной доли целесообразно использовать количественную и качественную оценки,  характеризующую величину рыночной позиции и основные факторы,  под влиянием которых эта позиция формируется.

Расчет  долей рынка предполагает,  что предприятие точно определило свой базовый рынок,  т.е.  множество товаров, марок, или фирм которые являются для него конкурирующими и работающие с такой же продукцией. После того как базовый рынок определен, доля рынка для предприятия А рассчитывается по простой формуле:

Доля  предприятия А =

Смысл измерения  доли рынка состоит в том, чтобы исключить влияние внешних факторов, которые оказывают одинаковое воздействие на все конкурирующие предприятия, и благодаря этому дать возможность более точно и правильно оценить конкурентную силу каждого из них. 

Определение доли рынка имеет определенную степень условности и не может гарантировать 100%-ной точности,  так как этот процесс связан со статистическими методами,  носящими вероятностный характер.  Поэтому при получении подобной информации из одного источника  по возможности следует сопоставлять полученные результаты с данными из иных доступных источников с целью корректировки имеющейся информации.

Для определения  доли рынка мировые маркетинговые агентства предлагают 8 основных методов: 

1. Розничный  аудит —  измерение относительной доли продаж различных товаров,  используя данные продаж репрезентативной выборки розничных магазинов. При этом сопоставляются продажи собственного товара с собственной представленностью среди конкурентов,  затем,  используя коэффициент эластичности, рассчитываются остальные участники рынка. Проводится обычно ежемесячно или 1 раз в 2 месяца. Использование этого метода требует сильного математико-статистического аппарата и глубокого знания рынка.  Недостаток этого метода в том,  что он не позволяет учитывать объемы запасов товара у конечного потребителя. 

2. Дневниковая  потребительская панель — используя постоянную выборку респондентов (панель),  с помощью дневника фиксируются все покупки,  сделанные участниками панели. Полученные данные переводятся в относительные доли продаж товаров — доли рынка. Дневниковые записи используются многими предприятиями в США. Как правило,  такие панели сбалансированы по показателям размера семьи,  возраста главы семьи, семейного дохода и географии. 

3. Сканнер-панель  аналогична предыдущему методу,  за исключением способа фиксации покупок.  В данном случае респондентам выдается идентификационная карточка (или используется кредитная карточка респондента). Человек предъявляет (использует)  карточку при оплате покупок в магазине, использующем сканнер штрих-кода.  К данным,  считанным сканером прикрепляется код респондента.  В отличие от первого метода,  сканнер-панель позволяет оценить продажи внутри различных сегментов потребительского рынка.  Но этот метод применим только в странах с очень высокой степенью автоматизации торговли. 

4. Опрос  предпочтений —  респондентов напрямую спрашивают,  какие товары и как часто они покупают — частота покупок умножается на среднюю покупку. Часто опрос также включает измерение узнавания определенных марок и отношения к ним. 

5. Парный  опрос предпочтений — сопоставляются  пары предприятий, из которых респондент должен выбрать одно. Полученные баллы —  количество «побед» предприятий в сравнениях используется в соответствующей формуле.  Сопоставив 2  или 3  раза полученные оценки долей и оценки, полученные другими методами (например, 1-м — более дорогим и точным),  выводится коэффициент поправки.  При последующих волнах исследований метод парных предпочтений с учетом коэффициента поправки дает достаточно точные результаты при небольших расходах. 

6. Шпионаж  за персоналом конкурентов —  зная приблизительно продуктивность труда в отрасли и количество рабочих,  занятых на производстве у основных конкурентов,  можно оценить объемы производства конкурентов,  умножив продуктивность труда на количество рабочих. 

7. Шпионаж  за сырьем —  зная затраты сырья на единицу продукции и объемы закупок сырья конкурентами,  можно оценить объемы производства конкурентов,  разделив объем закупок сырья на затраты сырья на 1  единицу продукции. Этот метод удобно использовать при централизованных поставках сырья на рынке. 

8. Шпионаж  за сбросом отработанного материала —  зная выход отработанного материала за единицу товара в среднем и объемы производственных отходов конкурентов,  можно рассчитать объем производства конкурентов,  разделив объем производственных отходов на отходы на единицу продукции. 

В секторе  потребительских товаров ассоциации потребителей и дилеры весьма детально информируют об эволюции долей рынка по регионам, сегментам, сбытовым сетям.  Эти данные позволяют реализовать более тонкие методы исследования, особенно в отношении динамики долей рынка.  Парфитт и Коллинз показали,  как разделить долю рынка на несколько компонент для проведения более глубокого анализа.

—    Уровень проникновения -  это процент покупателей предприятия X  от общего числа покупателей,  приобретающих товары определенной категории,  к которой принадлежит данное предприятие.

— Уровень эксклюзивности определяется как доля покупок исследуемого предприятия среди общих покупок всех покупателей предприятия X. Этот уровень является мерой приверженности,  проявляемой к предприятию X  при условии,  что у покупателей имеется возможность разнообразить свои покупки и приобретать различную продукцию у других предприятий.

— Уровень интенсивности сравнивает среднее количество,  закупаемое покупателем предприятия Х,  со средним количеством,  закупаемым в расчете на одного покупателя в данной категории товаров.

Через эти  три компонента можно выразить долю рынка для предприятия:

Доля  рынка = Уровень проникновения * Уровень  эксклюзивности * Уровень интенсивности

Чтобы выразить долю рынка в стоимостном выражении, следует ввести индекс относительной цены:  отношение средней цены в предприятии   к средней цене по всем конкурирующим предприятиям.

Такое определение  доли рынка может применяться очень широко.  Оно,  в частности, позволяет идентифицировать различные причины наблюдаемых изменений доли рынка. Так, возможны следующие объяснения падения доли рынка:

— предприятие теряет потребителей (снижается уровень проникновения),

—   покупатели отводят рассматриваемому предприятию меньшую долю в общих закупках товара (снижается уровень эксклюзивность),

—     покупатели данного предприятия закупают предлагаемую продукцию  в меньших количествах по сравнению со средними количествами, приобретаемыми покупателями товара (более низкий уровень интенсивности).

Измерение доли рынка может использоваться в двух различных    целях: (а)  как индикатор эффективности в конкурентной борьбе и (б)  как индикатор конкурентного преимущества.  В первом случае доли рынка следует рассчитывать при возможно более мелком разбиении рынка, например по сегменту,  сбытовой сети или региону.  Во втором случае более агрегированная база деления представляется — предпочтительнее, так как она позволит четче выявить уровень рыночной силы,  достигнутый предприятием,  и возможности для экономии на масштабе или эффектах опыта.

Информация  о доли рынка в сочетании с  другими данными позволяет оценить количественные и качественные показатели деятельности предприятия. К количественным показателям относятся объем продаж предлагаемой продукции,  объем выручки, величина производственных затрат и т.д.  В совокупности с другими данными информация о доли рынка дает представление о качественных характеристиках деятельности предприятия по сравнению с основными конкурентами:  структуре продаваемой продукции, размерах выручки в расчете на одного потребителя, объемах производственных затрат в расчете на потребителя и т.д. В общем виде данные о доли рынка выступают одним из базовых показателей для анализа достигнутых результатов, разработки и корректировки прогнозов и текущей оценки эффективности деятельности предприятия.

Анализ  доли рынка начинает помогать в развитии предприятия,  только если он проводится периодически и за достаточно длительные промежутки времени. При этом необходимо учитывать,  что на объективность расчетов сильно влияют сложность получения полной и достоверной информации по рынку,  несовершенство антимонопольного законодательства Украины,  необходимость постоянного отслеживания поведения конкурентов,  частое отсутствие опыта в проведении исследований и расчетов доли рынка в Украине у тех,  кто собирается проводить эту работу.

Для анализа  рыночной доли существует много походов,  но,  несомненно,  приоритетным является двухшаговый анализ,  на первом этапе которого проводится количественная оценка рыночной доли, а на втором этапе определяются и оцениваются качественные характеристики, под влиянием которых эта доля формируется.

Для проведения количественного анализа рыночной доли предприятия следует рассчитать емкость рынка исследуемой продукции и определить часть рынка, контролируемую предприятием на основе сравнения фактического объема продаж со значением емкости рынка.

Проведение  качественного анализа рыночной доли предприятия предполагает выполнение следующих задач:

-  анализ  потребительских предпочтений на исследуемом рынке.  При этом оцениваются как индивидуальные предпочтения,  намерения совершать   покупки у определенного предприятия в будущем.  Характеристики продукции оцениваются с точки зрения важности их для потребителей.  Рассчитываются уровни узнаваемости, приобретения и доверия отдельным предприятиям.  Кроме того,  определяется уровень охвата потребителей,  уровень их лояльности к продукции,  а также уровень интенсивности ее потребления;

- анализ  рыночной доли с использованием  модели Парфитта и Коллинза. Дает более глубокий анализ основных факторов,  под влиянием которых складываются рыночные доли каждого участника,  и позволяет определить рычаги изменения этих долей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧА  № 1

Оценка  интенсивности конкуренции

 

На рынке  производителей кондитерских изделий  Украины, ведущими являются несколько  кондитерских фабрик. Основное соперничество  происходит именно между ними. По данным таблицы 1.1 рассчитать:

– индекс концентрации и оценить уровень  концентрации в отрасли;

– четырёх  частичный показатель концентрации;

– индекс Херфиндаля и оценить уровень  рыночной власти в отрасли.

 

Таблица 1.1 – Исходные данные

Предприятие

Объём реализации предприятия, ден. ед.

Доли предприятия, %

1

41,89

2,76

2

86,5

5,7

3

229,63

15,13

4

233,85

15,41

5

112,37

7,4

6

84,36

5,56

7

28,17

1,85                                                                                                                                                                         

8

238,6

15,72

9

243,32

16,03

10

219,25

14,44                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

1517,94

100

Информация о работе Управление конкурентоспособностью